В нашем трехдневном автопутешествии вокруг срединной части Днепра от города Киева по левому берегу реки мы достигли своей южной точки в городе Светловодск и поехали обратно уже по правому берегу реки через старые казацкие места Чигирин и Суботов. Не менее интересными оказались и места после Суботова в районе Холодного Яра, которые тоже знамениты своею историей и природой. Из исторических мест в районе Яра был интересен Свято-Троицкий Мотронинский монастырь, переживший очень многое на своем долгом веку, а из природных — более чем тысячелетний дуб Максима Железняка.
Город Черкассы
Проведя ночь в модернизированном в нелучшую сторону отеле «Центральный», вырулили в сторону черкасской набережной, которая протянулась вдоль «морского» побережья Днепра. Черкассы находятся как бы в самой центральной части Кременчугского моря, образованного в 50-х годах при строительстве одноименной ГЭС. В результате затопления, в черте города образовались несколько островов, которые ограничивают присутствие штормовых волн и создают определенные красоту и уют городским жителям на этой береговой линии Днепра.
Например, очень посещаем обычно пляж в районе улицы Героев Днепра. Там чисто и хорошо развита всякого рода пляжная инфраструктура.
Вдоль берега моря-реки идет улица Героев Днепра. Она реконструирована в последние два десятилетия и, на мой взгляд, для проживания в этом городе, является одной из лучших. Магазины, прекрасное шоссе, паркинги. И главное — река Днепр сразу у порога дома.
Выехав на улицу Гагарина, попадаем на другое и тоже очень популярное место отдыха черкасчан — Долину Троянд. Наверно, это место красиво, когда эти троянды цветут, а сейчас мы видим только большую ухоженную зеленую территорию с песчаным пляжем и днепровскими далями.
В противоположной стороне на высоком холме возвышается памятник «Отчизна Мать». В этом районе дома низкой этажности — в основном хорошие виллы и частные дома, построенные за последние пару десятилетий.
Сделав такую краткую экскурсию по городу, выруливаем по правому берегу Днепра вверх по его течению в сторону Киева. Первым на нашем пути будет районный городок Канев. Он знаменит не только своей древней историей, ведущей свое начало с 11 века, но и славится как памятное место упокоения Тараса Шевченко. До Канева около 80 километров и по хорошей дороге это расстояние проходится без всякого напряжения.
Маршрут автопутешествия Черкассы - Канев - Киев
Село Мошны
На пути, проезжая большое село Мошны, сделали единственную остановку возле Спасо-Преображенской церкви. Она довольно оригинальна и по приказу графа Воронцова М.С., владевшего этими местами, была выстроена в 1843 году в стиле романтизма с элементами эдакой тюдоровской готики по проекту известного одесского архитектора Джорджо Торичелли. В советское время храм был заброшен и просто удивительно, что он не был снесен. Наверно, потому что использовался под всякого рода склады. В 2009 г. в нем были завершены восстановительные работы и теперь церковь принадлежит к числу одного из самых красивых православных храмов Украины. Высота основного купола достигает 40 м, а пристроенной колокольни — 44 м. Похожую церковь архитектор воздвиг также и в Ялте.
Как раз в день нашего посещения этого места был и праздник Святой Троицы. Известно, что он имеет и немало языческих традиций. Считается, что сухоцветы, высушенные в этот день в домах и храмах, оберегают житницы от грызунов, огород — от вредителей, а дома — от пожаров. В этот день было принято щедро устилать полы домов и усадеб листьями чабреца, камыша или свежим сеном. Так в день нашего посещения и было в этой церкви — весь пол был устлан стеблями камыша.
Люди освящали принесенные с собой листья камыша и уносили их в свои дома. Считается, что это, во-первых, помогает очистить жилище от нечисти, а во-вторых, впоследствии сухую траву заваривали и пили как целебную.
Село Мошны, считавшееся в древности болотистым местом, в средние века было городом — об этом свидетельствует тот факт, что в 1592 г. оно получило Магдебургское право — т. е. не было крепостным и зависимым от какого-то одного помещика, а имело права самоуправления этим местом согласно европейским законам. Другая версия этого названия — Мошна — т. е. Карман, Кошелек…
Это место, как и вся Правобережная Украина в средние века более 250 лет было под управлением польско-литовской Речи Посполитой. Здесь тоже было развито украинское казачество, которое принимало участие во всех волнениях периода XVI–XVIII веков.
Обладательницей Мошны в начале XIX в. стала Елизавета Браницкая, жена князя Михаила Воронцова, который превратил этот населенный пункт в свою резиденцию и построил здесь огромный дворец, который, по свидетельству очевидцев, был даже более роскошным, чем Воронцовский дворец в Алупке. А окружавший его лес князь превратил в самый большой пейзажный парк в Европе. По распоряжениям Воронцова путем прорытия более 60 километров каналов, были осушены многочисленные болота вокруг. Также были построены первые в Украине пароходы «Пчелка»» и «Надежда». На крайней горе парка была построена Святославова башня высотой 58 метров, с которой, говорили, был виден золотой купол колокольни Киево-Печерской Лавры.
Увы! Мошновский дворец Воронцова в 1920 году был разграблен и разрушен большевиками. В грабеже приняла участие и голытьба со всех близлежащих сел и, чтобы замести следы этого преступления и не отдавать награбленное, дворцовый комплекс сожгли и, разобрав по кирпичику, фактически сравняли с землей. А пейзажный парк снова стал лесом …
Канев
Расстояние от села Мошны до Канева около 50 км и можно было бы проехать его без остановок, но, увидев на обочине дороги стоящие на них машины, супруга — страстная грибница, сразу поняла — есть грибы! И проехать мимо было невозможно. Удовлетворившись парочкой найденных неподалеку белых грибов и сняв еще не внедрившегося и удачно замеченного клеща, снова вырулили на Канев.
Чем знаменит этот районный городок? Особо не задумываясь, все связывают его с именами нашедшего здесь свой последний приют Тараса Шевченко и Каневской ГЭС, построенной в период 1970–75 г.г. Но этот городок имеет ещё и более древнюю и славную историю, ведущую свое начало со времён Киевской Руси с XI века. Вплоть до XVIII века Канев был приграничной крепостью, форпостом на границе киевской земли со Степью. В древнерусские времена эта граница проходила по реке Рось, которая протекала примерно в 10 км южнее Канева.
Въехав в Канев, свернули на проспект Шевченко и, поднявшись по крутой дороге на Чернечу (или Тарасову) гору, приехали к музею Тараса Шевченко, расположившемуся на территории Шевченковского национального заповедника. Из-за карантина он был закрыт, но прогуляться по окружавшим его красивым дорожкам и тропинкам можно было свободно.
Музейный комплекс начал организовываться с 1925 года, но свой современный вид он приобрел в 1939 году. В период 2004–2010 годы он был реконструирован известным львовским архитектором Ларисой Скорик. Доминирующее место в этом комплексе занимает памятник Шевченко. Интересна история его создания — к 120-летию со дня его рождения (1934 г.) конкурс на лучший ему памятник в Киеве выиграл ленинградский скульптор Матвей Манизер. Но когда памятник изготовили и привезли в сквер напротив Киевского университета, оказалось, что он маловат для того пространства. Тогда было принято решение установить его в Каневе. А для Киева скульптор повторил с несущественными изменениями свою предыдущую работу, но сделал саму фигуру на два метра выше.
Сейчас на пространстве этой горы находятся шевченковский Музей и «Тарасова свiтлиця» — первый народный музей Шевченко со всякого рода предметами украинской жизни и быта.
Здесь, на Чернечей горе, как и завещал Тарас своим потомкам в стихотворении «Заповіт», он и был похоронен. Помимо могилы Шевченко, в этом месте находятся еще могила Ивана Ядловского и памятный знак Олексу Гiрнику. Первый был смотрителем гробницы Тараса Шевченко, а второй — украинским диссидентом, бывшим политзаключённым, совершившим 21 января 1978 года, протестуя против российской оккупации и русификации украинского народа, акт самосожжения возле могилы Тараса Шевченко. В истории Украины с таким поступком он был не одинок…
Памятный чугунный крест на могиле Шевченко
Ну, а из природных достопримечательностей этой горы, всех восхищают мемориальные дубы, каштановая аллея, дубовый гай (роща) и Шевченков сад. Ну и, конечно, все подолгу стоят на смотровой площадке, с которой открываются безбрежные приднепровские дали…
Если въезжать в Канев с левого берега Днепра (со стороны Переяслава), мы увидим стоящий у плотины Каневской ГЭС на побережье водохранилища Памятник Кобзарю.
Памятник Кобзарю на берегу Днепра
Как известно, кобзари были украинскими народными музыкантами и хранителями украинской культуры и истории. Особое распространение они получили во времена казачества. Кобзари прославляли украинских воинов и побуждали народ к борьбе с поработителями. Кобзарями часто становились искалеченные в боях казаки, слепые, люди пожилого возраста или профессиональные музыканты.
Спустившись с Чернечей горы и направляясь по набережной вверх по течению Днепра к Киеву, увидели слева вдоль дороги ряд необычных каменных скульптур.
Они были установлены у подножья Тарасовой горы в 2007 году. Все 19 скульптур этого места являются каменными воплощениями героев произведений Тараса Шевченко. Теперь эта территория называется Шевченковой аллеей. Большинство скульптур сделаны молодыми авторами.
Музей военной техники под открытым небом
Направляясь из Канева в сторону Киева по правому берегу Днепра, нам на выезде из города прямо у дороги встретился еще один музей, что называется по-украински -«Просто неба» — т. е. «Под открытым небом» — Музей военной техники.
Он был основан в 2012 году. На двух открытых площадках экспонируется боевая техника времен Второй мировой войны (1939–1945), советской интервенции в Афганистан (1979–1989) и современной войны на Донбассе (2014 — …).
Музей бесплатный, под открытым небом с экспонатами тяжелой военной техники типа зенитно-ракетного комплекса «Стрела-10», «РСЗО 9К51 «Град» — советской реактивной системы залпового огня (РСЗО), парочки танков, тяжелой зенитной пушки КС-19 и еще двух пушек калибром поменьше. Чуть в сторонке стоит истребитель МИГ-29.
Интересным памятником показался и макет в настоящую величину бронепоезда БП-56 войск НКВД. В 1941 году он был задействован в охране железных дорог во время переправы и прикрывал отступающие красноармейские войска. Бронепоезд состоит из трех вагонов, обшитых железными листами.
Осмотрев эту достопримечательность, выезжаем по дороге № P19 в сторону ещё одного интересного с точки зрения Природы и истории местечка Трахтемиров — бывшего старинного казацкого поселения. Оно расположено на Приднепровской возвышенности, на полуострове, образованном крутым изгибом Днепра. На другой стороне реки находится город Переяслав, с которого мы начали наше путешествие вокруг срединной части Днепра.
Этот полуостров, вокруг которого Днепр делает крутой поворот почти на 180 градусов явился местом очень многих исторических событий, но самым последним и самым трагическим из них было наличие на нем 11-ти километрового по длине Букринского плацдарма. Именно с форсирования Днепра, начавшегося 22 сентября 1943 года в этом месте и началась битва за Правобережную Украину и освобождение Киева от немецко-фашистских захватчиков.
Солнце неуклонно двигалось к горизонту и мы поняли, что остатка этого дня маловато для хорошего знакомства с этим интересным местом и решаем ехать прямо домой на Киев, а вернуться через какое-то время в эти места дня на два-три только на полуостров Трахтемиров. Там есть что посмотреть! Чего только стоят прекрасные картины разлива Днепра и чудом сохранившиеся от затопления архитектурные раритеты типа Спасо-Преображенской церкви в бывшем селе Гусинцы…
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия