Название этого города всегда меня интересовало. Проезжая в разное время на туристическом или рейсовом автобусе, вглядывалась в окрестности через окна, и ничего не видела. Какой такой Остров? Но ведь должна же быть причина!
Просматривая планируемый маршрут на машине, вспомнила об Острове и нашла на карте то место, откуда начался город. С крепости на острове, который образовался между двумя рукавами реки Великой.
Сначала деревянная, к 16 веку она была полностью перестроена в камне. Её стены достигали 10 метров высоты и более 4 метров толщины. «Зачем?» — спросите вы. А посмотрите на её расположение.
Западный рубеж Руси. Всегда оттуда поглядывали завистливым глазом. Тем, что ни пяди русской земли здесь не отдано, мы обязаны и островичам.
Первое летописное упоминание об Острове относится к 1341 году, когда из него во Псков пришёл отряд на помощь в борьбе с ливонцами. Неоднократно они нападали на Остров, но каждый раз встречали отчаянное сопротивление. Только в 1501 году во время Русско-литовской войны (1500–1503) войска Ливонского ордена после упорного штурма взяли крепость. Но ненадолго. Защищая город, погибло около 4000 жителей.
В 1581 году после трёхдневного штурма Остров смогли взять войска польского короля Стефана Батория. Однако через год, согласно Ям-Запольскому миру, город был возвращён России. В 1610 году крепость стала базой грабивших округу отрядов Лисовского. После завершения Северной войны (1700–1721), в которой шведам накостыляли, а Россия стала Российской империей, Остров потерял свое важное стратегическое значение, став со временем уездным городом Псковской губернии, тихо и мирно занимающимся торговлей льном, производством щетины и кож.
По генеральному плану города 1778 года на центральной площадь на северном берегу реки Великой был построен комплекс каменных торговых рядов. Значительно перестроенные, они сохранились до сих пор.
Вновь в центре военных событий Остров оказался в годы Великой Отечественной войны. С 4 по 7 июля 1941 года шли бои за город, но отстоять его не удалось. Лишь 21 июля 1944 года Остров был освобождён войсками 3-го Прибалтийского фронта. В городе помнят героев островского подполья. Здесь, на Базарной площади, 12 декабря 1942 года, согнав жителей, казнили молодых подпольщиц Клаву Назарову и Аню Иванову. Теперь площадь носит имя Героя Советского Союза Клавдии Назаровой, которая была руководителем группы подпольщиков-комсомольцев.
Какая центральная площадь в русском городе без церкви? И здесь есть собор Троицы Живоначальной. Она была возведена согласно тому же плану 1778 года, утверждённому Екатериной Великой, что и торговые ряды. Екатерина лично прибыла в Остров спустя 2 года после утверждения плана и пожертвовала на строительство собора 6000 рублей. Остальные деньги поступили от Островского уездного казначейства и жителей города. Через 6 лет приступили к строительству храма, а через 10 лет, в 1790-м, освятили.
А вот и главная достопримечательность — сам остров, соединённый с берегами реки Великой великолепными, но уже обветшавшими цепными мостами.
Скорей всего, цепные мосты не чудо, они есть во многих городах, но говорят, в России осталась единственная пара — в Острове. В конце 18 века начал застраиваться правый берег реки Великой. Чтобы попасть с одного берега на другой, использовались паромы и лавы — пешеходные мостки, которые разбирались в период весеннего половодья. В 1830 г. началось строительство дороги Санкт-Петербург — Динабург (Даугавпилс). По проекту она пересекала Великую в Острове, где предполагалось соорудить мост, сначала на деревянных плотах, а затем и полноценный двухпролётный с опорой посреди реки. Начались работы, но случился паводок. Он снёс полгорода и смыл заготовленные материалы. Мало того, оказалось, что дно реки в этом месте настолько прочное, что забить в него сваи невозможно.
Вид с моста на северный рукав реки Великой
Видно, куда во время паводка разливается река
Именно поэтому нужна была бессвайная конструкция. Выбрали вариант, предложенный штабс-капитаном, инженером путей сообщения и публичных зданий Михаилом Яковлевичем Краснопольским. В 1853 году по личному указанию Николая I началось строительство двух мостов по обе стороны от острова. В сентябре того же года они были открыты, император присутствовал на церемонии.
Оба моста одинаковой длины — 93,29 м, пролёты закреплены стальными подвесками на двух несущих цепях, перекинутых через гранитные пилоны высотой 9,82 м. Каждое звено цепи собрано из шести плоских элементов, соединённых между собой болтами через проушины. На вершинах пилонов установлены чугунные оголовки с роликами, компенсирующими тепловое расширение металла и изгибающие напряжения в столбах. Дополнительная жёсткость обеспечивается двумя фермами по всей длине пролетов.
В Острове поддерживают свадебные традиции. С мостами молодым повезло!
В 1926 году деревянный настил заменили на стальной. В 1944-м отступающие немецкие войска сильно повредили северный мост, но южный остался практически целым. Спустя всего год их снова ввели в эксплуатацию. После строительства объездной дороги мосты стали пешеходными. Исключение делается только для проезда легковых автомобилей, и то в случае крайней необходимости. На мотоциклах и велосипедах проезжают свободно.
Старинную крепость на острове увидеть уже нельзя. Остатки крепостных стен были использованы немцами для ремонта дорог и строительства плотины. А уже после войны местные жители разобрали и то немногое, что от неё осталось.
Однако не всё, что было внутри крепости, исчезло бесследно. Остров очень украшает старинный храм Николая Чудотворца, или церковь Николы в Застенье, с приделом Преображения Господня, построенный в 1541–1542 годах на территории уже исчезнувшей крепости.
Никольский храм считался «патрональным и соборным» до постройки в 1790 году Троицкого собора в Острове, некоторое вpeмя он был приписан к собору, а затем стал приходской церковью.
На берегу северного рукава Великой
Ничего особенного не заметили в этом храме? Я ведь не случайно написала, где северный рукав, откуда мы смотрим на храм… Наблюдательный читатель уже заметил, что апсидная часть, а значит и алтарь расположены не на востоке, как обычно, а на севере! Потом попыталась найти объяснение этому факту. По распространённой версии, алтарь указывает на Псков, по воле которого город Остров и появился как его южный форпост; туда ведёт прямая дорога на север, по которой мы продолжим наш путь.
Несмотря на возраст в добрые полтысячи лет, храм хорошо выглядит. Он был отреставрирован в 1960-х, действующий. Постройки вокруг него тоже выглядят значительно лучше жилых домов в городе. И очень злая собака на цепи. Лаяла так, когда мы обходили церковь, будто сейчас вывернется наизнанку.
Главной святыней храма была икона «Сошествие во ад», которая ныне находится в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге.
Есть ещё одно здание, бывшее на территории прежней крепости, в котором с 1856 года располагались службы цепного моста, затем — Островская таможня, с начала 20 века и до 2011 года — жилой дом. В декабре 2011 года здание было передано под Историко-краеведческий отдел Островского филиала Военно-исторического музея Псковской области.
Однако в музей зайти не удалось — понедельник! Во всех музеях выходной. Но на территорию зайти было можно. Но и смотреть там нечего, всё перекопано.
С северного моста открылась ещё одна красивая панорама — на Спасо-Казанский Симанский женский монастырь. Он находится за пределами острова, на южном берегу Великой.
Сделали попытку рассмотреть монастырь с территории за музеем, но…
На пожарную лестницу вход бесплатный!
Спасо-Казанский Симанский женский монастырь был основан в 1897 году на средства брата деда будущего патриарха Алексия I Павла Владимировича Симанского. Было бы интересно рассмотреть его поближе, но уже надо было продолжать путь.
Возвращались той же дорогой — по мостам, через площадь. За Троицким собором увидели ещё несколько памятников.
Братское захоронение участников Великой Отечественной войны
Стела в память о чернобыльцах и пострадавших при аварии на ПО «Маяк»