Долго металась моя душа между выбором: фотоальбом или рассказ? И уже загрузила шапку для альбома, но потом, когда обработала фотографии и подсчитала количество церквей и скамеек, поняла не без злорадства, что на пару рассказов их точно хватит.
Долго металась моя душа между выбором: фотоальбом или рассказ? И уже загрузила шапку для альбома, но потом, когда обработала фотографии и подсчитала количество церквей и скамеек, поняла не без злорадства, что на пару рассказов их точно хватит.
День, заключительным пунктом которого была Сигишоара, выдался удивительно насыщенным даже для той нашей Трансильванской поездки с пробегом в две с половиной тысячи километров.
Старинные крепости и укрепленные церкви трансильванских саксов — Фегераш, Кляйнчек и Бьертран удивили и поразили каждый своей особенностью: Кляйнчек — милой пасторальностью, Фегераш — мощью и масштабом, Бьертран — интересными обычаями и немецкой атмосферой в православной ныне Румынии.
Сигишоара, чьи живописные картинки я видела в сети, обещала быть десертом с россыпью вишен.
Она и выплывала за поворотом дороги на холме Четате картинно, с большим чувством достоинства заслуженного и наполненного историческими значимостями города.
Запарковавшись на пыльной площади под крепостными стенами и оплатив стоянку,
потопали в гору. На лестнице младшие школьники прощались со своей учительницей по-немецки. Многовековые корни и традиции места именно германские. Основали город те самые саксы в XII веке и первоначальное название дали на свой манер — Шёссбург. Когда Сигишоару захватили венгры, то переименовали Шёссбург в Шегешвар.
Обернувшись и кинув взгляд на парковку, увидели цыганенка, заглядывающего в окна стоящих там машин.
— Что это он делает? — спросила наивная я у мужа.
— Смотрит у кого что плохо лежит!
На его действия внимания никто кроме нас, судя по всему, не обращал, а нам было любопытно, т. к. до этого цыган в Трансильвании мы не видели.
До темноты времени оставалось не так уж много, и бросив подглядывать за пацаном, мы поползли на городской холм.
Жизнь у отцов-основателей легкой не была ни разу. На территории эти кто только не зарился. Добирались даже татаро-монголы. Поэтому крепостная стена была жизненно не обходима. Возведя ее и 14 сторожевых башен, из которых в настоящее время осталось лишь 9, что совсем не дурно согласитесь, саксы могли вздохнуть чуть спокойнее.
В XVI веке Шёссбург становится одним из крупнейших торгово-ремесленных центров Восточной Европы, чему способствовало еще и то, что ранее он стал вольным городом.
Суммируя знания понимаешь, что чуть ли ни самым разрушительным в средние века для Европейского континента стал век XVII. Войны, эпидемии, пожары, а на Сигишоару в 1668 году еще и землетрясение свалилось. А что не разрушило оно, то через 8 лет довершил бич средневековых городов — пожар. И после всего это даже удивительно, что исторический центр так хорошо сохранился, настолько хорошо, что его целиком внесли в список ЮНЕСКО.
В город мы вошли через барбакан Часовой башни, которая раньше была просто Въездной.
Нынешний вариант восстановленный. В XVI веке это сделали венгры, т. к. город тогда принадлежал уже им, в замен разрушенной саксонской XIV века. Именно тогда на крыше появилась разноцветная черепица и часовой механизм с забавными фигурками.
На башню можно подняться, пройтись по опоясывающей ее галерее, посетить музей, говорят малоинтересный, и самое захватывающее — охватить взглядом не только старые, но и новые районы.
Но после 15 сентября комлекс доступен лишь до 15–30, а мы к этому времени опоздали. Если же вы, как и мы, не успеете к этому часу, то особо не печальтесь, виды можно увидеть с разных точек старого города совсем даже за бесплатно.
Одна из смотровых, первая на которую мы попали, совсем рядом с Часовой башней, перед городской мэрией и рядом со старинным доминиканским монастырем, когда-то занимавшим почти всю восточную часть Сигишоары. В XVI веке монастырь секуляризировали, монахов попросили выйти вон, что довольно странно, т. к. в Западной Европе в это время церковь была как никогда сильна и костры инквизиции пылали с нерастраченной энергией. А в XIX веке, из-за постройки мерии, монастырь не досчитался уже целой церкви. Её просто снесли.
Рядом стоит памятник одному из главных героев современной Румынии — Владу Цепешу.
В Сигишоаре он родился. Вот в этом желтом домике.
Правда тогда его звали Влад Басараб, как и папу его — господаря Валахии Влада II, получившего позже прозвище Дракула (дракон), но не за то что летал и изрыгал огонь, а лишь потому, что был рыцарем ордена Драконов, основанного Сигизмундом Люксембургским, венгерским королем, а впоследствии Императором Священной Римской империи.
Ну, а прозвище «Цепеш» — это что-то вроде сажающего на кол. Во время войн у нашего визави, которого Брэм Стокер сделал главным вампиром планеты, колосожание было любимым занятием по отношению к пленным туркам, среди которых он воспитывался. Видимо педагогические методы последних не пришлись ему по вкусу.
Но что странно. Дракуло-мания как-то не коснулась Сигишоары. На ее улицах мало—мало туристов, а вездесущих китайцев совсем не было видно, что для доковидного времени явление редкое.
Исторический центр совсем не большой, но и не совсем маленький. Такой разноцветный, как монпансьешки в жестяной банке. Смотрите какое славное зеленое ренессансное здание — словно мятная конфета.
В переулках проглядывали то церковный портал,
то одна из скромных башен,
а часто и сама красавица Часовая.
Поднявшись по галерее на Башню Сапожников и фотографируя виды,
вдруг обнаружила, что за мной взбежал дюжий молодец из местных. Что было у него на уме, когда он улыбался мне в 32 зуба, не знаю, но поняв, что внизу стоит муж, так же внезапно развернулся и скатился по ступеням. Он хотел меня ограбить?
В католический собор Св. Иосифа мы потом зашли. Совершенно ничего интересного. Голые стены, ни намоленности, ни духа святого.
К пяти вечера очень хотелось есть. Еще больше дразнил аппетит витавший над Сигишоарой съестной дух. Но запах отдавал перегоревшим маслом и чем-то жутко фаст-фудовским, рассчитанным на проезжего туриста. Поэтому мы не рискнули присесть ни в одном из ресторанчиков, ни на центральной площади, где ранее проходили казни,
ни в одном из переулков.
Мы словно мотались в квесте, который можно было бы назвать: «Найди все 9 башен». Вот что голод делает с людьми.
Все не нашли, но самые симпатичные увидели. Эта называется Башня Портных. Получается, что башни строили гильдии ремесленников на свои денежки.
Вот пишу рассказ, и думаю, на фиг я в него ввязалась, ведь ярких эмоций ни тогда, ни сейчас Сигишоара не вызвала. Умом я понимаю, что город вполне себе симпатяга, даже симпатичнее многих, на которые реагировала более комплиментарно.
Так что буквы в слова запихиваю, словно кровь сдаю. Оцените мой подвиг!)
Что еще осталось. Да, Школьный холм и Церковь на холме. XIV век на минуточку.
На Школьный холм ведет Школьная лестница, она крытая, чтобы ученики, поднимающиеся в школу не намочили головешки, тела и учебники. Здания 2-х школ находится там и по сей день.
А в самой церкви в тот момент, что мы зашли, проходили какие-то занятия в нескольких кружках. Наверное забавно делать это не в классе за партой, а в самом старом сооружении города.
Еще рядом старинное кладбище, куда ж в моих поездках без них.
Когда спустились к началу лестницы, там уже играл гармонист. Всегда кидаю денежку уличным музыкантам, но этот не просто фальшивил, а выдавал какую-то немыслимую какофонию, заслуживающую не плату и битье палками. Думаю в средневековье он бы это и получил.
Хотя что это мы все про средневековье. Большинство построек старого города относится к XVII — XIX векам,
а позднее средневековье по классификации историков, правда не всех, закончилось к началу XVI.
Спускались мы из Сигишоары в шестом часу вечера. Нижний город, вполне себе симпатичный и не менее яркий, чем верхний,
словно покинула жизнь. Было закрыто все: рестораны, магазины, офисы и на глазах у нас какой-то дядечка заносил в помещение стоящий на улице стенд.
Каким-то чудом мы нашли булочную, в которой продавали брецели, с закатанной в их толстые части начинкой. Мы выбрали яблочную и вишневую, была еще ванильная. Вкусные, ум отъесть. Нигде таких в Трансильвании я больше не встречала. Только сейчас до меня дошло, что это эдакий микст немецкого и румынского, как и сама Сигишоара.
Уже подгребая к стоянке, встретили цыганку с тремя цыганятами. Детишки не обделяли своим вниманием ни одну помойку.
Как-то совсем не хотелось выходить из машины по дороге в Брашов, где мы жили. Но в пути были такие сумасшедшие краски заката, что я все-таки сфотографировала их на автомате, т. к. с ручным режимом возиться уже не было сил.
Так что извиняюсь за качество картинки.
И да, второй части не будет. Точно!)))