Так получилось, я не нарочно. Резкая перемена погоды действительно разделила сентябрь на две контрастные части: золотисто-светлую, хрустальную, и суровую, чёрно-белую, будто связав их с названиями усадьбы Знаменское-Раёк и сурового валунного моста, прозванного Чёртовым.
Посещение усадеб в Тверской области — дело как печальное по причине их ветхости, так и безумно интересное по причине уникальности архитектуры сохранившихся объектов. Интерес к этой особенной архитектуре и сподвигнул меня на поездку в Торжок и окрестности.
Рассматривая главный собор Борисоглебского монастыря в Торжке, вы наверняка обратили внимание на редко встречающийся в России тип этого здания. Его проектировал уроженец Новоторжского уезда Тверской губернии, чрезвычайно одарённый человек, прозванный современниками русским Леонардо, Николай Александрович Львов. Завершив военную службу, Львов отправился путешествовать в Европу, где его совершенно поразила архитектура, особенно итальянская. Он восхищался античной простотой, особенно работами Позднего Возрождения, в частности Андреа Палладио. Поражённый совершенством его проектов, Львов перевёл его свод правил «Четыре книги Палладиевой архитектуры» и опубликовал его в 1798 году. Это сейчас привычно видеть в России здания в палладианском стиле, но надо помнить, что стали появляться они у нас с лёгкой руки Николая Александровича Львова.
Д.Г. Левицкий. Портрет Н.А. Львова. Борисоглебский собор в Торжке
Церкви и дворцы в Могилёве, Петербурге, Гатчине, Выборге, Москве и окрестностях, даже в знаменитой Диканьке в теперешней Украине — результат трудов и вдохновения Львова. Я уже не говорю о его родном крае — Тверской губернии, где очень гордятся своим земляком и изучают его наследие. Вот и мы приехали в усадьбу Знаменское-Раёк, чтобы полюбоваться уникальным творением архитектора Львова.
Как многие усадьбы, Знаменское-Раёк удручает своей заброшенностью. Однако не спешите обвинять в этом революцию, советскую власть и прочее. Как раз при советской власти всё было в относительном порядке, здесь в разное время располагались база отдыха для сотрудников НКВД, военный госпиталь, профилакторий одного из Тверских заводов, и только когда в конце 90-х гг. в стране всё рухнуло, усадьба была заброшена.
Можно сказать, советская власть подняла усадьбу из руин, потому что гибнуть и разрушаться она начала буквально спустя некоторое время после того, как была построена в 1799 году. У неё очень печальная история и нелёгкая судьба.
Строил усадьбу Фёдор Иванович Глебов для своей второй жены Елизаветы Петровны Стрешневой, наследницы подмосковной усадьбы Покровское-Стрешнево, представительницы рода, бывшего в родстве с царями (первый Романов, Михаил, был женат на Евдокии Стрешневой). Была ещё одна идея, казавшаяся Глебову заманчивой, — создать возможное место для остановки Императрицы по пути из Петербурга в Москву. Заметно, что усадьба строилась с любовью. Название Раёк как нельзя лучше подходило для уютного семейного гнёздышка, а вся замкнутая архитектурная композиция из главного дома, флигелей и колоннады напоминает ожерелье — подарок для любимой.
Елизавета Петровна Стрешнева. Усадьба Знаменское-Раёк. Фото из Интернета
Но всё с самого начала пошло не так, как было задумано: императрице так и не удалось остановиться в этой усадьбе, да и сам Глебов умер в тот же год, как она была достроена, на 65-м году жизни.
Елизавета Петровна после смерти мужа занялась перестройкой московской усадьбы, не уделяя внимания тверской. А как известно, дом без хозяина — сирота.
Во флигелях располагались театр, оранжерея, экипажный сарай, помещения для дворовых. Именно с флигелей была начата последняя реставрация, но завершилась она неудачно и бесславно: у питерских реставраторов чего-то не хватило, то ли денег, то ли энтузиазма, хотя понятно, что всё в этой ситуации взаимосвязано.
В центре двора, напоминающего своими размерами и конфигурацией дворцовую площадь, когда-то располагалась скульптурная композиция-фонтан в античном стиле. Вдоль галереи ходил ослик, запряженный в карету, гуляли павлины, по периметру стояли пушки для праздничных фейерверков.
Ещё усадьба удивляла диковинными для того времени новшествами. Львов разработал систему кондиционирования и вентиляции помещений. Спроектированный им хитроумный камин работал как кондиционер: нагретый воздух двигался по проложенным в стенах каналам и, проходя через специальные резервуары с розовой водой, попадал в комнаты и залы, не только согревая, но и ароматизируя воздух. Паркеты и изразцовые печи, предметы интерьера и посуда также созданы были по эскизам Львова. У Глебовых была великолепная коллекция из более чем 800 живописных полотен прославленных европейских мастеров, она размещалась в главном доме усадьбы. К сожалению, внутрь дома попасть не удалось из-за его аварийного состояния, но, честно говоря, там такая высокая лестница и такие крутые ступени, что на месте Елизаветы Петровны я бы возмутилась.
Документов, свидетельствующих об участии Львова в строительстве усадьбы, почти не сохранилось, но почерк мастера виден отчётливо, достаточно взглянуть на световой барабан под куполом, через полукруглые окна которого внутрь здания буквально лились потоки света. Это как фирменный знак архитектора.
Кроме «ожерелья», в усадьбе есть ещё что посмотреть. Невдалеке находится церковь Знамения Божией Матери, отсюда первая часть названия усадьбы Знаменское-Раёк, построенная в 1766 году отцом Фёдора Ивановича Глебова, генерал-аншефом Иваном Фёдоровичем Глебовым (погребён в Старицком Успенском монастыре). Древностью она и привлекает.
Ещё один на первый взгляд незаметный памятник, подобные которому я видела только пока в Торжокском районе, — погреб с каменным сводом, выложенным из местных валунов без какого-либо связующего материала — прообраз того самого Чёртова моста, который мы увидим завтра.
А теперь — в парк. Усадебные парки — это отдельная песня, даже если они уже заросли. Но заложенные мастером точки обзора сохранились, и возможность полюбоваться природой тоже. Особенно в этот, как оказалось, последний день осени, когда воздух хрустален и напоён горьким запахом осенней листвы и грибов.
Парк площадью 22 гектара был разбит за домом. Едва обозначенная теперь главная аллея ведет к реке Логовежь.
Этот логовежский пейзаж напомнил мне левитановскую «Золотую осень», однако, если помните, моделью художнику послужила река Съежа, о поездке к которой я рассказывала здесь.
Когда-то в парке были модные для того времени гроты, беседки, павильоны, купальни, пристани, валунные мосты, обязательно присутствовала изящная беседка-ротонда с восемью колоннами. У реки, находилась еще одна постройка, напоминающая миниатюрный античный храм, с изваянием русалки. Некогда существовал в усадьбе «увеселительный» и «плодовый» сад, зверинец с сибирскими оленями, птичий двор с павлинами и журавлями.
В южной и северной части парка сохранилось две системы прудов с каскадами. Остатки плотин всё ещё можно увидеть.
А над верхним прудом прямо над плотиной восстановлен мостик, на котором грех не сфотографироваться.
В центре верхнего пруда южной системы на острове растет сосна — единственная из трех, чудом дожившая до наших дней.
Уже при наследниках, у которых не хватало средств на поддержание усадьбы на должном уровне, начался процесс разрушения парковых построек и общего упадка.
В начале 2000-х годов инвестор планировал отреставрировать усадьбу и сделать здесь гостиницу. Договор аренды был заключён на 49 лет, но арендатор провел лишь подобие реставрационных работ: отремонтировал флигель и часть знаменитой колоннады, разбил сад. В 2013-м он перестал заботиться об усадьбе, а спустя три года договор аренды с ним был расторгнут. Увидеть состояние усадьбы на тот момент можно в фильме «Узник старой усадьбы», который в 2014 году снимался в Знаменском-Райке. Роль доброго духа усадьбы, привидения, которое помогало двум влюблённым, исполнил Сергей Шнуров. В этой роли он очарователен, пожалуй, впервые он здесь мне понравился.
Кадр из к/ф «Узник старой усадьбы». Фото из Интернета
С 2018 года усадьба Знаменское-Раёк перешла под опеку государства. Она включена в проект «Возрождение русской усадьбы». Но самого проекта реставрации ещё нет. Такой грандиозный объект требует серьёзных вложений, неподъёмных для бюджета, поэтому, скорее всего, будут искать инвесторов.
На утро следующего дня, когда нам предстояло ехать в Василёво, природа преподнесла сюрприз: несмотря на то, что было ещё 18 сентября, выпал снег! Такого оборота никто не ожидал, рассчитывали ещё побродить по осеннему парку, но картинка в конечном итоге получилась ничуть не хуже, даже как-то под стать тому «суровому» месту, которое мы собрались посетить.
Усадьба Василёво не сохранилась, барский дом сгорел ещё задолго до революционных событий, и тверской дворянин Львов, родственник архитектора Львова, переоборудовал флигель, в котором была оранжерея, под жильё. От старого же дома остался только фундамент.
