Наше обзорное путешествие по горнолыжным курортам Карпат, подходит к своему логическому концу. Начав его с раскрученного и дорогого места Буковель, затем мы переехали в самый высогорный карпатский курорт — Драгобрат и с него уехали в тёплое Закарпатье. После посещения его горячих минеральных источников в поселке Косино и Ужгороде, мы вновь вернулись на заснеженные склоны карпатских гор, где всех порадовал курорт Пилипец. Покатавшись на нем, направляемся в еще одно горнолыжное место, расположенное по соседству — Плай. Оно находится уже в Львовской области и дорога к нему (Е-471) в сторону международной трассы М-06 Чоп — Киев, идет через городки Воловец, Верхние/Зимние Ворота и Ивашковцы. Дорога хорошая и ехать, всего каких-то 65 километров, недолго.
По обеим ее сторонам нас окружали прекрасные зимние пейзажи — засыпанные недавним морозным снегом леса, красивые склоны гор и словно спяшие зимним сном, поселки, дома и деревянные церкви.
Вскоре после выезда на трассу М-06, стали ожидать указатель левого поворота на горнолыжный курорт Плай. Все время также я выискивал место, где же на нашу трассу несколько дней назад с горы Плай вроде бы сошла снежная лавина? Тогда, неделю назад, 11—12 февраля были очень сильные снегопады и эта международная трасса была частично парализована. Но — никаких следов от них уже не осталось — все следы дорожного катаклизма были убраны.
Кроме местечка Плай во Львовской области находится еще очень стародавнее по лыжным делам, поселок Славское. В нем есть два горнолыжных места — Тростян и Захар Беркут, в которые мы заглянем тоже.
Горнолыжные места в Львовской области
Горнолыжный курорт Плай
Вот и указатель левого поворота — «Горнолыжный курорт Плай». Свернув, поднимаемся к зданию ресторанно-отельного комплекса. Перед ним три большие автостоянки. Две нижние совершенно пустые, а на верхней всего несколько десятков машин.
Близость к такой международной трассе и удобный подъезд к самому комплексу, является его огромным преимуществом, которое радует большинство автотуристов.
Это место иногда называют «маленьким Буковелем» и с каждым годом прогнозируют ему все большую популярность. Где жить, приехавшим сюда? Подороже — в отеле самого курорта, а подешевле и, если есть свой транспорт, в близлежащих селах Сколевского района — Плавье и Козьова.
Как и в соседних курортах, верхние склоны гор имеют более крутые склоны, которые затем переходят в пологие. Виды здесь, как и везде в Карпатах, очень красивые. Суровых скал мало. Что есть в горнолыжном комплексе «Плай»? Есть 6 основных трасс с перепадом высот около 260 метров и общей протяжностью до 1200 м. Есть учебная и детская трассы длиной ок. 350 м. Наверх вас поднимут два четырехкресельных подъемника (Доппельмайер) общей длиной по 1000 м каждый. Есть бугельные подъемники, а для детей — Беби-лифт. Так что, здесь есть где показать и подточить свое мастерство и взрослым, и детям.
Кому интересно — вот цены на подъемник на сезон 2020–2021 (первая цена — со скидкой для пенсионеров). Цены «почище» буковельских — там два дня по 75 км трасс для пенсионеров стоят 1300 грн. Здесь — 1500.
- 1 подъем (бугель) — 90/100 грн;
- 1 подъем (кресельный) — 110/130 грн;
- Абонемент пол дня (09:00—13:00) — 480/550 грн;
- Абонемент пол дня (13:00—17:00) — 480/550 грн;
- Абонемент 1 день — 880/1000 грн;
- Абонемент 2 дня — 1500/1850 грн;
- Абонемент 3 дня — 2250/2800 грн;
Взяв абонемент на полдня, поднялись наверх и после нескольких спусков, застряли здесь, любуясь окружающими пейзажами и громадными сосульками, которые украинцы нежно назавают «бурульками».
Что еще удивило — на вершине стоял киоск, в котором были не только чай-кофе, но и согревающие напитки в виде нескольких видов глинтвейна и горячего пива. Глинтвейны часто встречал на европейских альпийских курортах, а вот горячее пиво — никогда. Но — пробовать не стали — уж очень привыкли его пить холодным и то — только когда жарко. Ну, а «за рулем», в нашем случае — на лыжах — никогда!
Накатавшись, складываем в машины наше снаряжение и направляемся на ночлег в село Козьова — там наш друг, талантливый дизайнер Станислав, плюнувший на все столичные блага Москвы и Киева, лет десять назад переехал в родные края и, купив дом, сделал из него прямо конфетку. Он переоборудовал его в мини-отель Salamandra Village, где каждая комната выполнена в различных стилях — австро-венгерском, украинском, татарском, польском и даже - в шотландском! (1000–1500 грн/ночь — $35–54). Весь дом декорирован красивыми открытками, картинами, гравюрами и стародавними вещами. Во дворе есть беседка с мангалом и баня. Почему такое название — Саламандра? Да потому что она жила и по сей день живет под верандой дома!
Встреча старых друзей всегда приносит только радость
Он же активно участвовал в строительстве и дизайне части моего загородного дома, привнеся в него многие элементы эдакого украинского Country-style…
Барбекю и колодец под тростниковыми крышами
Горнолыжные места поселка Славское — Гора Тростян и Захар Беркут
Переночевав и собрав лыжное снаряжение, утром вырулили в сторону поселка Славское — до него от дома-садыбы Стаса около 40 километров. Там находятся еще два известных горнолыжных места Львовской области — горы Тростян и Захар Беркут.
Славское — известный карпатский поселок-горнолыжный курорт в Сколевском районе Львовской области, расположен в живописной долине рек Опир и Славка на высоте 501 м. над уровнем моря. Природное расположение хребтов Бескиды и Горганы вокруг Славского создало уникальный микроклимат, который обеспечивает постоянную безветренную погоду с большим количеством снежных осадков зимой и стабильным удержанием снега почти до апреля месяца.
Приехав в посёлок, вырулили на улицу, ведущую к первому в этом месте кресельному подъемнику. Здесь даже прошибла слеза — в далеких 70-х годах прошлого века мы всегда старались остановиться на этой улице, от которой до «креселки» было всего метров пятьсот.
А вот и тот дом, в котором мы чаще всего любили останавливаться. Такие дома были построены еще, как говорится, «за австрияков» — т. е. во времена австро-венгерской империи. Увы — старых хозяев, которые были старше нас, уже нет. В доме было всего три комнаты, из которых две они сдавали туристам. В первые годы, говорят, и видеть никого у себя в домах не хотели. Многие из них ещё хорошо помнили приход в эти края советской власти, борьбу партизан против неё и соответствующие репрессии против помогавшего им местного населения, кончавшиеся высылками в Сибирь.
Но потом потихоньку оттаяли. За постой брали плату 1 рубль с человека за день. Полновесный советский рубль, который мы, молодые специалисты или аспиранты получали тогда около 100 в месяц. Кроватей в этих комнатах было всего две, поэтому остальные заселившиеся из группы друзей в 6–8 человек вели «половую» жизнь — спали в своих спальниках на полу. Удобства были во дворе, никаких бань и душей не было и в помине. А зачем? Зима короткая, помоемся потом летом в речке, говорил хозяин. А пока — пользуйтесь тазиком…
Через полкилометра улица заканчивалась и за оврагом уже был виден горнолыжный кресельный подъемник. Он был первым в Карпатах в Те времена. Перед ним всегда стояли две большие очереди — одна для тех, кто в очереди, а вторая — для тех, кто идет без очереди.
Тогда, в Те, полувековой давности времена, (ужас, прямо — неужели и я там был тоже?) это был один из самых популярных зимних курортов Украины. На Кавказе тогда тоже возникли свои горнолыжные места — Домбай, Терскол, Бакуриани — мы посещали и их тоже. А у нас — Славское. Помнится, здесь проходили не только первенства Академии Наук по горнолыжному спорту, в которых и я принимал участие, но и тренировались перед всякого рода Олимпиадами и сборные горнолыжников УССР.
Трассы, в основном, здесь были крутые — категорий «красные» и «черные» и никаких приятных сердцу и здоровью длинных «голубых». И это было довольно серьезно и травматично. Моя жена повредила тут в свое время коленную связку — вон как раз на том крутом склоне справа.
Что изменилось здесь за полвека? Заехав на машине прямо к отелю «Перлина Карпат», который находится у подножия главного подъемника, вижу, что здесь мало что изменилось за эти годы — тот же старый бугельный подъемник «разлива» 1965 года, то же здание отеля, переименованное из «Динамо» в «Перлину Карпат» — вон оно стоит на пригорке.
Помнится, мы всегда брали с собой спирт из наших академических лабораторий и поллитра такой жидкости обеспечивало тебе бесплатное недельное катание и проход в очередь для тех, кто «без очереди». Теперь каюсь — сколько мы споили тогда местных ребят…
За эти прошедшие годы местные ребята здесь все приватизировали (раньше все принадлежало известному всесоюзному обществу «Динамо») и кое-что построили новое. В 200 метрах от «Жемчужины Карпат» есть 2 подъемника легкой сложности длиной 600 м и 1000 м. Напротив окон отеля на г. Погар есть 2 подъемника длиной 700 и 1000 м. На расстоянии 4 км от отеля, на горе Тростян (высота 1232 метра) — семь подъемников с трассами разного уровня сложности, которые удовлетворят всех желающих — от любителей отдыха в Карпатах зимой до мастеров горнолыжного спорта. В 10 км от нас находится горнолыжный комплекс, где проложено около 9000 м трасс разного уровня сложности. К минусам этого места можно отнести отсутствие единого ски-паса на подъемники. Все они приватизированы разными местными особами, которые никак не могут договориться между собой о едином катательно-финансовом бизнес-пространстве и все еще живут по принципу «Моя хата с краю» …
Конечно, как и везде, здесь можно отведать и различные закарпатские блюда, и крепкие «настоянки» из разных ягод и трав. Работают инструктора, есть аренда снаряжения и спасательные службы. Сделав пару-тройку спусков по знакомым трассам, переезжаем в другое и новое для меня место — горнолыжный комплекс «Захар Беркут».
