Часть 1. Санкт-Петербург
Часть 2. Петергоф
ЧАСТЬ 3. КРОНШТАДТ (21.06.2015)
Идея включать Кронштадт в нашу июньскую поездку родилась из моего желания побывать на каком-нибудь из фортов и увидеть величественный Морской Никольский собор. К тому же, этот город военных кораблей и морской воинской славы — очень «мальчиковый», так что наверняка будет интересен мужу. Впрочем, получилось как раз наоборот: мужу были более любопытны фонтаны Петергофа, мне — руины кронштадтских фортов. Хотя, по большому счету, обе поездки в пригороды Санкт-Петербурга нам чрезвычайно понравились.
Итак, утром второго дня мы едем в Кронштадт. Доезжаем на маршрутке № 259 от нашего поселка Песочного до остановки — станции метро «Проспект Просвещения». Тут надо заметить, что у меня — крайняя степень топографической тупости. Вроде бы, как добраться до Кронштадта, знаю, в «шпаргалках» записано, но как это реализовать «на местности» представляю весьма слабо. На счастье случайно слышу, что люди — мама с дочкой — тоже собираются в Кронштадт, и тут же принимаю свое любимое решение: «следовать за белым кроликом». Что мы, собственно, и делаем, тупо идя следом за нашими «кроликами» — проводниками. На деле все оказывается совсем не сложно. Мы доходим до остановки общественного транспорта, затем садимся на маршрутку № 407 и едем до остановки «Улица Гражданская» в Кронштадте (цена в 2015 году была всего 65 руб./чел.). Время в пути — часа 2. Что запомнилось — дымящиеся и нестерпимо пахнущие гарью огромные свалки. Интересно, и сейчас такая же ситуация? А еще — проезд по дамбе, соединяющей остров Котлин с «большой землей».
Традиционно немного истории. Надо же понять, почему, собственно, Кронштадт и, при чем тут остров Котлин. Название города, а по совместительству крепости и порта Кронштадт произошло от немецких слов «krone» — «корона» и «stadt» — город. Он расположен на естественном острове Котлин и прилегающих к нему более мелких островах Финского залива и дамбе. С материком связан сухопутной дамбой.
История острова Котлин началась задолго до основания, собственно, Кронштадта. Так, с XIV века остров являлся границей между Новгородской республикой, а затем Россией — с одной стороны и Швецией — с другой. В начале XVII века им всецело владели шведы. Но ровно до того момента, как дальновидный император Петр I решил, что Котлин непременно должен принадлежать российской стороне. Выгодное положение, обеспечивающее выход в Финский залив, а заодно позволяющее держать оборону, делало остров лакомым кусочком. Посему, воспользовавшись ситуацией, когда шведские корабли и важные морские чины решили на время вернуться к себе на родину, Петр захватил Котлин и начал возводить на нем крепость.
Годом основания Кронштадта принято считать 1704 год. Именно тогда за одну зиму 1703–1704 годов на насыпном острове, на отмели, тянущейся от материка на север и оканчивающейся вблизи острова Котлин, был построен первый форт, названный «Кроншлотом». Примечательно, что архитектором форта — крепости выступал первый архитектор Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Расположение «Кроншлота» оказалось настолько удачным, что за всю историю форта (и Кронштадта впоследствии) мимо него не прошло ни одно неприятельское судно! В октябре 1723 года на острове Котлин в торжественной обстановке состоялась закладка Петром I крепости Кронштадт, давшей название всему городу. Кронштадт — «коронный город», своеобразный венец военных успехов великого русского императора. С этого момента Кронштадт становится главной военно-морской базой Балтийского флота. За время своего существования Кронштадтская крепость перестраивается, появляются новые форты, создается мощная линия обороны. Это именно военный город, жизнь которого неразрывно связана с морем. В начале прошлого века город пережил несколько восстаний. В годы Великой Отечественной войны пережил разрушительный артналет, находился в блокаде, но удерживался советскими войсками. Малая дорога жизни связывала Ораниенбаум, Кронштадт и Лисий Нос. В 1990 году исторический центр Кронштадта и Кронштадтская крепость вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (как составная часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»). В апреле 2009 года Кронштадту было присвоено звание «Город воинской славы».
