Каждый раз, планируя автопутешествие, обязательно продумываю место (курорт), где мы остановимся для спокойного расслабляющего отдыха. На этот раз такими курортами стали Порторож (на 7 дней) и Блед (на 5 дней). Причём, отправляясь в дальний путь, мы каждый раз давали себе клятвенное обещание, что после ежедневных переездов, добравшись до курорта, мы обязательно поставим машину на «прикол» и начнём «бездельничать». Как правило, нас хватало на один день, после чего начинались разговоры на тему: «Куда бы съездить и что посмотреть». Просто лежать на пляже, загорать и купаться у нас никак не получалось, поэтому выбор курорта теперь у нас зависит от наличия интересных мест поблизости.
Поездка в Венецию из Порторожа у нас задумывалась ещё в 2006 году, но тогда помешала аномальная жара. В этот раз было принято решение: как только позволит погода — сразу в Венецию. Света с Колей от поездки отказались, а Лена с Варей были настроены также решительно, как и мы.
На третий день нашей «осёдлой» жизни, в шесть утра в нашем номере раздался звонок. Услышав голос своей дочери, для которой утро, как правило, начинается ближе к обеду, я потеряла дар речи. В трубке звучал бодрый голос: «Мы сходили на пляж, посмотрели на небо, там облака, так что сильной жары не предвидится — мы едем в Венецию?» Мне потребовалось не меньше минуты, чтобы окончательно проснуться, ущипнуть себя, чтобы убедиться, что это не сон, разбудить Гену и принять решение о поездке. Только после этого пришло понимание, что завтрак начинается с 9.00 и будить Лену с Варей раньше 7.00 просто неприлично. В 7 утра звоню Лене: «Вы едете в Венецию?», в ответ, спросонья: «Угу» — в начале десятого вся наша компания сбежала в Венецию.
От Порторожа до Венеции 190 км. Дорога комфортная, пейзажи радовали глаз и настраивали на романтическое настроение. В конце пути, проехав по мосту, соединяющему Венецию с материком, мы попали в жуткую кутерьму, которая нас немало позабавила.
В Венеции запрещено передвигаться на колёсном транспорте (включая велосипеды), поэтому при въезде в город находятся несколько крупных автостоянок. Как только в них заканчиваются места — доступ в город владельцам транспорта прекращается. Хотелось оставить машину как можно ближе, чтобы потом, неспешно прогуливаясь, дойти до площади Святого Марка — конечной цели нашей экскурсии. Первый и пока единственный раз, мы потратили на процесс парковки 50 минут!
В этот день на подъезде выстроилась очередь, на стояние в которой мы потратили примерно 10 минут, после чего, следуя в колонне, доползли до группки полицейских, которые одновременно с усердием дули в свистки, истошно кричали «Presto! Presto! Presto!!!» и активно жестикулировали — казалось, они готовы были собственными руками продвигать машины вперёд. «Дурдом» — подумала я. Доехали до первой парковки, у въезда красный свет — значит всё занято, двигаемся к следующей — зелёный, изучаем знаки при въезде — всё нормально по высоте проходим. Получаем талон — шлагбаум не открывается. В чём дело? Через динамики до нас доносится шумная итальянская речь. Слегка нервничая (ведь за нами внушительная очередь), ищем источник этих звуков. Через пару секунд, активно повертев головами, обнаруживаем в глубине паркинга в застеклённой будке, группу парковщиков, которые все вместе, одновременно пытаются нам что-то объяснить. Саша, используя английский, вопрошает, что вызвало столь бурное беспокойство — безрезультатно, в ответ только итальянский. В ход пошли жесты, из которых стало понятно, что наша машина не поместиться по длине. Назад дороги нет — очередь, только вперёд через паркинг. Пришлось въехать, немного понервничать, что на выезде с нас потребуют плату, но всё обошлось — автомат поглотил наш талон, шлагбаум открылся и нас выпустили.
А дальше дорога одна — разворот, по мосту на материк, снова мост и в очередь — на этот раз уже минут на 15–20. Картина повторяется — свисты, крики, жесты. Саша пытается вступить в диалог с полицейским и задать вопрос, до какой парковки нам лучше ехать, поскольку в одну из них мы не помещаемся по длине. В ответ, активно размахивая руками, не выпуская свистка изо рта и не прекращая свистеть: «Там всё большое!» и снова: «Presto! Presto! Presto!!!» Вспомнились строки: «И так весь мир вертИться!» Едем. Первая парковка закрыта, вторая не подходит, едем дальше — мест нет, в районе автостанции разворачиваемся и понимаем, что нам снова на мост. Натыкаемся на возмущённо-ошалелого немца, который остановил машину под запрещающим знаком и, разводя руками, хлопая ими по коленям, пытается, задирая голову вверх, выяснить у Всевышнего, куда ехать.
В третий заход, отстояв ещё раз очередь, не доезжая до полицейских, даём вправо и едем в сторону порта, где располагается крупный многоэтажный паркинг. Ещё раз убедились в правильности пословицы: «Что ни делается — всё к лучшему!» Да, мы не смогли, как хотели, осуществить пешую прогулку по улицам Венеции до Площади Святого Марка, но зато совершили не менее увлекательную поездку на вапоретто по Большому каналу.
1
Получилось очень удобно — сразу на выходе из паркинга располагаются автоматы и кассы, где можно оплатить паркинг и приобрести билеты на вапоретто. Цена билета на вапоретто до площади Святого Марка 6,50€. За парковку заплатили 15€ (машина стояла 6 часов). Небольшой совет — запоминать этаж и номер парковочного места. Забирая машину, видели семейство туристов, уставшее от безуспешных поисков своей машины.
О, Венеция, город влюбленных!
Ты — подлунного мира венец!
Жарче тысячи Солнц раскаленных,
Здесь горение юных сердец.
В далёкие студенческие годы, обращаясь к истории при изучении баркарол (венецианских песен гондольеров), обратила внимание, что поэты и писатели в своих произведениях одаривали Венецию довольно странными эпитетами. Посудите сами — «размокшая каменная баранка», «огромный заброшенный дом, без хозяина», «плавучая галерея на клоаке», «незабальзамированная красавица», «город-паразит», «гениальное безумие» — это всё о Венеции. Последняя фраза принадлежит Герцену, который, как мне кажется, написал совершенно точно: «Великолепнее нелепости, как Венеция, нет. Построить город там, где город построить нельзя, — само по себе безумие; но построить так один из изящнейших, грандиознейших городов — гениальное безумие». По себе поняла — не только понять, но и почувствовать смысл этих слов, можно только побывав в этом удивительном городе.
Следуя по Гранд-каналу мы молча любовались этой противоречивой красотой, в которой сочетается великолепие, пошарпанность и заброшенность, пытаясь сфотографировать каждое здание.
1
2
5
2
3
2
2
3
3
Добравшись до нужной остановки, пробираясь через толпу людей и сувенирные лавки, дошли до Площади Святого Марка.
1
То, что мы увидели, поразило воображение — шум, гам, экскурсоводы с табличками и зонтиками, точащими вверх, группы туристов, пытающихся услышать их рассказ и не заблудиться в этом броуновском движении. А ещё голуби, летающие и сидящие где попало, включая столики уличных кафешех, за которыми, как ни в чём не бывало (будто вокруг тишина и покой), повернувшись лицом к снующей толпе, сидят посетители. Да, самое главное — невероятное количество архитектурных шедевров на один квадратный метр. На фото Дворец Дожей.
1
1
1
1
4
«- А площадь Святого Марка — это там, где много голубей и где стоит такой громадный собор, вроде шикарного кинотеатра?» — эти слова принадлежат Эрнесту Хемингуэю.
Захотелось сбежать из этой суеты. Может быть поэтому, а может быть из-за банального «если вы не прокатились на гондоле, значит, вы не были в Венеции», родилось желание, которое сначала было отвергнуто всей компанией. «Ты что, страшно» — услышала я в ответ. «Ребята, я, единственная из всей компании, кто не умеет плавать. Ну, давайте, хотя бы узнаем, сколько это стоит». Узнали и…, как-то само собой оказались сидящими в гондоле. «Кто не испытывал мгновенного трепета, тайной робости и душевного стеснения, впервые или после долгого перерыва садясь в венецианскую гондолу?» — писал Томас Манн.
1
4
4
2
До сих пор самые романтические и упоительные воспоминания именно от этой прогулки. Хоть на каналах в Венеции такие же пробки, как и на дорогах крупных городов, вокруг царило умиротворение, спокойствие и тишина, нарушаемая только плеском воды и громким горловым криком гондольеров, который они издают, когда оказываются перед перекрёстком, чтобы не столкнуться с другой гондолой.
Во время прогулки прониклась уважением к этой профессии — непростой труд. Кому интересно, немного информации, взятой из Интернета: «На первый взгляд эти лодки одинаковы, но на самом деле каждая из них делается под конкретного человека — гондольера (они работают только на собственных лодках). Как правило, эта профессия передается по наследству, но в виде исключения её можно получить и за другие заслуги (например, победив в „Исторической регате“). В любом случае, для того чтобы получить право управлять гондолой, необходимо проучиться на специальных курсах гондольеров 9 месяцев и сдать серьезные экзамены: по управлению лодкой, по иностранному языку и по истории Венеции. Только после этого мэрия рассмотрит заявку соискателя на получение престижной лицензии. Количество лицензий на работу гондольером в Венеции жёстко ограничено — 425. Лицензии могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто. Наибольшие шансы — у уроженцев Венеции. Ну и еще надо быть мужчиной, так как женщин на эту работу не берут. Нынешние гондольеры в основном молодые парни, очень редко можно увидеть мужчину в годах».
У нас был как раз тот самый редкий случай — гондолой, на которой мы совершали знакомство с Венецией, управлял «мужчина в годах» атлетического телосложения.
2
Работал он красиво, сопровождая прогулку рассказами об окружающих нас мостах и зданиях, смешивая при этом итальянский и английский языки. Странно, но было всё понятно. Постепенно стала замечать, что стоит только появиться нашей лодке, все суда (не только гондолы), находящиеся в этот момент на канале, как по мановению волшебной палочки, начинали прижиматься к стенам зданий, давая ей дорогу. Сначала решила, что мне показалось. Тихонечко поделилась своими наблюдениями с ребятами, после чего заметили все — так и есть. С ним многие здоровались, иногда даже с лёгким поклоном. «Вероятно всё дело в личности гондольера» — предположили мы, ведь никаких отличительных знаков на лодке и в костюме гондольера мы не нашли — разве только большой голубой платок, заткнутый за пояс и развивающийся на ветру. Вообщем, мы так и не поняли, с чем это было связано, а спросить, как-то не решились. Приехав в Питер, засунула свой нос в книги и справочники, попутешествовала по просторам инета, но так и не нашла ответа. До сих пор «мучает» любопытство…
2
1
1
2
2
3
1
1
2
4
После полуторачасовой прогулки мы вернулись на площадь, ещё немного погуляли, приобрели сувениры и отправились в обратный путь.
3
Интересный момент — после прогулки, гондольер быстро обследовал лодку и вернул выпавшие из кармана деньги и видеокассету.
На обратной дороге первые 15–20 минут в нашей машине была тишина. Потом я поделилась со всеми своими чувствами: «чем дальше мы отъезжаем от Венеции, тем она мне больше нравиться». Как оказалось, на тот момент все чувствовали то же самое.
Не так давно наткнулась на слова Трумэна Капоте: «Венеция — все равно, что коробка шоколадных конфет с ликером, съеденная за один присест». Вот уж точно сказано!
О, Венеция, сказочный город!
Ты для радости в мире живешь,
Всех одаришь Любовью, кто молод,
Всем влюбленным ты счастье даешь!
Возвращаясь в Порторож, заглянули в придорожное кафе, вкусили пиццу, отведали итальянского вина и купили пару бутылочек с собой.
Порторож (24.07., день тринадцатый)
В этот день мы решили прогуляться в соседний Пиран. Хоть он и находится в Словении, это были самые настоящие итальянские впечатления, ведь этот древний городок, основан итальянцами. Мы шли, не спеша, вдоль моря по живописной дороге.
1
1
Остановились на короткое время возле удивившего нас транспорта — думала, что такое «чудо» можно встретить только у нас:)
1
Наконец-то появился мыс, на котором уютно расположился Пиран. Старые кварталы города окружает вода, и это придаёт ему сходство с Венецией.
2
3
1
1
От центральной площади города «разбегаются» извилистые улочки, но заблудиться в их лабиринте вряд ли получится — здесь вы любыми путями выйдите к морю. Старинный рыбацкий порт действует, по сей день.
1
1
Денёк выдался жаркий, солнце пекло нещадно. Пришлось приобрести шляпку из итальянской соломки, которая впоследствии спасала меня ни один раз.
На холме возвышается огромный Кафедральный собор. А ещё сохранились городские стены, с которых открывается отличный вид на старый город и Адриатическое побережье.
5
1
1
1
Есть немало других достопримечательностей, но нам больше всего приглянулась овальная площадь, где установлен памятник Джузеппе Тартини — известного композитора, скрипача и теоретика музыки. Кстати площадью это место стало с конца XIX века, а до этого времени здесь было продолжение гавани, которая глубоко врезалась в город.
1
1
1
5
2
1
Так же, не спеша, мы вернулись назад, мысленно прощаясь с Адриатическим побережьем — завтра нам предстоит дорога в Альпы, к горному озеру Блед.