Неделя на северном побережье пролетела незаметно. На рассвете искупались на пустом пляже залива Алькудии, выписались из гостиницы и на автобусе #351 отправились на юг острова в столичный город Пальма. Междугородние автобусы приходят на станцию Estació Intermodal в центре города. Гостиницу выбрала на окраине, по пути в аэропорт. Перед поездкой прочитала, что билет на поездку по городу можно купить прямо у водителя за 1.50 €. Однако, можно существенно сэкономить, если приобрести проездной из 10 билетов за 10 €. Но вот незадача, никто на автостанции не может сказать, где купить такой билет. Ходила, ходила от окошка к окошку, в конце концов решила выйти наружу. Зашла в турагенство. Там мне и сказали, что надо перейти на другую сторону к Площади Испании и купить билет в газетном киоске. Действительно, в киоске продавали билеты, правда только за наличные. Хотя за газеты и открытки можно было расплатиться карточкой. Наличными мы предусмотрительно запаслись, проездные купили, а пока ждали автобус и саму площадь осмотрели.
В центре площади установлена конная статуя короля Хайме I Арагонского завоевавшего Майорку во времена крестовых походов в XIII веке. Король в боевом снаряжении гарцует на краю скалы, а у его ног суровый воин попирает вражеский флаг.
Доехали до гостиницы, оставили вещи на стойке регистрации, какая всё-таки удобная услуга, и налегке отправились осматривать город.
Чем знаменита столица Майорки? Конечно же своим кафедральным собором. Собор является резиденцией епископа и одновременно символом города. Он был построен на месте главной мечети времён мавританского владычества. После завоевания Майорки в 1230 году король Хайме I заложил первый камень церкви, но достроен собор был только через 400 лет. Храм возвышается на скале над городскими стенами защищавшими первое римское поселение.
Вход в собор находится сбоку, напротив Дворца Альмудайна. Роскошный фасад обращен на узкую улицу, так что охватить целиком невозможно.
Фасад Альмудайна был построен между 1594 и 1601 годами в стиле Платереско и посвящен Непорочному Зачатию. На тимпане изображена Дева Мария в окружении пятнадцати библейских символов: солнце, луна, звезды, деревья.
Внутри собор поражает лёгкостью интерьера. Высокий готический свод поддерживают 14 стройных колонн. Солнечный свет проникает через 83 витража.
Колонны раскрашены всеми цветами радуги. Храм зачастую называют «Собор света».
Среди семи окон-роза выделяется одно над главным алтарём. «Готический глаз» — диаметром около 13 метров самый большой готический витраж-роза в мире. Созданный в 1370 году, он включает более 1200 кусочков стекла. Цветочный орнамент скомпонован вокруг Звезды Давида.
Людей достаточно много, тем не менее не создаётся ощущения толпы. Каждый уголок можно спокойно рассмотреть.
Позолоченный барочный алтарь в часовне Корпус-Кристи XVII-го века с Тайной Вечерей и другими сюжетами.
Рядом более старый алтарь часовни Св. Иеронима в стиле Платереско. Автор Гаспар Омс 1602 г.
Мраморная мозаика пола над захоронением епископа.
Главный орган — работа майоркских мастеров Габриэля Томаса и Джозепа Боша конца XVIII века. Инструмент был встроен в существующий корпус, который датируется 1497 годом.
Необычные бородатые атланты поддерживают роскошную резную чашу кафедры.
В украшении собора сочетаются различные архитектурные стили: готика, барокко, модернизм. Кафедра справа по стилю явно принадлежит к последнему.
Мозаика с ребёнком пускающим мыльные пузыри думаю тоже была создана в начале XX-го века.
В 1904 году епископ Кампен пригласил ведущего каталонского архитектора Антонио Гауди для реставрации собора. Гауди сделал большую перестановку, а также добавил новые элементы. Старый готический алтарь отправился к Порталу-дель-Мирадор.
Главным достижением мастера несомненно стала монументальная люстра-балдахин в форме короны или скорее тернового венца. Балдахин особенно не выделяется на фоне позолоченных, расписных алтарей. Однако, в какой-то момент вдруг заиграла музыка и на венце зажглись десятки лампочек. Это было впечатляющее, торжественное зрелище. Парящий в воздухе венок, звуки органа.
Клуатр собора выглядит довольно скромно. Пожалуй главное его достоинство в том, что из двора можно разглядеть укреплённую башню колокольни. Из девяти колоколов выделяется один — «N’Eloi» (Похвала). Колокол диаметром 2 метра весит 4,517 кг.
Изначально Собор Пальмы построенный на скале, поднимающейся из морской пучины был единственным готическим собором, отражающимся в воде. Со временем море отступило. Чтобы сохранить уникальный эффект, перед собором разбили парк Parque del Mar с искусственным озером. Остроконечные башни, ребристые контрфорсы и аркбутаны вновь обрели своё отражение.
В старину города строили компактно слева от собора Королевский дворец, справа резиденция Епископа.
Мусульманская крепость X века, перестроенная христианами в готическом стиле, Дворец Альмудайна до сих пор является официальной резиденцией короля Испании. С готической галереи с остроконечными арками — Аркады моря (Arco del Mar) открывается великолепный вид на залив Пальмы.
Королевский сад у подножия Альмудайны с журчащими фонтанчиками явно носит следы мавританского влияния.
Епископский дворец оказался закрыт на реставрацию. Удалось только заглянуть во двор полюбоваться на статую епископа и солнечные часы на стене с гербом епископа Бенет Панельес и Эскардо.
В небольшом садике Jardí del Bisbe зрели гранаты.
Узкие улочки вокруг соборного квартала привлекают старинными городскими особняками с уютными двориками. Каждый дом со своей историей. Двор с восьмиугольными колоннами принадлежит Can Bordils.
Can Bordils — средневековый дом, восстановленный в шестнадцатом веке семьей Суреда. Ренессансные наличники окон выходящих на улицу украшены семейными гербами.
Can Oms был построен в 1642 году для семьи Омс, чей герб виден на балкончике над лестницей.
В конце улицы видна готическая Арка Альмудайна. Считается, что ворота Порта-де-Альмудайна были построены римлянами в V веке и являлись частью крепостных стен Пальмы.
Красивое здание с лепниной и рыцарскими башенками оказалось мэрией. Городские власти разместились во дворце, построенном в 1649 — 1680 годах.
Барочный фасад изобилует деталями. На самом верху широкий карниз поддерживают резные фигуры в форме кариатид. Часы ратуши — «Фигуера» восходят к 1386 году. Первоначально они звонили только на рассвете и на закате. В 1863 году механизм заменили на новый. Колокол Фигуеры — один из немногих, которые до сих пор звучат в Пальме, наряду с колоколами Ла Сеу и колокольнями некоторых закрытых монастырей.
В вестибюле выставлено несколько гигантских манекенов с изображением королей, королев и других персонажей, которые несут по городу во время праздника фиесты.
На площади мэрии — Placa de Cort растёт старая олива. Приятно спрятаться в тени огромного 800 летнего дерева.
С просторной, залитой солнцем площади попали в узкую, приятно тенистую улочку.
Сверху скалились горгульи Церкви Святой Эвлалии. Церковь была построена в 1236 году, всего через несколько лет после каталонского завоевания Майорки, на месте бывшей мавританской мечети. Именно здесь состоялась коронация короля Майорки Хайме II, сына Хайме I Завоевателя.
Церковь Св. Эвлалии, наряду с церквями Сан-Мигель, Сант-Жауме и Санта-Крю, является одной из четырех старейших в Пальме. Благодаря тому, что строительство церкви началось в 1236 году и продолжалось до 1570 года, архитектура храма представляет собой смешение стилей. Здесь и готика, и барокко и неоготика.
На главном фасаде сохранились элементы оригинального фасада, в частности окно-роза.
Внутри уже знакомые готические своды. Ярким пятном выделяется золотой алтарь.
Главный алтарь в стиле испанского барокко чурригереско работа доминиканского монаха Альберта де Бургуньо. Алтарь украшен шестисвечником.
Странный предмет на стене озадачил. Судя по колокольчикам возможно часть старинного часового механизма.
Следующая старинная церковь Базилика Сан-Мигель построенная после Реконкисты в 1229 году. Легенда гласит, что храм посвящен Архангелу Михаилу как покровителю доминиканского монаха Мигеля де Фабры, исповедника Хайме I Арагонского Завоевателя. От оригинального здания сохранилась готическая колокольня, увенчанная типичной для Майорки пирамидой.
Готический портал 1398 года работы скульптора Пер де Сант Жуана также сохранился. Слева находится скульптура францисканского богослова и одного из наиболее влиятельных на Майорке философа, логика и грамматика Рамона Лулля. Венчает портал фигура самого Архангела Михаила.
Кроме средневековой Пальмы у города есть и другое лицо. Рядом со старинными церквями мирно уживаются шедевры испанского модернизма. Недалеко от ратуши находится Can Corbella. Can Corbella одно из наиболее уникальных зданий Пальмы в стиле неомудехар, с подковообразными арками и ослепительными витражами. Построенное в конце XIX века архитектором Николау Ллитерас, оно на самом деле состоит из трех зданий, объединенных общим фасадом. В прошлом здесь размещалась аптека Drogueria Corbella, отсюда и название.
Can Forteza Rey на площади Placa del Marques del Palmer — жилой дом, спроектированный Луисом Фортеза Рей. Стиль называется каталонским модерн. Архитекторы нового стиля следовали за великим Гауди включая формы и детали, которые Гауди использовал в своих работах: битая керамическая плитка, картины из стекла, кованые балконы.
Автор украсил эркеры и галереи фруктами, цветами, животными. Обратите внимание на голову чудища в окружении крылатых драконов на эркере зубоврачебной клиники на втором этаже. Интересно, клиника задумывалась на этапе строительства или въехала позже.
Одним из наиболее представительных модернистских сооружений является Gran Hotel, зрелая работа Луиса Доменека, расположенная на площади Plaza Weyler, а сегодня место культурного центра CaixaForum. Любителям домиков следует приезжать в Пальму зимой. Летом деревья заслоняют детали фасадов.
Это был первый люксовый отель Пальмы построенный в 1902 году, в эпоху зарождения туризма на Майорке.
Прекрасный особняк был недавно отреставрирован и снова радует глаз своими экстравагантными формами.
Чуть в стороне на площади Placa del Mercat стоят дома-близнецы Can Casasayas. Они были построены в 1908 году по заказу Хосепа Касасаяс Касахуана, владельца кондитерской Can Frasquet. Здания в стиле арт-нуво отличаются оригинальной симметрией и динамизмом.
Волнистые формы фасада, параболические арки окон и дверных проёмов. Стилизованные изображения растений и насекомых на металлических капителях и кованых решётках балконов.