Ознакомившись в Копенгагене с его основными достопримечательностями и проехав из датской столицы до норвежской столицы Осло почти 600 км, на ночлег остановились в пригородном отеле Quality Hotel Entry, 3* — одном из обширной сети довольно комфортабельных отелей по всему миру. Утром после завтрака вырулили к центру города Осло. Погода стояла какая-то пасмурная. Но, как выяснилось после одного дня пребывания в Осло, столица Норвегии вовсе не так сера и однозначна, как это показалось сначала. И, если с утра погода еще только «раскачивалась», то ближе к обеду уже вовсю сияло солнце и было довольно тепло. В этот день город порадовал нас солнечным светом, заставлявшим расцветать красками даже самые прозаические его уголки.
Что можно успеть посмотреть в норвежской столице за один день? На первый план мы выдвинули посещение полуострова Бюгдёй — там можно увидеть три мировые морские достопримечательности — Музей корабля «Фрам», музей «Кон-Тики» и Музей Викингов. А список других музеев норвежской столицы можно посмотреть на сайте visitoslo.com.
Музей корабля «Фрам»
Этот музей, вход в который стоит 11 евро, посвящен одному единственному кораблю «Фрам» («Вперед»), на котором были совершены три удивительных и уникальных плавания — два к разным полюсам Земли и одно через два океана. Для такого героического корабля в 1936 году и было специально построено это здание музея, в которое и поместили этот корабль.
Как известно, еще на заре европейской цивилизации, именно скандинавы были теми отважными путешественниками, которые бороздили близлежащие моря и заселили Исландию и Гренландию. А чего только стоит Эрик Рыжий и его сын Лейф Эрикссон, открывшие Америку за 400 лет до испанского Колумба! Эти традиции старых мореплавателей, связанные с открытием новых земель, продолжались и в Средние века, и нашем последнем 20-м столетии.
Вот мы видим на входе в музей макет корабля «Фрам».
1
А войдя в большой зал, видим перед собой реальную деревянную парусно-моторную шхуну «Фрам», специально построенную для нужд полярных исследований и приспособленную, в частности, к длительному дрейфу в паковых льдах. Ее борта сделаны так, что при сжатии деревянные конструкции не ломались, а как бы смещались немного по отношению друг к другу и при этом оставались целыми.
1
1
Это судно было построено в 1892 году по заказу норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена (1861–1930). После его постройки экспедиция под его руководством бороздила на нем в период с 1893 по 1896 годы северные моря в арктических широтах и старалась достичь Северного полюса. Несмотря на проведенные две зимовки во льдах океана, Полюса достигнуть им не удалось.
Сам Нансен вместе со своим напарником Ялмаром Йохансеном, провизией и несколькими десятками собак пытались было достигнуть Полюса пешком, но и эта попытка тоже была обречена на неудачу.
На сам корабль «Фрам», имя которому дала его первая жена Ева, можно подняться и посмотреть в каких условиях жили участники экспедиции. При проектировании корабля конструкторам были предъявлены повышенные требования к уюту, так как люди здесь должны были находиться на протяжении весьма длительного времени.
В ходе трех больших экспедиций шхуна достигла широт 85° 57' с. ш. и 78° 41' ю. ш., дрейфовала в паковых льдах Центральной Арктики 1041 день от острова Котельный до Шпицбергена, два с половиной раза обогнула земной шар, пройдя более 54 000 морских миль (100 000 км).
Экспозиция музея, кроме самого корабля, включает в себя довольно большую выставку научного оборудования для полярных экспедиций.
1 из 3
В качестве экспонатов представлено и медицинское оборудование судового врача от скальпеля до самых необходимых медикаментов первой помощи при травмах или обморожениях.
На стендах мы видим также личные вещи участников экспедиций, предметы собачьих упряжек и многочисленные документы, фотографии, карты и судовые журналы. Была даже швейная машинка фирмы Зингер.
Были и образцы всякого плотницкого инструмента, который был необходим и для ремонта каких-то частей корабля, и для обустройства лагеря на льдинах.
Выставленная посуда была хорошего качества — внешне даже похожа на дельфский бело-голубой фарфор из Голландии. Но, скорее всего — это были расписанные металлические кружки и тарелки.
Освещение кают корабля осуществлялось с помощья переносных фонарей, топливом для которых служил керосин. Но в основном шхуна шла под парусами. «Фрам» постоянно перестраивался и модернизировался для нужд следующих экспедиций, в которых он участвовал: в 1897 году был возведён спардек (легкая защитная палуба на носу корабла) и увеличена высота надводного борта, в 1909 году паровая машина была заменена на дизельный двигатель.
Прожив свое детство и юношеские годы на Урале, я хорошо представляю себе что такое 30-40-градусный мороз, но все равно трудно понять как эти полярники жили и добивались своего в таких нечеловеческих условиях вечного холода. Мы-то ведь жили в теплых домах — пробежали, померзли и снова к печке. А каково было им, пережившим почти без отопления и нормальной теплой одежды эти две полярные зимы? Нансен писал в своих воспоминаниях, что когда они вдвоем шли на нартах к Полюсу, были нередки случаи, когда они проваливальсь под лед, чудом выкарабкивались на него и снова шли упрямо вперед…
И ведь тогда не было никаких современных теплых спальных мешков и соответствующей теплой одежды, способной сохранять тепло тела человека. Самый лучший и теплый тип одежды в те времены был из шерсти. Ну и, конечно — из меха. В основном — волчьего. Я представляю себе те долгие ночи, которые невыносимо долго тянулись многими неделями и месяцами странствий.
А качка! Кто-нибудь испытывал когда-нибудь ее на себе? Когда тебя выворачивает наизнанку. Ведь это суденышко совсем небольшое — это не многосотметровый и многоэтажный лайнер, который тоже порой хорошо качает. Как говорится — не приведи Господь!
А стоянки на льду, когда корабль вот-вот-треснет! Когда все перемещаются на льдину и разбивают там палаточный лагерь. И кто знает, что будет с полярниками? Думаю, все помнят историю с советским ледоколом «Челюскин», который так зажало льдами, что его металлический корпус треснул и он пошел ко дну, но все успели высадиться на льдину. И благо, что в то время уже летали самолеты и все тогда стали героями — и летчики, и их пассажиры, некоторые из которых даже имели малых детей…
3
Но самым главным врагом команды «Фрама» во время дрейфа в долгие полярные ночи стала скука, которая приводила к конфликтам людей, стиснутых в тесных жилых помещениях, а также постоянная депрессия Нансена: он очень тяжело переносил разлуку с молодой женой, только-только родившей долгожданного ребенка.
Главной опасностью зажатого во льдах корабля были торосы, которые могли всей массой обрушиться на палубу, с таким грузом в десятки тонн «Фрам» не смог бы подняться из ледового ложа (лёд вокруг судна имел толщину 9 м). К концу января экспедицию вынесло течениями на широту 83° 34′ с. ш. Тем самым был побит рекорд Грили 1882 года — 83° 24′ с. ш.
Следует сказать, что Нансен со своим напарником Йохансеном так и не смогли достичь Северного Полюса пешком и, перезимовав в смастеренной ими землянке на одном из полярных островов, вышли на Большую Землю. Но они установили рекорд, добравшись 6 апреля 1895 года до точки 86° 13.6' с. ш. — это было на тот момент абсолютным мировым рекордом. И, несмотря на то, что Нансен и Йохансон не достигли Северного Полюса, они стали настоящими героями и карьера Нансена после этого резко пошла в гору.
2
Вернувшись на Большую Землю, Фритьоф занялся наукой, политикой и международной помощью в 20-е годы. Очень большую работу он проводил в области помощи вынужденным переселенцам, очутившимся в других странах после Первой Мировой и помощи голодающим в молодой советской России.
В 1910 году на этом же судне к Южному полюсу (Третье плавание «Фрама») ходил уже другой исследователь — Руаль Амундсен. С его покорением Южного полюса была связана очень большая интрига — именно в это же время на Южный полюс собралась и английская экспедиция «Терра Нова» под руководством Роберта Фолкона Скотта.
Руаль Амундсен (1872 - 1928)
Просто удивительно — как в те времена люди определяли свое местоположение? Без программ MapsMe или Google Map! И это на громадном ледовом пространстве Антарктики без троп и дорог! Амундсен подошёл к определению географического положения с особой ответственностью. Он полагал, что его инструменты позволят определить местоположение с погрешностью около одной морской мили, поэтому он решил «окружать» полюс несколькими лыжными пробегами на удалении 10 миль от расчётной точки!
Наконец, после нескольких таких измерений, Амундсен 7 декабря 1911 года решил, что находится в истинной точке Южного полюса. В этом месте была оставлена шёлковая палатка — «Пульхейм» с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии.
И когда англичане через 33 дня тоже достигли Южного Полюса, они увидели эту палатку с запиской о том, что здесь уже побывали вездесущие норвежцы. Это был глубочайший удар по самолюбию англичан. Их покинули силы и вся их экспедиция погибла на обратном пути не дойдя до берега с поджидавшим их кораблем около 200 км.
А «Фрам» с триумфом в начале марта 1912 года прибыл в Австралию. По поводу гибели участников английской экспедиции, Амундсен говорил в одном из своих интервью: «Я пожертвовал бы славой и всеми деньгами, сумей я таким путём уберечь Скотта от его ужасной гибели» .
Отдельная экспозиция музея посвящена заполярному животному миру, в котором обитают пингвины, белые медведи, морские котики, тюлени, гагара. Не всегда встречи с ними заканчивались хорошо. Особенно, с белыми медведями…
Напротив Музея «Фрам» находится другой, не менее интересный музей — «Кон-Тики», тоже повествующий о приключениях норвежцев — но уже в теплых морях и океанах. А чуть дальше — музей Викингов — норвежских первопроходцев, открывших первыми Северную Америку. Туда мы и направимся после чашечки хорошего, но довольно дорогого норвежского кофе.