В то лето, приехав на выходные к родственникам в Ригу, я попытался уговорить их съездить вместе в Даугавпилс. Давно хотел побывать в этом городе, но все как-то было не собраться. Ну и поехали. А чтобы не сидеть весь день в машине, решили делать остановки в интересных местах по дороге.
И первым таким местом стало воссозданное энтузиастами городище древних латышей — крепость Улдевене
Как жили люди в те далекие времена, доподлинно нам неизвестно. Письменные источники о жизни в Латвии появились лишь с приходом сюда немецких рыцарей. Каменных замков, как это делали европейцы, местные жители не строили, но как-то обороняться от воинственных соседей им приходилось. Так что в ход обычно шли бревна. Из них укрепленные поселения и строили. И стены, и башни.
Кто были предводители древних латышей, тоже достоверно неизвестно, но все же что-то передавалось из уст в уста. Так, в народных преданиях сохранилось имя одного из вождей — Улдевен. Его именем и названа воссозданная крепость.
Крепость окружает частокол из заостренных кольев, защищая поселение от конницы. Дальше идет крепостная стена с башнями, откуда лучники должны были обстреливать нападавших.
Внутри создатели музея постарались показать, из чего состоял быт древних жителей этого края. Можно посмотреть на народные костюмы и предметы утвари.
Что-то воссоздано лишь в рисунках
А о том, какие нравы царили в те далекие годы, можно прочитать на информационных щитах. Истории, от которых стынет кровь в жилах.
Воз с головами
Уже многие десятки лет литовские грабители терзали Земгалию. Весной 1205 года через Древнелатвию в Эстонию проходило литовское войско под руководством князя Свелгата. Земгальский князь Виестурс решил разгромить литовские войска. Своих сил у него не хватало, поэтому он отправился в Ригу, чтобы, ссылаясь на мирный договор между земгалами и рижскими рыцарями, заставить рижан принять участие в совместном походе. Земгальцы вместе с крестоносцами и воинами епископа Альберта ждали Свелгата, когда он возвращался из похода в Эстонию. Войска Виестурса напали и победили двухтысячную армию литовцев. На поле боя пал и Свелгат. В знак своей победы Виестурс послал в Терветский замок две повозки с головами побежденных литовцев.
Голова князя Ако
Начиная крестовый поход против Древнелатвии, немцы в первую очередь пытались взять под контроль водный путь — Даугаву. На берегах Даугавы жили племена ливов. В 1206 году Саласпилсский князь Ако объединил ливов для борьбы против крестоносцев. К Саласпилсу присоединились княжества Турайды Икшкиле и Лиелварде. Летом этого года, защищая свой замок, Ако принял свой последний бой. Немцам удалось победить ливское войско. На поле боя пал князь Ако. После сражения крестоносцы разыскали тело Ако, отрубили ему голову и, как доказательство своей победы, отвезли в Ригу показать епископу Альберту.
Голова Улдевена
Улдевенс был Лиелвардский князь. В 1213 году литовские грабители ворвались в лиелвардское княжество, грабили там, взяли в плен Улдевена и отвезли через Даугаву в литовские земли. Жители Лиелварде, не имея возможности своего князя ни освободить, ни выкупить, послали гонца с просьбой, чтобы литовцы отдали им если не живого князя, то хотя бы его голову, чтобы прилично похоронить на родной земле.
Смерть Таливалдиса
В 1215 году эстонские грабители вторглись в Талавское государство. На обратном пути они поймали князя Талавы Таливалдиса, который в отдаленном месте в бане варил ритуальное пиво. Эстонцы его жгли на огне, грозя ему смертью, если он не покажет, где спрятал свое серебро. Таливалдис показал 50 озерингов — примерно 5 кг серебра — на что можно было купить 50 лошадей. Грабители продолжали жечь его ноги. Тогда Таливалдис сказал — «Если я покажу все мои деньги и деньги моих сыновей, вы не будете жечь меня меньше» и отказался показывать остальное богатство. Тогда грабители опять положили его на огонь и жарили, как рыбу, пока он не испустил дух. Сыновья Таливалдиса, чтобы отомстить за смерть отца, в течение одного лета организовали шесть походов в Эстонию. В конце лета эстонская местность была разграблена и выжжена.
Что мне тут больше всего понравилось — это как латыши представляют своих соседей. Литовцы и эстонцы у них всё сплошь разбойники и грабители:)
Но зато следующий объект — развалины замка в Кокнесе — оказался уже не таким мрачным и гораздо более фотогеничным
Тут еще и грозовые тучи красиво раскрасили небо яркими разноцветными мазками
И не беда, что от замка за много столетий сейчас уже мало что осталось:)
Строительство каменного замка на этом месте было начато во время правления рижского епископа Альберта в 1209 году. Того самого, который в 1201 году основал и саму Ригу.
В 1277 году поселение Кокенгаузен, возникшее вокруг замка, получило права города
С 1397 по 1562 год Кокенгаузен был одной из резиденций Рижского архиепископа. Ливонская Конфедерация тогда состояла из нескольких частей, и земли Рижского епископа (желтым цветом) занимали значительную часть современной Латвии.
Новый передел территорий произошел в XVI веке, во время Ливонской войны. По итогам которой Кокенгаузен отошел к Речи Посполитой. Дальше последовали несколько польско-шведских войн, и как результат — нынешние руины.
Или как еще любили говорить — «романтические развалины» :)
А в 1966 году чуть ниже по течению Даугавы была построена Плявиньская ГЭС. Река разлилась, и теперь развалины замка стоят почти у самой воды.
А ведь могли и совсем затопить, в истории такие случаи бывали:)
А дальше по дороге нам встретился целый город — Екабпилс. И поскольку никто из нас здесь раньше не был, решили сделать в нем остановку.
К этому времени мы уже поняли, что ни в какой Даугавпилс мы сегодня уже не доедем, а потому решили ограничиться другим «пилсом» (по-латышски — «город»).
Население Екабпилса сейчас составляет 22 тысячи человек, из них латышей 62 процента. В советское время в городе проживала 31 тысяча человек, латышей среди них было 48 процентов. Таким образом, минус 30% за 30 лет, что для современной Латвии норма.
Екабпилс раньше состоял из двух городов. Первым возник Кройцбург, который от нынешнего центра находился на другом берегу реки. А напротив него, в русской слободе, в XVII веке стали селиться бежавшие из России старообрядцы. Постепенно русских там стало так много, что они попросили тогдашнего правителя Курляндии Якоба Кеттлера дать их поселению права города. Герцог Якоб такие права дал, причем, что удивительно, в грамоте было якобы указано, что полноправными гражданами его могут быть только русские. Назвали город, правда, по-немецки — Якобштадт.
Долгое время два города существовали раздельно. В Якобштадте жили русские старообрядцы, а в Кройцбурге, вокруг замка на другом берегу реки — немцы. По реке же проходила граница между Курляндией и Латгалией.
А объединились два города, теперь уже называвшиеся не по-немецки, а по-латышски — Екабпилс и Крустпилс — только в 1962 году. В независимой Латвии это тоже один город, правда есть здесь такой прикол — в южной его части находится администрация Екабпилсского края, а в северной части — Крустпилсского края. Сам же город не входит ни в один из них, являясь городом центрального подчинения. Но ничего, осталось недолго потерпеть, скоро в Латвии снова будет административная реформа, и количество краев там резко сократится:))
Мы же остановились на центральной площади, которая еще с польских времен называется Староместской. Здесь оборудована большая пешеходная зона, установлены всякие прикольные инсталляции. К примеру, вот эти весы символизируют то, что на площади раньше находился рынок и шла торговля.
Рысь — символ Екабпилса, изображенный на его гербе
Народный дом — здесь располагается горуправа и местный культурный центр
А дальше мы попытались добраться до Крустпилсского замка, что на другой стороне реки
Крустпилсская лютеранская церковь
А вот и сам замок. Честно говоря, не сильно впечатляет.
Где-то прочитали, что на башенку его можно подняться. Но когда пришли, оказалось, что замок уже закрылся. Увы, было слишком поздно:(
Вообще, надо сказать, мы в Екабпилс попали довольно случайно и совершенно не изучали, что там можно посмотреть
А между тем, здесь находится православный Свято-Духов монастырь — единственный мужской монастырь в Латвийской православной церкви. Женский монастырь в Латвии тоже есть — в Риге. Фото Свято-Духова монастыря — из Википедии.
А на следующий день родственники показали мне еще одно очень красивое место неподалеку от Риги — Белую Дюну
Свое название дюна получила от белых слоев затвердевшего песка. Уже в древности это песчаное обнажение служило ориентиром для местных рыбаков, выходивших в море.
Дюна образовалась в месте впадения в море небольшой речушки Инчупе. Причем, что интересно — конфигурация ее устья с годами постоянно меняется. Мы с женой недавно были в этом месте, и сейчас я смотрю, что картинка за прошедшие 9 лет несколько изменилась. Фото ниже — 2020 года.
В этот раз река шла прямо по пляжу параллельно берегу
Перенос жен через речку:)
Река протекает прямо у подножия дюны, подмывая ее
Насколько я помню, этой лестницы, по которой можно было спуститься на пляж, больше нет
Сейчас действует только та лестница, что вдалеке
А на этом все. Уф, наконец-то дошли руки сделать рассказ про эту поездку. Как обычно, нанесу на карту те места, где мы побывали.