Настал последний день нашего тура по Золотому кольцу. В этот день по программе у нас было заявлено три города. Всё как всегда: насыщенная программа, ранний подъем и вкусный завтрак.
Первым пунктом был Ростов Великий. Ростов Великий — один из древнейших городов Руси, который впервые был упомянут еще в 862 году. И, конечно же, мы поехали в Ростовский Кремль. Кремль в Ростове Великом — очень красивое и действительно впечатляющее сооружение! На данный момент он почти полностью восстановлен и поражает своим размахом и величественностью архитектуры.
Как только въезжаешь в центр Ростова Великого, то сразу замечаешь целые букеты, гроздья куполов, возвышающиеся над одно- и двухэтажной застройкой.
Ростовский Кремль — это целый комплекс зданий, объединённых общими стенами: здесь и многоглавые церкви, и звонницы, и старинные палаты, и башни, покрытые деревянной черепицей.
Даже если вы здесь впервые, то многие места вам покажутся знакомыми, т. к. этот объект засветился в комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». В этой комедии он «сыграл роль» Москвы. Ростов один из самых кинематографических городов России, здесь проходили съемки также таких фильмов, как «Семь стариков и одна девушка», «Невероятные приключения итальянцев в России» и многие другие.
Кремль в Ростове Великом на самом деле — не совсем кремль. Это резиденция архиереев Ростовско-Ярославской епархии, Архиерейский дом, который начали строить в 1660-ые годы при митрополите Ионе Сысоевиче. Согласно его задумке резиденция должна была напоминать рай, описанный в Библии: водоем, окруженный садом, за которым возведены стены.
Долгое время (до конца 18 века) комплекс оставался резиденцией митрополита. Пока она не была перенесена в Ярославль. Здания комплекса различные службы стали использовать под склады, и оно постепенно стало ветшать. Но в 1860—1880 гг., спустя 200 лет с момента создания комплекса, его отреставрировали на средства городских купцов. После окончания работ по реставрации был создан музей, в котором хранились собрания церковных древностей. Через 3 года будущий император Николай II, а тогда еще наследник престола, взял под свое покровительство архитектурный комплекс. В 1910 г. музей получил общегосударственный статус, и на него начали выделяться правительственные деньги.
Территория Кремля разделена на 3 части. В центре находится архиерейский двор, южнее — сад, севернее — площадь с Успенским собором. В комплекс входит множество памятников архитектуры.
Мы прогулялись с экскурсоводом по этому красивому и удивительно интересному архитектурному ансамблю. Удивительно, что кроме нашей группы других не было. Только немногочисленные самостоятельные туристы ходили по территории комплекса.
Так как мы зашли через кассы, то наша экскурсия началась с Архиерейского двора.
В архитектурном ансамбле стразу привлекает внимание необычно окрашенная Церковь Одигитрии, которая расположена на противоположном берегу пруда. Она возведёна в 1692—1693 гг., её пёстрый орнамент имитирует рельеф. Церковь отличается от остальных сооружений Кремля, она построена в стиле «нарышкинского барокко».
Слева от церкви Одигитрии возвышается Церковь Иоанна Богослова с тёмно-зелёными куполами (1683 г.).
Левее храма Иоанна Богослова находится Красная палата, которая состоит из нескольких корпусов. Это здание — интереснейший пример жилых помещений XVII века. Невозможно не обратить внимание на крыльцо. На первом этаже Красной палаты, если я ничего не путаю, находится ресторан-музей «Собрание».
Это не единственное место, которое может удовлетворить насущные нужды туриста. В хозяйственном корпусе «Дом на погребах» — гостиница.
Ну, а мы направляемся в следующую, центральную часть Кремля — площадь. Проходим под богато украшенными парадными воротами церкви Воскресения Христова.
Церковь Воскресения Христова (1670 г.) была специально построена на высоких подклетах, в которых прорублены проёмы для двух ассиметричных ворот — проездных и пешеходных.
Здесь самое интересное и древнее здание на территории Ростовского Кремля — это Успенский собор. Постройка датируется 1508–1512 годами. Его венчают пять мощных глав. На этом месте издревле стояли храмы. От одного из них, сооружённого в XII веке при Андрее Боголюбском, остался Леонтьевский придел, который также называют пещерным, так как он находится намного ниже уровня алтаря. В нём хранятся мощи ростовского епископа Леонтия, убитого в 1071 году язычниками.
В 1314 году здесь был крещён сын ростовского боярина младенец Варфоломей, будущий Сергий Радонежский.
Ещё в 1660-ых годах стены Успенского собора были расписаны фресками, работы выполняла знаменитая артель мастеров Гурия Никитина. С ее работой мы уже познакомились накануне в Костроме. Эта артель расписывала Троицкий собор Ипатьевского монастыря.
С Соборной площади можно подняться на Звонницу (1682—1687 гг.). Это опция в нашу экскурсию не ходила. Пришлось довольствоваться видом снизу. Здесь висят 13 уникальных колоколов разного размера и веса, отлитых в XVII — XIX веках. Большинство колоколов имеют свои имена. Самый большой, 2000-пудовый (это около 32 тонн) колокол именуется «Сысой» в честь митрополита Ионы.
Внизу в здании звонницы находятся сувенирный магазин, а также очень интересный магазин—мастерская «Чернолощёная керамика» — этот традиционный народный промысел существует на ростовской земле с XVI века. Обожжённая в коптящем пламени без доступа кислорода керамика получает глубокий чёрный, угольный цвет, затем её уже расписывают красками. В этой мастерской можно увидеть процесс изготовления сувениров и разнообразных фигурок и тут же приобрести эти фигурки, стоят они недорого. Здесь я набрала очень симпатичных свистулек в подарок детишкам родственников (люблю я народные промыслы и всякий хэнд мейд, что тут поделаешь). На этом наша экскурсия по Кремлю закончилась, а шопинг и знакомство с народными промыслами нет. Но об этом позже.
На территории музея-заповедника расположено несколько интересных музеев. После экскурсии нам дали время на самостоятельный осмотр территории, музеев и прочего. 20 минут! На всё! А интересного тут много, и чтобы все посмотреть надо целый день, если не два (лучше как Маша, которая целенаправленно ездила в Ростов). У меня было желание дойти до озера Неро. Но времени, отпущенного нам на самостоятельную прогулку, на это явно не хватило бы. Поэтому мы еще раз прошлись по площади, завернули обратно в Архиерейский двор и буквально залипли на фестивале финифти, который проходил тут же на территории Кремля. Вот так не получилось пойти в музей финифти, так музей вышел к нам. Ну, это конечно не совсем так, но мастеров-художников там было предостаточно и выбор большой.
Финифть или «огненное письмо» пришло из Византии в 10 веке вместе с принятием христианства. Изначально эмали писались на церковной утвари и иконах. Позднее технология была усовершенствована французским ювелиром. И к предметам церковного обихода добавились декоративные вещицы: шкатулки, панно, статуэтки и украшения. Промысел процветал во многих городах: Нижнем Новгороде, Угличе и др. Но приобрел популярность благодаря мастерам из Ростова Великого. И сегодня промысел здесь развивается. В городе работает несколько творческих объединений и фабрика, здесь выпускают иконы, ювелирные изделия, столовые приборы и декоративные предметы с видами Ростова.
Удивительно то, что технология этого промысла не простая. Краски при обжиге способны менять цвет (прочитать про финифть и ее технологию можно здесь).Только высококлассный специалист сможет проконтролировать процесс так, чтобы передать замысел художника и сохранить нужные оттенки. Но при этом стоимость изделий невысокая. Правда, разнообразием рисунков изделий фестиваль не блистал. И хоть я и не планировала ничего покупать, но при виде кольца с ирисом не удержалась. А потом и браслет купила и еще одно кольцо.
Прощальный взгляд на стены Кремля.
Едем дальше в Переславль-Залесский.
Сегодня это небольшой провинциальный городок, а когда-то он был третьим по величине после Киева и Смоленска. Но это было давно. А основал город князь Юрий Долгорукий. Город должен был стать столицей Северо-Восточной Руси, поэтому название городу князь тоже дал не спроста. Переяславль — значит «перенявший славу». А так как новое поселение находилось в Залесье, историческом районе Волго-Окском междуречье, то с годами появилась вторая часть названия. Привычное нам название города появилось примерно в 15 веке.
Наша экскурсия, как и у всех, традиционно началась с исторического центра. А это красная площадь и кремль, окруженный крепостными валами. А если быть точнее, то, что от этого осталось. Валы давно срыты, а от кремля осталось одно название. Но на Красной площади есть что посмотреть: Спасо-Преображенский собор, памятник Александру Невскому, церковь Петра Митрополита, Сретенский Новодевичий монастырь.
Одноглавый Спасо-Преображенский собор — ровесник города и один из старейших белокаменных храмов в России. Он пережил и многочисленные набеги неприятеля, и Смуту, и работу горе-реставраторов, которые в конце XIX века уничтожили многовековые фрески. Но, несмотря на их отсутствие, вход в собор стоил 100 рублей. Поэтому я решила, что мне туда не надо. То время, что нам дали на самостоятельную прогулку (как всегда очень мало) я потратила на другое. Но об этом позже.
Рядом с храмом — памятник Александру Невскому, родившемуся в этом городе и, если я ничего не путаю, то крещен он был в этом соборе. За основу скульптуры был взят портрет актера Николая Черкасова, сыгравшего князя в фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.
Собор Сретения Владимирской иконы Божьей Матери выделяется среди других культовых сооружений города своей необычной расцветкой — терракотовые стены, зеленые крыши и купола. Собор входил в ансамбль Сретенского Новодевичьего монастыря, который просуществовал около ста лет. Когда его расформировали, храмы стали приходскими. На территории монастыря помимо собора находится церковь Святого Александра Невского. Вот в нее то я на минутку заглянула, но только фотосъемка запрещена. Еще один знаковый храм города — шатровая церковь Петра Митрополита XVI века. Она требует реставрации и была закрыта, поэтому насладились ее стремительным силуэтом с Красной площади.
Здесь же можно увидеть карту исторического центра города
и герб, на котором изображена ряпушка.
Кстати про еду. По программе у нас был запланирован здесь обед, но так как он уже не входил в программу экскурсии, то экскурсовод приняла решение перенести его в наш следующий пункт — Троице-Сергиеву лавру. Вот так не попробовала я ряпушку в местном кафе-ресторане. Но это не единственное мое огорчение в тот день.
В нашей программе было заявлена прогулка по земляному валу, но, увы, и тут экскурсовод решила, что нам в этом городе особо делать нечего и лучше провести больше времени в следующем пункте экскурсионной программы — Троице-Сергиевой лавре. Кроме меня в свободное время на земляной вал никто не побежал. Я, с риском сломать себе шею, пронеслась галопом по нему. Виды там одна сплошная пастораль.
Здесь провинциальная жизнь течет размеренно и неторопливо, как вода в реке Трубеж, что находится здесь же в историческом центре. Будь я художником, одним из импрессионистов, то непременно бы нарисовала картину, находясь под впечатлением. Ну, или, сидя на берегу и глядя на этот пейзаж, точно поймала дзен.
А так пришлось ловить на бегу дух старины, витающий тут. Хотя, этот город вообще располагает к неторопливым пешим прогулкам, а не к такому темпу, который взяла я.
Я хоть и сама из провинции, но люблю такие провинциальные города, особенно с историей. А посмотреть тут есть что. Одних только музеев сколько! Причем как серьезных академических типа «Ботик Петра первого», так и необычных — здесь и музеи утюга, граммофонов, старинных швейных машин и т. д. А главное, нет толп туристов, по крайней мере, нам попалось только одна группа на Красной площади. Переславль-Залесский мне показался таким провинциальным и уютным. Но, увы, окончательно убедится мне в этом, в тот раз было не дано. Бежала я и думала, что было бы неплохо неторопливо пройтись по земляному валу, хорошенько рассмотреть аккуратные старинные домики с резными наличниками, колоритные церквушки, прокатиться на лодочке по реке, заглянуть еще в монастырь и обязательно в музеи утюга и ботика Петра первого. Новый экскурсионный план считай, составлен, осталось только когда-нибудь вернуться. А теперь бегом спускаемся с земляного вала, пока автобус без меня не уехал.
Следующий пункт — Троице-Сергиева лавра.
Здесь у нас состоялась экскурсия с местным годом по территории лавры. На сайте много рассказов о ней, поэтому выложу только альбом. А писать те же факты, пожалуй, не буду. К тому же, многие посчитают мои слова кощунством, но, увы, Троице-Сергиева лавра не произвела на меня большого впечатления. Причина — совокупность факторов. Времени нам было на осмотр объекта отпущено очень много (столько, что уже все это великолепие надоесть успело), местный экскурсовод попался с дефектом речи (мое мнение, что подобные проблемы — это вообще в данном случае профнепригодность), толпы китайцев, паломников и других туристов, вся эта суета повлияла на восприятие места. Единственный момент, когда в моем сердце что-то дрогнуло — это внутри Троицкого собора. Здесь хранится главная святыня монастыря, предмет поклонения православных паломников со всей страны — чудотворные мощи преподобного Сергия. Фрески и энергетика этого места поражают, хотя фрески не подлинные, а всего лишь поздние копии. Белокаменный храм с золотыми куполами был расписан Андреем Рублевым, но, увы, подлинники фресок не сохранились. Посетить крупнейший монастырь России однозначно стоит. Территория его ухожена и красива. Но вот, свободного времени на осмотр нам дали вагон. Успели сделать всё: и попробовать хваленные экскурсоводом пирожки (не произвели никакого на нас впечатления, ели вкуснее), набрали святой воды, обошли территорию лавры не на один раз, и сфотографировали все цветы на ее территории и вместе и каждый в отдельности. Этих фотографий хватило бы на целый альбом.
Вроде как уже и здесь делать нечего и уйти далеко нельзя, т. к. времени, чтобы вернуться назад не хватит, а главное это время могли бы с большим удовольствием и пользой провести в Переславле-Залеском. Нормально пообедать, возможно, даже попробовать местную рыбку — ряпушку. Ну что тут скажешь, это издержки организованного туризма.
В Троице-Сергиевой лавре наша экскурсионная программа по Золотому кольцу закончилась, а путешествие нет. Впереди нас ждали прогулки по Перми, замечательный этнографический музей в деревне Хохловка и старинный уральский городок Кунгур.
P. S. И хоть я в своих рассказах про Золотое кольцо много ругалась. Тем не менее, мне тур понравился. Особенно, если учесть стоимость всей программы чуть больше 12 тысяч с учетом переездов, ночевок, завтраков и обедов. Считаю, что это очень дешево. При самостоятельной поездке вышло бы все гораздо дороже. К тому же, отдам должное нашему экскурсоводу — она прекрасный рассказчик. Было очень интересно ее слушать. Чтобы столько информации узнать мне бы пришлось готовиться к поездке очень долго. Не бывает так, чтобы все гладко было, даже в самостоятельных путешествиях. Поэтому будем расценивать эту поездку — как разведку боем. И когда-нибудь вернемся уже с более детальным осмотром. Тем более что мы уже знаем чего хотим.
Другие рассказы про наше путешествие:
Галопом по Золотому кольцу. Владимир
Галопом по Золотому кольцу. Суздаль
Галопом по Золотому кольцу. Иваново
Галопом по Золотоу кольцу. Кострома
Галопом по Золотому кольцу. Ярославль
10 вещей, которые необходио сделать в Перми
Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера
Путешествие в мир прошлого (об архитектурно-этнографическом музее «Хохловка»)
Дом, в котором живут куклы (Пермская галерея авторской куклы)
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм