Сейчас я улыбаюсь про себя и думаю: «Наверняка вы пропускаете это слово — „тыдтуярык“, не читаете его и не можете произнести, а если будете писать какой-нибудь комментарий, то просто скопируете и вставите». Я не ошиблась?)))
Признаюсь, у меня и у самой поначалу не сразу получалось правильно выговаривать это трудно произносимое, на первый взгляд, слово. Но со временем я научилась это делать.
2
Естественно, возникает вопрос — что же оно обозначает?
Не существует однозначного толкования слова «Тыдтуярык». Многие названия небольших рек, ущелий, урочищ и т. д. воспроизводились на слух ввиду отсутствия письменности у местных народов. Впоследствии эти названия неоднократно переписывались, случались искажения и адаптации к русскому языку. Можно предположить несколько версий названия:
— принятое сегодня среди местных жителей толкование:Тыдтуярык — тополиное ущелье,
— в то же время, в бассейне реки Башкаус есть приток Туту-Ярык (южноалт.Тытту-Jaрык): тытту- с лиственницами, имеющий лиственницы; jарык- теснина, ущелье. Таким образом,Тытту-Jaрык — буквально ущелье с лиственницами.
Оба толкования оправдывают себя — тополя и лиственницы растут по берегам ручья в изобилии.
6
В 60-x и 70-х годах 20-го века в районе ручья производились геологические изыскания. О тех временах напоминают остатки старой технологической дороги, разбросанные по окрестным холмам шурфы и многочисленные пни спиленных деревьев.
6
2
Живность в Тыдтуярыке
В кэмпинг «Тыдтуярык — Golden Camel» смело можно приезжать с детишками — им точно некогда будет скучать! Еще бы — здесь столько живности, то и дело вертящейся под ногами. Давайте с ней познакомимся!
Паша и Сара — индюки, ходят исключительно парой. На вид Паша очень строгий, но когда он подал голос, я была несколько удивлена его несерьезностью, писклявостью. Я ожидала что-то посильнее, погрубее, побасистее. Но вот хвост у Паши роскошен. Как будто осознавая это, Павлунтий частенько торжественно поднимает его, распушая веером, будто Нарцисс, любующийся сам собой. Если ему кто-то не нравится или стоит у него на пути, то того человека Паша почти деликатно клюет в ботинок. Понятно и без слов. Ухожу-ухожу, вашество!))
6
Мартин и Марта — разгуливают по территории абсолютно свободно, причем частенько уже гораздо позже, чем окончились «Спокойной ночи, малыши», никак не реагируют на туристов, не бегают за ними, шипя и кусаясь. Причем ходят по дорожкам, а не напрямки. Правда, я никогда не напрашивалась на их ответную реакцию, а старалась пропустить этих полуночников вперед или обойти их стороной.
7
Но пока я готовила этот рассказ, из кэмпинга пришли печальные новости. Как рассказывает смотритель кэмпинга Леша Васильев, однажды он проснулся от того, что Мартин орет во всю дурнину: «Обычно, когда животные поднимают шум, нужно срочно одеваться и бежать на место событий. Так и сделал. Мартин ходит в одиночестве и орет, а гусыни даже следов нет. Нет также следов диких животных или борьбы, такое ощущение, что Марта просто взяла и свалила по тихой грусти, только не понятно каким способом. Поэтому сегодня мы с Серым и Подзорной трубой ходим по окрестностям и ищем пропажу или хотя бы намёк на причину таинственного исчезновения. …В общем, после 7 часового расследования, ситуация прояснилась. Марта была стырена лисой от ручья, в загон лиса не пошла, а подкараулила Марту, которая, ни о чем не подозревая, плескалась и утоляла жажду в ручье. Затем лисичка огрызла ей крылья и убежала в нору».
Пьер Бульон — очень не одинокий петух, у него цельный гарем и детей полный двор. Но и с ним тоже недавно приключилась беда. Как рассказал Алексей, «…прилетел ястреб, напал на молодого петуха, старый полез за него вступаться и погиб. Теперь есть петух без хвоста (ястреб выдернул) и целый таз перьев… ну и петушатины немного на черный день».
Портрет этой холеной красавицы можно сделать только очень крупным планом: стоит лишь начать движение к загону, где она содержится, как она тут же бежит навстречу в ожидании гостинца — кусочек хлеба или несколько сорванных прутиков ивы с радостью и благодарностью будут приняты из ваших рук и сжеваны тут же и сразу же. Благодарность выражается в том, что вы отойдете от забора сухим и чистым. Мне рассказывали, что если Дергелей чем-то недовольна, она плюется. Каждый раз я изо всех сил старалась угодить требовательной красотке. Получалось!
3
Как-то я оставила открытой дверь в комнату, где жила. И напрасно. Возвратившись, обнаруживаю в своей постели уютно примостившуюся в складках одеяла вот эту красотку.
8
Она ничуть не смутилась при моем появлении. Более того, посмотрела на меня строгим глазом, нахмурила бровки и наморщила лобик, не допуская даже мысли о том, кто в доме хозяин, вернее, хозяйка. Я не стала беспокоить непрошенную гостью, притулилась рядом на табуреточке. Видя, что я никак не реагирую, кошка тут же возмутилась, видимо, она ожидала бурные действия с моей стороны, приготовилась отражать нападение. А тут такой облом… Пришлось ей вылезти из постели и продолжать испытывать меня, расхаживая по моим ногам и ботинкам. Не найдя ожидаемого отклика в моих глазах и словах, кошка вскоре удалились, просочившись в щель между полотнами москитной сетки.
5
Честно говоря, я не очень люблю голых кошек, мне больше по душе белое, пушистое и веселое, что-то типа вот такого:
5
Это вполне себе позитивный котик Акташ, который не часто баловал меня своим вниманием, вернее, не баловал совсем. Пришлось использовать фотографию все того же Леши Васильева.
Животные кэмпинга очень любят ходить друг к другу в гости, особенно если пожрать.
2
Как написал Леша, «для Дергелей это последний обед в курятнике, потому что сегодня я радикально меняю планировку и дизайн помещения». И чуть позже: «Видимо в честь перепланировки курятника птички снесли памятное яйцо достоинством в одно яйцо».))
2
Приезжайте в кэмпинг «Тыдтуярык — Golden Camel» и посмотрите на весь этот зоопарк своими глазами!
…А я продолжаю рассказывать об окрестностях Тыдтуярыка, где я бродила нынче и в предыдущие годы.
…
Я гуляю в Кош-Агаче, в Кош-Агаче
Двигаясь по Чуйскому тракту, словно копье пронзающему Чуйскую степь, можно впасть в транс почтительного созерцания ее просторов и свободы, но внезапный гудок встречной машины мгновенно вернет вас с реальность. Это означает, что вы подъехали к Кош-Агачу — самому крупному районному центру в юго-восточной Алтае. Про Кош-Агачский район говорят, что он «самый загадочный, таинственный, наполненный истинной энергией и мудростью район Алтая». Здесь живет более 30 видов животных, занесенных в Красную книгу.
2
Здесь, в межгорной котловине на высоте почти полторы тысячи метров над уровнем моря, зафиксирован абсолютный температурный минимум -62 градуса по Цельсию в зимнее время и абсолютный максимум +38 градусов летом. Среднегодовая температура здесь -6,7, а среднемесячная температура января -32. Поселок Кош-Агач часто называют «полюсом холода». И это при почти полном отсутствии осадков — в Кош-Агаче за год выпадает всего лишь до 12 мм осадков в год. Район Чуйской степи считается самым засушливым районом не только Алтая, но и России. Учитывая суровые климатические условия, район Кош-Агача включен в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Несколько лет назад я удивлялась, что за место такое диковинное: повсюду стоят будто бы недостроенные дома:
1
3
Все оказалось просто. Из-за сухого климата и, практически, отсутствия осадков не было надобности строить покатые крыши. Поэтому кровлю делали плоской и засыпали землей. Но за последние несколько лет ситуация стала несколько иной, и не столько в связи с изменением климата, сколько просто дань моде — как только у кого-то появилась первая двухскатная крыша, тут же идея была подхвачена и растиражирована. Каждый думал: «У меня дом должен быть не хуже, чем у соседа»!
Повсюду в поселке я вижу голую землю — нет деревьев, ни кустарников, ни цветов. Но в некоторых дворах я заметила парники — заглянув в щель между досками забора, я обнаружила стеной стоящие зонтики созревшего укропа, через которые просматривалась, как мне показалось, помидорная и огуречная растительность. Наверняка, и печка стоит, ведь десятых числах сентября, когда я уезжала с Алтая, в Кош-Агаче обещали мороз до -8!
Здесь живут казахи и алтайцы (50/50). Их основные занятия — скотоводство: козоводство, овцеводство, коневодство, верблюдоводство там, где это возможно — в горах, вблизи небольших озер, которые имеют, в основном, термокарстовое происхождение и возникают по мере таяния многолетней мерзлоты.
Алтайцы — обобщенное название тюркоязычных народов Алтая, таких как телеуты, теленгиты (телесы), кумандинцы и тубалары. В монгольских источниках при династии Северной Юань упоминалось название тэлэнгид аймаг. В XIX веке исследователями были выделены две территориальные группы алтайцев: северные алтайцы — кумандинцы, челканцы, тубалары и южные алтайцы — алтай кижи, теленгиты, телеуты. Они отличались друг от друга по месту преимущественного расселения, по особенностям хозяйства, быта, социально-административного устройства, по времени и условиям вхождения в состав российского государства, по антропологическому типу и диалектам языка. Этническая культура южных алтайцев складывалась на основе кочевого и полукочевого скотоводства, у северных алтайцев она вырабатывалась в течение столетий на основе пешей охоты, таежного рыболовства, мотыжного земледелия и сбора диких съедобных растений, где скотоводство играло подсобную роль. По антропологическому типу южные алтайцы относятся к центрально-азиатской группе, северные — к уральской группе населения Сибири.
В поселке есть две достопримечательности — мечеть и православная церковь Первоверховных апостолов Петра и Павла. В реконструкции последней принимал участие Евгений Подольный, помощник в команде «AltaiDT.com» — тот самый, который в Тыдтуярыке организовал нам приготовление мяса на камне.
2
1
Детвора в Кош-Агаче — как и везде, веселая, озорная, маленькие девочки — обязательно с огромными капроновыми бантиками (кстати сказать, с такими же бантами я видела именно маленьких девочек и в Киргизии, и в Таджикистане):
1
2
В Кош-Агаче есть небольшой уличный базарчик и отличный магазин, где можно купить роскошные монгольские изделия из верблюжьей шерсти, шерсти яка и овцы, козьего пуха — жилеты, джемперы, блузоны мужские и женские, палантины, шарфики, носочки, шапочки и пр., очень теплые, практичные и симпатичные. Без покупки отсюда уйти просто невозможно! Единственным сдерживающим механизмом от безумной траты денежных знаков может явиться количество наличных в вашем кошельке. Зная это, я заранее определила и отложила сумму, которую позволила здесь оставить.
2
Если заранее договориться, то можно побывать в гостях у мастериц войлочных ковров — теплых, красивых, не пропускающих ветра. На Восточном Памире такие ковры изготавливают из шерсти яка. Он делается долго, а узор, который кладет мастерица, древен, семантика его сложна и запутана в веках — она говорит о вечности, неуничтожимости жизни, о том, что снова будет лето, и станут богатыми пастбища и сытыми яки, и будет благословенным дом… А здесь, наверное, такие ковры делают из верблюжьей шерсти. Очень хотелось купить домой эту красоту, но побоялась… моли:
1
1
Село Кош-Агач было основано в 1801 году русскими купцами и стало активно развиваться в 1820–1840-х гг. Практически, вся история села связана с развитием культурных и экономических отношений между Алтаем и Монголией, входившей до 1880-х гг. в состав Китайской империи. Кош-Агач являлся, по сути, последним пунктом скопления товара на пути в Монголию и Китай. Поэтому село росло и развивалось как торговый центр юга Горного Алтая.
На информационном портале «АЛТАЙ туристский» я нашла вот какую информацию про топонимику названия «Кош-Агач».
В XIX веке селение Кош-Агач монголы именовали «Хашаа-Модон», что в переводе на русский язык буквально означает: «хашаа» — двор, «модон» — лес, лиственница, т. е. дворы среди леса, или дворы среди лиственниц.
Кош-Агач располагается на стыке двух рек, Чуи и Чаганки. Здесь и вдоль берегов реки Чуи был небольшой лиственничный лес. Если смотреть на деревья, растущие по берегам Чуи, то они напоминают как бы завесу из леса. Поэтому теленгиты «Кош-Агач» называли «Кожо Агаш»: «кожо» означает занавес, «агаш» — дерево или деревья.
По О. Т. Молчановой Кош-Агач/Агаш — кош указывает не только на наличие пары предметов, но и на спаренный характер их географического расположения; агаш/агач — дерево; лес; подлесок. Кош агач/ агаш — буквально «пара деревьев».
В 1898 году В. В. Сапожников писал: «Самое имя „Кош-Агач“ значит „вьючные дрова“ от слов „кош“ — вьюк и „агач“ — дерево, этим названием хотят обозначить бедность леса в окружающей местности».
Таким образом, существует несколько версий происхождения названия «Кош-Агач» — завеса из деревьев, пара деревьев, вьючные дрова, побочное дерево, отросток. Но на очевидно одно: сегодня это уже не пара деревьев, а одно дерево — последнее на Чуйском тракте по пути в Монголию! И найти его особого труда мне не составило, пара вопросов местным жителям — и я уже стою рядом с этим раритетом:
5
Сайлюгемская Осень
Осенью дышит Степь, дышит спокойно и размеренно. Свинцовое небо прячет солнце, не дает ему возможности еще немного поласкать потухшие безжизненные травы. Мирно дремлет увядающая природа, нагоняет сон и на нас… Но мы не поддаемся чарам засыпающей и обволакивающей своей сонной негой Степи, а вырываемся из ее цепкого обаяния и движемся вперед, к горе Сайлюгем.
3
4
Повторяя изгибы извилистой дороги, мы забрались в распадок между отрогами хребта. Все, дальше только пешком. Мы идем по пересохшему руслу реки… Давно, видимо, она отшумела, пронеслась в своем древнем ложе и исчезла бесследно — вот уже и лиственницы поросли вдоль сухого русла. И лишь местами в низинке слышно, порой, будто бы вода под камнями журчит. Или мне это только кажется?
10
6
5
3
Здесь много интересных камней — полосатых, рисунчатых, с вкраплениями разных пород. Уж не золото ли это? Денис находит камень с рисунком, напоминающим дендрит, и мы все, словно дети малые, пытаемся найти что-то подобное.
1
3
3
Постепенно мы поднимаемся выше и выше по склону хребта. Вот и граница леса на исходе. Я запыхалась, пока забралась, и вижу: вся наша компания валяется в высокой сухой траве, ожидая меня. Я завалилась рядом с ними и поняла — не хочу никуда идти, только бы лежать на теплой земле, да смотреть, как ветер разрывает перину свинцовых облаков и неистово распихивает ее куски по разным частям неба.
2
5
7
7
13
4
Мы продираемся через заросли лиственниц, и их золотая хвоя непрекращающимся потоком сыплется в волосы, за воротник рубашки… Как потом отряхнуться от этих лесных подарков?))
8
7
Наверное, эта осень — одна из самых красивых в моей жизни, Сайлюгемская Осень.
В рассказе использованы фотографии Ксении Свобода, Дмитрия Борисова, Алексея Васильева.