Герб муниципального образования город Кронштадт: «В рассечённом щите справа, в лазури (синем, голубом) на зелёной земле — серебряная башня маяка с чёрными окнами, мурованная чернью, с золотым фонарём справа, на несущем его таком же жезле, исходящем из башни и положенным в правую перевязь, увенчанная золотой императорской короной; слева, в червлёном поле с серебряной оконечностью поверх всего — чёрный котёл на зелёном острове».
А мы тем временем идем к набережной, с нее, как нам кажется, логичнее начинать знакомство с городом. Ведь Кронштадт — морской город, пусть «морем» и называется всего лишь Финский залив. Стального цвета корабли замерли на сизых недвижимых водах. Над головой — ясное летнее небо. Суровые корабли Кронштадта охраняют мирное небо над нашими головами.
В Петровском парке видим торжественный памятник Петру I. Кронштадт — его детище и гордость. Император-реформатор, одетый на европейский манер, строго взирает с высокого постамента на город, всматривается в морские дали, словно контролирует флот. Примечательно, что памятник в Петровском парке стал первым, где Петр Великий изображен в полный рост и пешим (ранее были либо бюсты, либо конные статуи).
А недалеко, почти у самой набережной под большим раскидистым деревом стоит мужичок в военной форме и проникновенно так поет песню группы «Любэ» «Там за туманами». Почему-то от этого особенно ощущается и значимость, и мощь Кронштадта — города морской боевой славы. И гордость. И слезы подкатывают к глазам. Кронштадт — это такая очень мощная прививка патриотизма.
Набережная выглядит довольно симпатичной и в то же время по-военному строгой. И везде — напоминание о морской доблести города. Памятный знак из двух скрещенных якорей у входа на пристань, изящная шхуна — кажется, здесь все пронизано морской романтикой.
А вот и забавный памятный знак «Кот и Пес» на Зимней пристани, они считаются корабельными друзьями матросов. Кстати, скульптуры выполнены из дерева и покрашены под бронзу, звери изображены улыбающимися, они стоят на скрученных канатах, а между ними — парный кнехт (парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для крепления тросов). Автор проекта — кронштадтский краевед, историк и художник Александр Еськов. У памятного знака есть историческая подоплека: издавна и по сей день на морских кораблях держали кошек — для ловли мышей и собак — для охраны экипажа и груза. А вообще, эта славная и добрая композиция — символ дружбы, которая, оказывается, вполне себе может существовать между такими разными животными, как коты и псы. Не удивительно: в морских боях, среди суровой стихии всегда должен быть рядом верный друг, на которого можно положиться в трудной ситуации.
Ну, а сейчас подходит время для нашей основной цели поездки в Кронштадт — морской прогулки по фортам. Эти услуги предлагают несколько организаций. Мы выбрали ООО «Судоходная компания Парадиз», их тур нам подходил по времени и цене. Билеты покупали по приезду, в кассе, расположенной недалеко от Зимней пристани.
ООО «Судоходная компания Парадиз». Адрес: г. Кронштадт, Арсенальный переулок, Зимняя пристань (место посадки туристов на кораблик), тел.: 8-950-000-31-05, 964-75-86, +7 9522478567, e-mail: info@kron-paradise.ru, сайт: http://kronshtadt-paradise.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/club142304729. Тур на теплоходе «Жемчужина-2». Программа круиза: Средняя гавань — Большой Кронштадтский рейд с высадкой на форт «Граф Милютин» или «1-й южный». Продолжительность экскурсии с посещением форта — 1,5–2 часа. Стоимость в 2015 году — 700 руб./чел., есть льготы. Рейсы: 12.00, 14.00, 16.00, 18.00. Актуальные цены и рейсы необходимо уточнить на сайте или странице Вконтакте.
Суденышко, носящее гордое название теплоход «Жемчужина-2», конечно, неказистое, маленькое. Обстановка внутри соответствует внешнему облику кораблика, такая «совковая» романтика. Обшитые деревом стены украшают забавные картинки на морскую тематику. Старенькие диванчики, обтянутые не слишком свежим гобеленом, столики. Можно выйти для фотосессии на открытую палубу, если не боитесь, что сдует. В общем, жить (и плыть) можно, сурово так, для настоящих «морских волков».
