Это зрелище — одно из тех, что ошеломляют, ибо не оставляют более места ни желаниям, ни воображению. Все, о чем могли бы мечтать поэты или художники, природа сотворила именно здесь, в этом месте.
(Жорж Санд, «Зима на Майорке»)
На холме у подножья пика Puig des Teix приютилась очаровательная деревушка Вальдемосса. Узкие улочки, домики цвета охры со стенами увешанными яркими цветочными горшками приглашают уставшего путника переместиться во времени. Название места происходит от арабского «вали» (наместник) по имени Муса, который когда-то владел здесь поместьем.
Городок популярен среди туристов, тем более попасть в Вальдемоссу не сложно. Автобус #210 ходит от центральной автостанции Пальмы Estació Intermodal. Путь недолгий, около 30 минут. Как только за окном покажутся каменные террасы и ровные, как по линеечке, оливковые рощи, считайте приехали.
Вальдемосса отличается от других небольших деревенек побережья тем, что здесь находится старинный картезианский монастырь Real Cartuja. Орден картезианцев был основан в 1084 Св. Бруно Кёльнским в Шартрёзских горах близ Гренобля. Отсюда пошло и название картезианских обителей — Шартрёза (Chartreuse), а на итальянский лад Чертоза.
Парные башни монастыря видны от автобусной остановки. Одна нарядная облицованная изумрудной плиткой, другая неоконченная сиротливо смотрится на фоне своей элегантной сестры.
Строгий неоклассический фасад монастырской церкви настраивает на серьёзный лад. Церковь построили в 1751 году на месте старой 1446 года. Справа находятся билетные кассы. Вход в монастырь платный, билет стоит около 10 евро.
Светлый, нарядный интерьер без барочной пышности, но и без протестантского аскетизма.
Белизну стен и стрельчатого потолка оттеняют хоры и кафедра из тёмного дерева.
Пилястры с лепными капителями обрамляют картины брата Хоакина Хункоса (Joaquin Juncosa).
Фрески купола, трансепта и нефа были написаны в 1807 году картезианским монахом и, по совместительству, шурином великого Гойи Мануэлем Байе (Manuel Bayeu).
Сюжеты включают сцены Ветхого и Нового Завета и всевозможные аллегории. Вокруг купола изображены героические библейские женщины: Юдифь, Эстер, Девора и Иаиль.
Алтарь увенчан портретом Святой Каталины Томас, почитаемой картезианскими монахами. Скульптуры Св. Бруно и Иоанна Крестителя у алтаря заменены на копии, а оригиналы хранятся в Пальме.
Слегка заплутала в паутине выбеленных аркад монастырских коридоров, где за каждой дверью скрывается мини-музей. Заглянула в библиотеку, где монахи встречались на полчаса в неделю, единственное время, когда им было позволено разговаривать друг с другом.
Особенно понравилась небольшая комната, в которой находилась старая аптека. Одна из старейших в Испании аптека была основана в начале восемнадцатого века. Монахи культивировали лекарственные травы, запах которых как будто витает в воздухе по сей день.
На стене портрет святых врачевателей братьев Космы и Дамиана. Сделать качественные фото не удалось, но решила несколько оставить, чтобы передать общее впечатление.
В аптеке собрана прекрасная коллекция посуды. 135 каталонских керамических горшков (семнадцатого и восемнадцатого веков) декорированных растительными и животными мотивами. Эти контейнеры выполняли двойную функцию: в них хранили мази и экстракты, а также использовали для украшения помещения. Разнообразные сосуды из стекла до сих пор хранят остатки масел, сиропов и зелий.
Окна коридоров забраны плетёными решётками, сквозь которые можно заглянуть во внутренний дворик.
Монастырский клуатр Св. Марии построили в XVI–XVII веках. Один из немногих ренессансных клуатров на Майорке окружают шесть часовен и девять келий.
Несколько раз в день в Шартрёзе устраивается небольшая фортепьянная интермедия. Играют отрывки из произведений Шопена. Минут за пятнадцать служители объявляют о предстоящем концерте.
После концерта отправилась осматривать комнаты бывшего королевского дворца. Дело в том, что картезианский монастырь изначально был основан как королевская резиденция. В 1309 году Король Хайме II выбрал это исключительное высокогорное место расположенное на высоте более 400 метров над уровнем моря и приказал построить дворец для своего сына Санчо страдающего астмой. Король Санчо проводил во дворце большую часть времени вплоть до своей смерти в 1324 году.
Дворец был одним из сельских замков Майоркской династии. Члены королевской семьи приезжали в Вальдемоссу во время охотничьего сезона. Во дворце держали соколиную ферму.
Королевские комнаты располагались вокруг одного патио. На северной стороне главный зал, на южной кухня и кладовая.
После того, как 1343 году королевство Майорка было присоединено к Арагонской короне дворец вышел из употребления. В 1399 году Король Мартин I Арагонский передал территорию со всем имуществом картезианским монахам. Картезианцы превратили королевскую резиденцию в монастырь. На месте парадного плаца устроили клуатр, пять больших гостиных превратились в кельи, тюрьма — в трапезную, кладовая — в ризницу. На месте кухни разместили церковь.
Монастырь существовал вплоть до 1835 года. А потом пришла экспроприация. Не правда ли знакомое понятие. Правительство Испании нуждалось в средствах, а когда оно в них не нуждается? Было принято решение конфисковать «неэффективно управляемые объекты», в частности монастыри. Собственность была приватизирована, монахи изгнаны. Резиденция была распродана по частям.
В монастыре устроили пансион и начали сдавать аппартаменты в аренду. Убранство комнат поменялось в соответствии с новым назначением.
Красная гостиная типичный пример аристократического декора домов Майорки прошлого века. Обшитые шёлком стены, позолота, мебель в стиле барокко.
Обратила внимание на картины одного из самых известных художников Майорки творившего во второй половине XIX века Рикардо Анкерманна. На полотнах изображены сцены из истории Вальдемоссы.
Вот благодарные монахи принимают в дар дворец короля Санчо.
На этой художник увековечил начало книгопечатания на Майорке. В 1450 году был изобретён пресс Гутенберга, а всего через 35 лет после этого, в 1485-ом механик Бартомеу Калдентей запустил первую печатную машину Майорки в Мирамаре возле Вальдемоссы. В монастырском музее сохранился печатный станок Guasp, что удивительно в рабочем состоянии. К станку прилагаются 1590 ксилографов — такие гравюры на дереве для печати. Коллекция одна из самых богатых и хорошо сохранившихся в Европе. Ксилографы считаются литературным сокровищем из-за широкого диапазона сюжетов: религиозных, географических, исторических, астрологических, геральдических.
В музыкальном зале висело полотно, смысл сюжета которого я в тот момент не поняла. Ситуация прояснилась позже, когда улицы заполнили персонажи одетые точь в точь, как на картине. Оказалось, в тот день проходила ежегодная инсценировка отражения атаки мавров.
1 октября 1552 года был обычный день. Мужчины уехали в Пальму по делам, женщины остались дома. Воспользовавшись ситуацией предатель Педро эль Валенсиано впустил в деревню 400 турецких пиратов. Пираты начали грабежи и бесчинства. Люди побежали за помощью к Капитану по имени Рамон Гуаль. Капитан собрал оставшихся жителей и устроил врагу засаду. Мавры бежали, предателя повесили, жители были спасены.
Однако вернёмся к истории Шартрёзы. Пансион бывшего монастыря стал поистине знаменитым после того, как зимой 1838 года в нём остановилась одна возлюбленная пара. Польский композитор Фредерик Шопен и французская писательница Жорж Санд.
Любовники сбежали на остров от любопытных глаз и сплетен Парижа. Кроме того, они надеялись, что горный климат пойдёт на пользу болевшему туберкулёзом композитору. Им не повезло. Погода стояла сырая и ветренная. Настроение было окончательно испорчено. В своей книге «Зима на Майорке» Жорж Санд кляла плохие дороги и называла местных жителей ворами и дикарями. Хотя той же зимой Шопен создал несколько из своих лучших произведений.
Мне довелось бродить по монастырским кельям в тёплый солнечный день начала осени. Розовато-кремовые арки увитые зелёнью, самшитовые бордюры маленьких патио создавали приятное, радостное настроение.
Плотная изгородь из аккуратно подстриженных кустов отделяла одно патио от другого обеспечивая постояльцам покой и уединение.
С балкончиков открывались виды на долину, лесистые горы и морскую бухту далеко на горизонте.
Черепичные крыши сельских домиков ярко контрастируют с тёмной зеленью оливковых рощь и стройных кипарисов под ярко-голубым небом.
Несмотря на все неудобства, сама Жорж Санд была очарована окружающей природой: «Разве можно забыть вид на горную вершину с возведенным в аккурат на ней симпатичным арабским домиком, наполовину спрятавшимся за широкими плоскими „лапами“ опунции, и огромной, склонившейся над пропастью пальмой, чей силуэт вырисовывается на фоне неба?»
К монастырю примыкает небоольшой парк Jardins Rei Joan Carles.
Ровные дорожки, зелёные арки и несколько розовых кустов. В парке установлен бюст Фредерика Шопена.
От монастыря вниз идёт улочка Carrer de Jovellanos. Буквально несколько шагов и окажетесь на смотровой площадке Miranda des Lledoners. Отсюда открывается вид на террасные виногдарники Vinya dels Moscatells, где выращивают великолепный мускатный виноград.
С другой стороны центр деревни с приходской церковью Сан-Бартоломеу. Первая церковь Валдемоссы датируется 1235 годом. В те времена она являлась культурным и политическим центром новой христианской общины.
Перед отъездом зашла в кафе и купила вкуснейшее яблочное пирожное.
Вечером на крыше отеля наслаждались закатом. Десять дней на острове промелькнули как один миг. Остались воспоминания, которыми я и решила поделиться.