В первой части прогулки по «Золотому кварталу» мы остановились около сказочно-красивой усадьбы архитектора С.Хомича.тут
В первой части прогулки по «Золотому кварталу» мы остановились около сказочно-красивой усадьбы архитектора С.Хомича.тут
Предлагаю обратить внимание на театр, который находится совсем недалеко от особняка.
Это современное здание- частный театр «Версия». Мне раньше не приходилось слышать об этом театре. К сожалению, когда увидела, билеты на ближайшие представления были проданы. Если кто будет планировать поездку в Томск, берите на заметку.
А мы продолжаем гулять, у нас впереди не менее интересная ул. Кузнецова. Раньше она называлась Черепичная, так как здесь были небольшие черепичные мастерские. Улица сейчас небольшая, около полукилометра, начинается от Городского сада и заканчивается на пр. Кирова.
Кто же такой Владимир Дмитриевич Кузнецов, чье имя носит улица. Ученый — физик, приехавший в Томск после учебы в Петербургском Университете в 1911 году, первый в городе Герой Социалистического труда, основатель Сибирского физико — технического института. Кузнецов был первый членом академии наук живший за Уралом. Личность выдающаяся, значит и люди живущие на этой улице должны как-то соответствовать уровню этого великого человека. А до революции здесь селились зажиточные купцы, преподаватели университета, местная знать.
В начале улицы совершенно необычный архитектурный ансамбль из четырех домов. Дома скромные, обычные сталинские, но посреди этого квартета когда-то был фонтан. Сейчас он не работает, и скорее напоминает клумбу. В этом тихом «квадрате» , в двух шагах от центра города в свое время жили Народная артистка России, директор престижного книжного магазина, знаменитый городской фотограф и коллекционер, председатель горисполкома, профессор Университета и другие местные знаменитости.
Следующий дом обращает на себя внимание необычностью одного элемента — ставнями на окнах второго этажа, год постройки 1851.
В историю Томска этот дом вошел своими знаменитыми жильцами. Здесь жила семья Пепеляевых — известная томская династия. Ее глава, потомственный дворянин, царский генерал Николай Пепеляев, был генерал-губернатором Томской губернии. Сын Виктор был премьер-министром в правительстве Колчака. Второй сын, Анатолий — генерал, выдающийся участник Белого движения, командующий 1-й Сибирской армией. Третий сын был художник, одна из его работ хранится в музее Томска, но и его не пощадило время, был расстрелян вместе с братом Анатолием в Новосибирске в 1938 году.
Анатолий Пепеляев был одним из самых молодых генералов в истории русской армии. После добровольной сдачи в плен в 1923 году провел 15 лет в местах заключения, после все равно был расстрелян. Реабилитирован в 1989 году прокуратурой Новосибирска.
О некоторых эпизодах его жизни снят фильм «Контрибуция» — российского режиссёра Сергея Снежкина. Фильм по мотивам одноимённой повести Леонида Юзефовича. Действие фильма происходит в 1918 году в Перми. В роли Анатолия Пепеляева известный артист Максим Матвеев. Это больше детектив, никаких военных действий, сражений там нет, я посмотрела с удовольствием.
Что ни дом то история. «Музыкальный дом» В начале XX века здесь располагалась музыкальная школа Камиллы Томашинской — знаменитого в Томске педагога, выпускники которой практически ежегодно поступали в Московскую или Петербургскую консерватории. Камилла переехала в дом в 1902 году, однако после смерти мужа педагог начала испытывать трудности и продала дом.
Позже его приобрел детский врач Васильков, и в 1908 году получил разрешение на строительство. Предположительно автор проекта Викентий Оржешко, помните «дом с драконом», специалисты видят его стиль и называют это «готический модерн» . А музыкальное название так прижилось, что называют дом по сей день. Живут здесь уже другие люди переехавшие из Новосибирска.
Напротив «музыкального дома» усадьба Дмитрия Дмитриевича Акулова, одного из богатейших домовладельцев города. Несколько доходных домов у Акулова, Но нас интересует именно эта постройка.
Помимо архитектурной ценности, дом связан не только с историей Томска и даже с мировой. История начинается здесь в 1910 году и заканчивается во Франции в 1998 году. В этом доме в 1910 году родилась Лидия Делекторская, будущее вдохновение Анри Матисса, его муза.
Многие дома и квартиры в этом районе сдавались преподавателям, здесь и жил преподаватель медицинского факультета, врач Николай Иванович Делекторский, его супруга Вера Павловна и маленькая Лидия.
Матисс два раза в год, на Новый год и в день рождения Лидии преподносил в качестве подарка один из своих рисунков. Художник понимал, что в случае нужды она их может продать и жить безбедно. Сама Лидия иногда покупала у художника понравившиеся произведения. Лидия всегда помнила о своей Родине. Интересовалась советской литературой, переводила произведения Паустовского, дружила с директором Пушкинского музея Ириной Антоновой и писателем Даниилом Граниным.
Первый подарок Родине она сделала ко дню Победы в 1945 году, отобрала для этого семь рисунков Матисса из своей коллекции. Конечно, посоветовалась с художником. Тот одобрил ее выбор и добавил еще одну работу — от себя.
Всего более двухсот произведений искусства, книги, документы, мемориальные предметы подарила Делекторская Пушкинскому музею в Москве. Около ста произведений Анри Матисса Лидия преподнесла в дар Государственному Эрмитажу.
Делекторская умерла 1998 году в возрасте 88 лет в Париже. Ее прах перевезли на родину в Россию, который и покоится на сельском кладбище в Павловске под Петербургом. На памятнике Лидии Делекторской надпись: «Матисс сохранил её красоту для вечности».
Проведя столько лет на чужбине, она так и осталась русской. Уверена, многие и не знали, что муза Анри Матисса «мадам Лидия» родом из Томска.
А мы в свою очередь проходим еще мимо одного здания принадлежавшего ранее домовладельцу Д. Д. Акулову. Это уже модерн, а инициалы вдладельца украшают до поныне.
Соседство стилей и эпох в Томске повсюду, ул. Кузнецова не исключение.
«Дом Денисова» еще один, не менее исторический дом. Двухэтажный модерн Викентия Оржешко проектировался по индивидуальному заказу. Доходный дом, первоначально здесь было четыре квартиры по шесть комнат в каждой.
Квартиры сдавались в наем, здесь жили преподаватели и сотрудники университета. Любопытно, что к дому прилагалась еще и флигель, в котором жила прислуга, готовила еду и приносилась в дом.
Все это было сделано по противопожарным правилам. Когда то здесь была и выгребная яма, в настоящее время обычный благоустроенный дом, только деревянный.
«Дом Денисова»— так называют его томичи. Эдисон Денисов родился в 1929 году и до 1951 года жил в доме на Кузнецова, 30. Отец будущего композитора был радиофизиком, мать — главврачом туберкулезного диспансера. Изобретательской деятельности отца Эдисон обязан своим именем.
В Томске Эдисон окончил мехмат Университета и музыкальное училище. Свой математический склад ума Эдик принес на алтарь музыки. Эдисон Денисов часто вспоминал свой родной город, а в 1990 году была его последняя встреча с родными местами. Композитор вспоминал, как 30 лет спустя встретил «родной свой старый дом… двухэтажный… деревянный»
В годы непризнания творчества томская областная газета стала одной из немногих, кто упомянул о Денисове в позитивном контексте.
Томский музыкальный колледж, в память о выдающемся музыканте, носит его имя.
«Дом Денисова» был реставрирован в 2005 год после поджога. Интересным фактом является находка при тушении пожара, сабля в ножнах с вензелем царя Николая II и гербом царской России была датирована периодом с 1896 по 1916 годы.
Мы дошли до пр. Кирова, и замыкаем «золотой квартал» около особняка архитектора А. Д. Крячкова. Архитектор прибыл в Томск после окончания Петербургского института гражданских архитекторов в 1902 году. Здесь его привлекла возможность заниматься преподавательской деятельностью.
В 1905 году его назначили архитектором Западно-Сибирского учебного округа и Императорского Томского университета, а уже через два года он поехал в полугодовую зарубежную командировку, посетил Германию, Францию и Италию. За границей он знакомится с новым течением в мировой архитектуре- модерном.
Андрей Крячков познакомил Томск с этим стилем. Хотя при строительстве дома использовал нетрадиционный для него материал — древесину. Из дерева решил попробовать свой собственный стиль — сибирский модерн. Считается открывателем этого стиля. Спроектировав собственный дом Крячков не смог сразу приступить к строительству, запланированные три этажа были недопустимы по пожарной безопасности, пришлось потратить время на бюрократические препоны. Строительство было окончено в 1911 году.
Это первый деревянный дом в Сибири с паровым отоплением, в цоколе находилась котельная. Комфортный дом оказался просторным, и Крячков сдавал второй этаж своим коллегам, а на третьем была библиотека Томского общества инженеров.
Архитектор за свою жизнь участвовал в 400 конкурсах и, как правило, брал первую или вторую премию. Он строил для Томска, Новосибирска, Барнаула, Читы, Москвы и Ленинграда. В настоящее время в особняке «Музей деревянного зодчества»среди прочих экзпонатов есть и мебель сделанная по эскизам А. Д. Крячкова.
В 1937 году Крячков получил золотую медаль Всемирной выставке в Париже за проект «стоквартирного» дома в Новосибирске.
Фото знаменитого «Стоквартирного дома»в Новосибирске можно увидеть благодаря Галине Ереминой (Galina_eremina-1), которыми она любезно поделилась. Еще о работах А. Д. Крячкова в Новосибирске можно почитатать в рассказе у Галины Прогулки по Новосибирску.
Спасибо всем кто составил мне компанию. Обещаю рассказать и показать еще что-нибудь интересное.
Мои рассказы о Томске:
Прогулка по «Золотому кварталу»
Воскресенская гора-место рождения Томска.
Была Базарной, стала площадью Ленина.
Шедевры «Парижской школы» в Томске.