Первое знакомство с Торжком было недолгим, прямо-таки шапочным. По крайней мере, я уезжала оттуда с твёрдым намерением вернуться. Для этого есть несколько причин.
Причина первая: городские достопримечательности после долгих десятилетий невнимания, небрежения и даже уничтожения стали активно реставрироваться, и хочется увидеть замечательные памятники в обновлённом виде. Это не просто осторожный оптимизм, а полная уверенность, что Торжок в скором времени предстанет в полной своей красоте, хотя и сейчас это очаровательный старинный город.
В 2018 году Новый банк развития БРИКС одобрил предоставление городу средств в объёме около 1,5 млрд рублей на реализацию проекта «больших инвестиций» по комплексному развитию территории и инфраструктуры малых исторических поселений. С учётом федеральных, региональных, муниципальных ассигнований общий объём финансирования работ составит почти 2 млрд рублей. За два года было сделано довольно много: восстановлена Тверецкая набережная,
многие церкви в лесах, и видно, что работа идёт активно. Предполагается реконструкция комплекса Путевого дворца, здания присутственных мест, Дома городничего и казначея, жилого дома середины 19 века, благоустройство старинного сквера «Городской бульвар» и ряда улиц Торжка. Срок реализации проекта — 2024 год. Так что чуть-чуть осталось подождать, чтобы в полной мере насладиться видами одного из красивейших древних городов России.
Вторая причина и главная — не хватает мне времени проникнуть во все интересные для меня места, когда едешь в город в составе экскурсионной группы, пусть даже с очень классными, обожающими свой город гидами, каким был наш Сергей. Но тем главным, что удалось увидеть, с удовольствием поделюсь.
Конечно, прежде всего стоит посмотреть знаменитый Борисоглебский монастырь. Даже не до конца отреставрированный, он производит большое впечатление.
По легенде, его около 1038 года основал новоторжский чудотворец преподобный Ефрем, согласно житию, бывший конюшим у невинно убиенных братьев Бориса и Глеба. И обитель, и первый храм были названы в честь святых князей. Храм был каменный, однако до наших дней он не дожил. Зато мы можем оценить совершенно замечательное место, которое нашёл Ефрем для возведения монастыря: на высоком берегу реки Тверцы, с которого открываются фантастические виды.
Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий, претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды он горел в междоусобных войнах: в 1167, в 1181, 1372 годах, в 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз — во времена Александра Невского, а 1258 году, когда Литва захватила город Торжок; другой раз — в 1609 году, в царствование Василия Шуйского, монастырь с городом были разорены поляками, деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и мирянами. Однако при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, ещё долго оставалась целой и неповреждённой.
Сейчас самой древней постройкой монастыря является теплая Введенская каменная церковь с колокольней (1620 год), возведённая на месте древней деревянной церкви, истреблённой поляками в начале 17 века.
В 1784 году старую каменную церковь, построенную преподобным Ефремом, решили разобрать и построить новый Борисоглебский собор. Это, безусловно, самый грандиозный, величественный и красивый храм монастыря. При закладке нового храма лично присутствовала императрица Екатерина II, своими руками 9 июня 1785 года положила она первый камень в основание храма.
Проектирование, строительство, сооружение иконостаса и внутреннего убранства было поручено действительному статскому советнику и кавалеру, архитектору Николаю Александровичу Львову и новоторжскому архитектору Франсу Ивановичу. Все местные большие и малые иконы были писаны в 1795 году художником Российской Императорской академии, известным нам как замечательный портретист, Владимиром Лукичом Боровиковским. К большому сожалению, от прежних росписей в соборе уже ничего не осталось.
На месте бывшей каменной церкви Воздвижения Честного Креста Господня в 1804–1811 годах построена церковь над святыми вратами во имя Спаса Нерукотворного Образа с колокольней в три яруса. Сейчас её реставрируют. С этим сооружением связана одна из городских легенд: говорят, что в старину у новоторжских купцов была традиция — на смотровой площадке надвратной церкви колокольни совершать самые крупные сделки, и они верили, что эти сделки должны были быть удачными.
Кстати, заметили, что жители Торжка называют себя новоторами? Объясняют это тем, что в древности город не раз менял своё название. Сначала он был просто Торгом, затем стал Новым Торгом. И с того времени слово «новоторы» уже не менялось при очередной смене названия города.
Последним сооружением Борисоглебского монастыря стала Свечная башня, построенная в 1809 году. Она завершила комплекс монастырских башен и стен, строившихся с 1734 года. В ней располагалась монастырская библиотека, в которой, по преданию, Николай Карамзин работал над своей «Историей государства Российского».
С этой башней тоже связано одно из городских преданий: рассказывают, что каждое утро на эту башню выходил монах в черном или белом одеянии. Для новоторов он был главным предсказателем погоды: выйдет в белом — жди в этот день хорошей погоды, в черном — готовься к ненастью. На самом деле в монастыре был барометр, и монах облачался в соответствии с показаниями этого прибора. Чего не сделаешь для укрепления веры?
Но… Ничего не заметили интересного на этой башне? Конечно! Смотровая площадка!!! И женщина в красном, мирно сидящая на стульчике и собирающая по сотне с каждого желающего полюбоваться на монастырь и на город с высоты летящей вороны.
Я сбежала от группы и взлетела на совершенно свободную площадку. Стыдно мне совершенно не было, потому что с экскурсоводом была радиосвязь, и ни одного его слова я не пропустила, да ещё и осенними видами города полюбовалась. Как говорится, схватила осень за хвост, потому что на следующий день выпал ранний сентябрьский снег.
Я с удивлением обнаружила, что кроме известных людей, которые участвовали в строительстве Борисоглебского собора, в Торжке жил знаменитый химик, профессор, член-корреспондент Императорской академии наук Александр Абрамович Воскресенский. Он получил первое образование в Духовном училище при Борисоглебском монастыре, о чём свидетельствует мемориальная доска.
Тем, что монастырь оказался в таком плачевном состоянии, мы обязаны известным послереволюционным событиям: в 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима, затем лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы — Всероссийский историко-этнографический музей. Реставрационные работы, с учетом мизерного бюджета Тверской области и бедности прихода, начались в конце 1997 года, но за всё время сделано было немного. Сейчас, с выделением средств из федерального бюджета, появилась надежда, что процесс пойдёт быстрее.
Есть в Торжке одно место, которое я прямо-таки мечтала увидеть с тех пор, как побывала на Ширковом погосте. Это старинный деревянный храм Тихвинской иконы Божией Матери.
И Рождественская церковь в Ширкове, и Тихвинская в Торжке — редко встречающиеся и ещё реже сохранившиеся образцы деревянных ярусных церквей. Сначала я была немного разочарована — такую ярусную церковь я видела в Витославлицах под Новгородом, вроде Рождественская в Ширкове оригинальнее. Пока не вошла внутрь… В Ширкове храм был закрыт, и я не смогла оценить высоту храма изнутри, здесь же эта высь буквально заворожила. Я пыталась «взять» её фотоаппаратом, который, хочешь — не хочешь, приближает, но мои усилия не увенчались особенным успехом: ни одна фотография не передаёт впечатления от этого устремлённого в небеса «пути».
Сейчас подумалось, что сходство деревянных церквей в Новгороде и Торжке совсем не случайно: Торжок до присоединения к Тверскому княжеству относился к Новгородскому…
Есть в Торжке ещё несколько легенд, связанных с именем Пушкина и его героев. Торжок обычно включали в маршрут «Пушкинские места Верхневолжья» по причине того, что поэт здесь часто (около 20 раз) останавливался. Как оказалось, это бывала обычная остановка в пути между Петербургом и Москвой и, отдохнув, путешественник отправлялся дальше, не останавливаясь даже на несколько дней по делам или у знакомых. А житель Торжка по фамилии Онегин был вовсе не прототипом известного героя романа в стихах, а сапожником, жившим недалеко гостиницы Пожарского. Тем не менее, в городе есть музей Пушкина, в который зайти не удалось из-за плотной экскурсионной программы, и это тоже одно из мест, которое хотелось бы рассмотреть поподробнее.
Зато рядом с музеем находится смотровая площадка, с которой открывается отличный вид на старинные новоторжские храмы. А рядом с ней — неплохое кафе «Лира», где дважды нас кормили обедом, угощая знаменитыми пожарскими котлетами и очень вкусной пастилой. Настоящая гостиница Пожарских, где Пушкин пробовал котлеты, довольно далеко отсюда, напротив Путевого дворца, и находится в стадии начала реставрации, так что те, кто приедет в Торжок после 2024 года, смогут попробовать этот местный деликатес в месте, где он был изобретён.
Понравилось место в районе площади 9 Января, где наш автобус остановился, чтобы мы могли погулять, посмотреть местные достопримечательности и сходить в кафе «Ангелов» на улице Красная Гора, где был обещан вкусный кофе и оригинальные десерты. Кафе я предпочла неспешную прогулку: и так мало город увидела, самостоятельно давно бы уже всё обежала.
Сама площадь показалась мне не очень выразительной. Несколько параллелепипедов старинных особняков, возраст которых можно определить, только оказавшись внутри и измерив толщину стен (в одном из них расположена гостиница «Оникс», в которой мы ночевали), без какого-то особенного декора. Здание районной Администрации в старинном особняке, который прежде был главным домом усадьбы купца И. Я. Кутафьева (построен во 2-й половине 18 в.). Позже, когда здание было выкуплено городскими властями, в нем располагались народное училище, суд, ремесленная управа, управление пожарного общества, Городская дума и др.
