Французский язык забавный. Не могу представить, как на нём можно ругаться, или командовать войсками. Хотя Наполеон умудрялся, но всё же. Понимаю, что французский — язык дипломатов и историков, но ничего не могу поделать, иногда смешно. Особенно, когда выглядит как детский лепет. Вот например — Лапопи… ути-пути Лапопи. А ведь так называется один из самых популярных средневековых городков в Гаскони, в той части провинции, которая с незапамятных времён называется Кьерси. Полное название Сен-Сирк-Лапопи, забавно. Но ведь ещё интереснее, что феодальная династия, главный город которой был здесь, тоже была Лапопи. В Кьерси всего было четыре виконства, но три других звучат посерьёзнее — Гурдоны, Кастельно и Кардайяки. А эти — Лапопи, комично и всё тут.
На самом деле виконты Лапопи были довольно сильной фамилией, построили несколько замков и крепостей, один другого сильнее, возвышавшихся на холмах вокруг. Не осталось от них практически ничего, к сожалению. Из-за важного стратегического значения город часто подвергался нападению, но почти всегда выстоял. Не поддался и англичанам, которые долго хозяйничали в этих местах. Интересно, что жители до сих пор не принимают названия «Столетняя война», она здесь называется «Британская война». Сломался город только во время религиозных войн, крепостью овладевали то протестанты, то католики, то вообще лесные разбойники. Поэтому Генрих IV в. 1580 году и приказал крепость снести.
Такому названию городка должна соответствовать и детско-сказочная реальность картинки. Так оно и есть. Дорога долго извивается среди густых лесов национального заповедника Кос дю Кьерси, пока неожиданно в конце очередного поворота перед вами не возникает сказочный пейзаж, почти страна Нарния.
С извилистой рекой Лот, шлюзами, мельницами
и скалистым выступом над рекой, где когда-то и была крепость, а сейчас только смотровая площадка.
Очаровательное место, милый средневековый городок, но мало ли таких во Франции? Сен-Сирк-Лапопи повезло, дважды попал под «раскрутку». Сначала городок притянул художников. Не сильно ТОПовых, не мировых-известных. Те — в Прованс. Когда импрессионисты разрисовали во всех видах свой новый дом, подтянулись авангардисты, символисты, сюрреалисты которых знали, среди них — Макс Эрнст, Пьерр Даура, Анри Мартэн в живописи. Ман Рэй в фотографии. Андре Бретон в литературе. Сформировался дачный посёлок творческой интеллигенции.
Творческие люди разбросанные, требуют руководства. Появился и организатор — Эмиль Жозеф Рино, коллекционер и антиквар, владелец аукционов и галерей. После него в Сен-Сирк-Лапопи остался даже музей, где произведения искусства от античности до начала XX века, памятники искусства Африки, Океании и Азии, антикварная мебель. Музей находится в этом укреплённом особняке XV-го века, который стоит на краю скалы над обрывом.
Кроме музея Рино в городке много галерей, некоторые художники живут здесь и сейчас, есть также Центр современного искусства Жоржа Помпиду. Во второй половине XX века городок посещало уже примерно 10–15 000 туристов в год.
Но феей, махнувшей палочкой и в одночасье изменившей судьбу Сен-Сирк Лапопи стал другой человек, тележурналист Стефан Берг. После 2000 года на французском телевидении начался цикл передач о маленьких поселениях. Берг сделал настолько яркий репортаж, что Сен-Сирк Лапопи стал хитом. Жителей бесперебойно приглашали на разные ток-шоу, выигрывались всевозможные национальные конкурсы, городок стал призером конкурсов «Самая любимая деревня Франции» и «Самая красивая деревня Франции»
Успех и известность свалились как снег на голову жителям деревни, а вместе с ними и 500 000 туристов в год. То есть по 2 304 тур-единицы на каждого жителя, ибо их сейчас 217.
А зимой их количество опускается до 70. Но кто же будет не рад туристам из разных уголков света, которые спускают на отели, рестораны и сувениры «очень много» евро?
Как следствие — куча всяких ресторанчиков и сувенирных лавок, продающих магнитики, брелки, чашки с видами замков и музеев, фигурки рыцарей, ангелочков и прочую шелуху китайского производства.
Но это только дань туристу на потоке, а на самом деле между такими магазинчиками можно найти ремесленные лавки, торгующие деревянными, медными, керамическими и кожаными изделиями, деликатесами, фуа-гра, вином из Каора. Встречается и «Музей шафрана», и настоящая гусиная ферма. Местные промыслы, уходящие в глубь веков, процветают и это здорово.
Эти магазинчики заметны между киосками с ширпотребом, у них всегда есть свой посетитель. Мы тоже приобрели пару чашек и кое-что из кожи. Видно ручную работу, нет двух изделий «под копирку», мастерские прямо за магазинами.
Здесь реально делают все возможное, чтобы не пустить к себе новое тысячелетие. На домах нет спутниковых, телевизионных антенн, засилья рекламы, нет ни одной неоновой надписи, автомобилей на улицах — почти. Вокруг городка 6 огромных автостоянок. Поэтому здесь много и «охотников за историей».
Улочки Сен-Сирк Лапопи застроены старинными домами XIII–XIV веков. Есть и поновее — самый «молодой» дом на этих улочках — XVII века.
Каждая улочка выходит на площадь дю-Сомбраль, где на небольших затенённых террасах располагаются уютные рестораны и кафе.
Очарование этого средневекового городка подчёркивает лабиринт улочек и внутренних двориков.
В городке одна церковь, посвященная святому Сиру (вот вам и первая часть названия Сен-Сирк Лапопи) и святой Жульетт, его матери.
Построенная в XII веке, со своей квадратной башней-колокольней и лестничной башенкой она видна из любой точки городка.
Церковь от романского периода сохранила только свою апсиду и фрагменты фресок. В 1522 году она была перестроена, но компановку в основном сохранила.
Средневековый дом XIII-го века стал мастерской художника Пьерра Даура, который купил его в 1929 году и провёл в нем остаток своей жизни, на свои средства реставрируя не только его, но и соседний дом XIV-го века. Сейчас его дом служит международной резиденцией для молодых художников.
А этот дом-крепость с готическими окнами и башней XII века, который принадлежал какому-то рыцарю, самый старый в Сен-Сирк Лапопи.
В прошлом веке принадлежал певцу сюрреализма Андре Бретону. Интересно, что издавна дом называют «Дом моряков», но никто не знает почему.
Сен-Сирк Лапопи — изумительный городок, очутившись в Гаскони, его нельзя не посетить. Замечательные виды со смотровых площадок, дух Средневековья, аутентичные ремесленные товары и кухня, улыбчивые люди. А что им расстраиваться? При такой посещаемости они обеспечены на поколения вперёд.
Сегодня хронологический порядок рассказа нарушен. Я так спешил рассказать о Сен-Сирк Лапопи, что забыл о Лозерте, который мы посетили с утра. Утром шёл дождь, всё вокруг было затянуто серым, возможно поэтому и Лозерт сильно проиграл в сравнении с другими городами этого дня. Лозерт не так притягивает туристов, как Сен-Сирк Лапопи, но он тоже по-своему интересный и живописный городок. В 5 раз покрупнее, здесь проживает целых 1000 человек.
Основан был в конце XII века как бастида — укреплённое селение, о которых я рассказал на примере Ларресенгля. Но в отличие от последнего, Лозерт быстро перерос бастиду и превратился в более крупный город. Несколько лет здесь хозяйничали англичане во время Столетней войны, город пострадал во время религиозных войн XVI века, но с тех пор злые события обходили Лозерт стороной. Лозерт был важным торговым пунктом и имел административное влияние — здесь размещался суд сенешалей.
Но всё это уже в прошлом. Сейчас здесь провинция, навещают город в основном паломники на пути в Сантьяго да небольшие группы туристов. Лозерт занимает вытянутый высокий холм, поднимаясь уступами к его вершине, на которой когда-то стоял замок. У подножья холма мало интересного, разве что только стоит зайти в церковь Девы Марии Розария. Церковь XIV века принадлежала кармелитскому монастырю.
Внутри всё в основном XVII века, как и большой барочный алтарь с изящной скульптурной группой, изображающей Деву Марию Розария в окружении святых, был установлен в 1673 году.
От кармелитской церкви поднимаемся на вершину холма, куда ведёт смесь улочек и лестниц, главное не свернуть не туда.
Вот и финишный поворот, теперь мы над всем остальным городком.
Раньше на вершине холма стоял замок. Не осталось даже развалин, зато теперь здесь великолепная смотровая площадка…эх, хорошую бы погоду…
Площадь Корньер интересна тем, что на ней нет домов моложе XV века. Ликвидировав небольшие разрушения после войн с гугенотами, с XVII века на ней ничего не меняли.
Средневековые аркады скрывают магазинчики, кафе. На некоторых сохранились очень старые кованые замки, а фасады украшают традиционные кованые железные знаки, представляющие профессию владельцев домов. Только мэрия позволила себе кое-что обновить, но само здание 1370 года постройки.
В одном углу вздыбился край площади, как будто вскрытой консервным ножом. Я сначала подумал, что это памятник землетрясению или другому стихийному бедствию. Нет, здесь уже 500 лет всё неизменно… Тогда, вероятно, мы видим творение очередного современного таланта, протестующего против многовекового статического состояния площади. Короче, выглядит довольно странно, смысла я так и не понял.
Городская церковь святого Варфоломея XIV века представляет собой мощное сооружение, больше похожее на часть замка.
Она состоит из одного нефа, шести капелл и прямоугольной колокольни. Внутри очень скромна, в интерьере ничем не примечательна.
В Лозерте 2 основных улицы, параллельно идущих от площади Корньер вниз с холма. Первая, по французской традиции, называется Гранд Рю. Застроена домами XIII–XIV веков, в это время средневековый город бурно развивался и застраивался.
Вторая — улица Мэрии, названа так, потому что на ней находится второе, более позднее, здание мэрии, здесь в основном особняки эпохи Ренессанса
Большое количество привлекательных средневековых домов находится также в боковых коротких улицах, в которые стоит заглянуть.
Лозерт, безусловно, не сильно выдающийся городок, но он по-своему интересен и живописен. Мне нравятся такие спокойные места, как бы замороженные во времени, и только наличие автомобилей нарушает ощущение полного погружения в Средневековье
В следующем рассказе — о Каоре, где мы провели вторую половину этого дня.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия