Следующий номер запланированной программы — музей Сваровски. Для начала историческая справка из путеводителя: «Началась хрустальная сказка в 1891 году. Уроженец чешской Богемии — знаменитого края хрустальных дел мастеров — никому не известный скрипач Даниэль Сваровски изобрел машину, позволявшую обрабатывать драгоценные камни и кристаллы из хрусталя в большом количестве и с отменным качеством. Но конкурировать с местными мастерами 29-летний изобретатель не стал, а перебрался в Австрию, где в 1895 году основал в маленькой тирольской деревушке Ваттенс завод по производству изделий из хрусталя, имитирующих драгоценные камни. В то время подобные изделия стали широко применяться для отделки модной одежды и аксессуаров. За несколько лет Даниэль смог довести технологию огранки и шлифовки кристаллов до совершенства. А в 1911году Сваровски вместе с сыновьями сумели найти оптимальное сочетание исходных смесей для варки хрусталя сверхъестественной прозрачности. Они были уникальны. Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Модницы Парижа и Санкт-Петербурга, куда Даниэль Сваровски отправил первые образцы украшений, пришли от них в полный восторг. Заказы на хрустальные „бриллианты“ посыпались как из рога изобилия. Пройдут годы, и бижутерия фирмы станет элементом вечерних нарядов Марлей Дитрих и Джерри Холл, сценических костюмов Майкла Джексона и Тины Тернер. Модные дома — Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран украшают ею свои платья».
Прочитав информацию о музее и отзывы его посетителей в Интернете, была готова к тому, что мы увидим коллекцию изделий, произведённой на этой фабрике, но всё оказалось совсем не так…
Об этой достопримечательности очень сложно писать, из-за диаметрально противоположных впечатлений. До сих пор в голове и душе откровенный знак вопроса. Когда меня спрашивают: «Стоит ли его посетить?», однозначно ответить не решаюсь. Спустя несколько лет, после неоднократных воспоминаний об этом походе, мне стало понятно одно — туда нужно идти подготовленным, чтобы получить положительные эмоции, т. е. в данном случае вариант «потом сюрприз будет» не подходит. Это не совсем музей, я бы даже сказала, совсем не музей. Не знаю, правильно ли я поняла и прочувствовала идею создателей, но всё-таки изложу её в этом дневнике.
После посещения у всех нас было одинаковое настроение — нас обманули. Только значительно позже знак «минус» этого обмана у меня сменился на знак «плюс». Ведь весь мир Сваровски — это удивительный по красоте обман! Что такое кристаллы Сваровски? Это не совсем алмазы или, точнее — совсем не алмазы, а их гениальная имитация из хрусталя. Попадая в мир Сваровски, вы уходите из реальной жизни в её имитацию и попадаете в мир, находящийся между мечтой и действительностью — тут всё искусственное, не настоящее, волшебное, иногда ужасное и шокирующее, как в любой сказке и фантасмагории. Ощущение, что ты находишься внутри сна, где реальность граничит с нереальностью, где во всём присутствует волшебный обман. Но ведь кристаллы Сваровски — это тоже обман… все знают, что это не алмазы, но всё равно покупают,… есть в них что-то манящее и притягательное. Вообщем, отправляясь в подземный мир Сваровски, нужно либо представить себя Алисой попадающей в неизвестность зазеркального мира, либо просто сказать: «это сон» и…шагнуть в калейдоскоп ощущений.
Необычности будут подстерегать вас ещё на подходе. Сначала вы обнаруживаете сверкающую кристаллами надпись «YES TO ALL».
1
А дальше,… на земле на фоне сказочных Альп возвышается гигантская голова, изо рта которой низвергается водопад, а вместо глаз два огромных кристалла — это и есть вход в пещеру «Хрустальные миры Сваровски».
2
1
1
В подземную сокровищницу ведёт стеклянный тоннель. На его стенах выгравированы стихи знаменитых поэтов, в которых встречается слово «хрусталь» или «кристалл». Вообще, произведения искусства знаменитых художников, поэтов и композиторов, преимущественно работающих в стиле модернизма, сюрреализма, экспрессионизма и т. п., умело вплетены в хрустальные фантазии, сопровождаемые игрой цвета и света.
В вестибюле находится самый большой огранённый кристалл в мире весом 300.000 карат (занесён в Книгу рекордов Гиннеса),
1
кристальная стена высотой 11 метров и длиной 42 метра и «памятник» любимому коню индийского махараджи, убранство которого сверкает тысячами кристаллов.
1
Далее мы попали в комнату, которая производит шокирующее и немного пугающее впечатление. В тёмном помещении звучит индустриально-механическая музыка, под которую внезапно начинают «оживать» безжизненные предметы, поочерёдно попадая под освещение прожекторов: танцующие ноги, которые одеты в брюки, украшенные кристаллами;
манекен-«расчленёнка», который сначала ходит по кругу, затем разлетается на части, после чего снова собирается в манекен и замирает на месте;
парочка джентльменов, сидящих за столом и начинающих кружиться с бешеной скоростью.
А ещё рубашки, рубашки,… много рубашек — они летают над головой и двигаются за стеклянной витриной. Помню, мы стояли и ждали, что же будет дальше,… а дальше всё повторилось по кругу. Пожав плечами, мы пошли вперёд.
Недавно, читая книги «Алиса в стане чудес. Алиса в Зазеркалье» своему внуку, вновь вспомнила свои ощущения и мысли, вынесенные из этой комнаты. Для их иллюстрации приведу, два диалога:
«- Ты… кто… такая? — спросила Синяя Гусеница.
— Сейчас, право, не знаю, сударыня, — отвечала Алиса робко. — Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась.
— Что это ты выдумываешь? — строго спросила Гусеница. — Да ты в своём уме?
— Не знаю, — отвечала Алиса. — Должно быть, в чужом»
«Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в своём уме, и ты и я
— Откуда вы знаете, что я не в своём уме? — спросила Алиса.
— Конечно, не в своём, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?»
«…здесь всё так запутано… ничего не понимаю…»
Дальше нас ждала ещё одна чудо-комната, в которой мы испытали фантастические ощущения. После узкого тёмного мостика на нас обрушился простор сияющих стен — мы обнаружили себя внутри огромного кристалла.
2
Полное впечатление бесконечности! Эту иллюзию создают 590 треугольных зеркал, в каждом из которых ты видишь своё отражение.
1
Освещение и цветовая палитра постоянно меняются, а все звуки (даже малейший шорох), отражаясь от стен, звучат мелодичным эхом и сплетаются в фантастическую мелодию. Кстати, Даниэль Сваровски всегда требовал от работников, чтобы в кристаллах от его фирмы была слышна музыка.
1
2
1
В этой комнате у нас получились интересные фотографии, на которых Коля сначала есть, а потом частично растворяется…
1
1
Затем последовала череда комнат, в которых представлены довольно интересные и не совсем обычные предметы, постичь философский смысл которых, с первого раза не всегда возможно.
1
1
1
1
Например, растение, поедающее кристаллы.
1
Дерево, у которого листья превращаются в бабочки.
1
2
1
1
Предметы, с которыми великан путешествовал по миру: посох,
кольцо,
1
перчатки и гармонь, которая, «оживая», начинает играть различные мелодии.
А вот танцующую пару солнца и месяца до конца разглядел Коля в процессе создания фильма о нашем путешествии — на оборотной стороне солнца возникает череп с ужасным оскалом.
1
Тоннели, арки и причудливые «скалы» из фанеры и картона, на которых нанесены сюжеты картин, «играющих» с помощью цвета и света. Свет, кстати, будет сопровождать и каждый ваш след, так что обратите на это внимание.
1
2
1
1
А ещё там «живёт» медуза, которая потрясает своим сверканием.
1
Но не менее удивительное зрелище в этой комнате оказалось над нашими головами. Сначала мы ничего не заметили. Саша сделала несколько снимков, увидела, что на них получилось, и воскликнула: «Смотрите, что тут оказывается наверху!» Задрав головы, мы увидели где-то очень высоко стволы деревьев, внутри которых были светящиеся ядра. Странно, но на фотках эти стволы нависают совсем низко…
1
2
На выходе нас ждал огромный магазин, где, если позволяет кошелёк, можно обзавестись уникальными изделиями с фабрики Сваровски.
1
1
1
1
1
1
1
Входной билет 9,50€. Перед входом в пещеру где-то размещена фотокамера. Покидая музей, если есть желание, можно приобрести фотку за 4€.
После музея мы с удовольствием погуляли по парку,
1
2
1
поднялись на смотровую вышку,
1
поплутали в лабиринте,
1
1
покатались на качелях,
отдохнули и отправились в Инсбрук.
Вечером мы побаловали себя ужином в стилизованном под средние века ресторанчике
1
1
и совершили прощальную прогулку по Старому городу.