Новогодние каникулы в Петербурге и окрестностях.
Прошлое и настоящее Московского шоссе.
Прошлое и настоящее Павловского шоссе.
Вы замечали когда-нибудь, как по-разному смотрим мы на карту того или иного места до поездки и после? Перед поездкой все ново, незнакомо и пытаясь разобраться в хитросплетении незнакомых улиц, названий, достопримечательностей я отмечаю важные для меня места, в надежде непременно их увидеть в реальности. Мысленно прокладываю разнообразные маршруты, находясь в полной уверенности, что ничего и ни за что не пропущу, ведь все объекты исключительны и заслуживают моего внимания.
А как я смотрю на карту при подготовке отзывов уже после свершившегося путешествия, после того, как прошла по улочкам и буквально пощупала руками каждое уникальное сооружение, когда осязала дух времени, секретничала с прошлым и, конечно же, позабыла найти кучу отмеченных достопримечательностей. Это как раз и обнаруживается дома, когда я рассматриваю карту, как старую знакомую, зрительно брожу по знакомым уже местам, вспоминая моменты радости, удивления, восторга и сожалею, когда замечаю пропущенный дворец, забытый храм!
Но к этим моим Рождественским бродилкам по Царскому Селу
я изначально отнеслась очень ответственно, нагуляв за короткий световой день 24 километра, включая дорогу до/от метро, стараясь ничего не забыть, не пропустить то, что хотя бы отметила дома. И глядя сейчас на план, на свои фотографии осталась довольна результатом. Приглашаю и вас прогуляться со мной по историческим улочкам, среди особняков и строений, создающих целостность картины времен, когда жизнь в Екатерининской царской резиденции
только начиналась: по мостовым ездили старинные экипажи и кареты, дамы грациозно прогуливались шурша многочисленными юбками пряча лица под кружевными зонтиками, не смея взглянуть на кавалеров, вышагивающих рядом в меховых накидках и обтянутых рейтузах. Ох, как стремительно меняются времена.
Перед Екатерининском парком Павловское шоссе переходит в улицу Садовую и первое, что вижу слева по ходу движения- чугунные ворота с интересным названием «Любезным моим сослуживцам», сооруженные в 1817 году в честь победы России в Отечественной войне с французами.
Идея принадлежала императору Александру I, как личная признательность военным, прославившимся на поле битвы. Шестиметровые колонны были отлиты на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске, по воде доставлены в Санкт-Петербург, а затем уже сюда, в Царское Село.
Справа, через дорогу, прямо напротив ворот привлекает внимание дворец, очень похожий на итальянские виллы 19 века. Это Царскосельский запасной дворец, полученный сыном Александра II великим князем Владимиром в подарок в 1875 году.
Владимирский дворец сразу же стал любимым местом для всей семьи князя и именно здесь родились трое из его пяти детей. Во время Февральской революции и двоевластия дворец был занят Царскосельским Советом рабочих и солдатских депутатов. А с 1926 года комплекс здания Запасного дворца занимал Дом партийного просвещения.
Сильно пострадавший во время Отечественной войны в пятидесятые годы дворец был отстроен заново и в нем разместился Дом пионеров, а с 2010 года в нем находится Дворец бракосочетания.
Представляю какая красота в пейзажном парке на территории которого находится дворец в летние месяцы, да и весной-осенью своя прелесть, но сейчас я получила большой бонус из-за полного отсутствия листьев, хоть и получаются фото как через сетку. Пройдя мост, обратила внимание на рукотворный водопад, стекающий в один из пяти Каскадных прудов,
три из которых находятся на территории Екатерининского парка, а два на территории города и идут вдоль Набережной улицы.
На углу улиц Садовой и Набережной находится огромный ансамбль хозяйственных построек в стиле барокко-Нижний конюшенный двор, строительства которого было начато по распоряжению императрицы Елизаветы в 1751 году, а завершено уже в царствование Екатерины II в. 1762 году.(слева на фото)
При императоре Павле двор и манеж использовались для размещения Гусарского полка. К середине 19 века назначение конюшен периодически менялось, что влекло за собой перепланировки. В 1868 году в здания был проведен водопровод. 20й век принес еще большее разнообразие хозяев: Царскосельская юбилейная выставка, отделение ленинградского с/х института, ремонтно-механический завод, Путевой ремонтно-строительный завод. Во время войны зданию был нанесен значительный урон, часть была разрушена теми, кому с 1944 по 1947 годы в нем же устроили лагерь для военнопленных. Затем здание приспособили под общежитие и профилакторий, что внесло живую струю в эти замученные временем помещения, а далее как обычно-пожар!
Современность принесла новую жизнь: аукцион, торги, три удара молоточком и конюшенный двор летит в руки нового владельца.
Напротив Владимирского дворца через пруд привлекает внимание лютеранская Евангелическая церковь, постройки 1865 года в стиле английской средневековой архитектуры. Необходимость в строительстве возникла в связи с открытием в 1811 году Императорского лицея, много учителей и учеников которого были лютеранского вероисповедания.
Помните, рассказывая о дачах на Московском шоссе, я коснулась темы о немецкой колонии Фриденталь? Ну так вот, на церковном участке на деньги пожалованные Александром I, была построена школа, в которой учились дети из этой колонии.
В 1931 году церковь закрыли, а имущество естественно конфисковали, куда делось не известно. Тем не менее второй этаж использовали под красный уголок и столовую ремонтно-механического завода. Во время оккупации зданию из красного кирпича повезло, оно почти не пострадало. Сразу после войны в здании разместилась школа шоферов и, конечно же, в соответствии с новым предназначением была проведена внутренняя перепланировка.
И только в 1977 году церковь была возвращена финской общине лютеранской церкви, ее отреставрировали, и в том же году заново освятили во имя Воскресения Христова. Изначально богослужения проходили на финском языке, но с 1988 года стали проводиться на русском и на немецком языках.
Мостик между четвертым и пятым прудами привел меня к дворцу княгини Палей.
В конце пятого пруда в 1777 году была построена плотина, а в 1892 году пруд получил название Купальный, прижившееся до наших дней.
Из прудов вода по подземным коммуникациям стекает в Колонистский пруд в Отдельном парке, в котором мы с вами уже гуляли. Напротив Купального пруда находится красивое здание бывшей Царскосельской Императорской Николаевской гимназии.
Двухэтажное здание мужской гимназии в «русско-византийском стиле, с сочетанием архитектурных деталей, свойственных западноевропейскому и русскому ренессансу XVII века» было торжественно открыто в день рождения цесаревича Николая Александровича 8 сентября 1870 года. На втором этаже была построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Роскошные интерьеры гимназии приводили в восхищение современников и возможно это была самая роскошная школа в те времена. Титул «Императорская» гимназия носила с 1881 года и находилась под покровительством Высочайших особ, что накладывало отпечаток на всю ее жизнь.
В гимназии в дополнение к обязательным урокам были необязательные: музыка, пение, танцы, фехтование. Регулярно проводились литературно-музыкальные вечера, экскурсии, гимназисты ставили спектакли. Десять лет, начиная с 1896 года, директором гимназии работал поэт и драматург Иннокентий Анненский и как раз в это время здесь учился Николай Гумилев, о чем сообщает и памятная доска на фасаде. После революции гимназия стала называться Царскосельская мужская, а чуть позже статус ее и вовсе поменялся и она стала первой единой трудовой школой, где вместе учились и мальчики и девочки. А дальнейшая жизнь здания по обычному сценарию: педагогическое училище, лесная школа санаторного типа для детей, пострадавших от голода в блокадном Ленинграде, вечерняя школа для взрослых и даже кукольный театр. Под государственной охраной с 1975 года как памятник истории и культуры. В 2011 году в здании бывшей гимназии открыли центр технического творчества и информационных технологий для детей от 6 до 18 лет, причем бесплатно.
В сентября 2015 года в здании открыли музей Императорской Николаевской Царскосельской гимназии и приурочено открытие было сразу к двум юбилейным датам — 145- летию со дня основания гимназии и 160-летию со дня рождения поэта Иннокентия Фёдоровича Анненского, который был самым известным директором гимназии.
Выйдя опять на улицу Садовую через дорогу на территории Екатерининского парка я увидела красивый Павильон Эрмитажная кухня, при строительстве которого преследовалось две цели: обслуживание приемов, проходящих в Эрмитаже (хотя до него еще надо дойти) и одновременно как вход в Екатерининский парк. Павильон был построен в 1780 году по распоряжению Екатерины II в. стиле английской готики.
Справа по улице Садовой целый квартал занимает красивое здание Большой оранжереи. Представьте то время, когда летняя резиденция русских царей еще только задумывалась, регулярный парк был в проекте, а в 1710 году на этом месте Петр I уже приказал построить деревянное здание оранжереи.
В 1753 году взамен старых, уже не вмещающих в себя собрание редких экзотических растений, были построены новые каменные дворцовые оранжереи, где было гораздо вольготнее растениям из Америки, Африки, Индии, Испании. Справа главного корпуса оранжереи были построены жилые помещения для квартир огромного количества служащих по дворцовому управлению.
В теплых помещениях росли благоухали апельсины, ананасы, росли кактусы и кофейные деревья. На летнее же время кадки с этой экзотической красотой выносили на улицу и устанавливали напротив дворца и вдоль улиц на обозрение всем желающим. Так бы все и было-процветало, но налетел ветер перемен и перевернул всё и вся с ног на голову и здание оранжерей сначала было передано Петроградскому агрономическому институту, а затем институту молочной промышленности. Сильно пострадавшее во время войны здание было восстановлено к 1952 году, следующая большая реставрация проводилась в 2011 году и в настоящее время здание занимает Аграрный университет.
Следующее длинное здание —Придворный манеж, построенное в 1788 году и предназначенное для выезда лошадей и тренировки всадников. С 1816 года в Придворном манеже два раза в неделю стали заниматься лицеисты. Затем революция и опять быстрая смена хозяев: Народный театр, механические мастерские, спортзал. Манеж и в настоящее время используется для различных спортивных состязаний и выставок.
Я все ближе подхожу к Екатерининскому дворцу, то и дело бросая взгляд на золотые купола домовой церкви, блестящие на ярком солнце, на сам большой Царскосельский дворец,
но сегодня я не могу уделить ему достаточно внимания-у меня другая цель. Я поворачиваю в сторону однотипных штабс-лекарских кавалерских домиков, построенных по распоряжению императрицы Елизаветы для приезжающих «господ кавалеров».
Дома эти, четыре каменных и один деревянный, представляющие собой часть дворцового ансамбля, и сейчас поддерживаются в должном порядке. На каждом здании висит табличка с указанием основной информации и года постройки.
Кавалерский Гофмаршальский дом предназначался для обер-гофмаршала и гофмаршала двора императрицы Елизаветы. Позднее его перестроили, видоизменили фасад. В середине 19 века здесь размещался Царскосельский комендант дворцовых зданий.
Кавалерский Кабинетский дом в начале 19 века занимала канцелярия Главноуправляющего Царским Селом, Петергофом и Гатчиной. В 2013 году здание было выкуплено частным лицом и проведена реставрация.
Пройдя между домами я увидела интересное полукруглое здание дежурных и бывших Императорских конюшен построенное в 1824 году для собственной конюшни Александра I. Внутреннее пространство занимали денники для лошадей и два экипажных сарая. В 1863 году в здании был проведен водопровод, а через пару лет паровое отопление с вентиляцией. Из воспоминаний очевидца: «Конюшни были прекрасно оборудованы и находились под строгим присмотром офицеров, дежурящих день и ночь. Определенные кучера обслуживали экипажи Царя и Царицы, а другие — Великих Княжон. Одни носили расшитые кафтаны в русском стиле, другие были одеты по-английски: черные сюртуки и подходящие к ним низкие цилиндры, кокарды были цвета герба Романовых — золото с черным.»
До революции перед зданием Дежурной конюшни на Татьянин день 25 января заливали каток. Все фрейлины, а также приглашенные дамы и кавалеры в подобающих одеждах катались на коньках.
В 1860 году в Петербурге, задолго до открытия аналогичного и известного музея Карет в Лиссабоне, Александр II открыл Придворный конюшенный музей, задуманный еще Николаем I.
В конце 1920-х годов музей расформировали. В здании Конюшенного музея разместился таксомоторный парк. Уникальные коллекции «пустили по миру». Часть карет-52 экипажа передали Екатерининскому дворцу-музею, где хранились свои 23 кареты.
А далее идет череда жутких событий, связанных с хранением, перегоном своим ходом уникальных экспонатов, передачей кому-то, где их переделывали и перекрашивали.
В 1990 году в павильоне «Дежурные конюшни» был открыт музей «Придворный экипаж 18–20 веков» и в ходе реставрации с трудом были восстановлены только 20 экипажей работы различных мастеров и эпох.
Помня свой восторг от Лиссабонского музея карет, ограниченная по времени в этот я не пошла, спешила подняться на смотровую площадку 30-метровой водонапорной Певческой башни.
Построенная архитектором Видовым, старшим Царскосельским архитектором, проработавшим при дворце 50 лет, в глубине самого старого квартала, башня напоминает средневековое крепостное сооружение. Башня была возведена в 1887 году и это один из первых образцов водоподъемного здания и электрической станции в Петербурге и окрестностях.
После ВОвойны в башне размещались какие-то мастерские, а потом заброшенная, она медленно разрушалась, пока в 2009 году ее не получил в аренду какой-то Холдинг. Ремонт, реставрация, реконструкция и башня-труженица засияла в новом формате-ресторан и смотровая, куда я и направилась.
Лифт на верх, выход в кафе, 100 рублей бармену, пара-тройка шагов и ….порыв ветра чуть не унес меня в дали дальние! Справившись с дыханием и цепляясь за ограждения я только один раз смогла обойти площадку по кругу, любуясь открывшейся красотой и едва удерживая камеру пыталась делать снимки.
Рядом с Екатерининским дворцом по проекту Сперанского М.М в 1811 году был построен Императорский лицей, первый пункт устава которого гласил: «Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной».
В лицей принимались мальчики, дети дворян в возрасте от 10 до 12 лет. Продолжительность занятий длилась по семь часов в день, чередуясь с отдыхом и прогулками, совершавшимися в Царскосельском саду, причем в любую погоду. Занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями было для воспитанников своего рода отдыхом.
За 32 года существования Императорского лицея его окончили 286 человек и в разное время в его стенах учились Пущин, Карамзин, Державин. Есть в музее комната, в которой 2060 дней жил, учился, сочинял Пушкин, а бывший лицей в настоящее время -музей и называется: «Лицей Пушкина».
Меня очень заинтересовал симпатичный деревянный домик в стиле Царскосельских дач-это бывшая усадьба жены генерал-адъютанта Паткуль Марии Александровны фон Паткуль, ставшей ее владелицей в 1848 году. Ее сын, Александр Владимирович был совоспитанником цесаресича Александра Николаевича.
Усадьба очень нравилась императрице Марии Александровне и она, и члены императорской семьи и даже сам император Александр II посещали ее. Удивительно, но в таком же виде усадьба сохранялась до 1970-х годов. В настоящее время здание отреставрировано и его занимает Жилищное агентство Пушкинского района.
Вдали увидела купола Екатерининского собора, построенного по указу Николая I в стиле суздальских соборов и освещенного в 1840 году. В 1939 году собор Cвятой Екатерины взорвали, а на его месте установили более нужный объект-памятник основателю Советского государства В. И. Ленину. К 300 летию Царского Села храм восстановили и он был точной копией того, Царскосельского городского собора великомученицы Екатерины.
Рядом с лицеем сквозь ветки видна еще одна небольшая и очень изящная церковь, история которой неразрывно связана с императорским дворцом. Самая первая деревянная церковь в честь Успения Богородицы на этом месте была построена в 1714 году. Уже через несколько лет она не стала вмешать всех прихожан и к 1724 году построили другую, побольше. Но в 1728 году в церковь попал удар молнии и, она сгорела. Строить новый храм и уже каменный, который на сегодняшний день является самым старейшим сооружением Царского Села, приказала дочь Петра, Елизавета, а назвать ее повелела в честь иконы божьей матери «Знамение», подаренной Константинопольским патриархом еще царю Алексею Михайловичу.
Икона чудодейственная и случилось много чудес, когда от разных напастей она спасала и людей и город. С 1946 года икона хранится в храме при Петербургской духовной академии. А Знаменская церковь, перенеся оккупацию, реставрацию сейчас выглядит так же, как и прежде.
Спустившись вниз и чувствуя, что уже давно следует подкрепиться, а тратить время на это чертовски жаль, зашла в небольшое кафе, специализирующееся на блинах,
перекусила и выпила кофе и снова в путь- меня ждал Александровский парк, очень увлекательную и интересную прогулку по которому я обязательно покажу в отдельном отзыве.
Итак, зайдя в парк через ворота у Александровского дворца, в сгущающихся сумерках в начале четвертого вышла я на скользкую Фермерскую дорогу и обнаружила рядом много всего интересного и катастрофически мало времени.
На территории парка стоит вот это павильон-шатер, нигде не нашла информации о нем, но как мене подумалось связан он с лошадьми.
В 1810 году на окраине Александровского парка как часть основного паркового ансамбля в едином стиле был сооружен Фермерский парк и фермы с лугами для выпаса скота, прудами и рощицами. Снабжать царскую резиденцию молочными и мясными продуктами изначально не входило в обязанности фермы, но спустя какое-то время они стали обеспечивать императорский двор продукцией, а излишки даже продавать местным жителям.
Впоследствие деревянные сооружения построенные в стиле английской готики были заменены на каменные, с сохранением деревенского стиля. В состав фермерского комплекса входили все постройки скотного двора, Пенсионерская конюшня, находящаяся на территории Александровского парка. В результате стараний архитекторов в результате перестроек в теплые времена года ферма была больше похожа на уголок старой Англии.
Характерный для готического стиля красный кирпич с выбеленными деталями сохранен и в наше время, сейчас ведется реконструкция фермерского комплекса. После Октябрьского переворота комплекс Императорская ферма был передан в ведение Агрономического института. В настоящее время этот институт носит наименование Аграрного университета.
Сразу за Фермерским комплексом находится еще один, не менее интересный-Государевы Ратные палаты, заложенные в 1913 году по распоряжению и в присутствии императора Николая II, как музей исторических документов и военных трофеев русского войска с древних времен и до настоящего времени.
Здание строилось до 1917 года на частные пожертвования. Сооружение Ратной палаты построено в виде замкнутого многоугольника с внутренним двором, представляет собой образец русского средневекового стиля, который был заново открыт в эпоху модерна. В центре здания был сооружен зал на 400 мест.
С самого начала войны 1914 года по распоряжению императора повсюду собирали экспонаты для музея, художники писали портреты прославившихся георгиевских кавалеров по их фотографиям или по описанию сослуживцев. Во дворе музея был установлен сбитый самолет. Музей был открыт, но уже в 1919 году его закрывают, распредели все экспонаты по хранилищам. В 1923 году здание Ратной палаты в числе многих соседних отошло Петроградскому агрономическому институту под ректорат, канцелярию и клуб, в котором проходили литературные вечера с выступлениями С. Есенина, Вс. Рождественского, В. Маяковского.
С 2008 года начались реставрационные работы разрушенных зданий, а в 2014 году пока только на первом этаже Государевой Ратной палаты открылся единственный в России музей посвященный истории Первой мировой войны «Россия в Великой войне». Времени на то, чтобы зайти не было совершенно, поэтому прошла мимо к следующему объекту-Феодоровскому государеву собору.
В Александровской дворце по задумке архитектора Кваренги домовая церковь не была предусмотрена, но для религиозной императорской семьи под церковь была переделана домашняя гостинная, но места было очень мало.
Недалеко от дворца квартировался сводный полк и Конвой и у них так же не было собственного прихода. И вот однажды офицеры обратились к императору с просьбой о постройке храма и в 1909 году состоялась торжественная закладка первого камня в фундамент лично императором на месте, находящемся посередине между дворцом и казармами, на берегу Ковшового пруда.
Строительством собора занимался архитектур В. А. Покровский, взявший за основу первоначальный вид Благовещенского собора в Московском кремле. В соборе устроен главный предел-во имя Феодоровской иконы божьей матери, отсюда и его название, дошедшее до наших дней.
В собор кроме императорской семьи имели право входить только государева стража с женами. По большим православным праздникам — на Рождество, Крещение и Пасху — раздавались дополнительные приглашения на службы, которые проводились в верхнем храме. Нижний храм использовался только семьей императора для молитвы в зимнее время.
В 1933 году храм закрыли, отдав остатки имущества в музеи. В верхнем храме был открыт что бы вы думали-кинозал с экраном на месте алтаря, а в нижнем расположился архив кинофотодокументов и склад кинопленки.
И только к 1992 году весь разворованный, разрушенный, взорванный собор был реанимирован и вновь начались службы.
Первоначально в храме планировалось устроить только два придела: главный — во имя Феодоровской иконы Божием Матери и боковой — во имя Святого Алексия, митрополита Московского. Позже было решено построить Нижний, или Пещерный храм, в котором была специальная царская комната. Свое название Пещерный храм получил по той причине, что при его строительстве пришлось углубить подвал. В 1912 году придел был освящен во имя Преподобного Серафима Саровского.
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_19531.htm
Первоначально в храме планировалось устроить только два придела: главный — во имя Феодоровской иконы Божием Матери и боковой — во имя Святого Алексия, митрополита Московского. Позже было решено построить Нижний, или Пещерный храм, в котором была специальная царская комната. Свое название Пещерный храм получил по той причине, что при его строительстве пришлось углубить подвал. В 1912 году придел был освящен во имя Преподобного Серафима Саровского.
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_19531.htmВ собор, кроме императорской семьи имели право входить только государева стража с женами. по большим православным праздникам — на Рождество, Крещение и Пасху — раздавались дополнительные приглашения на службы, которые проводились в верхнем храме. Нижний храм использовался семьей императора для молитвы в зимнее время. В 1933 году храм закрыли, отдав остатки имущества в музеи. В верхнем храме был открыт кинозал с экраном на месте алтаря, а в нижнем расположился архив кинофотодокументов и склад кинопленки. И только в 1992 году разрушенный, частично взорванный собор был реанимирован и в нем начались службы. Я была у собора в Рождество и наблюдала за вереницей машин и прихожан, спешащих на службу. Велико было мое желание зайти внутрь, но напротив собора я уже увидела то, ради чего и задумала эту поездку в Царское Село, к тому же уже почти совсем потемнело.
Я была у собора на Рождество и видела вереницу машин и группы прихожан, спешащих на службу. Очень хотелось присоединиться, но в поле моего зрения уже попало то сооружение, ради которого я и задумала всю эту поездку в Царское Село, а вечер стремительно приближался.
Я очень спешила, но тем не менее не отходила от своего плана и далее прошла к длинному зданию второго корпуса Санкт-Петербургского Государственного Аграрного университета. Перед главным входом стоит памятник профессору Василию Васильевичу Докучаеву, русскому геологу и почвоведу.
Красивое историческое здание, занимающее территорию длинной наверное больше квартала, без сомнения требует ремонта, даже при сгущающихся сумерках оно выглядело как-то жалко, обвалившаяся штукатурка бросалась в глаза. Я никак не могла отойти от этого здания, фотографировала его и так и эдак, особенно понравился вид поверх кустов шиповника с огромными плодами. Представляете картину весной, когда кусты в цвете?
Следующим непременным пунктом программы сегодняшнего длинного и насыщенного дня-это Египетсике ворота, мимо которых я проезжала пару раз, не имея возможности остановиться. Ворота были построены в 1830 году английским архитектором в годы правления Николая I, когда весь мир был охвачен египтоманией. Ворота облицованы плитами, на которых воспроизведены сюжеты из древнеегипетской мифологии и в то время они служили парадным входом в Александровский парк. Восстановлены и реставрированы в 1980-е годы.
Березовая аллея, какая прелесть она даже зимой, а летом или осенью, даже представить боюсь как она хороша!!!
От Египетских ворот мне уже следовало быстрее идти к железнодорожному вокзалу по Октябрьскому бульвару и в его начале меня приветствует Пушкин Александр Сергеевич собственной персоной, этак вальяжно прислонившись к каменной плите. Этот памятник изготовлен из бронзы в Париже в 1912 году скульптором Бернштамом и изначально находился в вестибюле здания Лицея. В 1938 году он был установлен на этом месте. Очень сильно пострадал от рук немецких захватчиков, использовавших памятник как мишень в оттачивании своего стрелкового мастерства. При реставрации было заделано 142 пробоины.
Октябрьский бульвар оказался очень богатым на красивые здания, некоторые из которых я лишь в спешке успела сфотографировать.
А вот и вокзал, праздничная нарядная елка блистала и светилась во всей своей красоте.