Итак, продолжу излагать свои впечатления и размышления о Малайзии, где довелось побывать почти 2 недели в марте 2019 года.
Итак, продолжу излагать свои впечатления и размышления о Малайзии, где довелось побывать почти 2 недели в марте 2019 года.
Повторю сам себя любимого — визы для посещения Малайзии с туристическими целями сроком до 1 месяца гражданам большинства стран СНГ не нужны. Нам так вообще поставили штамп на 90 дней пребывания. Рекомендуется иметь при себе распечатку обратного билета, но у нас пограничники о них не спрашивали, уточнив лишь предполагаемое время пребывания в стране. Процесс прохождения границы в обе стороны занял самое короткое время, правда, мы сдали анализы отпечатки указательных пальцев.
Некоторые подробности аренды авто и поездок на нем по дорогам Малайзии изложил здесь — «… По Малайзии на машине».
Общие впечатления о Пенанге и его столице Джорджтауне вот тут — «… Пенанг» .
Поехали дальше.
Наш путь лежал в Малакку (о которой, кстати, совсем немного информации на просторах нашего сайта),
с коротким заездом в Путраджаю.
Все-таки больше 500 км, как легко убедиться, глянув на карту,
так что сделать небольшой полезный перерыв и размяться — это правильно.
Дорога аккуратно обходит мегаполис Куала-Лумпур, где движение достаточно интенсивно, еще бы, был разгар рабочего дня. Всё-таки, вновь замечу — навигатор Мапс.ми требует внимательности на разноуровневых развязках, которых тут немало. Проморгал и опять проскочил мимо, да еще и в правом, самом скоростном ряду, в результате пришлось резко уходить влево, на разворот. Нормально так, я вам скажу, где-то как минимум с 6–7 полосы, да на скорости, подрезать достаточно резвых местных водил. Надо отдать должное, подудел мне в хвост только один и то, явно, для порядка, мол, совесть поимей, зараза, не увлекайся… Зато уже потом, когда вернулись в КЛ из Куантана я был куда более осторожен.
Очень хочу выразить свою благодарность всем нашим туристерам, рассказавшим здесь на сайте об этом своеобразном, очень молодом городе — Путраджайе. Низкий поклон elege, larkis, Anastasia12, отдельное спасибо AleksSandra и Natalya_1987, как раз их отзывы мы и использовали для своей короткой поездки. Рекомендую последовать моему примеру!
Четко понимаю, что будучи верхом с машиной, мы имели значительно больше преимуществ перед пешеходными туристами. Город действительно пустой, раскинулся на приличной площади и передвигаться там куда сподручней не на общественном транспорте или на своих двоих. Да, еще полагаю, нам реально повезло, что солнце спряталось за стаей туч и хотя температура понизилась не очень сильно, но был легкий ветерок и не было сильной духоты.
Просвещён — значит вооружен. Мы знали, что хотим увидеть. Пунктом номер 1 была Мечеть Путра. Тут удобная и просторная парковка, прекрасный вид на набережную и красивый одноименный мост Путра.
Достойное сооружение, с великолепно оформленными интерьерами и любезной охраной.
Заприметили известный мост Сери Вавасан,
правда, только издалека и повернулись к Дворцу премьер-министра.
Я не знаток архитектурных стилей, но понимая природные, культурные, в конце концов религиозные условия Малайзии, не сомневаюсь, что эти сооружения смотрятся органично, одновременно и традиционно и современно, демонстрируя уровень развития государства. Это я с намеком, что самая главная резиденция в Минске выполненная в восточном стиле, ну никак, как мне кажется, не может выглядеть органично в наших широтах…
Рядом разбит весьма приличный парк и стоит исключительно символичный монумент…
На второй фотографии легко прочитать чему он посвящен:))) Правда, в рейтинге восприятия коррупции Малайзия занимает примерно 60-ю позицию, соседствуя с Кубой, Румынией и Хорватией, сильно уступая Сингапуру, тот вообще в лидирующей тройке, но тем не менее!
Мы еще немного прокатились по широким проспектам, поглазели на бульвары, удивились градостроительным успехам, все-таки город заложен только в 1995 году, обсудили бесспорное удобство выноса правительственного комплекса за пределы огромной переполненной столицы и поехали дальше. Резюмируя отмечу — Путраджаю стоит увидеть, но тратить на нее много времени, наверное, не стоит…
Чем ближе к экватору тем понятней картина смены дня и ночи, не взирая на лето или зиму. Принцип простой — 12 часов в сутки светит солнце и еще 12 часов любуйся звездами. В Малакку мы добрались ближе к 18.00, бодро заселились в Hotel Arissa,
это добротные 3 звезды, отличные номера с приличной обстановкой, прекрасной охраняемой парковкой, приветливым персоналом и сытным завтраком на китайский манер. Просто большинство туристов там по виду и поведению больше всего напоминали китайцев, отсюда и соответствующая кухня. Нам там всё очень понравилось, рекомендую!
Где-то сразу после 19.00 на дворе уже темнота, натуральная ночь, но в центральном историческо-туристическом квартале Джонкерс (еще иногда на голландский манер её называют Йонкер)
жизнь только начинается!
*Так выглядит действующая пожарная часть!
В принципе Джонкерс (Jonkers) это улица, на ней даже имеется отдельный ночной рынок, но по большому счету все улочки, закоулки и переулки в этой части города вечером и ночью сплошной праздник живота и торговли всякой всячиной.
Ночной рынок, как нам пояснили в отеле, действует в пятницу и субботу, жаль, нам не повезло его увидеть, мы были в четверг. В это время узкая и извилистая Джонкер-стрит доступна только пешеходам, ну, а в остальные дни, прогуливаясь по ней, надо проявлять немного бдительности и внимания, чтобы не попасть под колеса машин, а главное — мотоциклистов, которых иногда бывает достаточно много. Хотя серьезных проблем, если честно, мы не почувствовали. Просто променадили себе спокойно, оглядываясь по сторонам и расслаблялись внимая живой атмосфере местной реальности, дабы получить максимум впечатлений без ущерба для организма.
Глаз непроизвольно зацепился за название кафе…
Как в тему, ведь, а! Напротив увидели небольшой скверик и тут оказывается расположен целый монументальный комплекс, посвященный д-ру Ган Бул Леонгу:
Это самый выдающийся бодибилдер Малайзии, когда-то достигший мировой славы и очень почитаемый в Малайзии. К стыду своему из этой когорты мускулистых людей я наслышан только о Шварцнеггере. Ган Бул Леонг был сначала «Мистером Маллака», затем Малайзии, потом Азии и даже «Мистером Вселенной»! Ныне — председатель федерации бодибилдинга страны. Дай бог ему здоровья и успехов…
Не знаю почему, но везде, где вижу я обязательно снимаю «Хард-рок кафе»…
Не то, чтобы я поклонник этого заведения, ну разве что иногда заглядываю, пропущу кружечку пива. Понимаю, что одно дело кафе в Америке, Европе, немного другое в Баку или вот тут в Малакке. В общем, есть оно там, причем прямо на берегу реки Малакка, возле моста с призывной надписью,
ведущего… правильно — прямо в исторический центр города.
Да-да, глядя на надпись, легко понять, что наследили как раз голландцы!
Давным-давно, в школьном детстве, очень мне интересна была страна Голландия. С вдохновением читал про историю борьбы голландцев с испанской короной в XVI веке, про создание республики объединенных семи провинций, понимал чем Фландрия отличается от Брабанта, поныне полагаю, что промышленная революция в Европе стартовала всё-таки там, с тех ветряных мельниц, приспособленных под лесопилки, в том числе и для строительства океанских кораблей. Болел за оранжевых на ЧМ 1974 по футболу, когда их команда во главе с легендарным Кройфом (тогда комментаторы называли его Круифф), увы, заняла 2 место, а сколько счастья было когда родители где-то раздобыли мне оранжевую майку, немедленно ставшую футболкой, о, не передать! Короче говоря, заглянув сюда
на площадь Голландии, я сразу понял, что оказался в родной, можно сказать, обстановке!
Как здесь оказались голландцы? Чистый бизнес, деньги/бабки и никакой романтики! Году эдак в 1594 году группе купцов из Амстердама, взгрустнувших от монополии португальцев на поставки в Европе пряностей и прежде перца, пришла в голову оригинальная идея заняться этим делом самостоятельно, в смысле уйти от посредников и припасть к первоисточнику. Скинулись, создали торговую компанию «Ван Верре», снарядили корабли, набрали команду и по весне следующего 1595 года отправили экспедицию за тридевять земель и морей. Перцовые старатели возвернулись только через 2 с лишним года, потеряли больше половины личного состава и один из трех кораблей, но развенчали таки миф о способности одних лишь гордых сынов Иберии добыть заморский товар. Потом эта группа слилась еще с одной компанией купцов, потом все вместе еще и еще, как результат в 1602 году на свет появилась мощнейшая для своего времени Голландская Ост-Индийская компания (ОИК). Да, бритты и здесь их опередили, учредив свою такую на пару лет раньше, но, если голландцы действовали частным образом, на свой риск, то англичане предусмотрительно прикрылись указом королевы и получили государственную монополию на торговлю с Индией и на протяжении более 250 лет силами этой компании завоевывали новые опорные пункты и территории, создавали колонии и выполняя там государственные функции. Эти две компании, впрочем как и другие: Датская, Французская, даже потом Шведская и Австрийская, обзавелись собственными вооруженными силами, прообразом ЧВК, имели собственную администрацию, могли заключать международные договора, основывать собственные города, даже целые местности и вполне подходили под определение «государство в государстве», являясь при этом крупнейшими налогоплательщиками. Да, еще многие полагают, что именно голландская ОИК стала первом в мире истинно акционерным обществом.
Дело в том, что не смотря на потери судов по самым разным причинам чуть ли не в две трети их количества, прибыль от доставленных товаров была просто фантастической. Поэтому в начале XVII века дела у компании пошли самым лучшим образом, да так, что собственными силами в 1641 году она выбила из Малакки португальцев (об этом чуть позже) и уверенно обосновалась на территории современной Малайзии и Индонезии, где на острове Ява в Батавии (сейчас Джакарта) и разместилась штаб-квартира ОИК…
Друзья, обратите внимание, это 1600-е годы, а не 2000-е! Без интернета, даже телеграфа, а биржа, где котировались акции — в Амстердаме, до которого пару месяцев пути, во как!
Интересы компании простирались от Африки — мыса Доброй Надежды, где был основан пункт снабжения Капштад, ныне Кейптаун, от Америки, это Новый Амстердам, ставший впоследствии Новым Йорком, до Карибского моря, Бенгалии, Китая и вплоть до самого Магелланова пролива. В ее интересах действовали такие личности как англичанин Генри Гудзон (Гудзонов залив) и Абель Тасман (о. Тасмания и Тасманово море), как и многие другие…
Разобравшись с португальцами, первыми создавшими в Малакке свой опорный пункт, голландцы стали обосновываться здесь всерьез и надолго. Начало строительства многих зданий: ратуши, церквей, оборонительных сооружений и жилых и «производственных» помещений, относят к 1640-м годам.
*Конечно же вернулись сюда еще раз уже днем, но впечатления немного другие…
Основной конкурент голландской ОИК в европейской и мировой торговле тех времен, несомненно, одноименная британская компания. Из-за внутренних проблем середины XVII века, низвержения монархии и гражданской войны, англичане существенно уступали голландцам, но в течение XVIII века уверенно наверстали упущенное. Напомню, британская ОИК активно поддерживалась британским правительством и вооруженными силами государства. А когда Нидерланды поддержали независимость США, Великобритания воспользовалась моментом, чтобы ослабить конкурента — в результате войны 1780–84 г.г. Нидерланды потеряли свои позиции в Индии, предоставили англичанам право свободной торговли в своих владениях в ЮВА (…дали им зацепить палец!), а потом, в 1795 году, после завоевания метрополии Францией, еще и лишились Малакки (…они оттяпали всю руку!). Правда, в 1818 году англичане ненадолго вернули Малакку голландцам, но вернулись сюда уже в 1824. Британский лев оставался здесь вплоть до 1957 года, когда была объявлена независимость Малайзии.
Малакка, Джорджтаун, а затем и Сингапур стали опорными пунктами для полного завоевания британцами Малайзии к исходу XIX века.
Утром мы выехали к Башне Малакки (Taming Sari Tower),
интересна она тем, что там отсутствет лифт, а поднимается и опускается по ней сама дискообразная обзорная площадка. Впрочем, мы туда не пошли. Нам интересно было воспользоваться большой удобной парковкой.
Правда платной.
* Интересный парковочный билет.
Это уже район со зданиями больше напоминающими британский колониальный стиль.
Надо признать, что многие из них не блещут образцово чистыми, ухоженными фасадами. Нашей же целью в этой части города был Морской музей, символом которого является копия каравеллы XV века (мне кажется, несколько увеличенная)
В принципе в Малакке очень немалое количество самых разнообразных музеев,
например, такой — Демократической администрации, но меня очень интересовал именно Морской (Открыт с 9.00 до 17.30, в пятницу-воскресенье до 20.30, взрослый билет 6 MYR, детский — 2).
Он состоит из двух частей — собственно корабль и отдельное здание. Для прохода в помещения корабля необходимо снять обувь.
Экспозиций здесь немного и они скорее носят изобразительный характер, рассказывая об истории мореплавания, как самих малайцев, так и европейцев. Совсем мало старинных оригинальных экспонатов, но тем не менее мне было интересно.
Площадка вокруг каравеллы выполнена в португальском стиле
В здании рассказывается о жизни моря. Напротив, через дорогу можно увидеть сторожевой катер времен Второй мировой
вот собственно и все…
Ну, а теперь несколько слов о первых европейцах, появившихся здесь аж в 1509 году. Это были португальцы, кстати, среди которых был и сам Фернан Магеллан. Местные власти тогда встретили их неприветливо, даже попытались захватить корабли и взяли в плен более 20 матросов. В 1511 году последовал ответ: 1200 португальских солдат и 17 кораблей не оставили шансов для правителя Малакки. Город был взят штурмом, малайцы изгнаны, мечети разрушены и здесь появилась сильная крепость Фамоза.
Всем проходящим по Малаккскому проливу судам настоятельно рекомендовалось заглядывать в Малакку и соответственно уплатить пошлину, ну, а с несогласными португальцы решительно боролись, вплоть до уничтожения судна.
Для управления колонией создали администрацию. Оцените — во главе ее состоял «капитан крепости», подчинявшийся напрямую вице-королю Индии, тот в свою очередь, естественно назначался уже самим королем. Капитан крепости сменялся каждые три-четыре года (во как, ротация руководящих кадров была нормальна!). Боевым замом Капитана крепости являлся Капитан порта. Для решения всех текущих вопросов существования поселения существовал городской совет, в состав которого входил главный судья и секретарь совета, назначаемы опять-таки вице-королём, зато шесть советников — распределителей городскими финансами, судопроизводством и пр. выбирались местными португальцами. Понятное дело, местное духовенства также имели места в городском совете, как без них. Характерно, что часть прежней местной администрации португальцы сохранили. Им подчинялись местные жители малайцы и другие нехристиане, она же надзирала над непортугальскими судами. Обращаю внимание: это всё на количество жителей города, которое в лучшие времена, дай бог, если превышало 3–5 тыс человек.
Следующим важнейшим объектом, возведенным одновременно практически вместе с крепостью, несомненно являлся памятник Ленину собор.
Так появилась церковь Св. Павла. Время не пощадило её,
сегодня от неё осталось вот такое:
Стоит на возвышенности, сразу же за Голландской площадью. Это вполне туристическое место,
мы там даже заметили группу туристов европейской внешности, оказалось — русскоязычных.
* Классно он играл и пел, я не постеснялся даже поблагодарить его парочкой ринггитов.
Совсем рядом расположился небольшой, аккуратный особняк местного султана.
За ним место последнего упокоя голландев и ближе уже к всё той же Голландской площади — Музей техники,
оставшийся мимо нашего внимания. Надо понимать — середина дня, жарко, душно, толпы народу, пора уже немного восстановить силы, да и вообще отвлечься от окружающей действительности, подумать немного о себе, о бренном организме. Мы вернулись к реке,
ага, прошлись вдоль вот таких рядов и не смогли устоять перед аппетитным, охлажденным кокосом
Вот оно было — счастье и кусочек удовольствия!
Прогуливаясь по городу вечером, а затем и следующим днем, мы поневоле сравнивали Малакку с Джорджтауном, как иначе!
Отличие в том, например, что здесь есть река (всё с тем же названием Малакка!),
где даже плавают кораблики на потеху публики. В Малакке значительно более старинные постройки европейского стиля, большая часть города относится к историческим памятникам, находится под покровительством ЮНЕСКО.
Однако Малакка все-таки поменьше Джорджтауна, здесь меньше китайского влияния и явно этот город раскручивается местными властями в качестве яркого туристического аттракциона, наверное, это правильно.
Есть и схожесть. Это стрит-арт,
хоть и без проволочных инсталляций, но все равно, очень интересный! Посмотрите вот сюда
Ну, очень пришлась по душе такая композиция!
Несомненно одно — город пришелся по душе, побывать там, но только в спокойно-умиротворенном состоянии души, обязательно и вечером и днем, может на пару-тройку суток дело нужное и полезное, чего, собственно, вам всем желаю!
P. S. Уже выехав из Малакки в Куантан, мы не могли проехать мимо аутлета, расположенного относительно неподалеку. Кому что — женушка была внимательна к внутреннему содержанию объектов, а я к внешнему: