Покинув украинскую горнолыжную Мекку — курорт Буковель, направляемся через село Яблоница к дороге № H09, ведущей в поселок Ясиня. Ехать недолго — каких-то 20 километров. Но дорога очень красивая и проходит через густые хвойные леса, почти вплотную обступающие дорогу.
Через несколько километров дорога выводит на плато, с которого открываются заснеженные карпатские дали.
Спустившись, мы проезжаем через довольно большой поселок с красивым названием Яблоница. В пределах села находится и один из главных перевалов высотой 921 метр, носящий одноименное название. В поселке тоже построено много отелей и это неспроста — когда-то, до постройки Буковеля, он пользовался славой самого большого горнолыжного места в этих краях.
Сейчас на нем сохранились и работают 12 бугельных подъемников длиной от 100 до 1100 метров и с перепадами высот до 300 метров. Так что, здесь тоже можно неплохо кататься и с меньшей суетой, чем на Буковеле.
Карта лыжных трасс Яблоница
Поселок Ясиня
Через несколько километров нас встречает поселок с красивым названием Ясиня. Когда-то он был столицей Гуцульской Республики — государственного образования, просуществовавшего в течение всего нескольких месяцев (с конца 1918 до начала 1919 года) в Гуцульщине. А сейчас Ясиня — столица горнолыжного отдыха или, по крайней мере, ближайшая к нему локация. Здесь дешевле проживание чем в Буковеле или Драгобрате, есть хорошая и почти городская инфраструктура и многие предпочитают жить здесь и отсюда ездить на своем транспорте в три различные горннолыжные локации — Буковель, Яблоницу или Драгобрат.
Мы заранее забронировали номер в туристическом комплексе «Эдельвейс» (850 грн ($30)), служивший когда-то здесь самым лучшим отелем еще в советские времена.
Отель расположен на берегу реки с мрачным названием Черная Тиса, иногда оправдывающей своё название и буйный нрав. В поселке есть еще много частных отелей, которые здесь называют Садыба, т. е. домики с садами. На улицах поселка есть всё для туристического счастья: куча заведений питания, пункты проката, развлечения для зимы и лета.
Кстати, подъёмники есть и здесь: их всего два. Они находятся на другой стороне дороги и видны из окон Эдельвейса. Но их склоны скорее подходят для лыжников-новичков и детей.
Разместившись, пошли на остановку транспорта, с помощью которого можно добраться до самого высокогорного в Украине курорта — Драгобрат. Она оказалась совсем близко — прямо у ворот нашего Эдельвейса. Подниматься на нашем РАВ-4, хотя он и 4×4 и с клиренсом 20 см, нам не советовали и в этой правоте мы вскоре убедились сами.
Дорога на Драгобрат
Выйдя за ворота, увидели ожидающие туристов «буханки» — бывшие военные машины, которые местные предприниматели используют для трансфера туристов на Драгобрат.
Помимо них рядом стояли машины поменьше — помнится, мы их называли когда-то «Бобик». Они предназначались для перевозки 4 пассажиров. Стоимость проезда на такой машине была 600 гривен ($21) на четверых.
Разместившись втроем, наш водитель Василь, смело двинулся в сторону нашим новым приключениям. Достоин ли Драгобрат такого плана действий? Однозначно!
Проехав пару километров по поселку, Василь свернул направо и тут мы поняли, что были правы, оставив наш Равчик на стоянке отеля. После последнего сильного снегопада дорогу никто не чистил и на ней были глубокие, до 30–40 сантиметров заледеневшие колеи, по которым и пробиралась вся автотехника на гору.
Снежные заносы — лучшее, что может случиться с затяжным серпантином, стремительно ведущим вверх. В худшем случае можно свалиться и с обрыва в речку. Дорога обледеневшая и вся в колдобинах. Полоса движения только одна, но есть и места для разъезда встречных машин. В этом случае все решается вежливо и быстро — кто-то, исходя из ситуации сдает назад до удобного для разминки места — ведь все водители, считайте, друзья или соседи-родственники из Ясиней.
На Драгобрате, действительно, всё круто — как в прямом, так и переносном смысле этого слова. Крутые склоны, крутые трассы, крутой подъём от Ясини до курорта. Дорога на Драгобрат не из лёгких, но приложенные усилия будут полностью, по прибытию наверх, оправданы и вознаграждены!
И вот, преодолев последние пару километров, выезжаем на небольшое плато, на котором видны первые строения отелей и гостевых домов.
Горнолыжный курорт Драгобрат
Чем же хорош Драгобрат и почему все отчаянные лыжники туда стремятся? Этот горнолыжный курорт в украинских Карпатах обладает невероятной аурой и природным разнообразием. Здесь хвойные леса соседствуют с альпийскими лугами. Драгобрат располагается на высоте 1500 метров над уровнем моря. Снег выпадает здесь в ноябре и лежит до мая, а высокогорный климат обеспечивает постоянное наличие стойкого снежного покрова толщиной 1,5–2 м. Кроме того, склоны многих трасс обрабатываются для надежности ещё и снежными пушками.