Напротив — длинный ряд зданий, называемых Музейными рядами: здесь расположено несколько экспозиций, посвящённых археологии и архитектуре Торжка. При других обстоятельствах я обязательно сюда заглянула бы, чтобы уложить в голове разрозненные сведения о городе и посмотреть артефакты, найденные во время раскопок. Ещё одну галочку ставлю, чтобы вернуться. На самом деле это бывшие торговые ряды, которые были построены в 18–19 вв. Но место, где они расположены, считают точкой, с которой начался собственно город — Торг.
Крестовоздвиженская часовня-ротонда с 12-ю колоннами, построенная по проекту архитектора Н. А. Львова уже после его смерти, в 1814 году. Она невысокая, и на ней можно рассмотреть особенность почерка Львова — двойной купол: внешний — световой фонарь с большими арочными окнами и внутренний, с проемом в центре, через который свет проникает внутрь здания, в то время как окна изнутри не видны. Справа от ротонды — памятник архитектору.
Скажем так: это официальная часть. Но мне-то больше нравятся неофициальные, они живее. Ворона на фонарном столбе,
ребёнок, спустившийся к реке, чтобы покормить уток,
отражения в неспешных водах Тверцы
и даже козлик, пасущийся практически в центре города, почти под стенами Путевого дворца.
Место какое-то тёплое, уходить отсюда не хотелось. Как потом выяснилось, в древности именно здесь, при впадении в Тверцу ручья Здоровца, находилась пристань для судов, привозивших товары из разных частей Древней Руси и из-за рубежа. Поэтому на берегах и торговая площадь, на которой, согласно летописям, в 12 веке собиралось больше двух тысяч купцов только из Новгорода, и самые богатые купеческие дома, к сожалению, большей частью утраченные.
Торжок и золотное шитьё неразделимы. Организаторы нашей поездки, конечно же, включили в программу и этот древний (с 13 века) промысел. Торжокские мастерицы вышивали головные уборы, передники, пояса, сафьяновую обувь (помните стишок «Привези мне из Торжка два сафьянных сапожка»?), кошельки, детали костюмов и предметы церковного обихода.
В Торжке гордятся тем, что Екатерина Великая, которую поразило мастерство торжокских золотошвей, заказала им несколько платьев. Уменьшенные копии этих нарядов можно увидеть в музее.
Однако это был не музей золотного шитья «Торжокские золотошвеи», а выставочный зал при художественном училище золотного шитья № 56, где представлены работы выпускников. Школа золотной вышивки существует в Торжке с 1894. В 1928 году школа вышивальщиц была реорганизована в Профтехшколу художественной вышивки, которая стала центром развития местного традиционного искусства золотой вышивки, а в 1996 году приобрела статус училища.
Здесь можно было не просто посмотреть экспонаты, но и поучаствовать в мастер-классе.
Хоть мне и не привыкать держать в руках иглу, вышивать гладью золотой нитью по коже с непривычки трудновато. Тем не менее, эту небольшую работу организаторы оформляют в рамку с магнитиком, так что теперь у меня есть сувенир, вышитый собственными руками.
Очень ярким финалом торжокской экскурсии была небольшая лекция о русских народных инструментах известного музыканта, мульти-инструменталиста, исследователя музыки разных регионов России, руководителя «Московского хора рожечников» и фольклорного ансамбля «Улица», который занимается реконструкцией и воссозданием традиционной инструментальной музыки России в ее исконном, исторически сложившемся виде, Бориса Серафимовича Ефремова, которая проходила в Доме гончара.
Несколько лет назад Борис Серафимович из Москвы перебрался в Торжок. Сегодня у него мастерская, он создаёт старинные инструменты, разрабатывает методики игры на них, записывает диски с этнической музыкой, участвует в фольклорных вечёрках и даёт концерты. Из его выступления я выбрала несколько фрагментов, где мастер показывает игру на большом рожке, сделанном из полого стебля борщевика, маленьком рожке под «ударную» косу, балалайке, гармошке и даже на пиле! Кстати, предметы крестьянского обихода тоже частенько использовались для создания народной музыки. Ефремов — потрясающий рассказчик с большим чувством юмора, слушать его — и лекцию, и игру — одно удовольствие!
За то время, которое мы провели в Торжке, я не раз пожалела, что не приехала сюда двумя месяцами раньше на фестиваль «Новоторжский рубеж», который проводится в Василёво под Торжком. Запланировала на этот год, однако фестиваль решили провести неожиданно рано — 2 и 3 мая, я не готова так быстро поменять планы, да и прохладно в начале мая в Тверской области! Так что если кто-то заинтересуется — вас там ждут, будет интересно. Несколько фотографий «Новоторжского рубежа-2020» сделаны Татьяной Соколовой.
Надежды побывать еще раз в городе и на фестивале не теряю!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры