Последний раз на острове Сааремаа я был летом 2012 года. Та поездка запомнилась тем, что тогда наконец-то удалось добраться до падающего маяка Кийпсааре, что находится на глубоко вдающемся в море полуострове Харилайд на крайнем северо-западе острова. Основная сложность там — это запрет на проезд туда машин. Транспорт приходится оставлять на стоянке и идти дальше пешком. А идти там оказалось неблизко — около 5 км.
Про этот маяк я узнал на сайте 7is7.com. Как написано там, построен он был в 1933 году на песчаной косе в 25-ти метрах от берега. Однако со временем море стало размывать песок, и маяк оказался стоящим уже прямо в воде, при этом довольно прилично наклонившись в сторону. Боялись даже, что он рано или поздно завалится совсем, но вдруг ситуация поменялась — за последние годы маяк несколько выправился и теперь заваливается уже не так сильно, как раньше.
Вот так маяк выглядел в 1997, 2004 и 2011 годах. Фото с сайта 7is7.com.
В 2006 году, когда мы ездили на Сааремаа по ледовым дорогам, я сделал первую попытку добраться до этого маяка. Однако дни тогда были очень короткие, на стоянке у шлагбаума мы оказались уже в сумерках и идти дальше не решились. И хорошо — тогда я еще не знал, что идти там целых 5 км, по зиме все равно бы не дошли.
Вот эти зимние фотографии — у меня тогда еще «Каризма» была.
Маяк тогда увидеть тоже удалось, но сильно издалека, с соседнего полуострова. А вы увидели?
Но в этот раз все было спланировано уже серьезно. Маршрут был заранее проработан на навигаторе, а на случай сильной усталости ночлег был забронирован поблизости, в поселке Кихельконна.
Выдвигались из Риги под дождем. В Пярну сделали остановку в «Порт-Артуре». Но когда добрались до порта Виртсу, дождь закончился, и вышло солнце.
Готовимся заезжать на наш паром
Отчалили — порт остается позади
Паром идет на остров Муху, который соединен с Сааремаа дамбой. До Муху недалеко — всего около 7 км. Паром проходит это расстояние всего за полчаса. Кстати, видите вон там белую точку на горизонте? Это второй паром отправляется со стороны острова.
По дороге заехали посмотреть на ветряные мельницы в Англа. На Сааремаа, если кто раньше не был, это обязательная точка для визита.
Здесь стоят несколько мельниц разной конструкции
А также несколько тракторов из числа тех, что когда-то работали на полях Сааремаа
Мельницы мельницами, но основная цель на сегодня — это маяк. Поэтому, доехав до объездной дороги Курессааре, свернули на Кихельконну, а потом уже за ней повернули налево и по грунтовкам, мимо хуторов, поехали примерно в нужную сторону. Надо сказать, что с навигатором ехать было гораздо удобнее. Тогда, 6 лет назад, ехать приходилось практически наугад.
Но вот наконец знакомое по той зиме место. Высадились и дальше пошли пешком. Погода, надо сказать, была ветреная, и на открытой местности задувало неслабо.
Походная тропа, как и везде в Эстонии, промаркирована
В одном месте тропа проходила так, что с одной стороны было море, а с другой — небольшое озеро. При этом ветер нагонял с озера какую-то непонятную пену.
Шли поначалу по лесу, а потом вышли в поля
По пути встретили столбик, а на нем девочку с ранцем и на ходулях. Значит идем правильно:)
Тут нам дорогу перебежал зайка! Попытались его догнать, но он так быстро убегал, что даже фото смазалось:)
Однако позже мы все же выследили его в траве. Такой хорошенький:)
Рядом с маяком видны остатки пограничных укреплений. Если кто забыл, в советское время весь остров Сааремаа был запретной зоной, и въезд туда был только по пропускам.
Как видите, маяк и правда немного выпрямился по сравнению с тем, что я видел на сайте. Но при этом «уехал» еще дальше в море. У основания маяка видна дверь, возможно туда можно залезть и даже подняться наверх. Не знаю, пробовать не стали:)
А на ночлег поехали в отель в поселке Кихельконна. Хотя «отель» — это, конечно, сильно сказано:) Заказывая на Букинге, я как-то пропустил тот факт, что удобства были в коридоре. Но зато всего 15 евро за номер. И для такой деревни все оказалось вполне прилично.
Процесс вселения был забавный. Подходим, а на двери бумажка — «Ключи от номеров можно получить в доме напротив». Заходим — а там магазин типа «сельпо». Пообщались с продавщицей на смеси эстонского, русского и английского, она выдала ключи:)
В номерах было как-то так :)
Кихельконна это такая дыра конечно :)
А на следующее утро мы поехали в Курессааре и на полуостров Сырве. Но там все наверно уже и так были, чтобы об этом писать здесь :)