Флигель не бог какое архитектурное сооружение, но интересны детали. Например, видно, что дом стоит на валунной насыпи, а на одном из камней видна высеченная надпись: 17 июля 1871». Можно только предполагать, что в эту дату состоялась закладка дома в усадьбе.
Сохранился шикарный парк в английском стиле, который, несмотря на заброшенность, всё ещё прекрасен, даже в зимнее время.
В усадьбе Василёво Н. А. Львов спроектировал уникальную парковую водную систему, состоящую из террасных прудов: на ручье, спускающемся к реке Тверце, был устроен каскад из трёх прудов с запрудами из камней, гротами и знаменитым стометровым арочным мостом, сложенным без помощи связывающих материалов.
Конечно, кто удержится, чтобы не рассмотреть уникальный мост со всех сторон? Самые шикарные снимки у туристов получаются именно на его фоне. И он того стоит.
Мне всегда казалось, что мост небольшой — иначе как это огромное сооружение держится? — однако я ошибалась, видимо, не в силах постигнуть инженерную гениальность архитектора Львова, и следующий кадр сделала, чтобы продемонстрировать его действительные масштабы. Как оказалось, этот мост был построен не как своеобразная игрушка хозяина усадьбы, по нему действительно проходила старая дорога на Торжок.
Значит точно, что в съёмках кинофильма «Ночной дозор» сцены с мостом не результат компьютерных ухищрений, по крайней мере, с масштабами. На этом мосту в фильме происходит битва Добра и Зла, но название «Чёртов мост» с мистикой никак не связано, хотя в разных уголках мира так называют именно валунные арочные мосты, как правило, овеянные местными легендами. По одной версии, это название мост получил благодаря краеведу, который в 1960-х годах, описывая в туристическом путеводителе Василёво, упомянул название острова, расположенного на ручье, — Чёртов остров. По второй — что архитектора на строительство этого моста вдохновил переход войск Суворова через Альпы и штурм Чёртова моста в Швейцарии.
Кадры из к/ф "Ночной дозор", снятые на Чёртовом мосту в Василёве
В огромном парке усадьбы Василёво расположился музей деревянного зодчества с интересными экспонатами. Организаторы музея (наш экскурсовод, несмотря на молодость, несколько лет был директором этого музея) очень продуманно отнеслись к расположению экспонатов. Как обычно бывает? Все привезённые деревянные постройки ставят вдоль улицы или на небольшой площади. Здесь подход другой: учитывая, что деревянная архитектура, как правило, тесно связана с ландшафтом, для каждого экспоната подыскивали место с условиями, похожими на их «родные», благо, территория позволяет это сделать.
Карта-схема Василёво. Источник — Википедия
Музей создавался, как и все остальные, когда пришла на них мода, в 1976–77 годах. Из разных районов Тверской области сюда были перевезены уникальные памятники деревянного зодчества: церкви, часовни, жилые и хозяйственные постройки 18–19 веков. И, надо сказать, некоторые типы построек я до этого не встречала. Ума не приложу, почему этот музей малоизвестен. Наверно, потому что не попал в Золотое кольцо, не иначе. Всего музейный комплекс включает 16 памятников (19 объектов).
«Дом-трактир», постройка конца 19 века из деревни Буланово, производит впечатление своей фундаментальностью.
Часовня Архистратига Михаила из села Максимовское Удомельского района (середина 18 в.) — крошечное здание, предназначенное только для отпевания на погосте.
Преображенская церковь погоста Спас на Сози (Калининский район) поражает своими размерами, которые на фотографии оценить сложно. На мой взгляд, ничуть не уступает кижским церквям.
На пожарное депо с вышкой из деревни Лаптиха Бежецкого района, построенное в 1912 году, буквально все обращают внимание. В этой по сути деревенской постройке усматривают элементы модерна. Возможно, так и есть, ведь, говорят, Бежецк богат на модерн, надо бы съездить посмотреть.
Как бы ни было удивительно и неожиданно, но в Тверской области проживают карелы. У них свой язык, свой хозяйственный уклад, традиционные ремёсла и кухня. В музее есть усадьба тверских карел, а на фотографии — амбар и колодец в этой усадьбе. Сам факт присутствия этого этноса заинтересовал, попробую познакомиться с ним поближе, поездка запланирована на конец мая.
Очень живописно расположена Знаменская церковь 1742 года постройки, с ней рядом — две необычные маленькие часовни.
Уже после поездки в соцсетях я прочитала, что в Василёво планируется реставрация и уже выделены приличные для такого мероприятия деньги: усадьбу отреставрирует строительная фирма из Москвы ООО «РДС». В рамках контракта в усадьбе предстоит отреставрировать «Чёртов мост», «Нижний мост» (грот), «Валунную стенку», «Белокаменную лестницу», восстановить каскады четырех прудов, посадить деревья, устроить газоны, установить малые архитектурные формы, устроить дорожно-тропиночную сеть с покрытием из брекчии, отремонтировать существующие дороги и так далее. На всё про всё должно быть потрачено более 53 млн рублей. Срок выполнения работ — до 1 августа 2021 года. Любопытно. Есть смысл туда наведаться по истечении этого срока.
В завершение этой загородной поездки мы посетили погост Прутню. Это место тоже связано с семьёй Львовых, здесь находится их родовой некрополь. Кладбищенская Воскресенская церковь также построена на средства Львовых, освящена в 1781 году.
Однако не только этим интересно место. Отсюда, с высокого берега, открываются великолепные виды на долину Тверцы, на соседнюю деревню Прутенку на противоположном берегу. Интересна и география: здесь находится известный Прутненский порог — самый большой на Тверце. В 18 веке, когда Вышневолоцкий водный путь был судоходен, это место было опасным для судов. По этой причине для обхода судами порога в 1811 году был построен гранитный однокамерный Прутненский шлюз, от которого сейчас остались лишь фрагменты.
Однако есть более лиричный момент в посещении Прутни — здесь покоится Анна Петровна Керн.
Что мы о ней знаем? Только лишь то, что Пушкин посвятил ей стихотворение «Я вас любил». Да и то, что потом он, сплетничая о своей мимолётной связи с задушевным другом Алексеем Вульфом, высказался о ней настолько оскорбительно, что стыдно за поэта.
Судьба Анны и трагична и счастлива одновременно. Выданная в 17 лет замуж за генерала Ермолая Фёдоровича Керна, который был старше жены на 35 лет, Анна счастлива не была. Генерал был очень достойным человеком, но не было любви. Настолько, что Анна записала в дневнике: «Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо — я почти ненавижу его». Видимо, Пушкин знал об этом, если, выведя Керна в образе мужа Татьяны Лариной в «Евгении Онегине», ещё и посвятил ему четверостишие: Сегодня был я ей представлен./ Глядел на мужа с полчаса;/ Он важен, красит волоса / Он чином от ума избавлен. И был несправедлив.
Дж. Доу. Портрет Е.Ф. Керна. Портрет А.П. Марковой-Виноградской, по первому мужу Керн. 1840-е гг. Фото из Интернета
Однако сердцу не прикажешь. Как говаривала бесприданница Лариса Огудалова, «я искала любви, но не нашла», в том числе и со стороны Пушкина, хотя вначале он был восхищён её умом и красотой. Зато нашла её у Александра Маркова-Виноградского, юного кадета, который на момент их встречи был на 20 лет моложе Анны, в то время уже 36-летней дамы. Это оказалась любовью на всю жизнь в буквальном смысле этого слова.
Анна прекратила появляться в обществе и стала вести тихую семейную жизнь. В 1839 году у Анны и Александра родился сын, а после смерти генерала Керна в 1841 году они обвенчались. Чтобы быть вместе с любимым мужем, Анна пошла против воли отца, за что он лишил ее всякой материальной поддержки. Кроме того, обвенчавшись, она добровольно отказалась от материальных благ, которые были положены ей как вдове генерала. Марковы-Виноградские поселились в деревне и вели очень скудную жизнь. Почти 40 лет Анна Петровна и Александр Васильевич Марковы-Виноградские были счастливы. Они жили очень бедно, иногда отчаянно нуждались. После выхода супруга на пенсию Анна Петровна была вынуждена продать за бесценок адресованные ей пушкинские письма. В январе 1879 года от рака скончался Александр, Анна пережила его лишь на четыре месяца.
История погребения Анны — совершенно отдельная. Живя в Москве, она завещала похоронить её рядом с любимым мужем, в Тверской губернии. Однако распутица не позволила сыну Анны добраться до места захоронения отца, и он попросил Львовых, которым Анна приходилась дальней родственницей, похоронить её в их родовом некрополе. Могила символическая, под камнем нет останков Анны, они в общем некрополе.
Вот на такой грустной ноте закончилось наше маленькое путешествие по усадьбам, расположенным недалеко от Торжка. В очередной раз подумалось, как тесно переплетены судьбы людей: едешь смотреть одно, и получается, что стоит вспомнить одно имя — мы, в общем-то, хотели посмотреть работы архитектора Николая Львова, — как поднимается целый пласт имён и историй.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры