Близился очередной отпуск. Я металась в сомнениях, куда бы поехать. Заграницу как-то не хотелось. Уже третий год летом выбираем экскурсионный отдых на родине. Рассматриваемые варианты: Абхазия, Алтай или Золотое кольцо. Самостоятельно или тур. С помощью простой математики было решено — автобусный тур по Золотому кольцу с выездом из Перми. Путешествие выходило бюджетное, не напряжное, а главное информативное и очень интересное. С дорогой, завтраками, обедами, экскурсиями и ночевкой в гостиницах всего 12 500 на человека. И раз уж тур из Перми, то решено было совместить с посещением Кунгура и этнографического музея «Хохловка», что находятся рядом и куда я уже несколько лет хотела съездить.
Отплатили тур, купили билеты на поезд до Перми, а обратно из Кунгура, забронировали отель «Парус». Небольшой уютный отель расположен в центре Перми недалеко от академического театра (Сцены Молот — одного из проектов культурной революции), рядом с местом посадки в автобус. В 2016 году мы уже брали автобусный тур из этого города в Карелию и бронировали эту же гостиницу. Приветливые и отзывчивые администраторы, наличие завтраков, хорошее расположение, что еще нужно туристу?
В Пермь приехали за сутки до отправки автобуса. О том, чем заняться в Перми я уже писала здесь.
На следующее утро отправились по маршруту Пермь-Воткинск-Ижевск-Казань-Чебоксары-Владимир, по пути забирая других членов экскурсионной группы. Пейзаж за окном постоянно менялся, дорога не утомляла. Следующим утром уже были во Владимире.
Сразу по приезду в первый пункт экскурсионного маршрута мы ощутили на себе минусы организованных туров. А минус в том, что есть определенная программа, от которой ни отступают не на шаг. Наш автобус ранним туманным утром промчал (именно промчал!) по трассе мимо храма Покрова на Нерли и Свято-Богородского женского монастыря, так как их не было в нашей экскурсионной программе, и привез нас на стоянку возле гипермаркета Глобус. Где мы два часа ждали экскурсовода. Куда мы так торопились? При этом никто не знал и не говорил, сколько это ожидание продлиться. За это время все туристы послонялись по гипермаркету, я попыталась там купить алкогольный сувенир местного ликеро-водочного завода с эпичным названием «Глухариная заря», совсем забыв про то который час и российские законы. Как вы уже догадались, фокус не удался. Кто-то разминался на стоянке возле автобуса, где были припаркованы автомобили немногочисленных покупателей.
А все могло бы быть по-другому. И эти два часа можно было провести с большим удовольствием. Фото, конечно же, из интернета.
А было вот так. Стоянка, символ ЧМ и сонная я.
В 7 часов появился наш экскурсовод. Сразу дала команду ехать, несмотря на то, что мы кричали, что нет одной девушки рядом с нами, и что никто не предупреждал до которого часа продлиться наше ожидание. Эта ситуация нас возмутила. Мама отправилась искать девушку в гипермаркет, а я держать автобус, чтоб не уехал. Вся эта история закончилась хорошо. Так мы познакомились с Наташей из Казани, которая путешествовала одна.
Далее вся программа тура проходила замечательно, но подобные заминки, когда нам приходилось ждать экскурсовода, иногда возникали. Наша группа была небольшая, полный автобус на эти даты туроператору набрать не удалось. И это большой плюс, для нас конечно, не для туроператора. Меньше времени тратиться на сборы группы.
После вкусного завтрака в кафе Владимира началась наша экскурсионная программа с интерактивной экскурсии: «Кузница-музей Бородиных».
Нас встретил вот такой удалой кузнец,
который рассказал об увлекательном мире кузнечного дела Древней Руси, инструментах, особенностях этого древнего ремесла и провел мастер-класс, выковав гвоздь.
В кузнице представлена галерея кованых произведений искусства и старинных кованых экспонатов. Как они сделаны и в каких выставках участвовали, обо всем этом рассказывают на этой увлекательной экскурсии. А я не буду все пересказывать и отнимать хлеб у этой замечательной кузницы. Просто предлагаю посмотреть вам фотографии изделий талантливых мастеров и при малейшей возможности заглянуть к ним в гости. с кузницей находится здание старой аптеки и Георгиевской церкви.
От церкви начинается пешеходная улица, так же как и церковь называется Георгиевской. Здесь находятся различные арт-объекты и замечательная обзорная площадка, с которой открывается красивый вид на Успенский собор.
После экскурсии в кузнице, мы с пешеходной георгиевской улицы повернули на Большую Московскую
в сторону Успенского собора, т. к. у нас стартовала обзорная экскурсия по Владимиру, в ходе которой мы должны были посетить памятники архитектуры, сохранившиеся с XII века.
И вот здесь на Соборной площади нам опять пришлось ждать экскурсовода, который должен был проводить нам эту экскурсию. Радует то, что на этот раз ожидание длилось гораздо меньше времени.
Ну, а пока мы ждем экскурсовода, расскажу о том, что увидели на площади.
Площадь названа по Успенскому и Дмитриевскому соборам — Соборной и является исторически сложившимся центром Владимира. Всемирно известные соборы XII века — Успенский (1158–1160) и Дмитриевский (1194–1197), возвышающиеся на высоком холме над Клязьмой, во многом определяют силуэт города. Облик площади формируют и древние здания Большой Московской улицы — бывшие губернские Присутственные места («Палаты»), здание городской Думы, Дом офицеров, здание мужской гимназии, городской банк.
Красивое здание в стиле русского ампира — Дворянское собрание. В 19 веке это был общественный культурный центр города с собраниями, приемами и балами. Оно было перестроено в 1826 году из здания купца Петровского. В 1834 году в здании была открыта первая в городе публичная библиотека, закрывшаяся в 1855 из-за недостатка средств. Как всегда на культуру средств не хватает. Спустя века ситуация не сильно изменилась. Здесь выступали такие известные личности, как А. Г. Рубинштейн и В.Маяковский. В годы Великой Отечественной войны в здании размещался эвакогоспиталь № 1888. Сейчас в здании находится Дом офицеров гарнизона.
Здание из красного кирпича на противоположной стороне улицы — здание Городской думы построено в 1907 году в самом центре города на Соборной площади на средства владимирского купечества. Архитектор Я. Г. Ревякин. Городская Дума представляет собой 2-этажное здание под металлической четырехскатной кровлей. Центральный фасад с двух сторон завершается двумя небольшими шатрами. Фасады декорированы элементами, характерными для древнерусской архитектуры. Постройку украшает килевидная арка под балконом на уровне 2-го этажа. Сейчас это Дом дружбы, где проходят приемы делегаций и особо пышные церемонии. Напротив здание новодел, но выполнено в том, же стиле и поэтому очень удачно вписывается в архитектурный облик Большой Московской улицы.
На Соборной площади расположено несколько памятников.
Перед зданием банка, в небольшом сквере, 5 апреля 1925 года был открыт памятник В. И. Ленину (скульптор А. Л. Котихин). Интересно, что скульптура была поставлена на постаменте бывшего монумента царю Александру II, который установили здесь к 300-летию дома Романовых на средства горожан. Этот вариант памятника Ленину простоял лишь 25 лет — ночью 21 июля 1950 года он был заменён на другой — работы скульптора Николая Ивановича Шильникова. А все потому, что Ленин стоял с вытянутой вперед рукой, показывая на Успенский собор. Разница между скульптурами состояла лишь в том, что фигура с простёртой вперёд правой рукой Ленина была заменена на фигуру с рукой, опущенной вниз.
Прямо напротив памятника вождю пролетариата «сидит» Андрей Рублев и рисует. Владимирцы люди с чувством юмора, говорят, что Андрей Рублев рисует Ленина.
А этот памятник в народе получил название «Три дурака» («Три лентяя»).
Монумент расположен в центре площади и был открыт в 1958 году в честь 850-летия Владимира (скульптор Даниил Борисович Рябичев). Тогда была общепринята версия об основании города в 1108 году князем Владимиром Мономахом. Монумент представляет собой усечённую трёхгранную белокаменную пирамиду с вогнутыми внутрь сторонами, где помещены сидящие бронзовые фигуры современного рабочего, древнего воина и зодчего. По замыслу авторов, фигуры олицетворяют прошлое и настоящее города, а высеченные над ними рельефы иллюстрируют важные страницы истории Владимира. Фигура воина обращена в сторону оборонительных Золотых ворот,
зодчего — к Успенскому собору,
рабочего — в восточный промышленный район города.
Уже с экскурсоводом мы продолжили свой путь через сквер к Успенскому собору.
И первым делом попали на смотровую площадку, с которой открывается замечательный вид с одной стороны на Георгиевскую улицу, а с другой на реку Клязьму и заречные дали. Здесь же установлен в 2017 году памятник князю Владимиру и святителю Федору.
Успенский собор — это главный собор и главная святыня Владимиро-Суздальской Руси. Собор был основан еще в 1158 году сыном Юрия Долгорукого Андреем Боголюбским. Это один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески знаменитого иконописца Андрея Рублева. К сожалению, которые увидеть не удалось, т. к. у нас был запланирован визуальный осмотр собора. Да и собор для экскурсий открывают редко. И в настоящем времени идет речь о его передачи РПЦ. А значит, что этот храм станет действующим, и в нем будут проходить богослужения. Этот факт приводит музейщиков в ужас, и они задаются вопросом, как сохраняться фрески.
Это чуть ли не единственный храм, сохранившийся со времен домонгольной Руси. Успенский собор горел неоднократно как снаружи, так и внутри. С ним связана трагическая история гибели семьи одного из владимирских князей — Юрия, которые сгорели заживо во время нашествия татар.
По словам экскурсовода, иконостас, находящийся в соборе по стилю относиться к барокко. До реконструкции 18 века здесь был иконостас, расписанный Андреем Рублевым. В это время Владимир уже давно не был столицей Северо-Восточной Руси. Исторически, до возвышения Москвы, собор был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. В 18 веке он находился в плачевном состоянии и требовал реставрации и когда Екатерина Вторая, которая, как мы знаем, любила ездить с визитами по провинции, приехала во Владимир, ей пожаловали церковнослужители, и она выделила средства на восстановление, которые были потрачены на новый иконостас. Старый иконостас разобрали на доски и продали шуйским крестьянам. Некоторые из этих досок потом нашли и теперь они хранятся в Русском музее (там в 2016 году я имела счастье их видеть) и Третьяковской галерее.
На протяжении XVIII–XIX веков претерпел серьёзные изменения и внешний облик собора: были растёсаны окна, сооружены контрфорсы, установлена четырёхскатная кровля. Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня — четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золочёным шпилем. В 1862 году по проекту архитектора Николая Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен придел во имя великомученика Георгия Победоносца, который с севера слился с нижним ярусом колокольни.
В конце XIX века была проведена первая научная реставрация собора. В 1882–1884 годах проводились внутренние работы, в ходе которых, в частности, были открыты фрески Рублёва; в 1886–1891 годах собор отреставрировали снаружи: были убраны контрфорсы, восстановлены растёсанные окна и позакомарное покрытие, луковичные главки были заменены равноценными шлемовидными.
В XX веке собор несколько раз реставрировался. Самая крупная и продолжительная реставрация была проведена в конце 1970-х — начале 1980-х: был очищен и покрыт специальным составом белый камень, позолочены купола. Внутри собора укрепили красочный слой фресок, отрегулировали температурно-влажностный режим.
Успенский собор занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов.
Полюбовавшись собором, мы проходим мимо здания Присутственных мест, построенного в 1785—1790 гг. по проекту архитектора Бланка в строгом классическом стиле.
Так как совсем недавно прошел Чемпионат мира, в связи с этим событием вдоль здания была размещена интересная фотовыставка о футболе во Владимире в первой половине 20 века.
Дмитриевский собор мы осмотрели, так же как и Успенский, только снаружи. Собор не действующий, внутри устроен музей, куда можно зайти и посмотреть фрески, выполненные византийскими мастерами. Это потрясающий шедевр архитектуры XII века. Мне он понравился даже больше, чем Успенский. Хоть он и небольшой, но одни только стены этого храма можно рассматривать бесконечно долго — здесь изображены сцены из греческой, римской, русской мифологии, а также святые, герои легенд и сказаний, необычные животные и растения и многое-многое другое. Все это представляет собой реальный и выдуманный мир в миниатюре. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями).
С Дмитриевским собором связана одна традиция местных молодоженов. Считается, что если в день свадьбы приехать и постучаться в западные ворота собора, то будет благословение от Дмитрия Солунского покровителя Всеволода Большое гнездо, во времена княжения которого был построен собор.
Специально для молодоженов здесь висит такое объявление.
Недалеко от собора находится здание из красного кирпича с вставленными красивыми изразцами — это исторический музей.
Но мы туда не пошли, т. к. у нас в программе было посещения музея "Старый Владимир" музей, который находится в здании водонапорной башни.
Башня была построена в 1868 году, а в 1970-х годах уже была перестроена в музей, который показывает жизнь города Владимир с XIX века. Особая атмосфера музея создает ощущение, что мы переместились во времени и оказались на несколько столетий назад. Здесь показана жизнь и быт владимирцев в 19- начале 20 веков. Очень много исторических фотографий, старой рекламы, но больше любопытства вызвали объявления в старой местной газете в разделе «Знакомства».
На самом верху водонапорной башни есть обзорная площадка.
Рядом с музеем находятся оборонительные валы, музей хрусталя и лаковой миниатюры, расположенный в Троицкой старообрядческой церкви
и шедевр древнерусской архитектуры — Золотые Ворота. Памятник, построенный в 1164 году, в данный момент также внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. По результатам исследований русских историков, Ворота не имеют аналогов в России и Западной Европе. Дело в том, что башенные сооружения использовали только для обороны, а Владимирские Золотые Ворота помимо этого предназначались еще и как триумфальные, и служили парадным въездом в город. Здесь обычно экскурсоводы рассказывают легенду про приезд Екатерины Второй. Когда она проезжала через Золотые Ворота ее карета застряла. А далее последовал указ — валы срыть, ворота расширить. Но это еще не все — Золотые Ворота представляют собой религиозный объект — в них находится Ризположенская церковь. Куда нас опять-таки не повели, а повезли в следующий пункт нашей программы — Суздаль, Но об этом в другом рассказе.