Новогодние каникулы в Петербурге и окрестностях
Прошлое и настоящее Московского шоссе.
Прошлое и настоящее Павловского шоссе. Дворец княгини Палей.
Незнакомое Царское Село.
История Александровского парка началась с 1718 года, когда огромную территорию естественного леса, примыкающего к строящемуся императорскому дворцу, огородили и превратили в Зверинец, т. е. в охотничьи угодья, в которых жили как крупные животные, так и мелкие, а также птицы: кабаны, олени, косули, зайцы, тетерева, а в прудах плавала рыба. Но чтобы не пускать на самотек всю эту живность, а в будущем и добычу царственных охотников, ухаживать за ними были привезены люди северных народностей, хорошо знающие повадки животных. Охоту любили все русские цари и царицы, охотились с чувством, толком, порой исчезая из резиденции на несколько дней, а после, уже во дворце, устраивали грандиозные праздники, игрища и гулянья.
К концу 18 века Зверинец постепенно пришел в запустение и уже при Александре I, унаследовавшем любовь к садоводству от Екатерины II, началась его переделка в регулярный парк, доведенная до совершенства. Александр очень любил гулять в парке и поэтому все его идеи, воплощенные в парке, он реализовывал прежде всего для себя. Каждый следующий правящий монарх вносил свои изменения, дополнения, перепланировку территорий: были проложены новые дороги, построены мостики, проложены пруды и каналы, сооружены разнообразные строения.
По сей день в парке сохранилось множество уникальных сооружений и памятников и первое, что я вижу сквозь ветки деревьев- это шестиэтажная Белая башня, получившая свое незамысловатое название из-за цвета. Башня была построена в 1827 году для игр и занятий сыновей Александра I.
Башню использовали и в качестве телеграфа. С крыши башни в хорошую погоду открывался прекрасный вид на Петербург и с установленного там же семафорного телеграфа в Петербург на аналогичную башню отправляли сообщения. Во время войны башня была полностью разрушена и отреставрирована только к 2012 году, а на шестом этаже открыта смотровая площадка. Надо ли говорить, что я прошла мимо и почему?
К Белой башне есть вход с Фермерской дороги, поэтому имеет смысл сначала прогуляться там, увидеть Ратные палаты, Феодоровский государев собор, а потом уже спокойно идти гулять в парк.
Слева остается Александровский дворец, находящийся на реставрации,
а я подхожу к Детскому пруду в центре которого есть маленький остров и на нем Николай I велел построить для своих детей Детский дворец.
У каждого их четырех детей была своя комната, рядом была построена кухня и дети, переправляясь на свой остров на лодке, могли уединиться и даже приготовить себе еду. Здесь проводились уроки, а иногда дети устраивали праздники и тогда на остров под присмотром дежурных матросов на пароме переправлялись приглашенные гости. Дети Николая II так же любили бывать в этом уединенном уголке, сажали здесь цветы, катались на лодках и еще здесь было маленькое кладбище, где они хоронили своих домашних питомцев.
Проходя через Крестовый канал по мостику с ажурными ограждениями, я остановилась на середине и замерла -с разных сторон уходили в даль аналогичные мостики.
С мостиков в парк убегали тропинки, ведущие в центр огромного квадрата, разделенного ровно на четыре части.
Каждая часть имеет свое назначение, но увидеть это можно, только если взлететь ввысь или глянуть на карту. Помните, в прошлом отзыве я писала про карту, это я сейчас такая умная, гляжу на нее и все узнаю, а тогда, на незнакомой местности, щурясь от ошалевшего солнышка, пробивающегося сквозь стройные ряды деревьев, решившего во второй половине дня отработать по полной за все предыдущие дни, я двинулась куда глаза глядят и …Гора?
Не может быть, откуда? Но услышав заливистые голоса, смех, а потом увидев детей, скатывающихся вниз на надувных подушках, поняла- не глюки, а насыпная гора «Парнас», возведенная в 1755 году и на вершину которой ведет вьющаяся спиралью дорожка. Название было позаимствовано из греческой мифологии. Подойдя к центру квадрата, я огляделась: стройными рядами на все четыре стороны уходили аллеи. В конце одной просматривался Александровский дворец,
в конце другой Екатерининский,
а в центре одной из частей квадрата стоит разрушенный дворец!
Опять разруха и заброшенность и в таком месте, но не буду пока даже смотреть- потом, туда я подойду позже и направилась в следующую часть квадрата со странным названием «Куртина Грибок». Куртина-это «открытый участок газона, обрамленный стрижеными кустами или деревьями»,
а название Грибок произошло от скамейки стоявшей в центре квадрата не небольшой возвышенности в 18–19 веках и шатра над ней в виде грибка. Какое шикарное место, стройные, четкие ряды огромных кустов, скамейки с видом на Екатерининский дворец,
голубое небо и яркое теплое солнышко! Следовало усесться на скамейку и замереть, застыть как изваяние и лицезреть свой самый любимый голубой дворец, но это мечты и возможно они воплотятся, но позже, а сейчас я уже вижу следующий объект!
В свое самое первое посещение Екатерининского дворца и парка, я прогулялась по его территории как раз напротив того места, где находилась в данный момент, помню удивление при виде Китайской деревни, как, откуда и почему здесь- вопросам было тесно в голове, но многочисленные эмоциональные открытия того дня слегка заглушили их. Потом, листая альбом с напечатанными фотографиями, я вновь и вновь вспоминала ту прогулку.
Открутим время назад и, очутившись в 1770-м году, во время правления Екатерины II, попадем под всеобщее увлечение англо-китайскими садами и станем свидетелями возникновения целого ряда построек в китайском стиле в Царском Селе, не желающем отставать от европейской эйфории. Первое сооружение, встреченное мною в тот день- Крестовый мост-беседка,
перекинутый на углу через Крестовый канал на другую сторону сада на тропинку, ведущую к Китайской деревне. Оригинальный мост был построен в 1779 году по велению императрицы, в настоящее время проход через него закрыт.
Проект Китайской деревни был подсмотрен Екатериной в иностранном журнале и, топнув ножкой: хочу и себе такую, повелела архитектору Ринальди садится за чертежи.
Искусство Китая поражало своей отличительностью от русской и европейской культуры, что и делало его столь привлекательным.
Постройка подобных «деревенек» была в то время чем-то вроде развлечения для коронованных особ Швеции, Германии, а чем мы хуже? По своей функции деревни напоминали придворный барочный сад, а домики предназначались для многочисленных приезжающих ко двору знатных гостей и кавалеров придворных. При строительстве русских китайских домиков закрались ошибки и вскоре они оказались очень сырыми внутри и совершенно не пригодны для жилья.
Со смертью императрицы Екатерины II играться в китайские игрушки никто не хотел и работы в Китайской деревне были прекращены. Затем в течение долгого времени домики то достраивали, то перестраивали, реконструировали и реставрировали, часть китайского декора была утрачена. В 19-м веке домики использовались в качестве гостевых апартаментов. В настоящее время, почему-то датская компания восстановила деревню в обмен на право использовать домики как апартаменты на ближайшие 49 лет.
А далее, я уже вижу следующее китайское чудо — два разноцветных расписных китайских мостика, на ярких красках, которых шаловливыми лучиками заиграло солнышко!
Я даже замерла с широко открытыми глазами, настолько нереально они смотрелись здесь, среди зимы в этом парке, мне хотелось остановить мгновение, сделать стоп-кадр! По-видимому, и появившиеся прохожие тоже чувствовали нереальность построек и медленно шагали к мостикам, заходили на них и замирали, разглядывая.
Мостики сделанные по проекту Камерона изначально были деревянные, но вскоре, в 1786 году были заменены на металлические и только благодаря этому дожили до наших дней. Конечно же, с тех пор за мостиками ухаживали, периодически производились ремонтные работы, и сейчас они новенькие, призывно сияют и глаз от них невозможно отвести, но вон там, вдали, видите?
Огромное, разрушенное и, скорее всего не уже подлежащее реставрации здание. Если честно, то я была несколько удивлена, даже более того- в таком шикарном парке, где все, мягко говоря, идеально вычищено, подстрижено, покрашено и вдруг такое!
Ну что ж, я люблю такие постройки, в них сконцентрирован весь трагизм настоящего. В тот момент я ничего не знала об этом здании: ни его изначального предназначения, ведь это не просто павильон, беседка или мостик, это конкретное солидное кирпичное сооружение, ни даты постройки. Обойдя его по кругу, увидела только таблички, предостерегающие об опасности, и поэтому, как только засела за отзывы, первым делом нашла информацию о нем и, боже мой, это был театр! Китайский театр (оперный дом) постройки 1779 года по проекту Антонио Ринальди был еще одной прихотью Екатерины и данью моды того времени.
Снаружи здание театра имело скромные фасады и европейские черты, и только удлиненные стрельчатые окна выдавали стремление автора создать экзотическую постройку в восточном стиле. А в роскошном убранстве интерьеров были вовсю использованы китайские мотивы: потолок овального зрительного зала, барьеры трех ярусов, сцена были ярко разрисованы драконами, фигурками китайцев, восточным орнаментом. Все вокруг было в позолоте, отовсюду свешивались колокольчики, бусы и подвески, а зрительный зал на 500 мест освещала золоченная бронзовая люстра, украшенная дракончиками. Произведения подлинного китайского искусства украшали парадные ложи и фойе.
В оперном доме представлялись оперы, на которых присутствовали и императорские особы. Но после смерти Екатерины II в. течение следующих 25 лет в Китайском театре жизнь остановилась, и представления возобновились только в 1821 году при Александре I. Во время правления Николая II интерес к старинному театру вновь возродился. В начале 20 века Царское Село посетил французский президент Эмиль Лубе и к его приезду театр был спешно отремонтирован, вместо множества свечей в нем было устроено электрическое освещение.
Помните, рассказывая про особняки на Павловском шоссе, я коснулась и дачи придворного архитектора Данини? Так вот, под его руководством в 1908–1909 годах производится капитальный ремонт Китайского театра. Сцена, сохранявшая устройство с XVIII века, переоборудуется по последнему слову техники; теперь на новой сцене театра можно было ставить большие оперные и балетные спектакли. Деревянные конструкции заменились металлическими, был сделан противопожарный железный занавес между сценой и залом.
Люстру заменили на другую, работы Мейсенского фарфорового завода XVIII века. И если до этого времени спектакли ставились только в теплое время года, то в 1910 году в него провели центральное отопление. В 1911 году в Царском селе проводилась Царскосельская юбилейная выставка в память 200-летнего образования летней резиденции Екатериной II и театр был открыт для широкой публики. В годы 1-й Мировой войны оперный Китайский театр был превращен в арену патриотических выступлений, на концертах принимали участие известные поэты и однажды, на этой сцене читал свои стихи Сергей Есенин. Перед второй мировой войной из всех китайских построек в Александровском парке лишь один Китайский театр сохранил былую роскошь и блистал в глубине сада, как напоминание о 18 веке,
но в сентябре 1941 года при бомбежке города здание было полностью уничтожено! И до сих пор великолепные руины израненного и разрушенного первого каменного оперного театра России театр предстают перед людьми во всей своей былой красоте, которую невозможно ни сжечь, ни взорвать… «Возрождать Китайский театр, как театр не имеет смысла»…-сначала где-то прочла эту фразу, а потом наткнулась на статью, в которой говорится, что уже разработан проект по восстановлению строения и возвращению ему изначального облика.
С грустными и печальными мыслями я уходила прочь и думала о том, как часто в этот зимний день у меня менялось настроение, как какой-то маятник, при чем каждый раз по независящим от меня причинам.
Впереди показался Драконов мост, построенный в 1785 году архитектором Камероном и вместо страшных чугунных крылатых китайских драконов,
установленных на мосту в середине 19 века, на нем изначально красовались гипсовые грифоны. С моста открываются красивые виды на Крестовый канал и аллеи парка и хоть мне очень понравилась прогулка по зимнему парку, я нет- нет да и представляла, как же хорошо здесь в летнее время года и осенью!
По одной из таких аллей я пошла к следующему объекту- павильону Арсенал, видневшемуся вдали.
В этот день было отлично гулять, немногочисленные такие же гуляющие не доставляли хлопот при съемке, не лезли в кадр и не путались под ногами. Было заметно, что в этот чудесный рождественский денек на прогулку вышли не только редкие туристы, но и местные жители кто с детьми, кто с собаками или с палками для скандинавской ходьбы.
Туристы, периодически пересекающиеся со мной на маршруте, бросались в глаза не медленной расслабленной походкой, а резкими марш-бросками и нервными движениями-время-то приближалось к сумеркам, а оббежать надо еще много, вряд ли успеем! «Как я вас понимаю»- подумала я приближаясь к красному кирпичному сооружению, на месте которого изначально стоял изящный павильон, точная копия Эрмитажа в Екатерининском парке.
В 1834 году при Николае I была закончена глобальная перестройка здания и в нем организовали музей, куда император перевез свою коллекцию оружия, в будущем постоянно пополнявшуюся.
В 2016-м году после реконструкции разрушающегося павильона, в нем открыт музей истории оружия. От Арсенала четкими прямыми линиями в разные стороны, как лучи- уходят аллеи.
Немного в стороне от павильона течет родник, дающий начало пруду, а над родником устроен красивый навес в виде грота, постройки 1890 года по проекту уже знакомого нам архитектора Данини.
А далее начинаются совершенно потрясающие и невероятно красивые места- извивающиеся и постоянно меняющие форму Ламские пруды в окружении деревьев.
С названием мы еще разберемся, а сейчас давайте просто постоим и полюбуемся этой нежной зимней и такой неброской, но все же красотой!
Поверхность прудов, частично скованная льдом, сухой камыш, сломанный и замурованный в лед, бледно голубое небо, словно стесняясь своего порыва, быстренько прячется за хмурые тучи, солнце — главный виновник сегодняшнего чудесного настроения и блестящих хрусталинок на снегу, в спешке покидая небосвод, опускается все ниже, прячась за ветки деревьев!
Перейдя пруд через Большой Ламской мостик,
я еще какое-то время походила по берегу, уж очень тихо и спокойно было вокруг, а потом двинулась по дороге в сторону закрытого «лесами» сооружения- Ламского павильона.
В начале 19 века началась российско-американская компания, покровителем которой был Александр I и в 1816-м году в знак успешного начала торговых отношений между двумя странами русскому императору были подарены латиноамериканские животные-ламы. Экзотических животных поселили в Верхних теплицах, где их соседями были черепахи, но почему-то только в 1820-м году императором было дано распоряжение архитектору Менеласу об устройстве ламского выгона и строительстве павильона для них.
«Отделать все место так, чтобы могла трава расти и приятно было для глаз». На участке, раньше принадлежавшем Императорской Ферме, вырубались деревья, убирались пни, корни, камни, высаживались клены, липы, ясени, каштаны, вишни, сирень и другие растения. К 1823 году Павильон лам, напоминающий постройки итальянского средневековья, был построен. Доминантой комплекса служила трехъярусная башня, в которой находился парадно обставленный кабинет «для высочайших прибытий» и библиотека. В 1860-м году в результате переделок павильона был устроен фотографический павильон, где впоследствии Николай II с семьей занимался фотографией. Видимо ламы жили там не все время, потому как в 1907 году в манеже опять поселились ламы, на этот раз подаренные Николаю II и привезенные из Монголии.
С 1913 по 1918 год в павильоне был устроен «Музей местной природы», в годы войны он был сильно разрушен, позднее частично восстановлен, а сейчас в нем идет реставрация.
От павильона я, не обращая внимания на дорогу, прямо по чавкающему подтаявшему снегу спускаюсь ближе к пруду, в водной глади которого отражается все: и небо, и облака и деревья: как же все это гармонично смотрится!
Пруд в этом самом удаленном месте от дворца и благодаря плотине был устроен еще в начальном этапе создания парка архитектором Меланесом в 1722 году.
Все Ламские пруды — это запруженные участки речки Кузьминки. Вот она с грохотом вытекает после последнего моста в парке, который одновременно является плотиной.
Далее по скользкой тропе, стараясь ступать осторожно и по самому краю, периодически шагая вообще по сухой траве,
я направилась к небольшому островку деревьев, возвышающихся посреди луга и кресту, видневшемуся издали.
Кстати информации о том, кто поставил этот крест, нет, видимо инкогнито.
А это что еще за чудо и из какого мультика?
Теперь мой путь лежит к выходу, в сторону Фермерской дороги. Чувствуя, что сегодняшнюю программу максимум по исследованию парка я выполнила, движение машинально ускорила и сразу же поскользнулась и грохнулась, оглянулась-никого, ну и славно. Поднимаясь и барахтаясь на льду, увидела вдали еще одно сооружение из красного кирпича с очень оригинальным назначением- Пенсионерские конюшни,
сооруженное по распоряжению Николая I, где содержались лошади монарших особ, отслужившие «верой и правдой» и доживавшие свой век в этом пансионе. Рядом само собой существует и конское кладбище с надгробными плитами.
«Теперь точно все:» —думала я покидая парк, с надеждой вернуться сюда всенепременно и обязательно осенью!
Выйдя из парка и пока совсем не стемнело, я отправилась еще к одному объекту, манившему меня очень много лет: Феодоровскому городку
Теги:
Самостоятельные путешествия