Крутые склоны, длинные трассы, куча мест для фрирайда, небанальный рельеф и роскошный природный снежный покров — что еще надо для фанатов этих зимних видов спорта?
Большая часть трасс расположена на склонах гор Стог и Близница на высотах 1300–1700 м. Общая длина всех спусков на Драгобрате — 10 км. Некоторые склоны этого горнолыжного курорта довольно плавные, без резких перепадов. Длина спусков — от 300 м до 2 км, углы наклона довольно комфортные — 12–19 градусов. Всего на склонах Драгобрата 9 спусков: от самых простых, учебных для начинающих лыжников до экстремальных для профессионалов. Есть трассы любого уровня: синие, красные, черные, а также трассы для фристайла — спуска по целинному снегу. Или, как его называют лыжные профи — пухляку. И действительно, свежевыпавший снег в этих местах выглядит на ощупь как пух и легко сдувается с ладони…
Более того, всегда есть возможность арендовать гусеничный ратрак и заехать на нем выше конечных точек подъемников на ближайшие вершины, обступившие Драгобрат со всех сторон. И тогда с высот около 1700 метров можно свободно спускаться более 3 км и не тревожиться, что неумелый лыжник внезапно преградит или пересечёт вам дорогу.
Где поселиться на Драгобрате? Отелей здесь много. И — на самый разный карман. В основном, они деревянные — леса кругом хватает. Их строительство не прекращается и ведется только летом, когда легче всего осуществлять подвоз стройматериалов. Если курортные цены на проживание окажутся выше вашего запланированного бюджета, всегда можно приезжать кататься на Драгобрате, а жить где-то поблизости — в более нижних поселках — Ясини, Лазещине, Квасах или даже в Рахове. Но, всё же, стоит посчитать ежедневную стоимость проезда и сопутствующие транспортные расходы. На одного человека дорога в оба конца будет 300 грн — ок. 10 евро.
Трасс на Драгобрате тоже хватает: начальных не так много, зато красных и чёрных — достаточно! С гор Близниця, Первый Жандарм и Стиг вниз ведут 5 прекрасных чёрных трасс.
Драгобрат оснащен пунктами проката, есть лыжная школа и мастер-классы для начинающих фрирайдеров. На случай форс-мажора есть и медпункт. Ну, а уж об уютных кафе и ресторанчиках и говорить не приходится — их в этом горном поселке тоже хватает!
Единственный минус, который я хотел бы отметить — нет единого, как на Буковеле или Яблонице, Ски-пасса! Владельцы подъемников как-то так и не договорились между собой и не создали единое сервисное лыжное пространство. И получается, что каждый по-своему продает билеты на свои подъемники. И таких групп здесь, получается три. Стоимость одного подъема варьируется на разных подъемниках от 20 до 50 гривен со своими скидками в зависимости от количества подъемов.
Наверно, недоговоренность владельцев подъемников о какой-то единой ассоциации или кооперации и сказывается на качестве ведущей к ним наверх дороги — никто не хочет брать на себя какую-то ответственность за нее. Может быть поэтому дорога наверх и находится в таком плачевном состоянии…
Ну, а если закрыть на это глаза, то вспоминаются слова известной французской песни: «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо!»
Откатавшись, спускаемся с ожидавшим нас со своим «ГАЗиком» Василем снова вниз в поселок Ясиня к нашему отелю Эдельвейс. Завтра утром нам предстоит более чем 200-километровая горная дорога в теплые края Закарпатья — в расположившееся на границе с Венгрией местечко Косонь. Чем оно славится? Своими горячими минеральными источниками и всякого рода купелями и бассейнами. А после недалекого от него Ужгорода мы вновь заедем в горы и посетим еще несколько карпатских горнолыжных мест — Пилипец, Подобовец, Плай и Славско.
Интересно будет посмотреть — что там изменилось за те несколько лет, которые я не был там, катаясь в минувшие зимы в Альпах или Пиренеях?
------------------------------------------------------------------
Цикл статей по карпатским горнолыжным местам:
1. Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный Буковель - https://www.tourister.ru/responses/id_33491
2. Зимний круг по Карпатам. Драгобрат - вершина наслаждения для фрирайдеров - https://www.tourister.ru/responses/id_33501
3. Зимний круг по Карпатам. Дорога к теплому Закарпатью - https://www.tourister.ru/responses/id_33522
4. Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец - https://www.tourister.ru/responses/id_33559
5. Зимний круг по Карпатам. Горнолыжные курорты Плай и Славское - https://www.tourister.ru/responses/id_33574
Теги:
Автопутешествия