Зима 20/21 для любителей зимних видов спорта выдалась в Украине на редкость холодной и снежной. Конечно, и в прошлые, более теплые зимы, все горнолыжные украинские курорты работали, используя искусственно надуваемый на трассы снег. Да и проблем с зарубежными альпийскими курортами у настоящих любителей этого вида спорта, не было. Мы с друзьями, например, в последние несколько лет очень любили Андорру — там для ветеранов 70+ изо всех стран было бесплатное катание. Да и по качеству более чем 200 км лыжных трасс эта страна обошла многие альпийские курорты.
Годовой Ковид нарушил планы миллионов любителей горнолыжного спорта всего мира. В ближние европейские альпийские курорты, также как и в дальний индийский Гульмарг в Гималаях из-за жесткого карантинного контроля, не добраться. Для нас остаются несколько небольших горнолыжных центров под Киевом и Карпаты. Трассы под Киевом хороши только для «чайников» и обучения малолетних детей. Что мы и сделали, поставив «на лыжу» пятилетнего внука. Первые занятия провели с профессиональным тренером и это дало хороший результат — через несколько тренировок он уже сам мог и подниматься на бугельном подъемнике, и спускаться (правда, под контролем) по трассе вниз.
Куда направиться горнолыжникам в Карпатских горах? Там есть несколько хороших мест, которые облюбовали любители этого зимнего вида спорта. Одним из старейших остается местечко Славское, которое еще «за времена австрияков» облюбовали лыжники. В советские часы это место было самым популярным в Карпатах. К сожалению, там все так и осталось на уровне технического сервиса трасс 1965–70 годов, когда я впервые, переехав с Урала в Киев, попал туда с моими новыми коллегами по Институту Кибернетики.
Хороших горнолыжных мест в Те времена на советском пространстве было немного. В дальних от Киева и Москвы местах можно вспомнить казахский Чимбулак. Поближе были несколько таких центров на Кавказе - Чегет, Цахкадзор, Бакуриани, Домбай. Но самым лучшим и раскрученным из них считался кавказский Чегет. Поэтому и народу там, как говорится, "хватало". Но, зато, когда поднимался на "однушке" (однокресельном сиденье, которые, кстати, хоть и проржавев, еще работают и по сей день) на Чегет или склоны Эльбруса (там была кабинка человек на 15-20!), перед тобой раскрывались грандиозно красивые кавказские пейзажи. И там, конечно, были громадные очереди на подъемник. Но рядом были и другие очереди - для "тех, кто без очереди" ...
Кавказ, март 1975 г.. Спуск со склона горы Чегет. На заднем плане - двуглавый Эльбрус.
Но за последние пару десятилетий в Карпатах по этому профилю очень сильно выросла туристическая индустрия и на первом месте стоит горнолыжный курорт Буковель. Вот на него мы сначала и направимся, а уже потом, в качестве бонуса, посетим и еще несколько горнолыжных мест Украины, расположенных по соседству. Если наметить целью только одну точку, то можно обойтись и без машины, а приезжать в те края поездом и дальше пользоваться такси. Но, так как мы наметили посещение нескольких горнолыжных мест, то лучшим видом транспорта будет свой автомобиль. И лучше всего — полноприводной кроссовер.
Посмотрев прогноз погоды и выбрав лучшие дни для катания (будние), решили выехать из Киева рано утром в субботу 6 февраля, к полудню прибыть во Львов, там погулять по старинным улочкам, выпить чашечку знаменитой львовской кавы, сходить в театр, переночевать и утром, преодолев за четыре обещанных Гуглом часа оставшиеся 240 километров, прибыть в Буковель.
Дорога до Львова, длиной 540 километров, проходившая по трассе Киев — Чоп, была сухой и чистой, не нагруженной машинами и мы, совершенно не напрягаясь, преодолели ее за намеченные Гуглом шесть часов. Остановившись в находящемся на холме Premier Hotel, окна которого выходили на парк и старинную часть города, немного отдохнули от дороги и вышли прогуляться по его улочкам. На вечер у нас были взяты билеты на балет «Щелкунчик», после которого мы снова с удовольствием прошлись по знаковым местам города, вспоминая его самые лучшие достопримечательности.
Львов…
Даже его полудневного посещения хватает, чтобы насладиться аурой этого исторически значимого места. Старинный центр города так таким и остался — все новые высотки в него не допустили. Искусство оперного театра, как и другие сферы культурной жизни — музеи, картинные галереи и уникальные тематические кафе и рестораны, остаются на высоте. Лучше всего, конечно, посещать Львов в теплое время года. Я, например, люблю его осенью. Начанающая желтеть листва придает какой-то особенный колорит его старинным домам и улочкам. В нем очень много всякого рода кафе и ресторанов, оформленных под свою, порой, оригинальную тематику. Как правило, все они принадлежат творческой бизнес-группе iФест. На первом месте, на мой взгляд, стоит тематика Кофе. Или, по-украински (чешски, польски) — Кавы. Очень оригинальное место — Кав’ярня, которая называется «Львiвська копальня кавы». Выйдя из него, некоторые посетители начинают искренне верить, что кофе не выращивается, а добывается в шахтах! Ведь пройдя по многочисленным подземным ходам, мы увидим, что все их стены, полы и потолки покрыты зёрнами кофе, которые там добывали…
В других кафе и ресторанах освещаются вопросы мазохизма, истории инквизиции и создания настольных ламп. Не обойдена вниманием и историческая страница борьбы за независимость Украины воинами УПА. Этой тематике посвящен ресторан Крыивка (Схрон, Убежище). Его, действительно, хотя он и находится на самой центральной площади города, найти непросто. И только — по большой очереди в него.
Утром, выглянув из окна, увидели, что весь город запорошен снегом. Боже! А что же тогда творится на дорогах, ведущих в сердце Карпат? Да-а! Ещё вчера светило солнце и город сиял всеми своими красками. А сегодня с раннего утра падает снег и нам предстоит дорога в карпатские горы на Буковель длиной 240 км. Какой она будет?
Быстро позавтракав, выезжаем на дорогу, ведущую через Ивано-Франковск в Буковель. Она, в отличие от вчерашней, была однополосной и, соответственно, с опасными обгонами по нечищенной еще во многих местах, дороге. Потихонечку идет снежок и, хоть и ехали осторожно, в одном месте на крутом повороте немного занесло (скорость, блин, надо соблюдать!) и чуть не «вляпались» в аварию. Но — пронесло и через семь часов, вместо обещанных Гуглом 3,5 часов, преодолев 240 километров, прибыли в Буковель в коттеджный комплекс Zakhid Cottage Complex (10000 грн/5 ночей ($357)).
Фу-у-у! Можно отдыхать. Долго не мог отключиться и заснуть. И только хороший бокал закарпатского коньяка помог снять стресс от всех перипетий этого дня и этой заснеженной горной дороги.
Горнолыжный курорт Буковель
Буковель считается лучшим и крупнейшим в Украине горнолыжным курортом. Часть его принадлежит государству, а часть меценатам во главе с известным бизнесменом Коломойским. Его история началась с самого начала 21 века и активно продолжается по настоящее время. Комплекс расположился недалеко от села Поляница в Ивано-Франковской области возле подножья горы Буковель на высоте 920 метров над уровнем моря. Самая высокая точка курорта — гора Довга — 1372 м. Сезон катания длится с конца ноября до середины/конца апреля. В 2012 году Буковель был признан самым быстроразвивающимся горнолыжным курортом мира. Но он сделан так, что не простаивает и летом! В его инфраструктуре работают молодежные лагеря, есть пара больших озер, в которых можно и купаться, и активно проводить время с разными активити. Ну и, конечно, возможны прогулки по многочисленным тропам с вершин гор, на которых туристов поднимают комфортые кресельные подъемники.
По состоянию на зиму 2021 на нем действует 75 километров прекрасно оборудованных трасс (синие, красные и чёрные) с возможностями искусственного заснеживания их в отсутствие естественных снегопадов. Эти трассы расположены на пяти горах: Довга (1372 м), Буковель (1127 м), Бульчинеха (1455 м), Бабий Погар (1180 м) и Чёрна Клева (1241 м). На всех трассах, как я уже говорил, есть снежные пушки, а несколько трасс оборудованы стационарным освещением для вечернего катания.
Сам туристический поселок давно разросся за пределы бывшей деревушки Поляница. Наиболее предприимчивые коренные жители, как хорошие строители и заробитчане, смогли сами организовать на своих территориях небольшие отели со вполне современными удобствами. Ну, а кто не смог — продали незадешево свои участки земель и переселились в более тихие места. Но большую часть территории застроили украинские меценаты и предприниматели, создав эдакий карпатский Лас Вегас. Со своими отелями, ресторанами, бассейнами и игровыми залами.
Отель Грибова Хата. Почти Барселона ...
Стоимость номеров во многих отелях доходит до 300–500 долларов за ночь. Очень много деревянных коттеджных городков. Экологически чистых и опрятных. Например, как наш — Zakhid Cottage Complex, расположившийся неподалеку от подъемника № 1 или протянувшийся почти на километр коттеджный комплекс Bukovel.
Коттеджный комплекс Bukovel
Несмотря на продолжающуюся эпидемию, ограничения по посещению кафе и ресторанов, введенные после новогодних праздников, здесь были сняты 25 января. Но, даже несмотря на них, народу тогда на трассах было, как говорится, «немеряно». И, хотя многочисленные кафе и рестораны были закрыты, различные виды пищи продавали на «вынос». В наше посещение эти ограничения были уже сняты, поубавилось и количество лыжников. Но, все равно, у некоторых подъемников были очереди, в которых приходилось стоять около 10–15 минут.
Стоимость катания одного дня в Буковеле обходится в 980 грн ($35), для пенсионеров — 690 ($24). Бесплатной Андорры для них нет. Я даже писал как-то самому Коломойскому на эту тему, но воз остался там и поныне. Правда, существуют свои снижки в зависимости от количества дней катания, а также есть VIP-цены, которые вдвое выше, но позволяют участнику этой акции проходить на подъемники без очереди.
Поднявшись наверх и зная где и какие трассы, мы сразу уходили в сторону трасс 14, 15 и 22 — там было меньше катающихся. В Буковеле есть где показать себя и опытным, и начинающим лыжникам на 75 километрах различных трасс. Мой первый день с его «голубыми» трассами был чем-то схож с когда-то первыми свиданиями с «незайманими дівчатами» (девственницами) — бережно и осторожно, чтобы не спугнуть удачу. Ну, а на второй день, уже покатались и по «красным». С крутыми «черными», решил, что надо завязывать навсегда…
Когда сияет Солнце, в Буковеле праздник! На вершинах всех гор работают кафе и рестораны, в которых, как будто никто и не слыхал о карантине. Цены везде как в лучших киевских или европейских ресторанах — чашка кофе стоит 75 грн ($2,6) …
Четыре дня были похожими один на другой и пролетели незаметно. Последний день получился очень насыщенным и интересным — удалось пройти почти по всем основным и интересным трассам. И, если ты попадаешь на лыжный склон в числе первых, то видна вот такая красота — результат ночной работы десятков специальных лыжных траков, разравнивающих все трассы.
Спускаясь по таким трассам, всегда тобою овладевает эйфория и хочется, чтобы она не кончалась…
Ну, а пока мы катались по буковельским склонам в спокойной по погоде обстановке, на дорогах Украины, ведущих к Карпатам областях, с 8 по 13 февраля был настоящий треш! Киевская, Львовская, Ровенская, Житомирская и Ивано-Франковская области были завалены полуметровым слоем снега и тысячи автомобилей попали на дорогах в эти снежные ловушки. Нам оставалось только тихо радоваться своему везению и желать удачи водителям и пассажирам, попавшим в эти западни. Город Львов так завалило снегом, что его мер даже выступил публично перед его жителями по ТВ и, повинившись за то, что он не смог отвести такой погодный катаклизм от города, призвал всех выйти с лопатами и помочь городским коммунальщикам в расчистке улиц. И — многие дружно вышли!
Из Интернета. Вот такая картина снежного ужаса была зафиксирована на некоторых дорогах
В пятницу, 12 февраля, несмотря на обещанный снегопад и в нашей долине, мы попытаемся переехать в соседний городок Ясиня (20 км) и оттуда попасть на самый высокогорный украинский горнолыжный курорт — Драгобрат, расположенный на высотах 1300–1700 метров. А затем нас ждет дорога в теплые и бесснежные края на Закарпатье к горячим источникам местечка Косонь.
После такого релакса можно будет вновь вернуться к холодным развлечениям и переехать на два других, находящихся неподалеку друг от друга горнолыжных курорта — Подобовец и Пилипец, а затем, может быть, и еще в два местечка — Плай и Славское. Позволит ли погода осуществить эти планы?
Карта посещения горнолыжных мест Карпат - февраль 2021
------------------------------------------------------------------
Цикл статей по карпатским горнолыжным местам:
1. Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный Буковель - https://www.tourister.ru/responses/id_33491
2. Зимний круг по Карпатам. Драгобрат - вершина наслаждения для фрирайдеров - https://www.tourister.ru/responses/id_33501
3. Зимний круг по Карпатам. Дорога к теплому Закарпатью - https://www.tourister.ru/responses/id_33522
4. Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец - https://www.tourister.ru/responses/id_33559
5. Зимний круг по Карпатам. Горнолыжные курорты Плай и Славское - https://www.tourister.ru/responses/id_33574
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм