Самый высокий маяк на Ладожском озере — Стороженский, его высота 71 метр. Об этом интересном факте мы узнали еще в прошлом году, когда ездили в Шлиссельбург и на Осиновецкий маяк. Последний оказался на 1 метр ниже Стороженского! Так что цель для следующего путешествия по Ленинградской области у нас определилась еще тогда, вот только надо было придумать, с чем еще можно объединить поездку к маяку. А тут как раз собрались в Тихвин!
Дорога от Тихвина до маяка идет через город со смешным названием Сясьстрой:) Поскольку ехать мы решили короткой дорогой, свернув у Колчаново, к городу подъехали не по Мурманскому шоссе, а со стороны промзон. Несколько километров ехали вдоль огромных заводских корпусов. Что бы это могло быть? И тут я вспомнил засевшее когда-то давно в голове название — Сясьский ЦБК. Это именно он и был.
Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат был заложен на этом месте в 1926 году, и уже в 1928 году дал первую продукцию. Первые бумагоделательные машины были закуплены в Германии. На момент пуска комбинат стал крупнейшим предприятием бумажной промышленности в СССР и одним из крупнейших в Европе.
И хотя заводские корпуса на данный момент имеют довольно-таки заброшенный вид, предприятие, тем не менее, вполне успешно работает. Сейчас его специализация — производство туалетной бумаги. Теперь мы уже не можем себе представить нашу жизнь без этого предмета первой необходимости, но так было не всегда.
Смотрите, что пишут в Википедии —
19 марта 1969 года на Сясьском ЦБК был выработан первый рулон туалетной бумаги в СССР. Сначала новая продукция натолкнулась на нулевой спрос — простой гражданин СССР не знал, для чего нужны рулоны бумаги, и не покупал её. Вскоре, после организованной через киножурналы в кинотеатрах (перед показом фильма) рекламной кампании и добровольно-принудительного распространения её среди работников на крупных заводах, туалетная бумага стала дефицитным товаром.
Неужели и правда до 1969 года в СССР не было туалетной бумаги? Я вот застал только период, когда она уже «стала дефицитным товаром» — в те дни, когда в советских городах «выбрасывали» туалетную бумагу, все шли по улицам, перепоясанные рулонами, как революционные матросы — пулеметными лентами:)
А ЦБК связывает с городом пешеходный мост через речку Валгомку. Видимо, именно по этому мосту весь город ходил на работу. А рядом целый район застроен довоенными еще деревянными домами.
Пока мы ходили и снимали один из домов, откуда-то вдруг появились бабушка с девочкой. Увидев эстонский номер, девочка сказала, обращаясь к бабушке —
— Ой, смотри, а это какие-то нерусские приехали и фотографируют:)
Пришлось успокоить местных жителей, вступив с ними в беседу. Бабушка рассказала, что живет здесь давно и даже помнит, как строили комбинат.
Вообще мне очень хотелось заснять указатель с названием города, да было лень останавливаться. А тут, уже когда ехали по современному центру, вдруг увидели вот такой знак. Ну, мимо такого креатива я уже проехать никак не мог:)
А дальше была дорога до Стороженского маяка. Доехать до него не так просто — надо знать, где правильно свернуть с Мурманского шоссе. Навигатор Maps. Me отправил нас сначала по жуткого вида грунтовке через лес. Поначалу дорога была еще ничего, но потом пошла такая, что по ней только разве на танке, так что пришлось разворачиваться.
Явно там должна была быть другая дорога, и как только я ее сразу на карте не увидел! Доезжаете до села Паша, что у моста через одноименную речку, и сворачиваете налево. Отличный асфальт!
В деревне Надкопанье, у моста через речку Косопашу, возвышается церковь Рождества Христова
Церковь отреставрированая и ухоженная, с высокой колокольней
Вокруг церкви кладбище. Некоторым памятникам больше 150 лет.
А мы едем дальше, в сторону деревни Загубье. Здесь дорога по понтонному мосту пересекает еще одну водную преграду. Когда мы ехали, я думал, что это очередная речка. Но потом глянул на карту, а это оказался Новоладожский, он же Ново-Сясьский канал. Помните нашу прошлогоднюю поездку в Шлиссельбург? Идущие параллельно два канала, старый и новый, продолжаются от Невы и Шлиссельбурга вплоть до их впадения в Свирь, по пути также пересекая устья Волхова и Сяси.
А дальше за понтоном еще немного, и асфальт кончается. Последние 12 км — грунтовка через лес, достаточно хорошего качества.
Конечная точка — деревня Сторожно на берегу Ладожского озера. Довольно большая, надо сказать.
На окраине деревни располагается Киприано-Стороженский монастырь. Нашел в сети, что назван он так был по имени его основателя, бывшего разбойника Киприяна, который раскаялся и решил посвятить себя служению Богу.
Церковь здесь явно старинная, вокруг при этом кипит работа, возводятся монастырские постройки
Мы же залезли вон на ту лесенку, ведущую на второй этаж церкви и засняли вид на Ладожское озеро.
А теперь основная цель сегодняшней поездки — Стороженский маяк. Построен он был еще до революции, в 1911 году, и стал уже четвертым маяком, возведенным на этом месте. Его высота — 71 метр, утверждается, что это второй по высоте маяк во всей России (на первом месте — маяк Лесной Мол в порту Санкт-Петербурга).
Наверх ведет винтовая лестница с 399 ступенями. Да, было бы интересно забраться туда и пофотографировать сверху, но увы, для посторонней публики маяк закрыт. Охраняет его строгий смотритель, пресекающий все попытки туристов подобраться поближе:)
Оставляем машину на стоянке у маяка и дальше к Стороженскому мысу идем пешком. Отсюда маяк тоже виден.
У выхода на мыс встретили интересную компанию. Трое молодых людей и одна девушка прилетели сюда на легком вертолете — американском Robinson R44. Мы поздоровались с ними, попросили разрешения сфотографировать их летательный аппарат. Они рассказали, что это у них хобби такое — летать на вертолете. Вертолет в частном владении, регистрируют, где надо, план полета и летают, сказали, что вроде никаких сложностей нет. Ну если конечно не залетать в запретные военные зоны, коих в Ленобласти немало:)
Кстати, эти же ребята рассказали, что они попытались проникнуть на маяк, но были облаяны сначала смотрителем, а потом и его собакой:)
Нафотографировавшись у озера, компания погрузилась в вертолет и улетела. Я этот момент записал на видео. Было интересно посмотреть, как R44 взлетает.
Стороженский мыс — довольно известная среди самостоятельных путешественников достопримечательность. Мы здесь были не одни, по берегу ходило еще несколько компаний.
Фото со Стороженским маяком на закате ❤️
В завершение рассказа Михаэль передает всем привет, он тоже доехал с нами до маяка и сделал здесь селфи:)
А на этом еще одно наше замечательное путешествие завершилось. Не забудьте заглянуть и в первую часть рассказа, если еще не видели —
Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин
Также вставлю ссылки и на наши другие путешествия по Ленинградской области —
Шлиссельбург и крепость Орешек
Наша Ленобласть. От Волхова до Свири
Кронштадт — от рассвета до заката
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия