Беседку «Эолова арфа» я увидел в первый же свой день пребывания в Пятигорске, правда издали.
Беседку «Эолова арфа» я увидел в первый же свой день пребывания в Пятигорске, правда издали.
Не всегда самый близкий путь оказывается самым коротким. Вместо того, чтобы добраться до «Эоловой арфы» на автобусе № 1, который хотя и кружит по Пятигорску, но к верней части города доставляет быстро. Я же пошёл напрямую по улице Красноармейская. Когда я пройдя по улице, постепенно поднимающейся вверх, увидел, что надо еще карабкаться вверх, то чуть не завыл от досады.
Но делать нечего и я отправился вверх по лестнице, затем еще по одной лестнице, которая уже вела из парка к беседке.
И вот я на площадке, а передо мной знаменитая беседка «Эолова арфа». Несмотря на раннее утро, люди возле беседки помимо меня уже были.
Вот только звучания арфы мы не слышали.
При осмотре площадки поневоле вспомнился роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», в котором Печорин в своём журнале описывал это место: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус; между ними было два гувернера со своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи».
Но можно ограничиться просто взором на Эльбрус в утреннем тумане.
На беседке имеются две таблички: справа
и слева.
В них изложена вкратце история создания. Не будем на ней останавливаться.
Беседка «Эолова арфа» — классический пример того, что хотели одно, а вышло другое.
Первоначально предлагалось сделать три павильона: Эола, Эскулапа и Эриванского (в честь фельдмаршала Паскевича Эриванского). Ограничились одним.
В качестве образца использовали британский «Храм Эола», построенного в 1760 годах.
В центре беседки должна была стоять статуя Эола- древнегреческого бога ветра, но тоже передумали и поместили там две Эоловых арфы. Я было подумал, что это какое-то лирическое отступление, но оказывается — этот инструмент реально существует.
Эолова арфа состоит из резонатора — узкого деревянного ящика с отверстием, внутри которого натянуты струны. Количество струн (обычно от 4 до 12, иногда 24 или 48) произвольно. Струны одинаковой длины, но различной толщины и степени натяжения обычно настраиваются в унисон (например, «соль» малой октавы); при колебании они издают не только основной тон, но и обертоны, так что общий диапазон эоловой арфы оказывается довольно значительным. Чем сильнее ветер, тем более высокие обертоны слышны. При слабом дуновении ветра звучание эоловой арфы лёгкое и нежное, при порывах — резкое и громкое.
В настоящее время никакой эоловой арфы внутри нет, только дырки от былых креплений.
В материале Жизнь и смерть деревянных беседок Пятигорска я рассказывал о том, как были сожжены и разрушены дореволюционные деревянные беседки Пятигорска.
Хорошо, что у «Эоловой арфы» только ограждение было деревянным, его то и пустили на дрова после Гражданской войны. А беседка, пусть и повреждённая осталась. После её несколько раз реставрировали.