Наше путешествие по Скандинавии, которое я назвал «Скандинавская Сказка», началось в датской столице Копенгаген. Нам показался интересным не только город, но и вся страна, история которой связана со старыми королевскими династиями, оставивших о себе память в виде великолепных дворцов. Ознакомившись с основными достопримечательностями Копенгагена и проехав из него почти 600 км до датской столицы Осло, на ночлег остановились в пригородном отеле Quality Hotel Entry, 3* — одном из обширной сети довольно комфортабельных отелей по всему миру.
Утром после завтрака вырулили к центру Осло, чтобы ознакомиться с его основными достопримечательностями. Что можно успеть посмотреть в норвежской столице за один день? На первый план мы выдвинули посещение центра города с его самым знАковым объектом — Оперным театром.
Оперный театр
У него оригинальная и очень современная модерновая архитектура, совершенно не вяжущаяся с таковою у аналогичных театров постройки конца 19 века в Вене, Милане, Одессе или Киеве. Таких оперных театров, стоящих на берегу морскоих заливов лично я видел всего в трех местах — Сиднее, Копенгагене и вот сейчас — в Осло. Наверно, в этом что-то есть — оперная ария, уходящая в просторы морского залива…
Это сооружение, несмотря на то, что театр открылся только в 2008 году, быстро возглавило список достопримечательностей города и вызвало интерес у миллионов туристов своей удивительной архитектурой и, конечно, грандиозными постановками. В день его открытия его посетили королевские семьи Дании и Норвегии. Увы, в тот день, когда мы там были, афиша театра пустовала и можно было только прогуляться по ее наклонной крыше.
Это ультрасовременное здание построено на небольшом полуострове в бухте Бьорвикц и, глядя на белоснежный айсберг, который плавает невдалеке, создавается визуальное впечатление, что вот-вот он прибьётся к берегу и, ударившись о камни, оглушительно разушится…
Собственно, если присмотреться, то и само здание оперы выполнено в виде айсберга, который уже прибило к берегу. Его крыша собрана, словно мозаика, из плит белого мрамора и спускается до земли. А отражающие синим зеркальным блеском его огромные окна, только усиливают это впечатление от сравнения с айсбергом.
Здание имеет наклонную крышу и она создана специально для прогулок по ней. Поднявшись, можно полюбоваться норвежской столицей в непривычном ракурсе. А можно просто обойти вокруг и остановиться у бронзового памятника норвежской певице Kristen Flagstad (1895–1962), обладавшей уникальным голосом драматического сопрано. В сове время она была признана одной из величайших исполнительниц партий в музыкальных драмах Вагнера. Её голос отличался силой, гибкостью, тембровой насыщенностью и, одновременно — лиризмом.
В 30-е годы она блистала на оперных сценах ведущих театров мира в Соединенных Штатах, Англии, Германии, но после второй Мировой из-за связей мужа с фашистсвовавшим тогда в Норвегии режимом Видкуна Квислинга, была предана на долгое время забвению…
Энерго-инженерная часть театра выполнена так, что большая часть его электроснабжения осуществляется от установленных на фасаде солнечных батарей, которые способны производить ежегодно около 20 тысяч кВ/часов электроэнергии. И это — в туманной и дождливой Норвегии!
Помимо наличия билета на спектакль, внутрь театра можно попасть с экскурсией, которая проходит ежедневно в 13–00, а в пятницу — в 12–00. Гиды работают на английском языке. Билет стоит 100 норвежских крон (ок. 10 евро). Без экскурсии можно свободно зайти с 10-ти утра только в фойе театра.
После театра направляемся в деловой и исторический центр Осло — к Ратушной Площади.
Ратушная площадь
Ратушная площадь (или площадь Мэрии города) является как бы официальным центром Осло. Со стороны здания Ратуши она выходит на залив, заполненный многочисленными яхтами, а за Ратушей находятся шикарные отели типа Бристоль, Дом-Музей великого драматурга Хенрика Ибсена (кто не знает его «Пер Гюнта»?), Норвежский национальный театр и многие другие.
Из интересных зданий слева от Ратуши можно отметить Нобелевский Центр Мира. У него очень интересное расположение — оно стоит вполоборота к Ратушной площади с видом на гавань. Оказывается, раньше это здание с 1872 года использовалось как железнодорожный вокзал, а в 2005 году, в связи со 100-летием независимости Норвегии, вокзал был перенесен в другое место, а его здании был размещен Нобелевский Центр Мира — место где ежегодно 10 декабря вручают эти Премии.
По парку перед Ратушей приятно прогуляться — здесь есть фонтаная группа со спокойной скульптурной тематикой типа «Мать и Дитя». В них нет той динамики борьбы за существование, которую мы увидим позднее в Парке Вигеланда.
В этом районе можно спокойно бродить очень долго — кругом много кафе, ресторанов и небольших уголков, в которых приятно посидеть на скамейке перед красивыми цветочными клумбами.
Так же как в Амстердаме или Копенгагене, на улицах Осло можно свободно подобрать якобы «бесхозный " электросамокат и, прокатившись и рассчитавшись с ним банковской карточкой, оставить его в любом месте города. Специальный службы сервиса найдут его и сделают ночью подзарядку.
Как и в любом другом европейском городе, на улицах Осло много людей, которые подрабатывают своим талантом. Кто музыкой, кто — рисунками, а кто — вот такими фокусами. Но — никто из них нагло не пристает — типа: сделал фотку — обязательно заплати. Но обычно дать несколько крон таким талантам — не проблема, а награда. И, прежде всего, для самого себя…
Как известно — скандинавы большие мастера по изделиям из дерева. Кто не знает магазин Икеа, в котором можно приобрести фантастический выбор деревянных поделок для дома? Не отстали они с таким решением и для улиц Осло. В нескольких местах мы видели очень удобные уголки, сделанные из дерева, на которых можно было и полежать, и посидеть. Попробовал и я — полный релакс! Особенно, когда светит теплое июльское норвежское солнышко. Но, думаю, что и зимними днями они тоже не пустуют…
Итак, познакомившись с основными достопримечательностями центральной части города, направляемся на его периферию. Там, на полуострове Бюгде мы познакомимся с тремя музеями, без которых немыслима норвежская история, испокон веков связанная с мореплаваниями — корабельными музеями Викингов, исследованиями Северного и Южного полюсов на корабле «Фрам» и океанских приключений на тростниковых и бальсовых плотах — «Кон-Тики».
Карта дневного маршрута по самым интересным местам Осло
Музей Викингов
Территория этого музея выходит на залив Dronningen и на его берегу стоит эдакий символ одного из языческих Богов древних викингов. В те давние времена скандинавы представляли себе богов по идеализированному образу людей. Боги представлялись более могущественными и совершенными, чем обыкновенные люди, но отнюдь не всемогущими и бессмертными или лишенными человеческих страстей и страданий. И часто их образы выглядели вот как-то так — сильными и крепкими.
Вход в этот музей стоит 9 евро. Он был основан еще в 1913 году в качестве хранилища для трех ладей, поднятых с морских глубин во время раскопок. По свидетельству экспертов, возраст кораблей насчитывал более тысячи лет. Многие историки и археологи считают, что уже в те давние времена корабли этой модели могли доплывать до берегов Северной Америки.
Раскопки корабля викингов. Фото начала 20 века
В музее выставлены три судна викингов, найденные при раскопках трех курганов на побережье фиорда Осло. Наибольшее впечатление производит «Осеберг» (названному так по месту его нахождения) времени постройки 9-ого века. Длина самого длинного судна — 24 метра, а ширина около пяти метров. Сооружение подобных судов требовало большого плотницкого мастерства. Корабли также украшены резным орнаментом и головами драконов.
Наличие таких судов давало викингам возможность главенствовать на морях. Иными словами, викинги — это была профессия. По красивому — пираты, а если проще, то — грабители. Одни продавали товар купцам, а другие затем их грабили.
Эти суда были построены в девятом веке и предназначались для разных целей — одни для плаваний в дальние края, другие осуществляли «путешествия» в царство мертвых их скончавшихся богатых владельцев. На борту одного из таких суден оказались подготовленные для загробной жизни предметы, которые использовались в обычной жизни — сани, кровати, повозки, сбруи, игральные доски и кости и пр. Были среди них и скелеты животных.
Так, например, на корабле из Осеберга была захоронена женщина знатного происхождения со своей служанкой. А корабль, найденный в Гокстаде, стал последним пристанищем для вождя викингов. Оба корабля были отреставрированы.
Обычаи тех времен были суровыми и жестокими — в одной из саг повествуется о том, как при погребении вождя выбиралась девушка, которую сначала «любили» все, кто хотел, потом ее спаивали алкоголем и укладывали на костёр вместе с умершим. А потом вместе и сжигали…
Музей корабля «Фрам»
Этот музей, вход в который стоит 11 евро, посвящен одному единственному кораблю под названием «Фрам» («Вперед»). На нем были совершены три удивительных и уникальных плавания — два к разным полюсам Земли и одно через два океана.
Это судно было построено в 1892 году по заказу норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена (1861–1930) специально для нужд полярных исследований и его борта были сделаны так, что при сжатии корпуса льдами, деревянные конструкции судна не ломались, а как бы смещались немного по отношению друг к другу и при этом оставались целыми.
После его постройки экспедиция под руководством Нансена бороздила на нем в период с 1893 по 1896 годы северные моря в арктических широтах и старалась достичь Северного полюса. Несмотря на проведенные две зимовки во льдах океана, Полюса достигнуть им не удалось. Этот корабль совершил плавание еще и к Южному полюсу нашей земли.
Вот для такого героического корабля в 1936 году и было специально построено здание музея, в которое и его и поместили. Экспозиция музея, кроме самого корабля, включает в себя и довольно большую выставку научного оборудования для полярных экспедиций.
Напротив Музея «Фрам» находится другой, не менее интересный музей — «Кон-Тики», тоже повествующий о приключениях норвежцев — но уже в теплых морях и океанах.
Музей Кон-Тики
Этот музей был организован Туром Хейердалом в 1949 году после победного возвращения бальсового плота «Кон-Тики» на родину. Вход в этот музей, посвящённый жизни и деятельности этого выдающегося норвежского мореплавателя нашей современности, тоже стоит 11 евро. Он был открыт 15 мая 1950 года и его главным экспонатом является плот «Кон-Тики», на котором Тур Хейердал в 1947 году пересёк Тихий океан и доказал, что такие плавания могли совершать жители Полинезии.
Кто у нас не знает Тура Хейердала, неспокойный характер которого привел к многочисленным открытиям и впечатляющим экспедициям? Телевизионные передачи «Клуба кинопутешествий» советских времен, которые вел Юрий Сенкевич, очень часто освещали и этого человека, и дело, которому он посвятил всю свою жизнь. Почему? Да потому, что сам телеведущий Сенкевич был участником одной из таких норвежских экспедиций. А нам, простым советским невыездным, оставалось только радоваться этим передачам, которые с завидной регулярностью выходили каждое воскресенье в 10 утра…
А чего только стоит исследование Хейердалом острова Пасхи?! Это было одно из его самых известных исследований, которое оказало серьёзное влияние на всю его жизнь. Он высказал предположение, с которым все согласились, что тихоокеанские острова были заселены из современного Перу. Первые участники этих плаваний добрались до острова Пасхи на подобного рода плотах и создали здесь впоследствии так называемую рапануйскую цивилизацию. И самым зримым памятником этой цивилизации как раз и стали знаменитые статуи острова Пасхи.
В этой части музея есть интересная экспозиция — 30-метровая выставка пещер. Она построена по подобию пещер на острове Пасхи.
В соседнем зале находится его младший «собрат» — сделанная из папируса лодка «Ра-II», на которой Хейердал в 1970 году пересек Атлантику и достиг из Марокко территории Барбадоса. Успех экспедиции «Ра-II» был расценен многими как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия на американский континент.
Одним из участников этой интернациональной экспедиции был наш соотечественник военный врач Юрий Сенкевич. Говорят, что когда Тур Хейердал обратился к руководству СССР о предоставлении кандидатуры, одним из желающих высказался быть сам Никита Хрущев.
— А что вы умеете делать — спросил Хейердал?
— Варить борщ! — ответил Хрущев.
В результате выбрали Сенкевича. Он привез с собой громадный саквояж с разными медикаментами, но Хейердал почти все забраковал и оставил только материалы для самой первой медпомощи.
Подводная часть экспозиции музея изображает сцену из экспедиции на плоту «Кон-Тики», когда под плотом шныряли рыбы разнообразных видов, в том числе крупнейший представитель ихтиофауны — китовая акула.
Выехав с полуострова Бюгдей, направились к еще одной достопримечательности норвежской столицы, которую пропускать никак не стоит — к парку скульптур Густава Вигеланда.
Парк скульптур Густава Вигеланда
Этот парк находится в районе Фрогнер и он, наряду со скульптурами, был создан Густавом Вигеландом в период 1907 — 1942 г. Этот парк считается одним из самых известных мест в Норвегии. В нем содержится 227 скульптурных групп, отражающих всю гамму человеческих отношений.
Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий, таких как бег, борьба, танцы, любовь и т. д. Каждая из них передаёт определённый набор состояний человеческих отношений и часто — с глубоким философским подтекстом. Скульптором отражены эмоции всех периодов жизни человека — от младенчества до глубокой старости. И, чтобы еще больше подчеркнуть эмоции, автор создал все эти скульптуры обнаженными…
Все они выполнены из различных материалов — гранита, бронзы и даже кованого железа. Ландшафтный дизайн парка, площадь которого составляет 30 гектаров, также был спроектирован Вигеландом.
Каждая из представленных в парке композиций несет в себе определенные эмоции. В те времена были модны течения теории психоанализа Юнга и Фрейда и, чувствуется, что и Вигеланд не остался к ним равнодушным и старался проанализировать и подчеркнуть в своих работах человеческие эмоции, темперамент и взаимоотношения между различными поколениями людей. Эмоции у всех скульптур разные и видны налицо! Ведь они, по замыслу автора, должны показывать проявления человеческого темперамента в разных состояниях его жизни…
Этот парк Густав создавал на протяжении почти 35 лет своей жизни и первой парковой скульптурной композицией стал фонтан, вызвавший тогда у многих бурю эмоций и восторга.
В принципе, подобного рода скульптуры, отражающие силу, энергию и стремление к высотам жизни, были присущи в те годы и скульпторам других стран — и Германии, и Советского Союза. Например, таковыми для нацистской Германии были статуи «Десятиборец» и «Победительница», предназначенные для оформления олимпийского стадиона, а также «Меченосец» и «Факелоносец», созданные Арно Брекером. Для Советского Союза таковыми были «Рабочий и Колхозница» или «Девушка с веслом», выполненными соответственно Верой Мухиной и Иваном Шадром с Ромуальдом Иодко.
Компиляции «Девушек с веслом», помнится, стояли во всех парках культуры и отдыха советских городов и городочков. Первая такая «девушка», выставленная в Парке им. Горького в Москве, тоже по западному образцу была обнаженной.
Но у критиков-моралистов и специалистов-знатоков при виде ее возник законный вопрос — а зачем обнаженной девушке весло? После таких дискуссий было принято решение этот памятник убрать и всех других советских девушек с веслами одевать в длинные трусы и майку…
Ну, вот кажется, и все основные достопримечательности норвежской столицы и можно ехать дальше. Немалое удовольствие доставили и просто прогулки по чистым и свободным от стоящих на них машин, улицам. Где все они, так забивающие все наши улицы и проулки? Наверно, в паркингах или платных стоянках. Здесь с этим строго.
Проходя по улицам города, мы встречали много пожилых норвежцев, спокойно и с достоинством встретивших старость. У всех высокие пенсии и, говорят, что норвежское правительство ежегодно обеспечивает каждого пенсионера отдыхом в зимнее время в теплых краях…
Ну что ж! Эту самую счастливую старость на планете норвежцы сделали себе сами — своей успешной экономикой, мощными социальными программами, качественной медициной и, конечно, правильным распределение доходов от добычи не так давно найденной там нефти! Средняя пенсия норвежского старика-старушки составляет 250 тысяч крон в год ($1=9 крон). В пересчете на российские деньги — около 155 тысяч рублей в месяц. И это в холодной стране, вечно продуваемой ветрами и стоящей на широтах от Пскова до Мурманска…
Норвегия. Дорога к г. Берген
Выйдя из парка часов в пять вечера, «на ночь глядя» (темнеет в этих местах в начале июля около 11 вечера) отправляемся на север к отелю Storefjell 1001 Resort hotel 4*, который расположился на горном плато на высоте 1001 метр над уровнем моря. Переночевав, будем двигаться дальше в сторону побережья Северного моря к городу Берген. На пути нам встретятся интересный горнолыжный городок Geilo и два водопада — Вёрингфоссен (Voringfossen) и Стендалфоссен (Steinsdalsfossen).
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия