Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была вчера 20:18
Победитель голосования
«Итоги 2017»

Эдинбург — Великобритания Сентябрь 2017

Девочка, сидящая в соседнем кресле, чавкает жвачкой. Хлюпающие звуки напомнили шум последнего ночного дождя в столице Великобритании.

Выйдя рано утром из лондонской гостиницы и бодро зашагав к железнодорожному вокзалу Сент-Панкрас, я испытала мгновенное, до эйфории, чувство новообретенной свободы, которое дарит любое, завершенное на идеальный круг, дело. Но буквально через пять минут ощущение расставания и потери накрыло с головой, шаг замедлился, поступательная энергия резко иссякла и впору было расплакаться. Но плакать я не люблю.

Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

То что я прочно и накрепко влюбилась было понятно уже в процессе общения. Любовь эта оказалась самой сильной за прошедший год, не бедный на путешествия. Но Клетчатая Ландия затмила собой и заснеженные вершины Южного Тироля, и темные каналы Амстердама, и невероятную, всех оттенков зелень Бельгии.

Хотя, если говорить о зелени, то с Шотландией вряд ли кто сравнится в этом аспекте. У кого-то читала, что самое сине-голубое пятно на карте Европы — Швейцария. Тот, кто это писал, видимо не долетел до страны, где мужчины ходят в юбках, коровы носят красивые челки,

Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

звучит заунывная волынка, а небо бывает таким низким, что кажется, шпили церквей могут его проткнуть насквозь, а ты, если подпрыгнешь повыше, то заденешь макушкой облака.

Там темные, но с невероятно чистой водой ручьи текут вдоль покрытых мягчайшим мхом холмов. Папоротники скрывают, и в это легко поверить, дома эльфов и милых феечек, водопады проносятся мимо живописных развалин,

Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

лохи бывают пресными и солеными, а на их берегах стоят порушенные временем и людьми замки.

Честно говоря, в Шотландию я ехать не собиралась. Собиралась на Реюньен. Но уменьшенный до недели отпуск поставил на зеленом острове жирный крест, заменив на целую зеленую страну, зажившую, теперь к сожалению уже в воспоминаниях, округлой драгоценностью изумрудно цвета.

Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

Возможно откуда-то в Эдинбург прямые рейсы и летают, а из Тель-Авива так нет. И миновать Лондон при этом раскладе, мне по крайней мере, не получалось никак. Лютон, как аэропорт прибытия, был выбран за удобство. От него до вокзала Сент-Панкрас ходит электричка. Но до самой электрички еще нужно добраться на автобусе. В автобусе, чтобы не платить за него, надо показать авиабилет, не теряйте. Билет в одну сторону Лютон-С.Панкрас стоит 16.40 фунтов и если он у вас на руках, то и он дает право проезда в том автобусе.

А Сент-Панкрас в свою очередь расположен в пяти минутах неспешного хода по Юстон роуд до вокзала Юстон, откуда я отправлялась этим же вечером, практически в полночь, как Золушка в сказку (хотя правды ради стоит сказать, что она в полночь из сказки смылась, но не в этом суть) в Эдинбург на ночном поезде «Caledonian Sleeper». Этот способ добраться до Эдинбурга позволяет вполне комфортно проспать ночь, т. к. постельное белье в вагоне идеальное и койки вполне комфортные (их 2: верхняя и нижняя). Дают полотенце и мыло. Повязку на глаза и ухозатычки. В купе и самом вагоне нет того тошнотного запаха, который был в поездах моего детства и который я очень опасалась услышать. Зато есть умывальник с 2-мя кранами (традиции во всем) и бутылка минеральной воды на стакан, чтобы прополоскать рот. Утром, если пожелаете, принесут чай, кофе, сок по желанию и за доп.плату, естественно. Есть вагон ресторан.

Билеты заказывать лучше сильно заранее, т. к. это дает экономию и весьма значительную. Потом, ночной поезд позволяет не платить за ночь в гостинице, а в город прибывает в 7 утра, а ночной отходит в 23–40, что оставляет целый световой день на его осмотр. А за день Эдинбург осмотреть весьма по силам!

Только учтите, что купе сильно клаустрофибичное и с огромным чемоданом и объемом талии больше метра туда просто сложно влезть, а еще и уместиться на узкой полке. Селят по половому признаку: мальчик—мальчик, девочка-девочка. Но пары могут ехать вместе. Я видела.

Каледонией до III века н. э. называли северную часть Британских островов, где сейчас расположена современная Шотландия. Этимология слова не ясна, то-ли у него кимрские корни (не от русского города Кимры), то-ли ирландские, но оба корня имеют отношения к древесине: первый вариант что это «лесистая ограда», а второй — «дрова». А еще здесь жило племя железного века — каледонцы, с переменным успехом воевавшее с римлянами, которые дотопали и досюда.

И вот я в Шотландии — Каледонии. Серый день с трудом пробивается через вагонное стекло. 21-го сентября в Израиле уже был первый день 5778 года, а в Эдинбурге шел проливенный дождь.

Эдинбург.

В апартаменты Destiny Scotland — Broughton St. Loft , которые, кстати говоря, очень рекомендую, заселяли с 15–00, а багаж можно было оставить после 9–00. Поэтому жизненно необходимо было проболтаться где-то полтора часа и не промокнуть. Starbucks, огромная кружка кофе и маффин с черникой решили обе эти проблемы.

Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

Ну вот, наконец-то чемодан сдан, обувь заменена на трекинговые ботинки, которые просто спасение для любителей полазать, попрыгать да и просто походить по 10 часов в день, а особенно походить в дождь и по горам. А гор в Эдинбурге предостаточно. Построен, как и Москва на 7 холмах. И по большому счету, все его основные маст сии расположены внутри вытянутого треугольника, вершинами которого являются: Холируд парк с доминантой — горой, что зовется Трон Короля Артура,

Трон Короля Артура и дворец Холируд.

Эдинбургский замок и Калтон Хилл.

Гипотенузой угла, что лежит чуть ниже замка, является оживленная Принцесс стрит,

Пасятник Скотту на Принцесс стрит в Эдинбурге.

параллельная ей Королевская миля, Новый город, Холирудский дворец, несколько некрупных соборов. Удивительно приятный район Дин,

Эдинбургский район Дин.

выстроенный вдоль чистейшей речки Лейс, шумящей мини порогами и мини водопалами в черте города.

Река Лейс в Эдинбурге.

Вот пожалуй и все основные Эдинбургские достопримечательности для беглого осмотра.

Но Эдинбург — город не для бега. Он для прогулок, раздумий, сидения на скамейках, встречи закатов, а у кого есть сил, то и рассветов. Он очень уютный, чистый. В нем мало эмигрантов и совсем не много туристов. Естественно, вездесущие китайцы, но их масса не критична, и англоязычная публика, которой, видимо, захотелось посетить землю предков. По-крайней мере, пассажирами 16 местного автобуса, в котором я ездила на 2 экскурсии от фирмы Rabbies Tour, были в основном американцы. А на то что я русская, гиды делали брови домиком, но на русский с шотландского английского не переходили.

Теперь, раз уж речь пошла об организованных экскурсиях, расскажу анонсно о них.

Первой была экскурсия в регион называемый West Highland. В ней было четыре замка, два с высадкой и полуторочасыми прогулками на каждый и двумя только взглянуть и сфотографировать.

Замок Дун.

И четырьмя лохами-озерами.

Лох Ломонд.

Не смотря на 12-часовую экскурсию, все было очень телетайпненько, но понятие о том, что это за страна, данная экскурсия дает. И именно после неё, а поехала я туда на второй день после прибытия, понимаешь, что расстаться с Шотландией в планах и мечтах о ней в будущем, уже будет мало шансов.

Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

Второй экскурсией была поездка в город Сэнт Эндрюс, которого в базе Туристера нет, но надеюсь, что к тому времени, как я соберусь о нем писать, он там появится, с заездом в рыбацкую деревушку Fife village,

Fife village.

а на обратном пути в местечко Folkland. Да-да в Шотландии, оказывается, есть свои Фолкленды. Были ли там войны (хотя где в Шотландии их не было) мне пока не ведомо, но королевский дворец, принадлежавший роду Стюартов, имеется.

Деревушка Фолкленды

И вообще, очень душевная деревенька. Практически безлюдная.

Еще в глубинке меня поразило почти полное отсутствие туристов. Ну привозят небольшими партиями организационно, и все. Знаю, что в Тоскану многие ездят снимать местные красоты. Я пока до Тосканы не доехала, но фотографии видела. Да, красиво. Но на мой вкус Шотландия даст итальянской красотке большую фору. Таких невероятных ландшафтов, безумной игры светотени из-за солнечного света, просачивающегося через плотные, а иногда рваные облака я не встречала нигде. Несколько раз наш автобус дружно издавал громкое «ах» из-за проносящихся за окном пейзажей.

Снято из окна автобуса.

А какие там огромные деревья.

На острове Инчкольм.

Часто они одиночно стоящие, но настолько гармонично вписывающиеся в пейзаж, что такого великана хватит, чтобы долго стоять с открытым ртом, дивясь своей малости.

Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

Впрочем, большая часть населения планеты нашей живет в плену стереотипов. И это, с одной стороны, зло, для тех городов, которые в этот список стереотипов попали, а для тех, что нет, может и польза. По крайней мере никому из современных каледонцев не придет на ум бегать по бескрайним полям с плакатами: «Туристы убирайтесь домой!» Да и бегать там особо не кому.

Удивляться безлюдию этой страны можно, но элементарный, арифметический расклад дает понять: почему это так. В столице живет лишь пол-миллиона человек, чуть больше в Глазго, а на всю оставшуюся территорию приходится не более 5-ти миллионов шотландцев, сильно рассредоточенных по местности. Не смотря, если отталкиваться от ландшафта, на кажущуюся суровость народа, чья мужественная часть привыкла сражаться в чертополоховых полях с голым отнюдь не торсом, шотландцы — милейшие люди. Невероятно приветливые и готовые объяснять тебе направление движения, которое к концу их тирады ты понял уже 5 раз и готов сам под ручку отвести туда автора сей пространной речи.

На острове Инчкольм.

Особой красотой народ не блещет, но и отвращения лица не вызывают. Дев, близких по статям речным нимфам, маловато, мужчины какого-то повышенного внимания с моей стороны не вызвали, значит ничего выдающегося я не встретила. Хотя отдельные экземпляры заставляют останавливаться и бесстыже смотреть им в след. А детишки очень милые. Белобрысенькие. И, кстати, с очень характерными чертами. Видимо чистая тут кровь, не сильно разбавленная инородцами.

Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

Так, забыла упомянуть. Во время второй экскурсии мы останавливались на несколько минут рядом с мостом Forth Road Bridge.

Forth Road Bridge.

Мост этот не один. Их там целых три.

Южный Квинсферри.

На эту экскурсию, которая так и называется «Три моста», я поехала в самостоятельном порядке, купив билеты на неё в информационном центре, что расположен рядом с железнодорожным вокзалом Эдинбурга — Ваверлу. Цена вопроса 20 евро.

Экскурсия включает проезд на автобусе до местечка South Queensferry и обратно и билет на кораблик до острова Инчкольм с невероятной красоты одноименным аббатством XIII века.

Аббатство Инчкольм.
Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

Кораблик довозит до острова, там можно выйти и погулять до прибытия следующего кораблика часа полтора.

Остров Инчкольм.

А можно и не выходить, а просто прокатиться по заливу Фёрт-оф-Форт.

Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

Когда вернетесь в исходную точку, просто обязательно пройтись по Квинсферри.

Юэный Квинсферри.

И желательно там пообедать. Да у вас и выбора другого не будет, потому что после морской прогулки аппетит разыгрывется просто зверский. Могу сказать, что еда в Шотландии отличная. Но лучше отдавать предпочтение рыбе. Или вот такому миксту, как гребешки на кровяной колбасе!

Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

А вернуться можно на любом из экскурсионных автобусов, что идут каждый час. Когда буду писать про прогулку подробнее, найду ссылку на сайт, где есть расписание и автобусов, и корабликов.

Ну и три дня я гуляла по Эдинбургу. Хотя один день хотела истово пошопиться. С шоппингом получился полный облом. Так как что-то бюджетное там гораздо дороже чем даже у нас, а что-то более эксклюзивное стоит вообще несуразных денег. Ну и ладно как бы. Сделала лишний круг почета по Эдинбургу. А в награду мне было… кладбище в районе Калтон Хилл, которое в два предыдущих дня я отыскать не смогла. А тут дорожка меня прям сама туда вывела и зависла я там на долго.

Кладбище под Калтон Хилл.

Кладбищенская тема для меня, в некоторой степени, больная. Может кому-то все-равно под каким кустом покоиться, а мне так нет. И уж очень мне израильские кладбища не нравятся. Большую часть года под палящим солнцем. Не уютно и сильно жарко. А жару я как-то не очень, хотя тепло и люблю.

Так вот шотландские кладбища услада всей органолептики. Я их только на вкус не пробовала. Зато какой там запах! А какая там зелень! А как там живописно! И все этим зелененьким мхом-лишайником покрыто. Бархатистое, приятное.

Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

А если рядом ручеек протекает, или океан, как в Сант Эндрюсе, шумит… Отрада покойника! Хотя и живому там есть чем заняться, кроме фотографирования. Можно помечтать, что тут будет твой последний приют, а можно историйку подучить, т. к. надгробия старинные, даты соответствующие, ну и вообще.

Собор св.Андрея и кладбище в городке Сент Эндрюс.

На этой приятной ноте мы Эдинбург покинем. Надеюсь мой посыл, что в Шотландию мне «по делу срочно», будет услышан и я с ним не прощаюсь. А путь мой лежит, к сожалению, уже ближе к дому, но через сутки в Лондоне, куда я добралась на том же виде транспорта, что и в Эдинбург.

Еще по той паре часов, проеденных в столице уже всей Великобритании до отхезда в столицу Шотландии, я поняла, вернее только начала понимать, насколько это сильный город. Столица не только острова, а целой империи, в которой когда-то не заходило солнце, впрыскивает во вновь прибывшего какую-то неведанной силы и размера порцию адреналина.

Парламент. Лондон.

Он, знающий себе цену, стильный, элегантный, великолепный, жесткий, но и мягкий, как шуршание листвы в его огромных и великолепных парках и

Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

… наверное каким на ощупь может быть беличий хвост. Их в этих парках какое-то невероятное количество. Не один час, ну может полтора, я потратила, охотясь за этими юркими хвостами, которые совершенно не хотят позировать.

Гуси были гораздо более степенными и даже желали общаться на предмет:«А нет ли у тебя чего-нибудь пожрать?»

Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

Помнится в марте я писала: «Жди меня Италия!» А в июне я давала обещание, что Бельгия и Голландия дождуться меня рашьше всех при благоприятном раскладе. Что же мне пообещать самой себе сейчас? А может не только себе?

Нет, не буду ничего обещать. Возникшее чувство получилось неожиданно сильным, хотелось бы надеяться, что оно взаимно. Очень хочется вернуться!

P. S. Да, про главное то, чего очень опасалась, я и забыла. Конец сентября в Шотландии уже глубокая осень и Соня Астрова пугала меня холодом и дождями, рекомендуя взять и шапку, и перчатку(и), и шарф, который я накинула только в аэропорту Тель-Авива, так там морозят кондиционеры. А еще пижаму с начесом. Я все это взяла. Ничего не одела, кроме пижамы, используемую, как спортивный костюм. Зря что-ли тащила?!

Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

Погода в Шотландии стояла изумительная. Дождь, на который стоило обращать внимание, шел только в утро приезда, да на первой экскурсии, а потом стояли удивительно теплые и даже временами солнечные дни. Температура воздуха 17–18. Чудеса!

Лондон же подарил удивительную, очень характерную для него легчайшую водяную взвесь, которую принято называть"лондонским туманом». Не, ну я же говорю, идеально завершенное путешествие. Улетала я из Лондона при ярком солнце.

Падал новогодний дождь. Шотландия. Лондон

P. P. S. Еще минуточку внимания. Розетки!!! Я когда очутилась в аппартаментах, чуть в обморок не упала от этого «чуда». Мало того, что там 3 дырки, так они еще и квадратные. Озаботьтесь переходниками заранее. Хорошо у меня в ванной была обычная розетка, а то бы пришлось бегать с высунутым языком искать это переходник.

И еще, читала, что магазины в Шотландии работают чуть ли не пол-дня. Не верьте. Все работает минимум часов до 8 вечера, без перерывов на обед, а может и позже. И даже в воскресенье все открыто, но с 12 дня, именно тогда заканчивается служба в церкви.