Содержание рассказа
Часть 1: Альбукерке и НМ «Скалы-Палатки»
Часть 2: Санта-Фе
Часть 3: Лос-Аламос. НМ Бандельер. Рио-Гранде
Часть 4: Таос
Часть 5: Джорджиа О’Кифф и Ранчо Призрак
Часть 6: Пик Ангела. Пустошь Бистай. НМ «Плохая земля»
Часть 7: «Художник Николай Фешин в Таосе»
Часть 2. Санта-Фе (Santa Fe)
Санта-Фе — это столица Нью-Мексико, начиная с 1610 г. и по сей день. Столицей его выбрали испанцы, они же придумали название городу, а также назначили ему и небесного покровителя — Франциска Ассизского. Полное историческое название города звучало так: La Villa Real de la Santa Fé de San Francisco de Asís («Королевский город Святой Веры Святого Франциска Ассизского»). Но такое длинное название непрактично, поэтому оно быстро «усохло» до просто Санта-Фе («Святая вера»- с исп.). Поначалу Санта-Фе был столицей провинции в Новой Испании, затем — в мексиканском государстве, а позже оставался административным центром территории/штата Нью-Мексико в США (см. карту 1). Так что можно сказать, что Санта-Фе — старейший столичный город Америки.
Карта 1. Маршрут нашего путешествия по Нью-Мексико. Санта-Фе обозначена цифрой 3.
Санта-Фе не только старейшая американская столица, но и очень узнаваемый город, выделяющийся «лица не общим выражением». Он знаменит своим особым стилем (американцы даже используют специальное словосочетание Santa Fe style), который проявляется, прежде всего, в очень узнаваемой архитектуре. Практически все фотографии городских объектов, приведенные в этом рассказе, иллюстрируют это утверждение, но начнем с Художественного музея Нью-Мексико (New Mexico Museum of Art, фото 1–3). Это один из прекрасных образов здания в стиле Pueblo Revival («возрожденный пуэбло», или просто «пуэбло»). Свое имя этот стиль получил от названия местного индейского племени пуэбло и стал фирменным для штата Нью-Мексико в целом и для Санта-Фе — в частности.
Фото 1. Художественный музей Нью-Мексико (New Mexico Museum of Art)
Фото 2-3. Художественный музей Нью-Мексико - виды с другого ракурса. Здание замечательное, а коллекция этого музея нас не впечатлила.
Индейцы пуэбло издавна жили в этом регионе и строили глинобитные дома, хорошо приспособленные к здешнему климату. Многие их идеи были позже заимствованы испанскими колонистами, в том числе при сооружении ими многочисленных католических миссий в Нью Мексико. Окончательно этот стиль сложился в конце 19-го — первой четверти 20-го века. Для архитектуры в стиле пуэбло характерны округлые плавные формы в экстерьере, плоские или слегка наклонные крыши, выступающие за поверхность стен массивные деревянные декоративные детали (балки, кронштейны и т. д.). Основной стройматериал — адоба (исп. — adobe), или саман, — это кирпич, сделанный из смеси глины и резаной соломы. Толстые стены зданий обычно оштукатуривают и затем окрашивают в коричнево-бежевые тона.
А эта длинная сараюшка (фото 4) — Губернаторский дворец (Palace of the Governors), как бы странно это ни звучало. Тоже стиль пуэбло. Здесь отметим открытую галерею, опирающуюся на деревянные колонны и протянувшуюся на всю длину здания, — очень популярная в Нью-Мексико деталь сооружений.
Фото 4. Губернаторский дворец в Санта-Фе
Эти глинобитные строения показали свою удивительную живучесть, поэтому в Санта-Фе так много всего «самого старого» в Штатах. Например, Губернаторский дворец считается самым старым общественным зданием в Америке, которое было в постоянном пользовании для этих целей где-то с начала 17-го века. Сейчас — это часть Исторического музея Новой Мексики (очень неплохой, кстати), основное здание которого примыкает к этому «дворцу». Во время нашего посещения Санта-Фе дворец был на реконструкции. Рядом с ним, в галерее — одно из любимых мест местных индейцев для торговли поделками/сувенирами.
Стиль пуэбло доминирует повсюду в центре Санта-Фе. Вот, например, Институт искусства американских индейцев (The Institute of American Indian Arts, фото 5–7) — колледж и музей современного искусства коренного населения. Располагается в здании, построенном в 1920 г. в стиле пуэбло. Еще один объект в этом стиле, построенный 100 лет назад — исторический отель La Fonda (по-русски — «постоялый двор», фото 8–9).
Фото 5-6. Институт искусства американских индейцев. Здесь тоже есть протяженная открытая галерея, но опирается она на ярко раскрашенные "индейские" колонны
Фото 7. Музей современного искусства коренного населения
Фото 8-9. Исторический отель La Fonda с разных ракурсов
Два предыдущих здания возведены в 1920–1930-е годы, когда архитектурный стиль пуэбло уже окончательно сложился. А вот это (церковь Св. Мигеля на фото 10) — из раннего: она была построена в 1610 г. мексиканскими индейцами под руководством испанских францисканских монахов. Здесь все очень лаконично и без многих более поздних подробностей, но стиль узнаваем. Считается старейшей действующей церковью в США (еще один самый-самый объект!).
Фото 10. Церковь Св. Мигеля (San Miguel Mission), 1610 год постройки
Храм Девы Марии Гваделупской (Santuario de Nuestra Señora de Guadalupe, фото 11) был построен в конце 18-го века тоже францисканцами. Дева Мария Гваделупская — образ Богородицы, наиболее почитаемый в Латинской Америке. Ее культ был широко распространен и в Нью-Мексико.
Фото 11. Храм Девы Марии Гваделупской (Santuario de Nuestra Señora de Guadalupe).
В 1850 г., уже при американцах в Санта-Фе был назначен епископом проповедник Жан-Батист Лами, француз по происхождению. Лами много сделал для того, чтобы изменить местные религиозные практики. В частности, он считал, что не может человек достичь рая, если молится на грязном полу внутри здания, сделанного из глины. А именно таковыми были церкви того времени на этой территории.
По распоряжению Лами между 1869 and 1886 гг. на месте прежнего приходского глинобитного храма Санта-Фе возвели Кафедральную базилику Св. Франциска Ассизского (Cathedral Basilica of St. Francis of Assisi) — святого покровителя города (фото 12–15). Образцами для базилики послужили великолепные европейские храмы. И хотя по европейским меркам собор выглядит достаточно традиционно (отсутствуют только шпили над башнями, на которые не хватило денег), для Америки он необычен, и уж тем более — для провинциальной Нью Мексико. Некоторые (и мы- в их числе) считают собор Св. Франциска архитектурной аномалией Санта-Фе с его многочисленными сооружениями в стиле пуэбло. Как-то он выбивается из общего ряда.
Фото 12-13. Базилика Св. Франциска Ассизского
Фото 14. Интерьер базилики Св. Франциска Ассизского
Как дань многолетним новомексиканским религиозным традициям, слева от главного алтаря в соборе сохранена часовня с древней статуей Богоматери Гваделупской (фото 15). А вот чего не встретишь возле никакого европейского католического собора, так это статую индейской святой Kateri Tekakwitha — первой канонизированной североамериканской туземки (фото 16).
Фото 15. Часовня Девы Марии Гваделупской в соборе
Фото 16. Kateri Tekakwitha – первая канонизированная североамериканская святая индейского происхождения
Рядом с собором, в сквере установлен памятник, посвященный испанскому походу 1598 года по освоению новых территорий во главе с Доном Оньяте (фото 17). Не такой монументальный, как в Альбукерке, но тоже показывает основных действующих лиц того события (подробнее об этом было рассказано в части 1 рассказа). В результате того похода в составе Новой Испании была образована провинция Новая Мексика, а Санта-Фе вскоре стал ее столицей.
Фото 17. Памятник La Jornada в Санта-Фе
С именем епископа Лами связано еще одно сооружение в Санта Фе — часовня Лоретто бывшей римско-католической церкви (Loretto Chapel, фото 18). Строили ее французы, приглашенные Лами. По какой-то причине они не предусмотрели в ней лестницу, ведущую на хоры, и монахини вынуждены были пользоваться ее приставной версией. Все местные плотники для исправления этого упущения предлагали варианты лестниц, которые бы заняли слишком много пространства в достаточно небольшой часовне. И тогда, как гласит легенда, появился незнакомец со своими материалами и инструментами, который взялся решить проблему, работая в одиночестве. Через три месяца лестница была закончена, а незнакомец исчез, не взяв никакой платы за свой труд. Монахини решили, что это был сам Св. Иосиф (покровитель плотников), которому они все это время усердно молились. А лестницу с тех пор называют «чудесной» («Miraculous Stair»), и она — главный магнит для посещающих часовню (фото 19).
Фото 18. Часовня Лоретто (Loretto Chapel) и гостиница Лоретто
Фото 19. Чудесная лестница ("Miraculous Stair") в часовне Лоретто
Лестница эта — деревянная и спиральная, совершающая два полных оборота на 360 градусов и построенная без гвоздей. Но самое удивительное в ее конструкции — отсутствие какой-либо центральной опоры при том, что и стен лестница не касается. Изначально перила отсутствовали, они были пристроены позже в целях безопасности. С 1968 г. часовня — частный музей «Чудесной лестницы» и зал для свадебных церемоний, а в 1975 г. рядом построили одноименную с часовней люксовую гостиницу и спа в стиле пуэбло (фото 18 и 20).
Фото 20. Гостиница Лоретто в стиле пуэбло
Таким образом, и современные строения в Санта-Фе участвуют в поддержании уникального регионального колорита. Правила застройки исторической части города предписывают и новые здания возводить в стиле старого Санта-Фе. Эффект — замечательный! Город оставляет какое-то очень цельное впечатление и запоминается надолго.
Вот еще одна современная гостиница в центре Санта-Фе — Eldorado Hotel & Spa (фото 21). Естественно, многие из сегодняшних объектов строят не из адоба, а из современных материалов — бетона и кирпича, а деревянные балки, стилизованные опоры и кронштейны имеют чисто декоративное назначение. Но стилевое единство в архитектуре города сохраняется. И можно только порадоваться за Санта-Фе.
Фото 21. "Eldorado Hotel & Spa" в стиле пуэбло
Lensic Theater (фото 22–23) — главная концертная площадка в Санта-Фе. Построена в конце 20-х-начале 30-х гг. прошлого века и сочетает псевдо-мавританский стиль со стилем испанского возрождения.
Фото 23. Lensic Theater - деталь экстерьера
Помимо уже упомянутых выше музеев, выделим еще парочку. Во-первых, Музей народного искусства разных стран (Museum of International Folk Art, фото 24–28), расположенный среди еще целой группы музеев на Музейном холме (Museum Hill). Создан в 1953 г. и сейчас насчитывает свыше 135 тыс. экспонатов (игрушки, куклы, костюмы, маски, текстиль разных видов, религиозное народное искусство, картины, керамика и т. д.) из более 100 стран. Есть и наши матрешки, дымковские игрушки, белорусские соломенные куклы и пр. Особенно нам понравились азиатские куклы с тысячей подробно воспроизведенных деталей (нужно иметь китайское терпение, чтобы сделать это!). Много диорам, воспроизводящих жизнь разных народов (мексиканцев, индейцев, японцев и др.) в типичных городах, деревнях, домашней обстановке. Фантастический музей, который нравится и детям, и взрослым!
Фото 24-28. Экспонаты Музея народного искусства разных стран
И еще нам очень понравился Музей Джорджии О’Кифф (Georgia O’Keeffe Museum, фото 29–34) — знаменитой и очень своеобразной американской художницы, которая много лет прожила в штате Нью-Мексико, в том числе два последних года своей жизни — в Санта-Фе. Этот музей — самый большой из музеев с ее картинами, рисунками, фотографиями, личными вещами. Подробнее про Джорджию О’Кифф расскажем в части про Ранчо Призрак.
Фото 29. Музей Джорджии О'Кифф в Санта-Фе
Фото 30. Картина Джорджии О'Кифф " Rusted Red Hills " ("Ржавые холмы")
Фото 31. Картина Джорджии О'Кифф "Gerald's Tree" ("Дерево Джеральда")
Фото 32. Картина Джорджии О'Кифф "Trees in Autumn" ("Деревья осенью")
Фото 33. Картина Джорджии О'Кифф "Autumn Trees-The Maple" ("Осенние деревья - Клен")
Фото 34. Картина Джорджии О'Кифф "Pink Ornamental Banana" ("Розовый декоративный банан")
И по всему городу разбросаны многочисленные галереи, салоны, бутики, магазинчики сувениров… Нет им числа. Здесь есть даже целая улица — Каньон Роуд (Canyon Road), где все это собрано в концентрированном виде.
Чудесный город, оставляющий желание вернуться туда снова.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия