Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

Ознакомившись в Копенгагене с его основными достопримечательностями и проехав из датской столицы до норвежской столицы Осло почти 600 км, на ночлег остановились в пригородном отеле Quality Hotel Entry, 3* — одном из обширной сети довольно комфортабельных отелей по всему миру. Утром после завтрака вырулили к центру города Осло. Погода стояла какая-то пасмурная. Но, как выяснилось после одного дня пребывания в Осло, столица Норвегии вовсе не так сера и однозначна, как это показалось сначала. И, если с утра погода еще только «раскачивалась», то ближе к обеду уже вовсю сияло солнце и было довольно тепло. В этот день город порадовал нас солнечным светом, заставлявшим расцветать красками даже самые прозаические его уголки.

Что можно успеть посмотреть в норвежской столице за один день? На первый план мы выдвинули посещение полуострова Бюгдёй — там можно увидеть три мировые морские достопримечательности — Музей корабля «Фрам», музей «Кон-Тики» и Музей Викингов. А список других музеев норвежской столицы можно посмотреть на сайте visitoslo.com.

Музей корабля «Фрам»

Этот музей, вход в который стоит 11 евро, посвящен одному единственному кораблю «Фрам» («Вперед»), на котором были совершены три удивительных и уникальных плавания — два к разным полюсам Земли и одно через два океана. Для такого героического корабля в 1936 году и было специально построено это здание музея, в которое и поместили этот корабль.

Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

Как известно, еще на заре европейской цивилизации, именно скандинавы были теми отважными путешественниками, которые бороздили близлежащие моря и заселили Исландию и Гренландию. А чего только стоит Эрик Рыжий и его сын Лейф Эрикссон, открывшие Америку за 400 лет до испанского Колумба! Эти традиции старых мореплавателей, связанные с открытием новых земель, продолжались и в Средние века, и нашем последнем 20-м столетии.

Вот мы видим на входе в музей макет корабля «Фрам».

1
Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

А войдя в большой зал, видим перед собой реальную деревянную парусно-моторную шхуну «Фрам», специально построенную для нужд полярных исследований и приспособленную, в частности, к длительному дрейфу в паковых льдах. Ее борта сделаны так, что при сжатии деревянные конструкции не ломались, а как бы смещались немного по отношению друг к другу и при этом оставались целыми.

1
Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»
1
Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

Это судно было построено в 1892 году по заказу норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена (1861–1930). После его постройки экспедиция под его руководством бороздила на нем в период с 1893 по 1896 годы северные моря в арктических широтах и старалась достичь Северного полюса. Несмотря на проведенные две зимовки во льдах океана, Полюса достигнуть им не удалось.

Сам Нансен вместе со своим напарником Ялмаром Йохансеном, провизией и несколькими десятками собак пытались было достигнуть Полюса пешком, но и эта попытка тоже была обречена на неудачу.

Фритьоф Нансен (1861 - 1930)

На сам корабль «Фрам», имя которому дала его первая жена Ева, можно подняться и посмотреть в каких условиях жили участники экспедиции. При проектировании корабля конструкторам были предъявлены повышенные требования к уюту, так как люди здесь должны были находиться на протяжении весьма длительного времени.

Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

В ходе трех больших экспедиций шхуна достигла широт 85° 57' с. ш. и 78° 41' ю. ш., дрейфовала в паковых льдах Центральной Арктики 1041 день от острова Котельный до Шпицбергена, два с половиной раза обогнула земной шар, пройдя более 54 000 морских миль (100 000 км).

Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

Экспозиция музея, кроме самого корабля, включает в себя довольно большую выставку научного оборудования для полярных экспедиций.

1 из 3
Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»
 

В качестве экспонатов представлено и медицинское оборудование судового врача от скальпеля до самых необходимых медикаментов первой помощи при травмах или обморожениях.

Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

На стендах мы видим также личные вещи участников экспедиций, предметы собачьих упряжек и многочисленные документы, фотографии, карты и судовые журналы. Была даже швейная машинка фирмы Зингер.

Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»
Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

Были и образцы всякого плотницкого инструмента, который был необходим и для ремонта каких-то частей корабля, и для обустройства лагеря на льдинах.

Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

Выставленная посуда была хорошего качества — внешне даже похожа на дельфский бело-голубой фарфор из Голландии. Но, скорее всего — это были расписанные металлические кружки и тарелки.

Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

Освещение кают корабля осуществлялось с помощья переносных фонарей, топливом для которых служил керосин. Но в основном шхуна шла под парусами. «Фрам» постоянно перестраивался и модернизировался для нужд следующих экспедиций, в которых он участвовал: в 1897 году был возведён спардек (легкая защитная палуба на носу корабла) и увеличена высота надводного борта, в 1909 году паровая машина была заменена на дизельный двигатель.

Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

Прожив свое детство и юношеские годы на Урале, я хорошо представляю себе что такое 30-40-градусный мороз, но все равно трудно понять как эти полярники жили и добивались своего в таких нечеловеческих условиях вечного холода. Мы-то ведь жили в теплых домах — пробежали, померзли и снова к печке. А каково было им, пережившим почти без отопления и нормальной теплой одежды эти две полярные зимы? Нансен писал в своих воспоминаниях, что когда они вдвоем шли на нартах к Полюсу, были нередки случаи, когда они проваливальсь под лед, чудом выкарабкивались на него и снова шли упрямо вперед…

Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

И ведь тогда не было никаких современных теплых спальных мешков и соответствующей теплой одежды, способной сохранять тепло тела человека. Самый лучший и теплый тип одежды в те времены был из шерсти. Ну и, конечно — из меха. В основном — волчьего. Я представляю себе те долгие ночи, которые невыносимо долго тянулись многими неделями и месяцами странствий.

А качка! Кто-нибудь испытывал когда-нибудь ее на себе? Когда тебя выворачивает наизнанку. Ведь это суденышко совсем небольшое — это не многосотметровый и многоэтажный лайнер, который тоже порой хорошо качает. Как говорится — не приведи Господь!

Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

А стоянки на льду, когда корабль вот-вот-треснет! Когда все перемещаются на льдину и разбивают там палаточный лагерь. И кто знает, что будет с полярниками? Думаю, все помнят историю с советским ледоколом «Челюскин», который так зажало льдами, что его металлический корпус треснул и он пошел ко дну, но все успели высадиться на льдину. И благо, что в то время уже летали самолеты и все тогда стали героями — и летчики, и их пассажиры, некоторые из которых даже имели малых детей…

3
Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

Но самым главным врагом команды «Фрама» во время дрейфа в долгие полярные ночи стала скука, которая приводила к конфликтам людей, стиснутых в тесных жилых помещениях, а также постоянная депрессия Нансена: он очень тяжело переносил разлуку с молодой женой, только-только родившей долгожданного ребенка.

Главной опасностью зажатого во льдах корабля были торосы, которые могли всей массой обрушиться на палубу, с таким грузом в десятки тонн «Фрам» не смог бы подняться из ледового ложа (лёд вокруг судна имел толщину 9 м). К концу января экспедицию вынесло течениями на широту 83° 34′ с. ш. Тем самым был побит рекорд Грили 1882 года — 83° 24′ с. ш.

Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

Следует сказать, что Нансен со своим напарником Йохансеном так и не смогли достичь Северного Полюса пешком и, перезимовав в смастеренной ими землянке на одном из полярных островов, вышли на Большую Землю. Но они установили рекорд, добравшись 6 апреля 1895 года до точки 86° 13.6' с. ш. — это было на тот момент абсолютным мировым рекордом. И, несмотря на то, что Нансен и Йохансон не достигли Северного Полюса, они стали настоящими героями и карьера Нансена после этого резко пошла в гору.

2
Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

Вернувшись на Большую Землю, Фритьоф занялся наукой, политикой и международной помощью в 20-е годы. Очень большую работу он проводил в области помощи вынужденным переселенцам, очутившимся в других странах после Первой Мировой и помощи голодающим в молодой советской России.

Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

В 1910 году на этом же судне к Южному полюсу (Третье плавание «Фрама») ходил уже другой исследователь — Руаль Амундсен. С его покорением Южного полюса была связана очень большая интрига — именно в это же время на Южный полюс собралась и английская экспедиция «Терра Нова» под руководством Роберта Фолкона Скотта.

Руаль Амундсен (1872 - 1928)
Руаль Амундсен (1872 - 1928)

Просто удивительно — как в те времена люди определяли свое местоположение? Без программ MapsMe или Google Map! И это на громадном ледовом пространстве Антарктики без троп и дорог! Амундсен подошёл к определению географического положения с особой ответственностью. Он полагал, что его инструменты позволят определить местоположение с погрешностью около одной морской мили, поэтому он решил «окружать» полюс несколькими лыжными пробегами на удалении 10 миль от расчётной точки!

Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

Наконец, после нескольких таких измерений, Амундсен 7 декабря 1911 года решил, что находится в истинной точке Южного полюса. В этом месте была оставлена шёлковая палатка — «Пульхейм» с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии.

И когда англичане через 33 дня тоже достигли Южного Полюса, они увидели эту палатку с запиской о том, что здесь уже побывали вездесущие норвежцы. Это был глубочайший удар по самолюбию англичан. Их покинули силы и вся их экспедиция погибла на обратном пути не дойдя до берега с поджидавшим их кораблем около 200 км.

А «Фрам» с триумфом в начале марта 1912 года прибыл в Австралию. По поводу гибели участников английской экспедиции, Амундсен говорил в одном из своих интервью: «Я пожертвовал бы славой и всеми деньгами, сумей я таким путём уберечь Скотта от его ужасной гибели» .

Отдельная экспозиция музея посвящена заполярному животному миру, в котором обитают пингвины, белые медведи, морские котики, тюлени, гагара. Не всегда встречи с ними заканчивались хорошо. Особенно, с белыми медведями…

Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

Напротив Музея «Фрам» находится другой, не менее интересный музей — «Кон-Тики», тоже повествующий о приключениях норвежцев — но уже в теплых морях и океанах. А чуть дальше — музей Викингов — норвежских первопроходцев, открывших первыми Северную Америку. Туда мы и направимся после чашечки хорошего, но довольно дорогого норвежского кофе.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музей «Фрам»