На следующий день нам удалось посетить Новые территории, а именно Fanling, погулять по саду Нан Лиан, осмотреть храм Ванг-Тай-Син, съездить в рыбацкую деревушку Тай-О на острове Лантау, ближе к вечеру подняться к Большому Будде.
Впрочем, давно пора пару слов сказать про гонконгское метро.
Вход на улице обозначается знаком похожим на букву Ж.
В первый момент подземка пугает размерами, длинными переходами и обилием чужого народа. Но это только сперва. Мы с женой в гонконгском метро освоились быстро.
Заходишь, прикладывая октопус к турникету, и сразу видишь, сколько денег на карте. Купить октопус, или положить на него деньги, можно на любой станции метро. При выходе опять прикладываешь октопус — теперь он показывает, во что обошёлся проезд, и сколько осталось на счету.
(Честное слово, смешно вспоминать! Теперь москвичей картой Тройка не удивишь, однако нас 7 лет назад подобное впечатлило!)
Народу в час пик бывает много, поэтому путь огорожен, почти как у нас в Петербурге. Единственное отличие — в Гонконге пути закрыты стеклом. Приезжающий поезд останавливается, открываются двери поезда и открываются двери на стеклянном перроне.
2
Упасть на рельсы, или спрыгнув, убежать в туннель невозможно.
Люди ждут состав в обозначенные на платформе местах, там, где будут открываться двери. Выходящие обходят входящих справа и слева, тогда как последние спешат скорее зайти в вагон.
Точнее вагон понятие условное. Поезд представляет сплошной червяк, без разделения на вагоны. Из начала состава можно пройти в конец, правда оговорюсь, пройти можно, если внутри нет народа.
2
Шума и грохота как в московском метро нет, поезда идут тихо, а запрещающие таблички понятны без текста.
1
С сигаретами, едой и с напитками заходить нельзя — везде висят объявления о штрафах.
Впрочем, перекусить не проблема — почти на всех станциях есть кафешки.
В часы пик на платформах дежурят специальные люди, следящие за наполняемостью состава. Один человек на платформе отвечает за две двери поезда.
Если народу втиснулось много, смотрящий поднимает вверх палку на которой кружочек с нарисованным весёлым знаком. Стоп! Посадка окончена. Дисциплинированные китайцы это понимают.
Никто не толкается, никто двери не держит.
Народу хоть и бывает много, но суеты и агрессии мы не заметили.
2
Название станций, как и название улиц, пишется иероглифами и дублируется на английском языке. Ещё в метро всегда можно найти служащего, который помогает разобраться в схеме и в направлениях. Его английский будет отвратительным, но нужное направление он рукой обязательно укажет.
Когда пассажир находится внутри вагона, перед выходом обозначаясь мигает следующая станция, на которую пребывает поезд. Где сделать пересадку — табло предупредит.
Кстати, где показывает табло выходить на пересадку, там это и необходимо сделать, чтобы ехать в нужном направлении. Пассажир в этом случае просто переходит на этом же перроне на противоположный путь, примерно как в Москве на станции Китай-Город.
3
Самое главное в гонконгском метро понимать, куда ты едешь, спланировать маршрут по схеме. На станциях необходимо искать на указателях свой выход. Одна станция может иметь 10–12 выходов, и все они будут разбросаны на расстоянии друг от друга.
Метро, перевозящие пассажиров на Новые территории, наземное, внутренней аурой оно напоминает наши электрички.
Приходящий на станцию поезд, в отличие от подземного метро, стеклянным ограждением не закрыт.
По этой причине смотрящий по отношению к пассажирам более строг. Чуть кто-то переступит за черту, смотрящий сразу, что есть силы, свистит в свисток.
Дизайн наземного метросостава от подземных линий принципиально не отличается. Расстояния между станциями значительно длиннее, может быть поэтому, для удобства пассажиров, в вагонах висят телевизоры, в которых постоянно крутят новости.
А вот народ (назовём их фанлинги — теперь я знаю, как называть замкадышей) от гонконгцев на Новых территориях слегка отличается.
Как и у нас, много бабушек с тележками — видимо ездят куда-то затариваться за продуктами. Строчат домашнее задание школьницы, выискивая что-то в своих навороченных телефонах и записывая в тетрадку.
Строгий китаец названивает куда-то, давая указания, после, в следующем разговоре, уже сам перед кем-то лебезит… Всё это напомнило мне подмосковные электрички.
Р.S. Рассказ написан по горячим впечатлениям 8 лет назад, и потому интересно сравнить, какие новшества пришли к нам, а какие нет. Ещё добавлю, в наших новых вагонах теперь можно подзарядить телефоны. Разъёмы устроены между сидений.