Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Часть 1. Санкт-Петербург

ЧАСТЬ 2. ПЕТЕРГОФ (20.06.2015)

Петергоф — город, входящий в состав Петродворцового района Санкт-Петербурга, расположенный на берегу Финского залива. До начала XVIII века на этом месте находились финские деревни. Первое упоминание Петергофа в документальных источниках (походном журнале Петра I) относится к 1705 году. Именно тогда появилось это название, звучащее на иностранный манер, — Петергоф, что в переводе на русский язык означало «двор Петра» или «Петров двор». Петергоф изначально задумывался как «путевой двор» или пристань для переезда на остров Котлин и был одним из многих «попутных светлиц», построенных на пути следования из Санкт-Петербурга вдоль берега Финского залива. Датой основания Петергофа именно в качестве летней загородной резиденции Петра I принято считать 1710 год. Статус города «Петровская дача» получила в 1762 году. После Октябрьской революции 1917 года Петергоф превратился в крупный просветительский центр, а в 1918 году бывшие императорские дворцы стали музеями. В годы Великой Отечественной войны и сам город Петергоф, и дворцово-парковый комплекс были варварски разрушены. Правда, восстановление началось практически сразу, с первых дней освобождения города от фашистских оккупантов. Был в истории города и период, когда он сменил свое историческое название. Так, с 1944 по 1997 годы населенный пункт назывался Петродворцом. В 1990 году архитектурно-парковый ансамбль «Петергоф» был внесен во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО, а в 2008 году признан одним из 7 чудес России.

4
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

В Петергофе мы уже были. Даже дважды (самостоятельно и на экскурсии). Но давно. И оба раза… в декабре! Поэтому, наверное, считать те визиты полноценными поездками в Петергоф, было бы не очень правильно. Большой петергофский дворец, конечно, шикарен. Но Петергоф — это еще и фонтаны. А фонтаны мы с мужем безумно любим. Поэтому решили: в этой июньской поездке обязательно найдется место Петергофу!

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

До Петергофа из Питера можно добраться несколькими способами. Мы выбираем, наверное, самый экзотичный — на электричке (билет стоил 55 руб./чел.). Она отправляется от Балтийского вокзала (соответственно, сначала добираемся до станции метро «Балтийская») и следует до железнодорожной станции Новый Петергоф, на которой мы и выходим. Далее идем пешком до, собственно, музея-заповедника «Петергоф». Отстояв очередь в кассу, покупаем билет в Нижний парк, в 2015 году он стоил 400 руб./чел.

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2
5
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Государственный музей-заповедник «Петергоф». Адрес: Санкт-Петербург, улица Разводная, дом 2, сайт: https://peterhofmuseum.ru/about, группа Вконтакте: https://vk.com/peterhof_museum.

Итак, шикарный, торжественный, парадный Петергоф. Место — праздник, место — сказка. Место, где были реализованы самые смелые мечты и новаторские идеи самых лучших архитекторов, скульпторов, садовых мастеров своего времени. Место, где творил сам Растрелли. По замыслу Петра I Петергоф должен был стать самой роскошной загородной резиденцией российских императоров. Строительство дворцово-паркового комплекса велось довольно быстрыми темпами: с 1714 по 1723 годы (в августе состоялось торжественное открытие Петергофа). Император Петр Алексеевич, безусловно, горящий желанием затмить новой резиденцией европейские дворцово-парковые комплексы, вкладывал в нее определенный смысл. Петергоф воспринимался как триумфальный памятник России, завоевавшей в ходе Северной войны необходимый и желанный выход к Балтийскому морю. К середине 20-х годов XVIII века был практически полностью создан облик Петергофа: разбиты регулярные Нижний парк и Верхний сад, построены Большой петергофский дворец, дворцы «Монплезир» и «Марли», создана на тот момент крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов, выполнена большая часть скульптурного убранства. Любопытно, что проект дворцово-паркового ансамбля можно по праву назвать детищем самого Петра I. Конечно, над комплексом трудились многочисленные мастера — лучшие из лучших для своего времени, однако сохранились и собственноручные чертежи и рисунки императора. Да и идея города-сада целиком принадлежала Петру I. Еще один момент, который мы, любители фонтанов, просто не могли пропустить. Для снабжения петергофских фонтанов водой в 1720–1721 годах по проекту инженера-гидравлика Василия Григорьевича Туволкова был специально создан водовод общей длиной 40 км! На протяжении всего водовода было расположено 18 прудов-хранилищ водоизмещением более 1,3 миллиона кубических метра воды, занимающих площадь почти 100 га. Фонтаны работали по принципу сообщающихся сосудов. Примечательно, что та старинная гидравлика работает до сих пор. Такому масштабу, а главное — качеству могли бы позавидовать современные фонтанные комплексы!

4
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Петергоф, безусловно, великолепен. Место, которое в своей жизни должен увидеть каждый. Но… боже, сколько здесь народа! Толпы, просто столпотворение. Это было так не похоже на зимний, заснеженный и тихий Петергоф, который мы видели когда-то. Мне искренне хотелось проникнуться торжественной красотой, очарованностью этого места, но сосредоточиться на восприятии хотя бы просто красивой картинки было невозможно. Отечественные и иностранные туристы, вспышки фотоаппаратов, селфи-палки, спины, руки и бесконечные вереницы людей, буквально людские потоки, растекающиеся по дорожкам Нижнего парка, — таким запомнился мне летний Петергоф.

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Можно было, конечно, отыскать укромные местечки, полюбоваться скачущими по лужайкам белочками, даже сфотографироваться не на фоне чужих компаний.

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Но… не такого я, конечно, ожидала (а, собственно, чего — это же самое популярное место среди пригородов Санкт-Петербурга). Была еще задумка посетить пару музеев. Мужу бы, например, наверняка понравились Музей фонтанного дела или экспозиция «Гроты Большого каскада». Я бы с удовольствием посмотрела дворцовые интерьеры. Но, как представили, что там творится, если уж в парке яблоку негде упасть, так и отбросили эту мысль. Просто прогулялись по Нижнему парку, с интересом рассматривая разнообразные петергофские фонтаны, пленительную архитектуру и дивный ландшафтный дизайн. Все-таки, этот комплекс — просто чудо, как хорош! Жаль, не хватило романтичного настроя. Но все равно было интересно.

3
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Нижний парк (1714—1723 гг.), спроектированный по принципу регулярного, был заложен на берегу Финского залива по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в. Версале. Генеральный план резиденции Петра I составлял архитектор И. Ф. Браунштейн. Также в формировании ансамбля принимали участие архитекторы Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, Ф. Б. Растрелли, А. Н. Воронихин, А. И. Штакеншнейдер и садовые мастера Л. Гарнихфельт, А. Борисов, Б. Фок, Т. Тимофеев. Согласно проекту огромный парк площадью 102 га на две почти равные части рассекал Морской канал, проходящий от Большого петергофского дворца до залива. По задумке гости должны были пребывать в резиденцию именно этим путем, в буквальном смысле попадая «с корабля на бал». Также Нижний парк был разделен на три связанные между собой части: центральную (Парадную), западную (Марлинскую) и восточную (Монплезирскую), а его планировку определяли две системы аллей, расходящихся веером от Большого петергофского дворца и дворца «Марли». В Нижнем парке было расположено несколько архитектурно-ландшафтных ансамблей, включая фонтаны, каскады, цветники, беседки, павильоны, дворцы, а также оранжереи, плодовый сад и система прудов. Здесь каждый мог найти себе уголок по душе — будь то веселые забавы или же место для уединения. Обширное разнообразие таких уголков, тем не менее, складывалось в очень гармоничный и красивый ансамбль.

3
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2
2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2
2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2
2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2
2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Но, наверное, наибольшую известность Нижнему парку блистательного Петергофа принесли именно уникальные и многочисленные фонтаны: около 150 водометов и 4 каскада (видели мы, конечно, далеко не все). Стоит отметить, что хотя большинство фонтанов было заложено практически одновременно с самим Нижним парком и относится к XVIII–XIX векам, многие комплексы серьезно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Поэтому сегодня мы, по сути, видим их реконструкцию. Впрочем, все восстановительные и реставрационные работы были проведены на таком гениальном уровне, что создается полное впечатление, что перед нами именно те, старинные водометы — торжество инженерной мысли своего времени, чему не перестаешь удивляться и, чем не устаешься восхищаться и по сей день.

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2
2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Конечно, наш небольшой рассказ, равно как и осмотр фонтанного великолепия Петергофа, следует начать с его главной достопримечательности — фонтана «Большой каскад». Это, несомненно, самое грандиозное гидротехническое сооружение петергофского ансамбля. Не удивительно, что идея завершить морской парадный въезд в императорскую резиденцию не только торжественным дворцом, но и уникальным для своего времени фонтанным каскадом с гротами принадлежала самому Петру I. При всей своей впечатляющей торжественности решение каскада просто и лаконично: две семиступенчатые лестницы соединены арками Большого грота, а площадка перед ним переходит в центральный трехступенчатый каскад, воды которого падают в ковш, соединенный с Морским (Самсоновским) каналом. Поверх Большого грота расположена терраса, скованная фасадами Малого грота. Последний завершается мраморной балюстрадой с восьмью мраморными вазами. Поражают не только изумительной красоты струи воды, танцующие свой замысловатый танец, но и пышное скульптурное убранство «Большого каскада», которое прекрасно гармонирует с роскошным фасадом Большого петергофского дворца.

1 из 3

Центром «Большого каскада» является фонтан «Самсон», в основе которого — скульптура «Самсон, разрывающий пасть льва» — аллегорический памятник великим русским победам. Скульптура была установлена в честь решающего сражения Северной войны — годовщины Полтавской битвы. Еще одна версия: Петра I еще при жизни сравнивали с библейским Самсоном, первый подвиг которого согласно «Книги Судей» как раз и заключался в победе над разъяренным львом. А лев, фигурирующий на шведском гербе, в свою очередь, олицетворял Швецию и ее короля Карла XII. Так что, в некотором смысле скульптуру «Самсон» можно назвать памятником Петру I. Основой композиции служит массивная скала, на которой и происходит легендарная битва, из разверзнутой пасти поверженного животного вырывается мощная струя воды, вокруг установлены дельфинчики-водометы, символизирующие спокойное море. Несомненно, прекрасная и сильная композиция, вместе с «Большим каскадом» «Самсон» — это самые эффектные фонтаны Петергофа!

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Фонтан «Пирамида» — красивый плотный поток воды, взметающийся ввысь в богатом мраморном обрамлении со ступеньками и балюстрадами. Считается одним из самых полноводных фонтанов Нижнего парка, так как только за 1 секунду (!) расходует 100 литров воды. Также интересно, что в идею такого оформления фонтана заложен определенный смысл: в начале XVIII века в русской армии существовала традиция — в конечных пунктах своего движения и в местах сражений ставить деревянные или каменные обелиски — пирамиды. Поэтому установленный на берегу Финского залива фонтан «Пирамида» воспринимался, как своеобразный памятник победе русских войск в Северной войне и как бы продолжал идею, заложенную в фонтане «Самсон».

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Фонтан «Солнце» — занятный и очень позитивный водомет, названный так по рисунку струй. Примечательно, что бассейном для фонтана служил Менажерейный пруд, который впоследствии был превращен в царскую купальню. А еще фонтан «Солнце» можно назвать отличным образцом механических водометов. Он имел весьма любопытную конструкцию: на круглом постаменте, украшенном фигурками дельфинов, установлена бронзовая колонна с золочеными дисками, внутри скрывался хитрый механизм с водяным колесом, которое вращалось под действием воды, передавая струи вверх. Водяные потоки разлетались во все стороны, напоминая солнечные лучи. Сегодня в просторном бассейне вокруг «Солнца» плавают уточки — такая мирная идиллическая композиция.

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Одни из наиболее понравившихся мне водометов — это знаменитые фонтаны-шутихи. В Нижнем парке их несколько: «Диванчики», «Елочки», а также «Дубок» «Зонтик» и «Водяная дорога». Действие их просто и вместе с тем оригинально: стоит подойти поближе — окатывает водой. Идея водяных шутих, как не трудно догадаться, принадлежала самому Петру I — любил он такого рода приколы. Примечательно, что шутиха «Диванчики» является самой старой, созданной еще при Петре Алексеевиче. А «Елочки», установленные на лужайке, издалека и вовсе можно принять за настоящие деревья, правда, стоит к ним подойти поближе — как тут же получишь порцию щекочущих водяных струек. Такие вот нехитрые забавы, созданные по образцу фонтанов-шутих в европейских королевских парках, были раньше в России.

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2
1
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Фонтан «Сноп» — шикарный и пышный фонтан, бьющий из глубокого круглого бассейна. Главный водомет Монплезирского сада. Высота центральной струи — 4,5 метра, вокруг нее — двадцать четыре наклонные струи, расположенные в два яруса. Композиция должна была напоминать густой сноп тяжелых колосьев — символ изобилия, плодородия и богатства, а на языке аллегорий XVIII века — олицетворение мощи и процветания России.

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Парные фонтаны «Адам» и «Ева» были установлены перед Трельяжными беседками и составляли единый и очень романтичный ансамбль. Примечательно, что изготовление мраморных статуй, которые должны были украсить фонтаны, Петр I заказал венецианскому скульптору Джованни Бонацца, который изготовил изящные копии известных скульптур работы мастера эпохи Возрождения Антонио Рицци из Дворца дожей. Кроме того, «Адам» и «Ева», как прародители человеческого рода, по замыслу должны были олицетворять самых главных людей российской империи — Петра I и Екатерину I. Своеобразный памятник самому себе — гуляя по Петергофу, ни на секунду не забываешь, что дворцовый комплекс — детище императора-реформатора. А так, это одно из самых романтичных местечек шикарного ансамбля. Ах, еще бы не было так много людей!..

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2
2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

«Римские» фонтаны — мои самые любимые в Петергофе! Вот просто не могла от них оторвать взгляда — как хороши! Фонтаны парные, симметричные, как говорят, напоминают каменные водометы на площади перед собором Святого Петра в Риме (сразу же захотелось побывать в Италии и проверить лично). Фонтаны двухъярусные — распространенный для XVIII века тип, водяные струи сбегают по мраморным постаментам, украшенным рельефным декором: гирляндами, раковинами, лавровыми венками. Сдержанная и вместе с тем торжественная красота. А еще перед «Римскими» фонтанами разбиты симпатичные газоны с подстриженными в форме «пирамидок» кустарниками — все вместе смотрится очень органично!

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Фонтан-каскад «Шахматная гора» — довольно оригинальный, как и все каскады. Фонтан расположен на естественном склоне, а свое название получил благодаря ступеням — площадкам, расписанным черными и белыми (сейчас — желтыми) квадратами в шахматном порядке. По бокам каскада установлены мраморные фигуры античных богов — может, это тоже Петр I и его приближенные, решившие сыграть партию в интеллектуальную игру?

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Фонтан «Тритон» — небольшой чудесный фонтанчик, чаша которого буквально утопает в зеленой растительности. Полное название скульптурной группы — «Тритон, разрывающий пасть морского чудовища». Напоминает уже знакомого нам «Самсона», не так ли? И, естественно, символизирует победу России в борьбе за Балтийское море. Тритон — это молодой русский флот, чудище морское — флот шведского короля Карла XII. Фонтанные струи бьют и из раскрытой пасти подводного зверя, так и из ртов черепах, отползающих в страхе от «поля» битвы. Вот уж, правда: чем больше гуляешь по Петергофу, тем отчетливее понимаешь — весь этот прекрасный дворцово-парковый ансамбль задумывался как своеобразный гимн, как возвышенная ода величию России. Да и самого Петра I.

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

«Террасные» фонтаны получили свое название по расположению — на зеленом склоне с восточной и западной стороны от «Большого каскада». Из пасти очередного то ли божества, то ли чудовища стекают струйки воды, бегут по мраморным ступеням, спадая в чашу, из которой также бьет невысокий фонтанчик. Воды всех десяти «Террасных» фонтанов стекают в ковш «Большого каскада» по желобам, уложенным вдоль нижней подпорной гранитной стенки.

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Фонтаны «Чаши» — лаконичные, строгие, изящные. Их можно увидеть у подножия Большого петергофского дворца в центре партерных цветников. Это старейшие фонтаны Петергофа, запуск которых состоялся в присутствии самого Петра I. Первоначально постаменты и сами чаши были деревянными, позднее заменены на мраморные. За мощь струй эти водометы также называют «Большими фонтанами».

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Фонтан «Львиный каскад». Потрясающий! Шикарный! Великолепнейшая масштабная композиция, сразу привлекающая внимание. Понравился до невозможности! Хотя идея фонтана принадлежала Петру I, который хотел, чтобы каждому дворцу в Нижнем парке соответствовал свой фонтан, воплотить ее удалось лишь в начале XIX века. Автор проекта — архитектор А. Н. Воронихин. Первоначально каскад имел два названия: «Эрмитажный», так как располагался рядом с павильоном «Эрмитаж», и «Львиный» — по своему декору. В 50-е годы XIX века обветшавший каскад был разобран, и на его месте появился новый огромный комплекс — античная колоннада, в центре которой на каменной горке восседает статуя нимфы Аганиппы — покровительницы одноименного источника у подножия горы Геликон. Согласно легенде, люди, пьющие из этого источника, поэтически вдохновлялись. По краям колоннады расположены потрясающие фигуры гривастых львов, из пастей которых бьют струи воды. Вообще, Питер — это же совершенно львиный город! Да и пригороды тоже, судя по всему, львиные. Вообще, лев для России — символ власти, господства, процветания, богатства. А величественный Санкт-Петербург, в то время — блистательная столица, лучше всего олицетворял мощь нашей великой страны. Так что, львы — это еще и очень патриотично. Кстати, интересно, что «Львиный каскад» — единственный из четырех каскадов Нижнего парка, расположенный не на склоне, а на нижней террасе. Реставрация «Львиного каскада», законченная в 2000 году, завершила послевоенное восстановление фонтанных сооружений Нижнего парка.

1 из 3

Фонтан «Китовый» — наверное, самый скромный фонтанчик комплекса. Но, вместе с тем, в оригинальности ему не откажешь. Водомет, рисунком струй напоминающий хвост нырнувшего кита, расположен посредине Песочного пруда, который было решено благоустроить. Вокруг «китового хвоста» можно увидеть четыре небольшие фигурки золотистых дельфинов, также раздающих водяные струи.

1
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Помимо, собственно, фонтанов, в состав дворцово-паркового ансамбля также входят разнообразные очаровательные постройки. Некоторые мы увидели во время нашей небольшой прогулки. Правда, стоит отметить, что практически все, что мы сегодня можем видеть в Петергофе, — не является оригинальными архитектурными сооружениями XVIII–XIX веков. Дворцово-парковый комплекс был разрушен практически до основания во время Великой Отечественной войны. И только потрясающий талант, профессионализм и трудолюбие архитекторов прошлого века смогли возродить все это великолепие, восстановить из руин, буквально из пепла. Работа проделана поистине титаническая. Не менее грандиозная, чем сам петергофский ансамбль. Честь, хвала и низкий поклон всем этим людям. За то, что сегодня мы можем наслаждаться шикарными видами блистательного Петергофа.

3
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Трельяжные беседки (1755 г., арх. Ф. Б. Растрелли, 1801—1802 гг., арх. Ф. П. Броуэр, 1956—1960 гг., арх. П. П. Ковалевский). Идея оформления фонтанов «Адам» и «Ева» Трельяжными беседками возникла одновременно с их созданием в 1721 году. Тогда же были устроены первые трельяжи — беседки с ажурными стенками, которые впоследствии несколько раз перестраивались. В разное время количество беседок менялось: было и четыре, и даже восемь. В начале XIX века решетки Трельяжных беседок, выполненных в классическом стиле, были окрашены в зеленый цвет, колонны и капители — в белый, вазы — в золотистый. Те Трельяжные беседки, которые мы видим сегодня в Нижнем парке Петергофа, — восстановленные на прежних фундаментах взамен утраченных в годы Великой Отечественной войны. Они такие же прелестные, зелено-бело-золотые, с ажурными фасадами, колоннами и лавочками внутри. В таких беседках было бы приятно отдохнуть в жаркий день, наблюдая из тени за переливами фонтанных струй.

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Воронихинские колоннады (1722—1724 гг., арх. Н. Микетти, 1800—1803 гг., арх. А. Н. Воронихин, 1853—1854 гг., арх. А. И. Штакеншнейдер, 1966 г., арх. А. Э. Гессен). Классические парные колоннады с золотыми куполами и фонтанами — еще одно достойное украшение Нижнего парка Петергофа. Примечательно, что Воронихинские колоннады принято называть «театральными кулисами» — если смотреть на дворцовый комплекс со стороны Финского залива, то кажется, что парные галереи действительно словно приоткрывают занавес, демонстрируя все великолепие и «Большого каскада», и Большого петергофского дворца. Первые сквозные колоннады из кирпича и дерева появились еще в начале XVIII века и в то время носили забавное название «маленькие галереи с каморками». Любопытно, что в одной из галерей по указу Петра I был устроен специальный музыкальный инструмент с колокольчиками, приводимый в действие струями воды. К концу XIX века петровские павильоны сильно обветшали, и по велению императора Павла I их заменили новыми, сделанными с использованием кирпича, гранита и мрамора. Наверху были смонтированы свинцовые позолоченные чаши для фонтанов, а перед ведущими к галереям лестницами появились прекрасные фигуры гранитных львов. А, так как проектировал новые колоннады архитектор Андрей Никифорович Воронихин, то они и были названы в его честь — Воронихинскими. Впоследствии колоннады еще несколько раз перестраивались, после Великой Отечественной войны их буквально заново возродили из руин. Сегодня Воронихинские колоннады — одни из самых выразительных сооружений дворцово-паркового ансамбля. Светлые галереи с колоннами, завершенными павильоном — фонариком, а уж как хороши охраняющие входы каменные львы!

1 из 2

Павильон «Большая оранжерея» (1722—1725 гг., арх. М. Г. Земцов, И. Ф. Браунштейн, 1769—1770 гг., арх. И. Е. Яковлев, 1953–1954, арх. В. М. Савков). Здание «Большой оранжереи» было возведено практически одновременно с открытием Петергофа с целью культивирования растений для будущего озеленения парка. Перед входом был разбит фруктовый сад, устроены ягодные и овощные гряды. «Большая оранжерея» представляла собой невысокое светлое строение с двухэтажной средней частью и полукруглыми галереями, как бы обнимающими сад. В оранжерею на зиму помещались померанцевые, лавровые, пальмовые и другие южные растения, которые в летнее время украшали территорию парка. Позднее к основному объему павильона были добавлены вместительные остекленные доверху оранжереи для выращивания цветов и овощей. Первоначальный облик «Большой оранжереи», разрушенной в годы Великой Отечественной войны, был восстановлен по оригинальным чертежам в ходе реставрационных работ. И сегодня мы можем видеть изящное двухэтажное здание персикового цвета с белоснежным декором, галереями и большими мелко остекленными окнами, двери которого выходят в сад с фонтаном, ровно подстриженными лужайками и красочными цветниками.

1
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Павильон «Эрмитаж» (1721—1725 гг., арх. И. Ф. Браунштейн). Идея этого здания пришла из Европы, где среди состоятельных людей было модно строить специальные павильоны, называвшиеся «Эрмитажами», что означало «место уединения». И, конечно же, загородная резиденция Петра I — поклонника западных тенденций, не могла обойтись без собственного «Эрмитажа». Это миниатюрный желто-белый особнячок в два этажа с большими панорамными окнами и прелестным ажурным балкончиком. К входу ведет деревянный мостик, перекинутый через глубокий ров, который когда-то заполнялся водой, — своеобразная иллюзия отгороженности от мира, уединенности. По задумке архитектора на первом этаже «Эрмитажа» были устроены помещения для слуг и поваров, готовящих кушанья и сервировавших столы. Интересно, что еда на второй этаж доставлялась на специальном подъемнике. Помещения верхнего этажа, рассчитанные на 14 человек, предназначались для хозяев дворцово-паркового комплекса и приближенного круга гостей. Примечательно, что впоследствии именно петергофский «Эрмитаж» послужил прототипом всех русских «Эрмитажей». Кстати, павильон «Эрмитаж», как и практически все постройки дворцово-паркового ансамбля серьезно пострадавший во время фашистской оккупации, стал первым открывшимся после реставрации музеем Петергофа.

1
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Но, наверное, больше всего мне понравился дивный уголок — Марлинский сад с расположенным на берегу Марлинского пруда дворцом «Марли». Марлинский парк с квадратным прудом обрамляют живописные сады Венеры, где было бы чрезвычайно приятно погулять, если бы не толпы народа, добравшиеся даже сюда, в это по задумке тихое и уединенное местечко. Свое наименование эта часть парка получила по названию особнячка — дворца, который кажется совсем крошечным, если смотреть на него с противоположной стороны огромного, больше похожего на озеро Марлинского пруда.

1
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Дворец «Марли» (1720—1723 гг., арх. И. Ф. Браунштейн) — миниатюрное и довольно простое двухэтажное здание светлого цвета под красной крышей получило свое название по аналогии с резиденцией французского короля Людовика XIV «Марли-ле-Руа», которую Петр I посетил в 1717 году. Первоначально дворец «Марли» использовался для проживания знатных гостей, приехавших в Петергоф. Любопытно, что в середине XVIII века его предназначение изменилось — здесь хранились личные вещи и гардероб Петра I, так что, можно сказать, что дворец был чем-то вроде первого музея. Лично мне больше всего понравилась задумка устройства дворца именно на берегу пруда, в глади которого он так романтично отражается среди лазоревых отблесков летнего неба в узорах жемчужных облаков.

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

А на берегу Финского залива идет обычная летняя жизнь — люди, устав от шума и великолепия, вольготно расположились у кромки воды, отдыхают, расслабляются, устраивают фотосессии среди живописных валунов. Сквозь зелень листвы проглядывает прозрачное июньское небо в белоснежной пене облаков, отражается в ярко-синих водах Финского залива. Жаркие летние дни… Почти что идиллия!

1 из 2

Нижний парк не перестает удивлять, неожиданно приоткрывая для любопытных глаз свои прелестные уголки. Скамеечки, скульптуры, обилие пестрых цветников, ровно подстриженные газоны, аккуратные лужайки, декоративно оформленные кустарники. Особенно запомнился ковер из нежных цветочков чудесного лавандового цвета — непередаваемо красиво.

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2
2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2
1
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Духовой оркестр у фонтана-каскада «Шахматная гора» играет приятные мелодии. А июньское солнце играет ослепительными бликами на до блеска начищенных медных трубах. И фонтаны тоже играют — россыпь жемчужных искр взметается в небо. Журчат — бегут каскады. Воздух наполнен гулом голосов. Петергоф — ощущение праздника. И толпы народа в какой-то момент на мгновение начинают казаться даже уместными. И хочется гулять, наслаждаться, любоваться фонтанами, ландшафтом, скульптурами, архитектурой.

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2
1
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Ну, и, конечно же, особое внимание непременно надо уделить архитектурному бриллианту в императорской короне блистательного Петергофа — Большому петергофскому дворцу.

1
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Большой петергофский дворец (1715—1725 гг., арх. И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, 1745—1755 гг., арх. Ф. Б. Растрелли). Величественное и торжественное золотисто-белоснежное здание в три этажа, возвышающееся над «Большим каскадом», является центром всего петергофского ансамбля, связывая в единую художественную композицию Нижний и Верхний парки. Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. Во времена Петра I это было более скромное двухэтажное здание, называемое Верхними или Нагорными палатами, которое служило для торжественных приемов и проведения празднеств. Позднее были пристроены галереи. Но менялись времена — и по меркам современников «скромный» петровский дворец уже не соответствовал императорскому статусу. Тогда и было поручено одному из самых лучших архитекторов той эпохи — Ф. Б. Растрелли выполнить перестройку Большого петергофского дворца. Особняк был значительно расширен, получил еще один этаж, пару боковых корпусов — Церковный и Корпус под гербом, а также роскошное убранство в стиле пышного елизаветинского барокко. Причем, новый и поистине императорский облик приобрели не только фасады, но и внутренние помещения, интерьеры которых поражали воображение блистательным и просто сказочным оформлением. Во второй половине XVIII века, когда барочная вычурность выходит из моды, в интерьерах Большого петергофского дворца начинает преобладать сдержанный, но благородный и изысканный классицизм. XIX век внес свои изменения — вновь появляются новые помещения и интерьеры. Таким образом, Большой петергофский дворец — уникальное здание, сочетающее в себе несколько различных стилистик, органично дополняющих друг друга, которые талантливые архитекторы сумели объединить в единое целое, создав действительно грандиозное и прекрасное произведение искусства.

Я видела эти фотографии — взорванного и сожженного в годы Великой Отечественной войны Большого петергофского дворца. Как и руины всего Петергофа. И мне совершенно не хочется представлять, что все это великолепие могло быть просто стерто с лица земли: все-таки, ломать — не строить. В послевоенные годы, надо полагать, были иные приоритеты — не до «царских излишеств». И, все-таки, одно из главных достояний нашей страны было спасено. И сам Петергоф, и его главный бриллиант — Большой петергофский дворец. Непостижимо, но уже в мае 1964 года были открыты первые восстановленные залы. Интерьеры Большого петергофского дворца мы уже видели во время наших зимних поездок. Хотя, конечно, осматривать их можно до бесконечности. Ощущение праздника — вот что приходит в голову при этих воспоминаниях. Но сегодня внутрь мы не пойдем — не протолкнуться. Поэтому просто любуемся потрясающим в своем пышном великолепии фасадом дворца, словно сошедшего со страниц французского романа.

1
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Придворная церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1747—1751 гг., арх. Ф. Б. Растрелли). Пристроенный к Большому петергофскому дворцу по велению императрицы Елизаветы Петровны, этот храм является неотъемлемой частью архитектурного облика главного особняка Петергофа. Пышное барочное убранство, золото куполов — церковь поражает своим великолепием не меньше, чем сам дворец. Храм был свидетелем всех важнейших событий дома Романовых: здесь проводились крестины и венчания, отмечались военные победы, религиозные праздники и торжественные политические события. После разрушительной фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны храмовые фасады были восстановлены к середине 1950-х годов. В 2011 году произошло знаменательное событие — церковь святых апостолов Петра и Павла, наконец-то, была освящена во второй раз. В настоящий момент храм полностью восстановлен и доступен для посещения в качестве Церковного корпуса Большого Петергофского дворца. Посему, в настоящий момент можно уже с полной уверенностью говорить об окончательном возрождении пленительного Петергофа!

1
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Ну, вот, пожалуй, и все. Мне казалось, что в Петергофе можно провести целый день, залипать у каждого фонтана, любоваться каждой скульптурой. Это, конечно, да. Но толпы народа безумно утомляют. Конечно, мы увидели далеко не все, вообще, кажется, мало, что посмотрели. В какой-то момент просто захотелось вырваться из этой суеты. И мы вырвались — покинули Нижний парк. И пошли по Петергофу — городу, настоящему, не музею. Почему-то не было цели осмотреть его, а зря. Петергоф — город произвел хорошее впечатление: милый, скромный, уютный. Даже симпатичный деревянный домик с кружевными наличниками встретили — такой терем-теремок, не из петровских ли времен до нас дошедший (хотя, вряд ли).

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

А еще вдалеке увидели роскошный собор Петра и Павла (1895–1904 годы). Неорусский стиль, обилие декора, множество объемов, яркость, нарядность, диковинность, и над всем этим великолепием маленькие золотые луковки куполов. Храм, тоже похожий на терем из старых русских сказок. Храм-праздник.

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Обратно возвращались уже на автобусе, идущем до станции метро «Автово» (проезд стоил 60 руб./чел.). Вот таким мы увидели главный «фонтанный» питерский пригород — блистательный Петергоф.

2
Санкт-Петербург. Петергоф. Кронштадт. Жаркие летние дни (19–23 июня 2015). Часть 2

Окончание следует…

Часть 3. Кронштадт

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф

Разводная ул., д. 2 Подробнее об объекте