В первой заметке я уделил больше внимания удивительным женщинам, которые носят в губе тарелки и зарабатывают деньги на любопытных туристах Южная Эфиопия — деревня племени Мурси ч.1
В первой заметке я уделил больше внимания удивительным женщинам, которые носят в губе тарелки и зарабатывают деньги на любопытных туристах Южная Эфиопия — деревня племени Мурси ч.1
Сегодня поговорим о мужчинах.
Племена долины реки Омо произвели на меня неизгладимое впечатление. Все эти люди находятся с нами на одной планете, но при этом живут по совершенно другим законам.
Мурси, относящееся к нилотской этнической группе, самое известное и, как многие утверждают, опасное племя.
В нашем случае агрессивными были только приставучие женщины во время процесса фотографирования. Мужиков до определённого момента вообще не было видно. Одни сидели в стороне, другие, лениво прислонившись к деревьям, издали наблюдали за всем происходящим вокруг.
Несколько раз в интернете видел ролики как взрослые парни мурси словно детишки хлопают в ладоши, проговаривают считалки и очень любят свои игрушки — автоматы Калашникова. Когда приезжают туристы их забирают женщины.
Девушки делают здесь всю основную работу: готовят, убирают, растят детей. Они даже ответственны за строительство домов (хижин) и доставку воды из ближайших источников.
Мужчин мы видели только в статусе отдыхающих. Правда, стоит отметить, что утром несколько из них сопровождали скот на пастбище. Это и есть их основная семейно-бытовая задача.
Но, есть более глобальное предназначение для мужчин мурси — это война, точнее её ожидание. Многие предыдущие столетия их не смогли покорить ни арабы, ни португальцы, ни другие местные племенные короли. Конечно, потери были огромными, численность мурси сократилась в десятки раз (в том числе из-за гражданских войн), но, такова цена свободы и суверенитета.
Племена пытались покорить и без помощи оружия. Не раз сюда добирались христианские миссионеры и мусульманские проповедники. Любого кто подрывал веру в духов, мурси убивали или прогоняли прочь со своих земель. На фото друг Денис (второй справа).
В качестве религии мурси исповедуют анимизм (вера в существование души и духов, в одушевлённость всей природы). Как и многие восточно-африканские скотоводы-земледельцы, они верят в высшие силы, которые называют «Тумви».
«Тумви» обычно обитает на небе, но иногда проявляет себя, как «часть неба» в виде радуги или птицы. Как раз утром над нашем лагерем кружил вот этот пернатый хищник.
Основной религиозной должностью является жрец или Kômoru, который является связующим лицом между общиной и богом и воплощает в себе благосостояние всей группы.
Его роль состоит в совершении специальных обрядов, чтобы вызвать дождь, защитить скот и людей от болезней, предотвратить нападения соседних племён и гарантировать плодородие почвы. В идеале, чтобы сохранить эту сакральную связь с Богом, жрец никогда не должен покидать пределов родных земель.
Как правило, всех туристов привозят в деревни племени мурси в первой половине дня. Это связано с тем, что большая часть мужчин занята выпасом скота, соответственно находится за пределами деревни. В это время тут остаются женщины и дети. Путешественники делают фото и сразу уезжают.
Дело в том, что мужчины бывают здесь не только в лёгком наркотическом опьянении, но и употребляют араки (или арак), проще говоря самогон. Пьяная толпа мужиков опасна в любой точке мира, а когда у них в руках автоматы и нет контроля, тем более рискованно находится рядом. Без местного проводника с оружием вас вообще сюда не пустят.
Любая провокация или недопонимание может плохо закончиться. Это подтверждает ряд историй в интернете. За съёмку и фотографирование с вас могут потребовать дополнительную плату. Предварительно окружат автомобиль и заблокируют выезд. Ситуации бывали разные, безусловно, многие из них преувеличены и приукрашены рассказчиками, но, в любом случае необходимо придерживаться указаний сопровождающего вас гида.
За фотографирование мы исправно платили, женщин мурси не трогали, детей не обижали, поэтому в период нашего пребывания конфликтов замечено не было.
Несмотря на жёсткий фото контроль, я смог сделать издалека десятка два снимков. В теории платить нужно 5 быр каждому человеку в кадре:)
Нам очень повезло с гидом Еленой и водителем, который смог договорится с одной из деревень мурси о том, чтобы мы провели ночь рядом с хижинами племени. Скажу честно, если наши палатки у хамеров стояли прямо около домов, то здесь до ближайшей жилой постройки метров 60–80. При этом в ночной тишине всё-равно было ощущение, что козы блеют в метре от меня:)
Вечером удалось не только в кромешной темноте послушать детский хор мурси (подходили к ним), но и увидеть утром необычную для городских жителей кровавую церемонию. Не переживайте, ни одно животное не пострадало. Но, если вы не любите кровь и насилие (даже безопасное) лучше перелистните текст на несколько снимков ниже.
Итак, вторая половина ночи немного испугала коротким, но шумным дождиком, который барабанил по палатке, зато новый день принёс свежесть и вот такие замечательные краски на небе.
Всей, не до конца ещё проснувшейся группой, мы зашли на территорию, где мурси держат коров. Часть стада уже ушла на окрестные пастбища. Один из пастухов пошёл за быком.
Позже я увидел как телёнок подошёл к вымени. Логика подсказал мне, что перед нами не анонсированный бык, а корова.
Мы и так были не в 21 веке, а когда в руках у одного из мурси появился лук со стрелой, то мизансцена перенесла нас не на сотни, а уже на тысячи лет назад.
Наблюдать за этим, конечно, не очень приятно, тем более было нескольку попыток, но если абстрагироваться, то вы уже по-другому будет смотреть на многие вещи в деревне мурси. Причастность к иной культуре и традициям будоражит и делает ваше путешествие более аутентичным и при этом гармоничным.
В традициях у ряда племён принято прокалывать вену животного и смешивать полученную кровь с молоком для дальнейшего употребления в пищу. В жаркую пору такая процедура, говорят, даже полезна для скота (вроде как нормализует избыточное давление).
Радовало, что церемония сбора крови была по-настоящему не туристическим аттракционном. Нас разбудили, когда ещё было темно. Если кто-то бы опоздал, значит пропустил.
Дети с раннего возраста помогают взрослым.
Вид крови для них обычное дело. Как только пластиковый кувшин (единственный современный предмет) наполнится, мужчина не участвовавший в предыдущем действии с коровой (и у которого сутки не было отношений с женщинами) принялся пить неразбавленную кровь. Кстати, мясо мурси почти не едят, исключение большие праздники и засуха.
После трапезы по лицу было видно, что мужику даётся это нелегко и удовольствия приносит немного. Но, до вечера он точно будет сыт и свою ритуальную миссию он выполнил (какую точно, я так и не понял). В фильме про мурси слышал, что некоторые мужчины пьют кровь и таким образом готовятся к донге.
Снял несколько видео фрагментов.
За «кровавой сценой» наблюдал вот этот мальчик в чёрном одеянии. Смотреть на него было страшно, его облепили мухи и вид был такой несчастный, что я сразу вспомнил про Анджелину Джоли. Я всегда про неё вспоминаю, когда вижу маленьких бесхозных дворовых детей.
Если серьёзно, то у мальчугана ещё приличный вид. Вы посмотрите эфиопские снимки из недавнего прошлого, облетевшие весь мир, когда здесь была засуха и голод, тогда дети были в ужасающем состоянии и умирали прямо на улице.
Кстати, вот корова, которая ранее сдавала кровь. С ней всё в порядке, если не считать момент, когда она решила у себя же попить молока.
В итоге вся церемония заняла минут двадцать. После неё сразу наступил короткий рассвет. Солнце показалось из-за холмов и тут же скрылось за плотным нескончаемым облаком.
После завтрака мы снова пошли прогуляться по деревне. Женщины и дети выбежали из своих скромных домиков и принялись настойчиво уговаривать нас сфотографировать их с рогами, кувшинами на голове и другими предметами быта. Единственными, кто не просил денег, были животные. На двух собачках я сэкономил 10 быр:)
Через пару часов планировался выезд из деревни. Водители уже начали собирать вещи.
Напоследок, хотелось ещё чего-то интересного. Несколько мужчин мурси не ушли пасти скот и мы попросили их продемонстрировать нам знаменитые бои на палках под названием Донга.
Делали они это не спеша, нам даже показалось, что парни сачкуют. Потом, дома я посмотрел различные фильмы и видео ролики и понял, что удары такими палками бывают с тяжёлыми последствиями. Мужчины получают травмы, шрамы и теряют зубы.
Бои донга очень популярны в племенах мурси и сури. Для них это давняя традиция и высокое искусство. Навыки борьбы передаются из поколения в поколение — старшие учат своих сыновей и младших братьев. Регулярно в пересохших руслах рек проводятся тренировки и бои.
Мужчины покрывают свои тела и особенно лица белым узором, которые символизируют оковы плоти, заточившие Демонов Смерти. Поэтому смерть для них это освобождение. Они в это искренне верят и не бояться умирать — всегда готовы защитить свой народ и свою маленькую родину. В это понятие у мурси входит: семья, родные и неказистая деревушка. А это уже не маленькая, а огромная Родина!
Так что, когда будете в гостях у мурси обратите внимание не только на колоритных «губастых» женщин, но и на ленивых, при этом бесстрашных, мужчин.
Перед поездкой и даже после неё обязательно посмотрите шикарный фильм про данное мистическое племя.
Желаю вам такого же неповторимого путешествия и открытия загадочного уголка нашей планеты! Не сравнивайте и не судите людей — они прекрасны в том виде, каком предстанут перед вашим взором.