Итак, день пятый, 7 июля. Самара позади — нас ждёт Оренбург!
Честно говоря, этот город ассоциировался у меня исключительно с «Капитанской дочкой» Пушкина и с песней «Оренбургский пуховый платок» — практически край земли, вечная зима, снег и вьюги))) Поэтому, когда на подъезде к Самаре я увидела указатель на Оренбург, была несколько удивлена. Расстояние всего 460 км, около шести часов в пути. Поскольку в Уфе мы должны были остановиться у родственников, то решено было сократить визит к ним на один день и добавить Оренбург в наше путешествие. Забронировали гостиницу на одну ночь и вперёд! Бешеной собаке семь вёрст не крюк)))
Из Самары выехали уже после посещения Бункера Сталина, примернов 16–00 по самарскому времени, а в Оренбурге уже 17–00 (MSK+2). Дорога хорошая, правда двухполосная, но машин немного, поэтому ехать легко, Населенных пунктов по пути попадается мало, заправок тоже нет — поэтому в дорогу лучше отправляться с полным баком и некоторым запасом еды.
Лето, темнеет поздно, поэтому практически всю дорогу едем при свете дня, сумерки спускаются только после десяти вечера — практически белые ночи. Пейзаж повеселее, чем по дороге в Самару — степи, холмы, изредка лесополосы. В отель «Риф» приехали поздно — после 23–00. Нас ждали — пока мы ехали, администратор нам прозвонила, уточнила время прибытия. Номер чистый, просторный, вполне симпатичный — пять спальных мест, шкаф, стол, телевизор, кондиционер, холодильник, чайник, посуда. Питьевой воды нам принесли. В душевой — средства для душа и фен. Детям больше всего понравилась люстра с несколькими режимами работы, включающаяся с пульта и светящаяся разными цветами. Ещё и завтрак включен — предложили на выбор три варианта. За дополнительную плату можно добавить ещё что-нибудь, но нам хватило. Отель расположен в промзоне, рядом трасса, а прямо под окном железнодорожные пути. Но ночью было тихо, шума почти неслышно, несмотря на то, что спали мы с открытым окном. Отель понравился, тем более цены вполне демократичные — в Сызрани за большие деньги в номере из удобств был только душ.
День шестой. После завтрака сдали номер и решили поехать на прогулку в город. Машину оставили возле отеля. Тщетно прождав минут 40 такси, которое нам вызвала администратор, отправились на автобус, который приехал довольно быстро… Попутчики подсказали нам нужную остановку — улица Советская.
Это пешеходная улица, на ней находятся только старинные здания, среди них Оренбургский государственный медицинский университет, а также здание, в котором раньше находилось Оренбургское высшее авиационное училище, в котором с 1955 по 1957 г.г. обучался Юрий Гагарин.
Улица Советская, вид на памятник Чкалову. Справа - здание, где раньше находилось Оренбургское военное авиационное училище
Здание, в котором учился Юрий Гагарин (бывшее Оренбургское военное авиационное училище)
Здесь же встречаем памятник Первой Учительнице.
Памятник Первой Учительнице
Оканчивается (точнее начинается) улица памятником знаменитому лётчику Валерию Чкалову. С 1938 г. по 1957 г. город носил его имя. Самое интересное, что Чкалов не то что никогда не жил в Оренбурге — он даже ни разу здесь не был! Он только учился в авиационном училище, которое впоследствии перенесли в Оренбург.
За памятником начинается лестица — спуск на пешеходный мост через Урал, но сейчас она находится на реставрации, поэтому к мосту спускаемся по боковой тропинке, которая начинается от Елизаветинских ворот — символические ворота в Азию, пожалованные городу императрицей Елизаветой в 1775 году.
Мост со стороны выглядит практически невесомым — это металлический подвесной вантовый мост. Он возведен на двух опорах, от которых поднимаются по два высоких пилона, соединенных наверху в виде буквы П. От каждого из пилонов отходят стальные тросы, поддерживающие мост. Длина моста составляет двести двадцать метров, а вес около девятисот тонн. Интересно, что мост строили с двух сторон Урала. С южного берега строительство велось обычным способом — поперек реки. А на северном берегу пролет моста выстроили вдоль берега, а затем развернули, соединив с другой половиной. Посередине моста установлена металлическая стела, отмечающая символическую границу между Европой и Азией.
Лестница, ведущая к пешеходному мосту
На другой стороне реки раскинулась Зауральная роща — при закладке города — крепости Оренбурга в 1743 году это был небольшой зеленый массив естественного происхождения, разросшийся до сегодняшних размеров за счет культурных насаждений. С началом XIX века становится зоной отдыха горожан. Есть скамейки. Для желающих есть прокат роликов, велосипедов, лодок. Есть пляжи. Роща большая, поэтому чтобы обойти её всю, понадобится целый день. У нас столько времени нет, поэтому немного прогулявшиь по парку и отдохнув на скамейке, отправляемся обратно.
Вернуться на правый берег решили при помощи канатной дороги через Урал, тем более плата символическая — взрослые 50р., школьники — 10р.
Вагончик канатной дороги "Европа - Азия" через реку Урал
Вид на мост и Урал из окна канатки
Дальше идем в Музей истории Оренбурга, он открыт в 1983 г., в день 240-летия Оренбурга. Само здание построено в 1856 г. и напоминает средневековый замок. Строилось здание изначально в качеств казначейской кладовой с унтер-офицерской гаупвахтой и камерами для заключенных. Местом для размещения здания был выбран берег реки Урала, недалеко от дома генерал-губернатора. На башне гаупвахты расположены часы-куранты таможенного ведомства. Вход в музей 70 р. взрослые, школьники — бесплатно. Перед музеем — памятнику А. С. Пушкину, который установлен в 1982 году. Открытие приурочено к 150-летию пребывания поэта в Оренбуржье. А. С. Пушкин посетил Оренбург в 1833 году, что помогло ему собрать материалы для «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки».
Прошлись по музею — интересно! Несколько залов — зал посвещенный основанию города, макет крепости Оренбург, история города. Отдельный зал посвещен Пушкину — его визиту в Оренбург, истории создания романа «Капитанская дочка». Зал посвещенный крестьянскому востанию под предводительством Емельяна Пугачева — особенно запомнилась клетка, в которой Пугачева везли в Петербург — в ней можно только стоять.
После музея вызвали такси и поехали в Караван-Сарай. Зашли в мечеть. Нас там очень приветливо встретили, рассказали об истории Караван-Сарая. Разрешили пройти внутрь и даже сфотографироваться.
Внутренний двор и мечеть Караван-Сарая
Оренбургский Караван-сарай был возведен на средства обычных людей с 1837 по 1846 годы. Он представляет собой комплексное архитектурное произведение, которое состоит из основного корпуса, минарета и мечети. Только при начале строительства он располагался на окраине города, сейчас это центральная часть, окруженная жилыми домами. Изначально предполагалось, что основной корпус займут квартиры командующего Башкирским войском, а также гостиница для башкир, приезжающих в Оренбург по делам. Кроме этого в планах было устроить здесь училище с разными мастерскими для башкирских детей. В 1865 году башкиры выдвинули требования о возвращении им построенного на их средства и ими же самими Караван-сарая. Но возвращен он был только в 1918 году. В 1921 здесь открылся Башкирский педагогический техникум, в 1924 году комплекс был отдан Оренбургской губернии. С 1960 года он считается памятником архитектуры и находится под охраной государства. Сейчас в основном корпусе расположены различные организации, а мечеть и минарет являются действующими и открыты для посещений.
Напротив Караван-Сарая расположен парк — городской сад «Тополя», мы немного прогулялись по нему, но тут начался ливень. Мы зашли в кафе, переждали там дождь и заодно пообедали. Потом вызвали такси, доехали на нем до своей машины и в дорогу! В Уфу! Родственники уже ждут нас!
В дорогу снова дождь. Расстояние от Оренбурга до Уфы — 372 км, время 15–30, приехать мы должны примерно к 20–00. Дорога красивая — предгорья Урала. Пошли смешанные леса, встречаются прозрачные, солнечные березовые и сосновые рощи и густые, темные ельники. И поля…
После Мелеуза опять пошёл дождь, который до Уфы так и не закончился. На дороге ремонт, пробки. В итоге, приехали после девяти по местному времени (MSK+2), но еще совсем светло. Нас, естественно, ждали — ужин и долгие разговоры, легли заполночь.
День восьмой. Утром сильно не торопились — выспались, неспеша собрались и поехали гулять, на этот раз на своей машине. Первым делом — к Салавату Юлаеву. Погода не радует — снова дождь.
По дороге остановились возле мечети «Ляля-Тюльпан». Это очень красивая мечеть. В основу проекта был положен символ приходящей весны, цветущего тюльпана (который издревле был символом тюркских народов), а минареты олицетворяют два его бутона.
Проехали мимо Парка Победы, драмтеатра им. Гафури — не останавливаемся, опять дождь.
Неожиданная встреча. Кубанские велосипедисты в Уфе
Неожиданная встреча в столице Башкирии — кубанские велосипедисты.
Уфа очень большой город, город — миллионер, четвертый по протяженности после Сочи, Волгограда и Перми. Несмотря на это, метро в Уфе нет — как сказали, не позволяет грунт. Ещё Уфа старинный город с богатой историей, основан по приказу Ивана Грозного в 1574 году.
Наконец доехали до памятника Салавату Юлаеву. Он расположен рядом с уфимским телецентром на высоком берегу реки Белой и представляет собой скульптуру Салавата Юлаева на коне. В правой руке Салават держит кнут, на левом боку закреплена сабля. Территория вокруг памятника выложена цветными плитами и благоустроена. Памятник огорожен ажурной металлической решеткой.
Салават Юлаев — башкирский национальный герой, один из участников Крестьянской войны 1773 — 1775 гг, сподвижник Емельяна Пугачёва, поэт-импровизатор. Является символом современного Башкортостана. Его именем названы район, город, улицы, культурно-просветительские учреждения.
Памятник Салавату Юлаеву и площадь перед ним — место паломничества туристов, излюбленное место отдыха горожан и обязательный пункт посещения молодоженами. Ещё отсюда открывается прекрасный вид на реку Белую и её окресности.
Перекусили мы в национальном кафе на площади — хотелось, правда, попробрвать какой-нибудь национальный суп, но здесь была только выпечка — и поехали дальше. Проехали к Монументу Дружбы на Первомайской площади. Он установлен на высоком берегу реки в 1957 году в честь 400-летия присоединения Башкирии к России. Раньше на этом месте находился деревянный Уфимский кремль, который сгорел во время одного из пожаров. Позже здесь стояла Троицкая церковь, котрую взорвали в 30-е годы.
Дальше едем к фонтану «Семь девушек», расположенному в Театральном сквере возле Театра оперы и балета. Фонтан открыт совсем недавно, в 2015 году. Его название заимствовано из башкирской легенды о семи сёстрах, пленённых во время набега, которые, сбежав из плена, предпочли возвращению в неволю гибель в водах глубокого озера. Этой легенде посвящён башкирский танец «Семь девушек». Рядом с фонтаном установлен экран, на котором по вечерам под музыку демонстрируются видеозаписи одноимённого танца и природны Башкортостана. Вечером фонтан подсвечивается разноцветными софитами. Подсветка и струи воды синхронизированы с музыкальным сопровождением. Но днем это просто фонтан.
Почему то, я не удостоила вниманием ни Монумент Дружбы, ни фонтан «Семь девушек» — их фотографий у меня не осталось.
Уфа — зеленый город, она славится своими парками и скверами, которые занимают значительную часть площади города. Многие парки заложены на территориях, занимаемых природными лесами, опоясывающими некогда город. Самый крупный — центральный парк культуры и отдыха им. М. Гафури (около 100 гектаров), основную его часть составляет неосвоенный лесной массив. Именно туда мы и поехали. Здесь находится второе по высоте колесо обозрения в городе, называется оно «Седьмое небо». Кабинки закрытые, можно даже отметить день рождения или свадьбу «на высоте». В кабинках работает кондиционер и радио, по которму рассказывают о городе. Парк находится на проспекте Октября — основной улице Уфы, его длина почти 9 км. В 17 — 19 веках здесь проходил Большой Сибирский тракт.
Вид на проспект Октября с колеса обозрения
После колеса обозрения мы прогулялись по парку — атракционы, фонтаны и тенистые аллеи. Высоченные стройные сосны, дубы и березы…
Еще в Башкирии, как я поняла, очень любят и уважают В. И. Ленина — в Уфе практически на каждому шагу памятники, бюсты или мозаики с его изображением.
Погода не радует — снова дождь. Ливень хлынул едва мы успели добежать до машины. Теперь — только домой.
Я не люблю ездить за рулём по незнакомым городам, даже с навигатором — не знаешь когда и куда лучше перестроиться, где припарковаться — предпочитаю такси или общественный транспорт. Поэтому поездка по Уфе получилась несколько нервной. Но вечером опять прекрасный семейный ужин и долгая беседа, а завтра снова в дорогу. На этот раз нас ждёт Казань.
Теги:
Автопутешествия, Круиз, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия