Когда в последний день своего пребывания я прогуливался по Пятигорску в районе «Цветника», то повстречал двух девушек, спросивших у меня как дойти до музея Лермонтова. До него было ходьбы ровно три квартала и объяснил краткий путь и чёрт дернул меня за язык: «Да здесь в принципе все достопримечательности недалеко друг от друга находятся». В ответ услышал: «Мы бы так не сказали, сейчас идём от места дуэли Лермонтова, не один километр прошагали».
Я вспомнил, как прошёл практически по тому же пути, что и девушки, только в обратном направлении.
Не зря говорится, что дурная голова ногам покоя не даёт.
По пути к месту дуэли Лермонтова я решил еще в несколько мест заглянуть. На карте всё выглядело прелестно, да и местные жители говорили, что пешком даже быстрее получится, чем на транспорте.
А ведь иные советы лучше проигнорировать.
Хотя всё сначала было хорошо, отправился я по улице Красноармейской от Центральной питьевой галереи Пятигорска Минеральная вода не помнит крови великого поэта. Вскоре город закончился и вдали стало видно Эолову арфу.
По дороге попался беспризорный бювет, но вода из него тонкой струйкой бежала.
Не торопясь, неспешным шагом дошёл до Академической галереи. Сначала здесь пили воду лошади, потом люди, тут же познакомились Грушницкий с княжной Мери.
Когда я спросил у людей возле галереи, где находится грот Лермонтова, мне предложили поднять вверх голову и взглянуть на склон горы. Совет оказался полезным — снизу хорошо был виден Грот Лермонтова.
Следующей целью была Эолова арфа.
Поднялся еще выше по лестнице, когда оглянулся, то увидел спуск к Академической галерее и поворот к гроту Лермонтова,
а позади меня начинался Еммануиловский парк. Ведь Эолова арфа в нём и располагается.
Со смотровой площадки посмотрел свой пройденный путь, а Спасский собор виден был не только отсюда, но каждое утро я наблюдал его из окна отеля.
Спустившись со смотровой площадки, я сначала пошёл по аллеям Еммануилова парка,
а затем вышел на бульвар Гагарина.
Дошёл до канатной дороги, по которой можно подняться до вершины Машука.
Канатная дорога была построена в 1971 году, как альтернатива длинному терренкуру для любителей пешей ходьбы.
Отсюда хорошо различался на склоне горы Машук виделся огромный портрет Владимира Ильича Ленина.
Портрет Владимира Ильича Ленина появился на скале в 1925 году. Считается, что это единственный в мире наскальный портрет вождя мирового пролетариата. Во время оккупации Пятигорска немецкими захватчиками его пытались несколько раз закрасить, но местные жители очищали портрет, а однажды после покрытия портрета побелкой дождь поиздевался над нацистами и смыл её напрочь. После войны автор подправил портрет.
Только я собрался продолжить путь, как мне стало плохо. Пришлось отправиться в отель за таблетками.
Заодно взглянул на бювет с тёплой минеральной водой
и удивился размерам санатория, названного в честь Михаила Юрьевича Лермонтова.
В результате я дотянул свой предстоящий поход до предпоследнего дня пребывания в Пятигорске.
На этот раз я оказался предусмотрительнее. Доехал на автобусе до Верхних радоновых ванн,
открывшихся для отдыхающих в 1971 году, затем обошел их по лесной тропинке,
вышел на терренкур и вперёд!
Людей попадалось на пути мало, больше всего было бегунов.
Где-то по дороге проморгал поворот к портрету Ленина, зато запечатлел его описание.
Достаточно уставший добрался до поляны, укутанной туманом. Здесь познакомился с Воротами Солнца Когда туман побеждает солнце.
На противоположной стороне дорожки обнаружил невзрачный камень,
зато с интересной надписью.
По большому счёту этот камень надо перенести в центр города, например, к музею Лермонтова.
Кавказское горное общество (КГО) — общественная организация в городе Пятигорске, созданная в декабре 1901 года с целью популяризации горного туризма в регионе Северного Кавказа. Благодаря деятельности КГО в Пятигорске были созданы три музея — Краеведческий (первоначально Музей Горного общества) (1905), «Домик Лермонтова» (1912) и Курортный (1915).
В советское время приказало долго жить и было возрождено лишь в 1996 году.
Туман вольготно расположился на поляне, виднелись лишь очертания домика лесника,
да и дальнейший путь выглядел размытым пеленой природного явления.
Но труба звала в дальнейший путь. По дороге встречались вот такие крученно-обрубленные деревья.
Наконец добрался до Поляны песен.
Несколько трибун, на которых бывает гуща народа лишь два раза в год: на День Победы и День города.
Кто-то предлагает снести всё, мол природа важнее, кто-то наоборот хочет обустроиться здесь капитально. Но пока всё остаётся по прежнему.
Последний рывок.
Тропинка при вела наконец к месту дуэли Лермонтова. Обелиск здесь появился в 1915 году.
В центре обелиска находится портрет Михаила Юрьевича Лермонтова.
Рядом бетонная плита с описанием.
Символично, что на четырёх столбиках ограды сидят бетонные грифы.
Эти птицы являются падальщиками, что является символическим моментом. После смерти великого поэта многие его оплакивали, но часть людей радовалась смерти Лермонтова.
Когда я здесь побывал, то дождя не было, как после гибели Лермонтова, но роль облаков, которые окутали Машук и Бештау в тот роковой день, благополучно исполнил туман.
Начинало темнеть и решил не повторять пройденный путь, а отправиться вдоль отлично благоустроенной дороги, надеясь, что куда-нибудь я по ней выйду.
Тишина нарушалась время от времени шумом двигателей проезжающих мимо автомобилей, да деревья стояли молча как солдаты по стойке «Смирно».
Предчувствия меня не обманули, я вышел к городу.
А дорога перед Пятигорском оказалась трассой, по которой я съездил в Железноводск.
Судя по двум столбам с надписями
— это был официальный въезд к месту гибели поэта.
Я спустился ниже на пару кварталов и на трамвае спокойно добрался до «Цветника». Спрашивается и чего это я по горам в тумане мотался…