Спасибо, гора Тростян, за суровую горнолыжную школу в 70-х!
P. S. А вообще, если перед прощанием с этим местом окунуться в историю, то она будет довольно старой и интересной:
«История катания на лыжах в Славском начинается еще с позапрошлого века. Легенды края рассказывают, что с 1820- 1830-х годов австрийские предприниматели, которым принадлежали окрестные леса и горы, семьи Ґрьодль и Шмидт, построили первые горнолыжные подъемники и трамплины на горе Погар. К сожалению, точных данных об этом нет. Достоверно известно, что развитие Славского как курорта начался в конце XIX в., чему способствовало прокладывание железной дороги из Львова в Мукачево в 1887 г.
Новый горнолыжный курорт Карпаты получили в начале ХХ в. — на Погаре работал подъемник на конной тяге. Кони ходили по кругу вокруг большого колеса, на которое был намотан трос с привязанными к нему санями — остатки этого устройства было видно еще полвека назад. В 20–30 годы прошлого века горнолыжный курорт Славское называли Закопане Восточных Бескидов. В
1930-е поток любителей катания на лыжах в Славском стал таким значительным, что на выходных в направлении Славского пускали дополнительные поезда — их называли „лыжи-бридж“. Для лыж в поездах устраивались отдельные отсеки.
А наибольшего развития как горнолыжный курорт Славское приобрел в 1970-х — 1980-х годах, когда было построено более 10 подъемников и были основаны спортивные горнолыжные школы».
Горнолыжный комплекс «Захар Беркут»
Этот комплекс находится с другой, более южной стороны поселка Славское примерно в 15 км от горы Тростян, в селе Волосянка. Такое красивое и суровое название «Захар Беркут», дано этому месту по имени героя исторической книги Ивана Франко, местному общественному предводителю, который был одновременно и знахарем. История помнит, как община во главе с Захаром Беркутом смогла семь веков назад сама по себе не только остановить многотысячное монгольское войско, но и уничтожить его. В этом им помогли мужество, сплоченность, сообразительность и даже сама природа родного края.
Всего на горнолыжном курорте «Захар Беркут» проложено более 9000 м. горнолыжных трасс разного уровня сложности — «голубые»,«красные» и «черные». Посмотреть схему
Для тех, кто только начинает карьеру лыжника, лыжная школа «Захар Беркут» предоставляет услуги опытных инструкторов. В этом месте есть кресельный подъемник, три бугельных подъемника и мультилифт для детей и начинающих. Кресельный подъемник установлен в 2005 году и является самым длинным в Украине. Нижняя станция подъемника находится при въезде на территорию комплекса вблизи корпуса отеля, а верхняя (обводная) станция — на вершине г. Зворец.
Кроме конечных станций, около отметки высоты 1075 м функционирует промежуточная станция подсадки. А с вершины горы открываются прекрасные карпатские дали.
Совершив несколько спусков, зашли на чашечку кавы в стоящий сразу у нижней станции подъемника, одноименный отель Захар Беркут. Красивый отель, выстроенный с учетом стародавних традиций, построен в 2005 году и его комфортные номера находятся в ценовом диапазоне от 1250 до 2400 грн ($42–80).
Все интерьеры наполнены экспонатами, свидетельствующими о борьбе и героизме местных жителей, не допустивших проникновение дальше на запад монгольских завоевателей.
На этом наше, почти двухнедельное знакомство с карпатскими горнолыжными курортами, заканчивается и мы возвращаемся домой. Снежные катаклизмы с их заносами дорог, надеемся, что остались позади и мы с удовольствием будем вспоминать еще долгое время эти, прекрасно и познавательно проведенные дни, в Карпатах в феврале 2021.
P. S. Приехав домой, через неделю-другую узнаем, что как раз в наш период, который мы были в Карпатах, из-за наплыва туристов после первого локдауна, введенного после Рождества, сталась новая резкая вспышка короновируса. И сейчас, в начале марта ввели еще один локдаун на работу горнолыжных курортов и отменили остановки поездов на станциях в Ивано-Франковской области…
Но, все равно, если будете в тех краях, стоит остановиться у такого памятного знака "Жити та радіти", задуматься и следовать его призыву: «Жить и Радоваться»!
--------------------------------------------
P.S. Выражаю огромную благодарность Петру Лыпко - моему старому другу и соратнику по многим путешествиям за фотографии, запечатлевшие автора в динамике и экспрессии горнолыжнолыжного праздника!
Цикл статей по карпатским горнолыжным местам:
1. Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный Буковель — https://www.tourister.ru/responses/id_33491
2. Зимний круг по Карпатам. Драгобрат — вершина наслаждения для фрирайдеров — https://www.tourister.ru/responses/id_33501
3. Зимний круг по Карпатам. Дорога к теплому Закарпатью — https://www.tourister.ru/responses/id_33522
4. Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец — https://www.tourister.ru/responses/id_33559
5. Зимний круг по Карпатам. Горнолыжные курорты Плай и Славское — https://www.tourister.ru/responses/id_33574
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм