На выходе с Мамаева кургана я наткнулся на зазывал, предлагавших отправиться на прогулку по Волге на кораблике. В числе прочего они упирали на то, что их кораблики оснащены какой-то «сплит-системой». Что это за система? Надо было проверить :)
На выходе с Мамаева кургана я наткнулся на зазывал, предлагавших отправиться на прогулку по Волге на кораблике. В числе прочего они упирали на то, что их кораблики оснащены какой-то «сплит-системой». Что это за система? Надо было проверить :)
Всех, кого удалось собрать, усадили в микроавтобус, и мы поехали к пристани, что расположена в центре города. Когда погрузились на кораблик, стало понятно, что у них тут называют сплит-системой. Это оказался банальный кондиционер. Непонятно, почему было не сказать об этом прямо. Тоже мне бордюр и поребрик :)
Тем временем кораблик поднимался вверх по Волге, мы ушли от центра города и вскоре поравнялись с музеем-панорамой Сталинградской битвы. Вот это белое круглое здание и есть панорама. Именно такую высокую конструкцию Вучетич отказался строить рядом с фигурой Родины-матери на Мамаевом кургане.
Далее пошли новые районы, посреди которых вдруг возник мост. Единственный в городе мост через Волгу, кстати. Его построили всего несколько лет назад, а до этого ни одного моста в Волгограде не было, весь транспорт в советское время ходил через плотину ГЭС в городе Волжском.
А открытие моста сопровождалось скандалом. Вскоре после его запуска длинные пролеты под действием ветра начали колебаться, из-за чего мост тогда прозвали «танцующим». Боялись, что он рухнет, но мост выдержал. Строители потом укрепили его, и мост вроде как танцевать перестал. Сейчас же, судя по всему, мост собирались расширять.
А дальше мы вышли на траверз Мамаева кургана. Вдали возвышалась Родина-мать, на берегу же Волги вовсю шло строительство стадиона «Волгоград-арена». До открытия чемпионата мира по футболу оставалось еще два года:)
Поскольку дальше уже ничего интересного не было, мы развернулись и пошли в обратную сторону
На кораблике тем временем играла музыка, экскурсанты заказывали еду и напитки. ВИДЕО № 4
И вот мы снова проходим мимо музея-панорамы. «Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева». А сейчас здесь обычный пляж.
А движение на Волге довольно интенсивное. Мимо то и дело проходили вот такие огромные баржи.
А у речного вокзала стоял, пришвартовавшись, речной круизный лайнер «Афанасий Никитин». Да, я вот тут подумал, что отправиться в круиз по Волге это было бы интересно. Кстати, завтра этот лайнер будет уже в Астрахани, и там мы с ним опять встретимся :)
Но вот экскурсия по Волге заканчивается. Мы подходим к набережной.
Лестница у речного вокзала. На набережной развернут парк аттракционов.
Лестницу, ведущую с набережной наверх в город, обрамляет архитектурный ансамбль из двух портиков — Пропилеи
Фонтан «Искусство»
А дальше я пешком пошел в сторону Панорамы. По дороге сфотографировал такую рекламу. Мясокур:) Что курили ее создатели? :)
Итак, музей-панорама «Сталинградская битва». Второй по значимости объект в Волгограде, посвященный Сталинградской битве. Руины из красного кирпича, стоящие перед зданием панорамы, это бывшая мельница Гергардта. До войны здесь помимо собственно мукомольного комбината располагалось еще несколько предприятий пищевой промышленности. В ходе Сталинградской битвы здесь несколько месяцев держали оборону советские части.
А на лужайке у мельницы располагается фонтан с детьми, танцующими вокруг крокодила, ставший одним из символов Сталинградской битвы. На самом деле это, конечно, реплика. Оригинальный фонтан, переживший войну, не сохранился. Но почему крокодил? Что за странная сцена? А это иллюстрация к стихотворению К.Чуковского «Бармалей». Сюжет там довольно глючный. Дети не послушали взрослых и пошли гулять в Африку. Там они попали в плен к злому разбойнику и людоеду Бармалею. Им пытался помочь доктор Айболит, но Бармалей схватил и его. А спас всех крокодил, проглотивший Бармалея по просьбе Айболита.
Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!
Рада, рада,
Рада, рада
Детвора,
Заплясала,
Заиграла
У костра:
«Ты нас,
Ты нас
От смерти спас,
Ты нас освободил.
Ты в добрый час
Увидел нас,
О добрый
Крокодил!
Правда потом добрые дети упросили крокодила отпустить Бармалея, тот обещал исправиться, и дети взяли его с собой в Ленинград. Вот это они конечно зря:)
Собственно таких фонтанов, изображавших победу детей над Бармалеем, тогда перед войной в СССР построили несколько. Фонтан же в Волгограде, стоявший у вокзала, прославился тем, что его снял один из фронтовых корреспондентов, и опубликованное в советских газетах, это фото стало символом ужасов войны.
Во время реконструкции города фонтан восстанавливать не стали, так что долгие годы он существовал лишь на старых фотографиях. Но в 2013 году, во время празднования 70-летия победы под Сталинградом, были построены сразу две реплики. Одна — у мельницы Гергардта, а вторая — на площади у вокзала.
А мельницу Гергардта, если честно, я тогда принял за руины знаменитого Дома Павлова. На самом деле Дом Павлова стоял на другой стороне улицы. Сейчас от него, правда, остался только один угол. Вот он на Google Street View.
А теперь пройдем в музей. У входа здесь выставка военной техники. Советская техника традиционно выкрашена в цвет хаки, немецкая — в серый «фельдграу».
Помимо танков и самоходок времен войны здесь есть и более современная техника
Посреди площади стоит одинокий Т-34 ранней модели
На табличке написано, что это Т-34-76, но я бы скорей сказал, что это Т-34 конструкции 1941 года. Довольно редкий экземпляр, надо сказать.
В 1942 году, когда разгорелась Сталинградская битва, танки Т-34 уже были более современного вида
Немецкая техника. На заднем плане — противотанковая 50-мм пушка Pak 38.
А это уже внутри музея. Знаменитая «сорокапятка» — советская противотанковая пушка калибра 45 мм.
Надо сказать, музей организован хорошо, по-современному
Одно из основных советских орудий — 122-мм гаубица М-30
85-мм зенитное орудие 52-К
На нижних этажах устроено несколько небольших диорам, изображающих разные моменты Сталинградской битвы. Мне поначалу показалось, что вот этот немецкий танк изображен каким-то нарочито квадратным. Но нет — это PzKpfw IV Ausf F2 производства как раз 1942 года.
А вот здесь изображен бой на берегу Волги. На заднем плане как раз видна мельница Гергардта.
С Волги высаживаются подкрепления
А на этой диораме, насколько я понимаю, изображен рейд корпуса Баданова на немецкий аэродром в станице Тацинской. Тогда советские танкисты, пройдя более 200 км по тылам противника, разгромили аэродром, с которого снабжалась окруженная группировка Паулюса. Прямо на земле было уничтожено несколько десятков транспортных самолетов.
Но пора идти к самой панораме. Она расположена во внутренней части здания, на верхнем этаже.
Ведет туда вот такая лестница
И вот наконец смотровая площадка, откуда открывается вид на панораму. Система та же, что и в Севастополе — ходишь по кругу и смотришь на эпическое полотно, развернутое вокруг на все 360 градусов.
Кстати, а вы в курсе, с кем сражались советские воины? С немцами? Заходим на Википедию и читаем. Оказывается, помимо нескольких немецких армий, под Сталинградом воевали также 2-я венгерская армия, 8-я итальянская, а также 3-я и 4-я румынские армии! Это не считая более мелких соединений из других стран. Целый гитлеровский евросоюз!
Но все же, как же так вышло, что в 1941 году советские войска оказались разгромлены и к 1942 году откатились к Сталинграду и Кавказу? Только ли внезапность нападения была тому причиной?
Историческая наука не стоит на месте. Сегодня крупнейшим в России специалистом по истории Великой Отечественной войны является Алексей Исаев. И у него на тему катастрофы 1941 года уже вышло несколько книг, в которых он объясняет, что произошло. Если кому лень читать, на Youtube есть огромное количество роликов с его выступлениями.
Если в двух словах, основная причина поражения в 1941 году — упреждение в развертывании войск. Заранее отмобилизованная и уже несколько лет ведущая войну немецкая армия, уже никого не стесняясь, выстроилась у границы в невероятно плотных порядках. Советские же дивизии вместо положенных по уставу 10 км были растянуты по фронту на 30–40 км. И когда немцы ударили, их было просто не сдержать. Считалось, что подходящие из глубины страны войска смогут помочь армиям первого эшелона, но они просто не успевали этого сделать и следом сами оказывались под ударом.
Но почему было не объявить мобилизацию и не развернуть советские войска аналогично? Ага, чтобы Германия тут же обвинила СССР агрессором? Да немцы и японцы только и ждали такого повода. А как повели бы себя в этом случае будущие союзники? Заключили бы с Германией мир? Или вообще встали бы на ее сторону?
А еще Германия была намного более промышленно развитой страной, нежели СССР. Даже несмотря на гигантский скачок, сделанный в ходе индустриализации. Как там сказал Сталин в 1931 году — «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Да, за 10 лет было сделано невероятно много, но все равно недостаточно, чтобы сравняться. Тем более, что к началу войны уже почти вся Европа лежала под Гитлером. А Англия и США до самого последнего момента охотно обменивались с Германией технологиями.
А что насчет политической обстановки? Кто реально боролся с Гитлером, а кто ему помогал? Тут я люблю приводить цитату из одной очень известной, но находящейся под запретом в большинстве стран книги — «И вoт, eсли мы учтeм всe этo и спрoсим сeбя, гдe жe тe гoсудaрствa, с кoтoрыми мы мoгли бы вступить в сoюз, тo мы дoлжны будeм oтвeтить: тaких гoсудaрств тoлькo двa — Англия и Итaлия». Это было написано в 1925 году. А уже в 1938 году произошла вот такая «встреча на высшем уровне». Как говорится — это все, что вам надо знать о предвоенной политике западных держав. И вот кто здесь больший Бармалей?
Вообще, если судить по количеству совместных фото различных британских деятелей и германских нацистов, именно Англия была главным союзником Германии. Так что нам еще, можно сказать, повезло, что англичане в итоге оказались на нашей стороне.
Но ладно, не буду углубляться в историю, это явно выходит за рамки туристического рассказа. А потому спускаемся вниз:)
Рядом со зданием панорамы выставлен фрагмент эшелона с военной техникой. Открытая платформа с полевой кухней, цистерна, «Катюша» на платформе. Сразу за парозом стоит НТВ — «нормальный товарный вагон», в просторечии — «теплушка». Мог быстро переоборудоваться для перевозки войск. Стандартная вместимость — 40 человек или 8 лошадей.
Но пора было ехать дальше. Вернувшись на метротраме в центр города (идти пешком уже не было сил), я направился в сторону вокзала.
Вокзал здесь рядом. Красивое здание с высоким шпилем напомнило мне вокзал в Петрозаводске.
А теперь расскажу, как я на поезде ехал в Астрахань. Когда я пришел на вокзал, поезд уже стоял на перроне, посадка была открыта. Однако, зайдя в вагон, я обнаружил, что там ужасная жара. Пришлось ждать на улице. Пожилая проводница успокаивала — вот поезд тронется, я включу кондиционер, а пока стоим, он не работает.
Наконец пришло время отправления. Пассажиры уселись, и мы поехали. Однако прохладнее в салоне не становилось. Поезд в городской черте ехал медленно. Опять появилась проводница, и на вопросы, когда же заработает кондиционер, стала что-то говорить насчет того, что вот выедем за город и там разгонимся, тогда и кондиционер заработает на полную мощность. Это уже было не смешно.
Народ стал вставать и проверять решетки кондиционера. Воздух оттуда вроде как дул, но очень слабенько. Опять стали жаловаться проводнице. Было видно, что она просто не знает, как наладить кондиционер. Выручили парни из числа пассажиров. Они сказали, что учатся в железнодорожном техникуме и вызвались помочь проводнице. Вскоре сверху повеяло прохладой. Ура! А то ведь на улице было сильно за 30, и если бы кондиционер не включился, мы бы там все умерли. Особенно учитывая, что в современных вагонах окна не открываются!
Вобщем, вот так закончился мой день в Волгограде. А дальше будет два рассказа про Астрахань, которые я опубликовал еще в прошлом году.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход
Оглавление всего проекта —
День 1. На двухэтажном поезде в Коломенское. С китайцами
День 2. Родина-мать зовет! || Бармалей и Сталинградская панорама
День 3. Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход || Астрахань — город мечетей