Випитено — Штерцинг, который, как казалось по карте, пробежим за час, отнял в три раза больше времени просмотром интереснейшей готической мэрии, бывшего монастыря тевтонцев и церкви со средневековыми фресками. А также заставил не спеша пройтись по всем живописным центральным улицам. В аббатстве Новачелла не могли избежать искушения выбрать бутылочку отличного монастырского вина. А дорога между ними приготовила закрытый на ремонт участок и долгую петлю обьезда. Поэтому на Брессаноне — Бриксен осталось в два раза меньше времени, чем было запланировано. Два часа на знакомство с городом вместе с посещением немаленького музея? Возможно. Если у вас всего два часа на знакомство с Бриксеном, можете повторить наш маршрут.
Но сначала о том, а что, собственно, из себя Бриксен представляет. Этот городок в Южном Тироле в населением чуть более 20 000 человек, третий по величине и старейший город в провинции. Отдав чиновничьи функции соседнему Больцано, Бриксен сумел стать художественным и культурным центром долины. Мы, понятно, из-за краткости визита не могли стать участниками этой культурной жизни, но судя по афишам, в городе планировалась масса гастрономических, спортивных, исторических и музыкальных фестивалей и шоу.
Город находится в красивом месте среди гор, между устьями рек Изарко и Риенца. Гостеприимное и приятное местечко. Старый город очаровывает своими узкими улочками, памятниками архитектуры от Кафедрального собора до дворца архиепископа.
Впервые название Бриксен появляется в 1297 году, до этого было похожее название Приксина. А первое поселение Сабиона создали рядом с будущим Бриксоном римляне в 15-м году до нашей эры. Последний из Каролингов, Людвиг IV, в 901 году отдал город и все земли вокруг епископу Сабионы Захарию. В 965 году епископы решили перебраться в Бриксен. Вскоре были построены городские стены с башнями, вырыты рвы.
А в 1363 году в Бриксене появились Габсбурги, и не уходили до Первой мировой войны. По большому счёту, и в средние века, и позднее город процветал и был культурным и духовным центром региона.
Ничего не мешало развитию города. Мрачные события обходили стороной. Как и разрушители-завоеватели. За исключением одного. Кровожадного самозванца во главе банды грабителей и мародёров, одетых в красивые униформы, уничтожавших Европу в начале XIX века. Правильно, я имею в виду Наполеона.
Бриксен он почему-то выбрал целью для частых показательных порок. Впервые городу нанесли урон ещё в 1797 году. Войска прокатывались через него постоянно, в какой-то момент быстро вспыхнула страшная эпидемия, унесшая тысячи жизней. Город практически опустел. С 1809 года планомерно опустошались замки, церкви и монастыри Бриксена и окрестностей. Только в 1814 году ужас прекратился, австрийские войска были встречены выжившими жителями с великой радостью.
Итак, наш маршрут, Бриксен за 2 часа. Он почти имеет форму прямоугольника. В северо-восточном углу расположилась громадная, удобная автостоянка около городского развлекательного центра, включающего аквапарк, координаты 46.720617 11.656312. Для приехавших поездом, маршрут начнётся в диагонально-противоположном юго-западном углу, где находится вокзал. От автостоянки идём на юг по Бреннер Штрассе. Застройка вдоль улицы говорит о том, что мы уже в старом Бриксене.
Выходим на Мария Хюбер плац. Осмотримся. На площади несколько примечательных зданий, включая Старую почту.
Здесь начинается одна из знаменательных улиц старого Бриксена — Гроссе Грабен. Линия красивых домов тянется вдоль бывшей укреплённой границы города.
По улице Альбуингассе мы пойдём дальше на юг, она выводит к Белой башне, одной из главных достопримечательностей Бриксена. Это 72-метровая позднеготическая колокольня приходской церкви. Башня несла и сторожевую функцию, в комнате с четырьмя эркерами наверху находился стражник, наблюдавший за городом, с целью раннего обнаружения врагов и пожаров. На самом верху находятся колокола, их 43, к этому помещению ведут снизу почти 200 ступенек.
Отойдём немного в сторону, к мосту, чтобы запечатлеть местную речку.
В обратном направлении — снова вид на колокольню приходской церкви.
От Белой башни в западной направлении отходит Гроссе Лаубен, улица с портиками. Самая, пожалуй, значительная улица сохранившегося средневекового центра. Много домов на ней и эпохи ренессанса.
Полностью пройтись по этой улице у нас не будет времени, посмотрим только на Дом Пфандлер. Редкость, прекрасно сохранившийся пример архитектуры переходного этапа между поздней готикой и ренессансом.
Выходим на Соборную площадь. Здесь мы немного задержимся, рядом сразу два великолепных памятника — Кафедральный собор X века, перестроенный позднее в стиле барокко и Приходская церковь святого Михаила XI века, также модифицированная в XVII–XVIII веках.
Кафедральный собор, посвященный Богоматери Успения, дошёл до наших дней совсем не в том виде, в каком был построен в середине десятого века. Повлияли пожары 1174 и 1234 года. В XV веке пытались перестроить собор в готическом стиле, из этого ничего особо не получилось. Нынешний барочный облик собор получил в 1745–1754 годах. От прежнего, романского, остались только две колокольни. Но и они несут на себе налёт барочной реконструкции.
В нижней части барочного фасада сделали портик и установили скульптуры на его резной карниз. Симметричные колокольни украсили часами, над ними надстроили барабаны с причудливыми крышами.
Интерьер полностью облицован мрамором, было использовано 33 вида этого материала. Высокий алтарь принадлежит руке мастера Теодора Бенедетти.
В соборе хранится несколько ценных картин, как например это изображение Богоматери в стиле поздней готики 1520 года.
Около 1750 года Пауль Трогер завершил монументальную роспись потолка на тему «Поклонение агнцу». Роспись, насчитывающая более 200 фигур, занимает площадь около 250 квадратных метров.
К северной стене Кафедрального собора примыкает приходская церковь святого Михаила. Она сохранилась неплохо, многие части церкви, особенно снаружи, XI века в романском стиле.
Уже упомянутая колокольня (Белая башня) и хоры — произведение готических мастеров XV века.
Интерьер же церкви прошёл барочной реконструкцией совместно с Кафедральным собором в середине XVIII века.
Его полностью покрыл своими росписями Йозеф Хаутцингер.
Чуть ли не самое удивительное место этого религиозного комплекса — внутренний двор собора, который был возведен вместе с собором в X веке.
Его тоже модифицировали не раз. Романская реконструкция дворика состоялась в конце XII века, своды сделали готическими в XIV веке, а в XV веке покрыли всё пространство под сводами прекрасными фресками.
Это место маст ту си! Фрески не кончаются галереями внутреннего дворика, они продолжаются в примыкающих к дворику часовне Богоматери и баптистерии Иоанна Крестителя. А в капелле святого Иоанна фрески вообще датируются 1080 годом.
Уникально. Такое скопления старых росписей в одном месте редко где встретишь.
Недалеко к югу от Кафедрального собора находится действующая семинария, построенная всё в том же 1750 году в стиле барокко.
От Кафедрального собора идём на запад. Попадается Колонна тысячелетия, которая возвышается с 1901 года, название говорит само за себя — тогда праздновали 1000-летний юбилей города.
Упираемся в Хофбург. Слово это навсегда ассоциируется с императорской венской резиденцией Габсбургов. Здесь же Хофбург — резиденция епископа XIII столетия, прошедшая модернизацию в эпоху Ренессанса.
Будущий дворец Епископа изначально был обычным замком, построенным в 1200 году. С тех пор сохранились часть внешних стен и ров вокруг замка.
В 1595 году кардинал Андреас Австрийский приступил к крупной перестройке замка. Внутренний двор этого массивного позднеренессансного здания, одной из самых красивых резиденций в Южном Тироле, после реконструкции мог похвастаться великолепными фасадами и интерьерами
Между арками скульптор Ганс Райхле разместил 44 терракотовых статуи, которые изображают членов семьи Габсбургов различных веков.
Может поэтому к замку епископа приклеилось название Хофбург? Всё же связь с Габсбургами прослеживается. Может быть. Но скорее и потому, что Габсбурги во дворце останавливались во время визитов в Южный Тироль, несколько залов принадлежало им.
Сад у стен палаццо сравнительно новый — его разбили только в 1831 году.
Внутри Хофбурга находится Епархиальный музей, основанный в 1901 году. Если кто-нибудь думает, что музей чисто религиозный и скучноват, то это не так. Да, здесь есть несколько залов, посвящённых церковной истории епархии, сокровищам собора и вертепам. Но в остальном это очень интересный художественно-исторический музей. Целых 35 залов здесь посвящено искусству, от Средневековья до современности.
10 залов посвящено история княжества Бриксен. В 7 залах находится мебель и фарфор, можно посмотреть и 10 комнат и залов, которые были отведены императорской фамилии Габсбургов.
Выйдя из Хофбурга, идём на север по улице Стадельгассе. По пути встречается маленькая церковь Святых Готтардо и Эрардо XIII века. И на ней видны следы перестройки в стиле барокко, похоже, что в XVIII веке были перестроены все религиозные обьекты Бриксена.
Через бывшие крепостные ворота мы вновь вышли на улицу Гроссе Грабен. Квадрат пройден. Осталось только дойти до автостоянки.
Вот такой маршрут получился на 2 часа. Не успели мы посмотреть Старую аптеку со знаменитым музеем, пройтись по Гроссе Грабен и Гроссе Лаубен, чтобы спокойно осмотреть ряд древних палаццо и прогуляться под средневековыми аркадами. Но в целом знакомство с этим интересным городом удалось, успели посмотреть основные памятники, посетить музей и даже купить итальянское мороженное.