Во время посадки на борту работал фотограф, снимал всех туристов. Потом, когда вернулись на пристань, предлагал магнитики — тарелочки с фотографиями по цене 350 рублей за штуку. Конечно, это туристический развод, их совсем не обязательно было покупать. Но работала психология: все равно же будем искать магнитики с Кронштадтом, а тут — и виды города, и собственное (кстати, весьма удачное) фото посредине. Да и плох тот турист, который хоть раз не позволит себя развести! Как не купить? Взяли, конечно, причем, оба: и с фотографией мужа, и с моей. До сих пор на холодильнике красуются — память.
Июньский летний день радует практически безоблачным пронзительно-синим небом. По синей глади атласных волн скользят ослепительные солнечные блики.
Все это дает ощущение настоящей морской прогулки по Финскому заливу, все прелести которой мы испытываем на себе, выйдя на открытую палубу: жуткий, буквально сдувающий с ног ветер и нехилая такая болтанка на еле живом суденышке. Но как же это все классно! Все дальше от нас серый гранит набережной и светящийся позолотой на солнце купол Морского Никольского собора, возвышающийся над пышной густой зеленью Петровского парка. А за бортом проплывают островки с остатками фортификационных сооружений — проплывает наша история, разрушенная, заброшенная, но не забытая.
Вблизи острова — крепости Котлин расположено множество фортов. Разумеется, за время нашей недолгой теплоходной прогулки познакомиться со всеми ними нам не удалось. Расскажу лишь о тех, что мы видели, проплывая мимо, с борта теплохода, и которые мне удалось идентифицировать и запомнить. Впрочем, для начала давайте разберемся, что же такое форт.
Форты Кронштадта — это оборонительные сооружения с южной и северной стороны острова Котлин. Слово «форт» произошло от латинского «fortis» и французского «fort», что означает «сильный», «крепкий». Петр I впервые реализовал идею морских укреплений для защиты столицы Российской империи от Швеции, построив крепость, состоящую из ядра (Кронштадт) и дополнительных сооружений перед ней — фортов. Так, начиная с 1704 года до начала XX века, для защиты Санкт-Петербурга с моря была построена цепочка фортификационных сооружений Кронштадта: 21 укрепление, 17 из которых находятся в Финском заливе.
Форт «Кроншлот». Даты строительства: 1703—1704 гг., 1715—1724 гг. Первым архитектором форта стал Доменико Трезини — первый архитектор и самого Санкт-Петербурга. В 1783—1798 гг. форт был перестроен в камне (И. А. Заржецкий, И. Г. Дзичканец). Как мы помним, именно «Кроншлот» был первым из всех оборонительных сооружений, созданных для защиты Санкт-Петербурга от шведов во время Северной войны. И именно с его основания ведет свою летопись славный морской город Кронштадт. Первоначально форт «Кроншлот» был деревянным и представлял собой трехъярусную башню, фундаментом которой служили ряжи — массивные срубы из сосновых бревен, заполненные камнями, сверху — сплошной настил, также сооруженный из бревен и засыпанный землей. Вроде бы, все предельно просто. Но, тем не менее, этот способ устройства фортов отлично зарекомендовал себя и использовался в течение 200 лет в практике строительства оборонных укреплений Санкт-Петербурга. В конце XIX века «Кроншлот» был выведен из состава оборонительных сооружений, использовался для хранения боеприпасов, в послевоенные годы в нем разместили лабораторию по размагничиванию кораблей. Интересный момент: за почти полное отсутствие связи с внешним миром форт «Кроншлот» получил неофициальное прозвище «Остров погибших женихов».
Форт «Император Александр I» («Чумной»). Пожалуй, благодаря своей неоднозначной истории, самый известный и притягательный форт. При взгляде на «Чумной» форт мое воображение любительницы всякого треша услужливо рисует апокалиптические картинки — кадры из фильмов ужасов на тему: что было бы, если бы «Обитель зла» снимали в Кронштадте. Форт «Император Александр I» был построен в 1836—1845 гг. (инженер-полковник В. П. Лебедев, по проекту М. Г. Дестрема). Типичный для своего времени многоярусный, обшитый гранитом, казематированный морской форт. Его основная цель — укрепление обороны южного фарватера. Особенность — стены у самой кромки воды получили вогнутую форму, что предохраняло их от прибойной волны. Штамп из методички гида и абсолютно туристическое клише, конечно, но соглашусь: «Чумной» форт очень напоминает знаменитый французский форт «Боярд». В конце XIX века форт «Император Александр I» был исключен из списков оборонительных сооружений, и с этого момента начинается его вторая, совсем не боевая история.
Дело в том, что в это время многие страны охватила третья пандемия чумы (ох, уж эти пандемии, тогда, в 2015 году, мы и представить не могли, что преподнесет нам черный 2020 год). В 1898 году на базе Императорского института экспериментальной медицины была создана «Особая комиссия», которой предписывалось бороться с заразой, а лабораторию по производству вакцины и иммунной сыворотки решили разместить в могучих стенах изолированного от внешнего мира и неприступного форта, который получил второе неофициальное имя — «Чумной». С борта теплохода форт с гладкими черными стенами выглядел зловеще и… заброшенно. Грустный черный остров, покинутый, оставленный один на один со своими страшными историями, победами и проблемами. Сколько нужно времени, чтобы чумная зараза окончательно выветрилась из помещений? И могло ли быть здесь что-то сейчас? Мистичный «Чумной» форт, темным призраком парящий над сталью Финского залива, так и не открыл нам свои тайны…
Форт «Император Павел I» («Рисбанк»). Построен в 1807—1812 гг. (И. Герард), перестроен в 1845—1859 гг. (К. Я. Зверев). «Рисбанк» — деревянное укрепление на ряжах — было сооружено для защиты Российского государства от потенциальной угрозы, исходящей от английской эскадры. В переустройстве форта лично участвовал император Николай I, предложив неординарные инженерные решения. Также форт был облицован гранитом и получил имя «Император Павел I». Это был самый крупный для своего времени морской форт, он являлся ключевым на Большом Кронштадтском рейде. В конце XIX века и в дальнейшем форт «Император Павел I» использовался для хранения корабельных мин и торпед, что оказалось для него фатальным. Так, во время восстания в 1919 году мятежники взорвали на форте мины — это был сигнал к началу мятежа в Кронштадте. Форт получил серьезные повреждения. А четырьмя годами позже его снова сотрясали взрывы и уничтожали пожары. В результате от некогда величественного форта «Император Павел I» остались одни руины, которые использовались в качестве мишеней во время учений. Грустно и больно видеть остатки разрушенных стен и груды разбитых кирпичей, которые постепенно поглощают непроходимые заросли…
Тем временем наш теплоход швартуется к пристани форта «Граф Милютин». Это, конечно, «гвоздь» программы — очень круто побывать на самом настоящем форте!
Наш капитан, а по совместительству экскурсовод дает небольшую, но емкую справку об истории форта, его инженерном и боевом обеспечении. Мальчикам все это, безусловно, будет интересно. Я же, как всегда, расскажу о том, что показалось интересным (и запомнилось) лично мне.
Форт «Граф Милютин» («Южная морская батарея № 3»). Построен в 1855—1856 гг. (Э. И. Тотлебен), перестроен в 1869—1879 гг. (К. Я. Зверев). Назван в честь соратника Александра II генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина, который, будучи военным министром, проводил воинские реформы, а также реорганизацию российской армии и модернизацию фортов Кронштадта. Именно в этот период происходил переход от гладкоствольной артиллерии к нарезной — это увеличивало дальность стрельбы. Еще один интересный момент: на форте «Граф Милютин» впервые в русской фортификации орудия были установлены на башнях. Что еще показалось мне любопытным: помимо воплощения новаторских инженерно-строительных идей форт стал местом научных открытий. Так, в 1899 году на форте «Граф Милютин» был открыт детекторный эффект, который имел большое значение для развития радио. Передающая станция была установлена на форте «Константин», а принимающая — на форте «Граф Милютин».
В начале XX века форт был модернизирован. Например, здесь устроили специальный бетонный каземат для скрывающегося прожектора «Шуккерт», предназначенного для постановки световой завесы (для ослепления вероятного противника). В годы Великой Отечественной войны форт входил в левый фланг второй линии обороны. Через него также проходила Малая дорога жизни на Ораниенбаумский плацдарм. В 1958 году форт «Граф Милютин» был разоружен. С этой поры для него начинается период забвения и разрухи. Читала, что только в 2015 году территория форта была расчищена от зарослей и стала доступна для путешественников. Так что, возможно, мы стали одними из первых более-менее организованных туристов. А, когда почти 6 лет спустя я стала дописывать этот рассказ, мне попалась информация, что теперь за посещение форта «Граф Милютин» берут плату. Что из этого — правда? Или, как всегда, истина где-то рядом?
После экскурсии у нас есть свободное время, которого, конечно же, непростительно мало. Да здесь можно было бы зависнуть не на один час, а лучше — даже на целый день! Сзади — неторопливо покачивающиеся воды Финского залива, почти настоящего моря. Впереди — длинные приземистые краснокирпичные руины с прожилками зеленого мха и темными проемами, похожими на пасти доисторических животных. И море нежнейшей сочной зелени в золотистых звездочках сурепки с примкнувшим где-то сбоку скромным кустом розового шиповника. Разрушаемые временем и людьми камни и вечно живущая желтая сурепка — очередной сарказм природы. Да, она имеет право на насмешку — ведь она мудрее нас.
В бывшие строения форта можно зайти, и это тоже очень классно. Любители пощекотать себе нервы обязательно оценят антураж. Мы, конечно же, заходим. Это казематированные казармы (мне ужасно нравится это загадочное выражение). В них когда-то располагался личный состав форта. Продольные потерны — коридоры — связывают форт изнутри. Здесь же — пороховые погреба, орудийные шахты, подъемник для снарядов, шахта для прожектора «Шуккерт». В общем, настоящий рай для интересующихся военной тематикой сталкеров. Я в этом, естественно, ничего не понимаю, поэтому мне просто чрезвычайно прикольно. И мы, осторожно ступая, почти в сумерках, все удаляясь от проникающего в проемы солнечного света, с любопытством исследуем казематы — катакомбы, древние красно-зеленые внутренности уснувшего монстра — форта. Честно, в какие-то моменты я начинаю ощущать себя героиней «Чужих».
Мы идем по рельсам, давно поросшим сорной травой, пробираясь вглубь катакомб.
И, все-таки, старые укрепления довольно романтичны в своей заброшенности. Куда ведет этот мрачный коридор? И, где, собственно, мои зомби? Потрясающая атмосфера апокалиптичности заставляет сердце биться быстрее, а по спине под тонкой рубашкой бежит ледяной холодок. Жаркие летние дни, говорите?
Потом, уже дома, на фотографиях, сделанных в недрах форта, я замечу за своей спиной некие туманности. Что это? Причуды фототехники? Или на форте действительно обитают приведения? Кстати, через год с небольшим точно такие же ощущения (и глюки на фотоснимках) будут у меня в Адлере на очередной заброшке — бывшей даче полковника Квитко…
Но, кажется, нам пора возвращаться. Своеобразная граница света и тьмы — если смотреть из призрачного полумрака казематов в руинированный оконный проем, в который с наглостью вечной жизни заглядывают беспечный летний день и буйная летняя зелень.
Выходим. Лестница, украшенная уже не рукой гениального архитектора, а талантом самой природы — ступенями уже вовсю овладела поросль — выводит нас на крышу форта. Это уже тоже не «крыша» строения — здесь прочно укоренились растения. Природа (сама жизнь!) берет верх над творениями рук человеческих, предназначение которых не только защищать, но и убивать. Я ненавижу войны и вооруженные конфликты во всех их проявлениях. Я — пацифистка. И потому победу растительности над фортом могла бы принимать за свою. Но я также люблю и здания. Старинные. Исторические.
Мы спускаемся по лестнице с полукруглыми «ступенями». В этом есть что-то античное и чрезвычайно притягательное (на тот момент я еще не видела тунисского Колизея и Античного города в Сиде — и в этом ценность того, кронштадтского, момента). В общем, эта морская прогулка с посещением форта «Граф Милютин» стала самым ярким впечатлением от Кронштадта. Это, действительно что-то просто потрясающее! Да, кстати, любопытный момент: даже такое абсолютно военное сооружение, как форт «Граф Милютин», было не лишено архитектурного изящества в виде сдержанных, но весьма красивых элементов декора. Смерть надо обставлять красиво, не так ли?..
Странно, но попадая в такие места — заброшенные, с руинами, развалинами некогда величественных и мощных сооружений, меньше всего думаешь об историчности. Все воспринимается лишь как красивая и антуражная картинка. Ах, мои любимые заброшки! Немного мистичности, гнетущая атмосфера триллера — мне нравятся такие места именно (как это не дико звучит) с эстетической точки зрения. Ну, красиво же! Необычно — это точно.
И, все-таки, безумно жаль, что знаменитые кронштадтские форты находятся в таком плачевном состоянии. Ведь можно же было их отреставрировать, открыть музеи, проводить выставки, устраивать фестивали-реконструкции — масса разнообразных идей и огромный потенциал! Это же тоже наше наследие — культурно-историческая ценность. Что имеем — не храним…
…Время на форте подходит к концу, пора возвращаться на кораблик. А наша теплоходная прогулка продолжается. Полный вперед! И снова за бортом плещутся неспокойные волны Финского залива, синеватые с желтизной. Плывем назад. И снова — заброшенные форты, маяки, остатки фортификационных сооружений. Даже утратив свое боевое назначение, они выглядят сурово и воинственно. Не на мгновение не позволяя забывать: Кронштадт — город морской воинской славы.
Тем временем теплоход причаливает на Зимнюю пристань. Спасибо за чудесную и очень атмосферную прогулку, наш милый теплоходик «Жемчужина-2» и бравый гид-капитан! А у нас есть еще время, чтобы продолжить знакомство со славным Кронштадтом.
Конечно, мы сразу же отправляемся в сердце города — на Якорную площадь. На ней можно увидеть несколько памятных знаков: памятник адмиралу С. О. Макарову, Огонь Славы в память о погибших во время восстаний 1905–1906-1917–1921 годов и в 1919 году, в Гражданскую войну. Но, конечно, главное украшение Якорной площади — это потрясающий Морской Никольский собор.
Морской Никольский собор или Морской собор святителя Николая Чудотворца (Никольский ставропигиальный Морской собор) был построен в 1903–1913 годах в неовизантийском стиле по проекту архитектора В. А. Косякова. Его архитектуру сравнивают со стамбульской Айя-Софией. Храм огромен, его высота более 70 метров, он служит доминантой среди невысоких кронштадтских зданий. Особенно впечатляет богатство декора: фасады собора облицованы кирпичом и терракотой, украшены гранитным цоколем и колоннами порталов, майоликой и мозаикой. И над всем этим белоснежным великолепием, украшенным филигранной каменной резьбой, возвышается мощный приземистый купол. Собор, похожий на торт, — вот какое сравнение сразу приходит на ум. Грандиозность и величественность его, несомненно, ошеломляет. На эту красоту, сравнимую с пенными морскими волнами, вздымающимися во время шторма, хочется смотреть бесконечно долго.
Впрочем, Морской Никольский собор — это не просто архитектурный шедевр, дарующий поистине эстетическое наслаждение. Не только религиозная святыня. Он также служил ориентиром (своеобразным маяком) для мореплавателей. Но главное — Морской Никольский собор был построен как памятник всем морякам нашего флота, не зависимо от чинов и званий, когда-либо погибших при исполнении служебного долга. Морской Никольский собор — это торжественный гимн всему российскому, русскому флоту, исполненный в камне.
После революции храм был закрыт, в нем располагались кинотеатр, концертный зал и филиал Центрального военно-морского музея. Возрождение собора началось уже в новом веке, тогда же его передали Русской Православной Церкви, началась длительная реставрация. И вот сейчас Морской Никольский собор предстает перед нами во всем своем великолепии. Памятник всемирного наследия ЮНЕСКО, охраняется государством.
Полюбовавшись дивной архитектурой Морского Никольского собора и совершенно по-европейски посидев на площади перед ним, зашли внутрь. Конечно, убранство поражает: пышно, богато, торжественно и очень красиво. Это, конечно, надо видеть своими глазами!
Решаем еще немного прогуляться по Кронштадту. Конечно, осматриваем мы далеко не все, а лишь то, что попадается на нашем пути, ведь главная цель поездки — увидеть форты и Никольский Морской собор — достигнута. Хотя, конечно, стоило задержаться в Кронштадте подольше. Многого не увидели. И, думаю, многое появилось в городе теперь, спустя почти 6 лет. Кронштадт — город военный, суровый, но встречаются здесь и милые картинки гражданской идиллии — например, хорошенький мостик, переброшенный через Обводной канал, по которому вальяжно плавают хорошенькие уточки.
Краснокирпичные стены Адмиралтейства, насупившись, молча взирают на нас, любопытных прохожих.
И повсюду — кусты пышной благоухающей сирени. За что я люблю июнь в Питере и окрестностях — так именно за эти шикарнейшие заросли!
На улицах города то тут, то там можно увидеть различные военные приспособления — бывшие боевые установки, памятные знаки. Например, мемориал, посвященный морякам-подводникам Балтики, (ограждение рубки подводной лодки С-153 «Комсомолец Казахстана»). Здесь все пропитано военно-морской тематикой — мальчикам в лице моего мужа все это, безусловно, нравится.
А я в восторге от остатков оборонительных стен Кронштадтской крепости. Весьма атмосферные краснокирпичные руины, затаившиеся среди буйной июньской листвы. Кажется, что этот арочный проем ведет в какой-то затерянный в глубинах памяти и фантазий мир, где есть место и кровопролитным боям, и великим победам, и самоотверженным подвигам. В Кронштадте как-то особенно начинаешь ценить военное прошлое нашей страны. Прививка патриотизма.
Собор Владимирской иконы Божией Матери (Владимирский собор) — еще одна святыня Кронштадта. Находится по адресу: Кронштадт, улица Владимирская, дом 32. Был построен в 1875–1879 годах на месте нескольких своих предшественниц — деревянных церквей, которые были устроены для Кронштадтского гарнизонного полка, но в разное время то ветшали от времени, то страдали от пожаров. Сначала Владимирская церковь была гарнизонной, но в начале прошлого века получила статус собора. В послереволюционные годы была закрыта и отдана под склад (что весьма типично). В период Великой Отечественной войны сильно пострадала. В 50-е годы прошлого века (жутко представить!) трижды взрывалась. От окончательной гибели храм спасло лишь то, что, как оказалось, при проведении взрывных работ страдали соседние жилые дома. Лишь в 1990 году Владимирский собор был возвращен Русской Православной Церкви, богослужения стали проводить девятью годами позднее. Храм очень красив. Белоснежная церковь — сказка, украшенная каменной резьбой. Популярный в конце XIX — начале XX веков неорусский стиль. Главной святыней собора являлся список Владимирской иконы Божией Матери, написанный специально для Кронштадта по приказу Петра I.
Вот и закончилась наша небольшая прогулка по Кронштадту. Мы еще успеваем с любопытством осмотреть гостиный двор — довольно неожиданно его увидеть здесь: Все-таки, Кронштадт — город военный, а не купеческий. Архитектура напоминает гостиные дворы в старинных провинциальных городах, например, в нашем родном Ярославле, Костроме, Ростове Великом, Рыбинске. Только кронштадтский — более изящный. Скорей, это такая своеобразная реплика питерского Гостиного двора. Гостиный двор в Кронштадте построен в 1827 году по велению императора Николая I на месте старых торговых рядов. Колористическое решение здания — классическое: желтое с белыми колоннами. Вообще, обожаю гостиные ряды — они, как мне кажется, очень украшают облик русских городов. Вот на такой красивой ноте мы прощаемся с по-июньски улыбчивым Кронштадтом.
Знаете, обычно после любой поездки я задаю себе вопрос: хотела бы я еще вернуться в это место? С Кронштадтом ответ будет однозначным: да. Это тот город, где не просто должен побывать каждый русский человек, не зависимо от его отношения к патриотизму. Сюда надо возвращаться — в разное время, не сразу, пусть пройдет несколько лет. Чтобы можно было наглядно проследить, как меняется ваше собственное сознание, мироощущение. Кронштадт для меня тогдашней, 33-летней был немножко не тем, каким я воспринимаю его сейчас, на пороге своего 40-летия. 6 лет — достаточно ли этого, чтобы проверить себя еще раз? Чтобы не просто: прикольные форты — заброшки, антуражные руины — удачные локации для селфи, красивейший собор, перед которым круто посидеть на брусчатке — типа в Европе. Чтобы еще что-то в душе осталось, так, как получилось в этом написанном спустя несколько лет рассказе. Да, Кронштадт однозначно стоит того, чтобы вернуться. А Питер, любимый город, давно уже живущий в моем сердце, стоит того, чтобы возвращаться в него всегда.
* * *
Что же, пришла пора расставаться. Закончен наш летний уик-энд — встреча с любимым Питером. Что останется в нашей памяти? Вид на Лиговку с крыши. Буйство сирени. Пышные фасады Невского. Стальная Нева. Любимые рок-места. Эльфийские лабиринты Летнего сада. Феерия «Алых парусов» под дождем. Прозрачная полудрема белых ночей. Водная сказка Петергофа. Строгая величественность Кронштадта. И непередаваемое желание вернуться сюда снова. Питер, я люблю тебя!