Дневной переезд через Доломиты завершился в небольшом городке Брунеке. Этот центр долины Пустерталь связан с остальными городами региона Трентино-Альто-Адидже только в западном направлении, где долина Пустерталь через несколько десятков километров выведет к Бриксену. С юга, со стороны перевала Селла мы приехали. На восток нет никаких городов, только крохотные деревни и горнолыжные курорты, ближайший населённый пункт покрупнее только Лиенц на территории Австрии. А северная дорога вообще постепенно растворяется в Альпах.
Многие о существовании Брунека, по-итальянски Брунико, узнают только тогда, когда приезжают отдохнуть на популярном горнолыжном курорте Кронплатц, на территории которого город находится.
Так уж сейчас всё устроено, что порой знакомство с местами происходит с обратной стороны временной оси. Брунек существовал задолго до того, когда люди вообще задумались о том, что на лыжах можно кататься с горок. В случае с Брунеком не надо копаться в веках, разгадывая этимологию названия. До предела просто — «город Бруно». Основателем его в 1256 году был князь-епископ Бруно фон Кирхбергом.
Хотя в то время «город» представлял из себя узкую улицу с двумя рядами домов, а настоящим городом стал через столетие. В 1336 году епископ Альберт фон Энн распорядился возвести крепостные стены и вырыть ров. Появились первые каменные многоэтажные дома, которые заселили ремесленники и купцы, город получил право на проведение еженедельной ярмарки.
Но и эти стены стали быстро тесноваты, стоявший на торговом пути из Аугсбурга в Венецию город быстро разрастался и в XV веке достиг пика своего средневекового расширения.
Считается, что Бруно из Кирхберга основал поселение для целей вполне конкретных, чтобы обеспечить безопасную логистику товаров и крупного рогатого скота через долину. Хотя поселиться здесь, среди вершин окрестных гор, широких зеленых полей, цветущих деревьев и быстрых рек можно было и для вдохновения.
Недаром в начале эпохи Возрождения в Брунеке возникла своя известная художественная школа. Закономерно, что местные красоты для себя открыли сразу и первые туристы в XIX веке. Когда полным ходом пошло развитие международного туризма и альпинизма, с 1814 по 1914 годы, Брунек пережил свой настоящий «золотой век»
Несмотря на то, что иногда город горел, тонул в наводнениях, подпрыгивал от землетрясений, и страдал от чумы, он всё время быстро восстанавливался и развивался дальше. Наполеон, на удивление, не разрушил ни одного здания в Брунеке. Хотя после его ухода в городе и окрестностях не осталось ни одной живой курицы, все картины были сорваны и вывезены, как и ценности из церквей и монастырей.
Если говорить конкретно о самом «Доме, который построил Бруно», то вот он, на горе. Конечно же, основатель города построил в 1251 году не просто дом, а целый замок, в котором позднее не раз принимали императоров. Были здесь Максимилиан I, дети императора Фердинанда II, император Карл V и другие знатные особы. Кроме 1805–1812 годов, когда замок заняли французы, князья-епископы владели крепостью вплоть до 50-х годов XX века. Интерьеры так были французами испорчены, что были отреставрированы только к 1900 году. Сейчас в одном крыле замка размещается филиал Горного музея Райнхольда Месснера. Мы приехали поздно, замок был уже закрыт судя по информации, поэтому к нему мы даже не стали подниматься, удовлетворившись фото издалека
С тех времён, когда город окружала крепостная стена, сохранились все четыре городские ворота. Мы вошли через ворота Урсулинок.
Ворота были в 1420 году украшены фресками Йоханесса Брунико.
Название ворот не случайно, рядом находился монастырь урсулинок, от которого в неплохом состоянии осталась церковь Святой Урсулы, построенная в готическом стиле в начале XV века.
За воротами попадаем на живописную главную улицу старого города, которая так и называется — Центральная.
На улице можно встретить дома, построенные в разные периоды развития города. Сохранилось и много старинных, средневековых или из раннего Возрождения. Их можно узнать по фрескам или оригинальным зубчатым фасадам.
За редким исключением, во всех домах по прежнему живут люди, и лишь первые этажи оккупируют кафе, рестораны и магазины.
Львиная доля всех магазинов — спортивные, продающие все, что необходимо для зимнего и летнего отдыха.
Примерно в середине Центральной улицы в отходящем на север переулке можно увидеть одни из четырёх городских ворот, Флорианские.
Флорианские ворота украшают фрески тирольского художника Рудольфа Штольца, изображающие Святого Флориана, основателя города архиепископа Бруно, есть здесь и герб города.
Неторопливо прогуливаясь по Центральной улице, любуясь старинными домиками, и попутно витринами магазинов, выходим к восточным воротам Раген.
В Средневековье эта часть, за воротами, называлась Верхним городом.
Здесь находится дворец великого дворянского рода Штербах, перед ним установлена барочная колонна в честь Святой Девы Марии.
За площадью перед дворцом выходим к главной приходской церкви Брунико, посвящённой Успению Богородицы.
Построенная в XIII веке в виде капеллы, она уже в 1381 году была расширена и перестроена в готическом стиле. В 1515 году задумали придать ей черты Ренессанса, но работы на половине были заброшены. Закончили реконструкцию только в 1789 году, уже неоклассическом в стиле. Но и это был не конец, в 1851–1853 годах церковь перестроили в неороманском стиле. Интерьер заново разрисовали, очень красочная церковь.
Но кое-что сохранили и старое, например мебель XV века в ризнице, самый большой в Южном Тироле орган. Дизайнерами интерьера стали местные тирольские художники Георг Мадер и Франц Хельвегер.
Дальше можно и не ходить, возвращаемся к воротам Раген. Если от них повернуть направо, можно выйти к барочной церкви Святой Екатерины. Она возникла в 1675 году в ходе реконструкции готической капеллы 1345 года.
Главный алтарь включает копию произведения Веронезе, в XVIII веке были доделаны последние фрески.
Колокольня церкви — один из символов города.
Через ворота Риенца выходим к реке. Одноименная река, которая берёт своё начало высоко в горах и впадает в Изарко около Бриксена, здесь находится в половине своего течения. Ещё достаточно бурная и очень холодная.
Набережной в классическом понимании в Брунеке нет, но часть улиц позволяет немного прогуляться вдоль реки. А лучше всего она видна с моста.
За городскими воротами находится ещё одна красивая Церковь Святого Духа построенная еще в 1350 году.
В 1759–1760 годах здание было перестроено в стиле барокко.
Если в Бриксене отведённые нам 2 часа надо было бегать, чтобы успеть посмотреть основное, то Брунек вы пройдёте за те же 2 часа неторопливо, размеренно, с остановками. Небольшая старая часть легка для ориентации.
А в новых районах делать нечего, если не останавливаться на горнолыжном курорте. В самом городе с отелями не густо, мы остановились в отличном месте 10 км от Брунека, повыше в горах. На следующий день нам престоял переезд ещё через один перевал, второй по высоте в альпийской части Италии.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия