Эксперт Марина Соболь (marinasobol)
Марина Соболь
была 12 июля 18:29

Нидерланды Сентябрь 2021

Ближайшая заграница у меня — это Нидерланды, и сколько бы раз я там не бывала, всё равно остаётся еще много неувиденного.

Северный Брабант — провинция на юге Голландии.

Есть и другие Брабанты, но они после раздела огромного герцогства Брабант достались Бельгии.

Нидерландский Брабант — это побережье, корабли, каналы, дамбы, мосты, ветер и бескрайний, бесконечный простор!

И тут нормальный житель России наверняка подумает, ну какой там простор может быть в этой малюсенькой Голландии?

Если поехать по всей голландской длине от Гронингена на самом крайнем севере до Маастрихта на самом юге, то не наберется и 350-ти километров.

И заселена она очень плотно.

Голландия всегда удивляет

Интересно, что Нидерланды и Швейцария имеют одинаковую площадь. Но какую разную по своей форме и содержанию!

Сколько в Швейцарии гор и вершин, столько в Голландии земель, лежащих ниже уровня моря. И народу в этой низине живет в два раза больше.

Голландия всегда удивляет

Если житель Нидерландов никогда не выезжал из страны, то самая высокая «гора», что он видел имела высоту 300 метров. Зато ничего, кроме старого церковного шпиля никогда не заслоняло ему линию горизонта.

Чаще других европейцев голландцы гибли и теряли свой кров во время наводнений, больше всех на планете они построили сооружений для борьбы с ними.

Намного интенсивнее всех они отвоевывали разными способами земли у моря, отгораживая его, превращая сначала в озера, а потом осушая их и строя города там, где их отцы ловили рыбу.

Голландия всегда удивляет

Двенадцатая и самая молодая провинция, которая называется Флеволанд, расположена на дне бывшего залива. Она появилась в восьмидесятых годах, и все полмиллиона человек здесь работают и спокойно строят себе дома, намереваясь жить в них долго и счастливо. Гораздо ниже уровня моря.

Столица и аэропорт, школы и больницы — все это появилось здесь только в 80-е годы. А еще во Флеволанде массово выращивают тюльпаны, нарциссы, гиацинты, но смотреть на них надо ехать весной.

А пока мы оказались в Северном Брабанте, точнее в городке Берген оп Зоом.

Голландия всегда удивляет

Маленький городок, что когда-то стоял на берегу морского залива, а после возведения дамб, отгородивших его от Северного моря, очутился на краю пресноводного озера. Рядом с городом пролегает оживленный многокилометровый канал Шельда-Рейн, по которому из Антверпена в Роттердам идут корабли.

Причем канал этот, в отличие от обычных каналов в обычных странах, проходит здесь не посреди суши, а посреди залива. А отделяют его от вод залива с двух сторон дамбы.

Та, что находится со стороны материка — потоньше, по ней гуляют пешком и на велосипедах местные жители.

Голландия всегда удивляет

Та, что находится со стороны моря — широкая и высокая. По ней тоже ведут дороги, нижняя автомобильная, верхняя велосипедная.

Ехать по пустынной дамбе солнечным и тёплым сентябрьским днём, набюлюдая за проплывающими кораблями — это, кажется, самое лучшее, что можно делать в этой стране. Такого ощущения свободы я не видела ни на суше, ни на море.

Голландия всегда удивляет

С двух сторон от тебя — вода и лишь шум ветра и ветряки до самого горизонта. Они, став привычным компонентом сегодняшнего европейского пейзажа, не портят панораму, как и мельницы на старых картинах голландских мастеров.

Чтобы продлить удовольствие от чувства бесконечности на дамбе, можно ездить по ней взад вперёд, а если и этого покажется недостаточно, то можно на ней даже немного пожить.

Голландия всегда удивляет

Предприимчивые голландцы умеют из всего извлечь пользу. В одном месте дамбу слегка расширили, построили небольшое ответвление и устроили там Resort Oesterdam. Большой суперсовременный отель и множество деревянных очень стильных вилл нескольких фасонов и размеров, на 2 и даже 12 человек, от 120-ти до полутора тысяч евро за одну ночь.

Фото из интернета.

Со всех сторон, в том числе и с дамбы видна высокая церковь городка Берген ор Зоом.

Голландия всегда удивляет

Появилась она в 1370 году, а по местной легенде — чуть ли не в девятом веке. Построена в стиле Брабантской готики, посвящена неведомой святой Гертруде и за свою длинную жизнь много повидала.

В 1580 году ее разграбили и чуть не разрушили активисты Реформации.

В 1586-м окончательно изгнали католиков и сделали ее протестантской.

В 1747-м ее почти полностью разрушили французы, а через три года восстановили голландцы.

В 1970-м, когда казалось, что все напасти уже позади, в нее ударила молния.

Голландия всегда удивляет

Окончательно после этого ее восстановили к 80-му году и теперь она стала многофункциональной.

Службы здесь ведуться как для католиков, так и для протестантов, а послушать концерты здесь могут теперь все, включая православных.

Древние каменные могильные плиты с гордыми гербами и именами славных жителей далекого прошлого служат теперь церковным полом, что часто встречается в старых нидерландских церквях.

Голландия всегда удивляет

Очень удобно в Голландии делать наглядные сравнения: было — стало, так как даже в самом захолустном городке лет 500 назад жил какой-нибудь известный художник.

Он этот город, конечно, рисовал, и картина эта благодаря легендарной голландской бережливисти, конечно, сохранилась.

Берген оп Зоом тоже был нарисован и не раз, но я выбрала это изображение, которое вносит ясность в происхождение названия города и показывает, какие изменения произошли.

Голландия всегда удивляет

Берген — значит гора, но сегодня здесь нет даже возвышенности. Откуда же такое название?

Когда картину писали, в городе действительно была высокая гора, на которой стояла крепость.

Сегодня от этой крепости остался только фундамент. Это понять можно, но куда подевалась гора, давшая в своё время название городу, объяснить трудно.

Голландия всегда удивляет

Около старой ратуши понаблюдали за молодоженами.

Та же ратуша и площадь 300 лет назад.

В большом и темном ресторане с интерьерами старой библиотеки мы перекусили за столиком под книжным шкафом.

Голландия всегда удивляет

Чтобы прочитать голландское меню в темноте пришлось включать фонарик на телефоне.

После этого отправились в сторону Германии и по пути заехали в городок Толен.

Голландия всегда удивляет

В Толене, что находится на другой стороне канала, в провинции Зеландия тоже есть порт, но маленький, для прогулочных яхт.

Голландия всегда удивляет

Здесь живёт восемь тысяч жителей, и как в любом маленьком голландском городке, в центре стоит церковь, рядом старая рыночная площадь и несколько улиц вокруг, сохранивших названия со времён средневековья. Это все окружают улицы и застройки, которые появились позже.

И всё же есть в каждом городке своя изюминка, иногда даже две, как здесь — две старые мельницы.

Голландия всегда удивляет

Одна из них с большим вкусом и любовью превращена в жилой дом. Жаль только, что нельзя заглянуть внутрь.

Впрочем и снаружи почти каждый дом, большой или маленький, устроен, покрашен и украшен нарядно, радостно и с присущим голландцам вкусом и грациозностью.

Голландия всегда удивляет

Должно быть очень приятно жить всегда в таком сказочном Изумрудном городе среди цветов и их ароматов, в такой красоте, чистоте, тишине и уюте.

На фото внизу двое соседей смеясь и переговариваясь моют белыми тряпочками чистые ставни и дверцы.

Голландия всегда удивляет

И тут я подумала, что как-то очень давно не мыла белой тряпочкой свою входную дверь, да и окна уже месяц не мыла.

На этой старой улочке они такие чистые, будто и стёкол нет.

Голландия всегда удивляет

Что-то выкидывать, даже если это треснувшие вдоль старые деревянные башмаки, голландцы не станут.

Пусть стоят под скамейкой и напоминают о том, что здесь живут голландцы.

Голландия всегда удивляет

Совсем в другой стороне Нидерландов, по пути домой, уже у самой немецкой границы заехали по хорошей погоде ещё в одно симпатичное захолустье.

На севере провинции Лимбург расположен Национальный парк Маасские Дюны.

Голландия всегда удивляет

Долгие годы здесь, в единственной провинции, лежащей целиком выше уровня моря, среди лесов и болот добывали песок и гравий.

На месте разработок образовались озера.

Голландия всегда удивляет

Вокруг, среди песчаных дюн, остался сосновый лес.

Пару лет назад здесь все обустроили и также, как на дамбе построили большие и маленькие деревянные домики, и ещё совсем крошечные пластиковые.

Голландия всегда удивляет

Лодки, яхты, катера и плавучие дома покачиваются на тихих озерных волнах. На пляже и детских площадках полно детей.

Можно взять на прокат буквально все, что плавает и ездит, есть закрытый и открытый бассейны, сауны, ресторан, магазин и все возможные удобства и развлечения.

Мы поехали в сторону Германии, переправились через Маас на пароме

Голландия всегда удивляет

и увидели голландское луковое поле.

Потом, пробираясь мелкими дорожкам к автобану, несколько раз проехали мимо цветочных полей, пока наконец не остановились сфотографировать эту ароматную красоту.

Голландия всегда удивляет

Бархатцы в таком количестве я увидела впервые.

Получается, что увидеть голландские цветочные поля можно не только весной, и не обязательно тюльпаны.

Еще свежие рассказы о Европе можно найти здесь:

Германия и ее самая романтическая сторона

Брюгге сегодня

Амстердам. Было — стало

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия, Автобусные туры