Турист Светлана Апполонова (ASvetlanka)
Светлана Апполонова
была 25 августа 19:20

Знакомьтесь, национальные промыслы Узбекистана

Маргилан, Гиждуван, Самарканд, Хива, Бухара — Узбекистан Сентябрь 2017
39 59

Имеющие терпение способны создавать шелк из листьев и мед из розовых лепестков.

Алишер Навои

Только что вернулась из удивительного, солнечного Узбекистана в полном восторге от страны и людей её населяющих. Если честно, даже не знаю с чего начать, так много впечатлений. Наверное, начну с рассказа о ремесленных мастерских Узбекистана.

Вообще, узбекский народ большой труженик, кормилец, творец и созидатель, которого отличают невероятные скромность, терпение и доброта. Руки узбекских мастеров сохранили свое тысячелетнее наследие, культуру, традиции и сегодня, как и тысячу лет назад, они создают поистине уникальные вещи, глядя на которые человек испытывает восторг и восхищение и еще глубокое уважение к трудам мастера, который с ювелирной точностью рисует свои затейливые узоры, воспевая в своих творениях оду красоте мироздания. Узбекский народ живет на земле, он ее плоть и кровь и все свои орнаменты и краски он заимствует у природы. Солнечные лучи дарят нам радужный блеск шелка, чистое голубое небо — бирюзовую синеву керамики, зеленые ветки лозы, затейливые переплетения колючек пустыни — кружевную резьбу по дереву или камню. И все это, будь то многоцветная мозаика Самаркандских мавзолеев и медресе, филигранная чеканка мастеров Намангана или солнечный узор золотошвеек Бухары — вся эта невероятная красота исполнена с большой любовью.

1 из 5
мозаика

Мне посчастливилось побывать в нескольких национальных ремесленных школах, о которых и пойдет дальше речь.

Я вчера наблюдал, как вращается круг,

Как спокойно, не помня чинов и заслуг,

Лепит чаши гончар из голов и из рук,

Из великих царей и последних пьянчуг.

Омар Хайям

Попадая в Узбекистан, понимаешь, что главное здесь земля, она тебя кормит, она дает тебе кров. Стены из сырцового и жженого кирпича защищают как от палящего солнца, так и от стужи пустыни, из глиняной пиалы ты напиваешься зеленым чаем, в глиняном тандыре печешь ароматную лепешку или самсу, на глиняном лягане подаешь плов гостям. На этой земле люди с древнейших времен из глины создавали свой мир.

В доисламскую эпоху глиняные божки оберегали семейный очаг от бед, из глины делались игрушки-свистульки для детей, она была незаменимым материалом для изготовления посуды. Не удивительно, что среди множества ремесел, которыми владеют узбеки, одним из самых почетных и уважаемых с давних времен стало гончарное искусство. В каждом регионе страны существует своя школа керамики, имеющая традиции, уходящие корнями в глубокое прошлое.

Я побывала в двух самых известных школах керамики страны: в Гиждуване и Риштане.

Гиждуван. В небольшом городке Гиждуване, некогда славившемся своей керамикой по всему Великому шелковому пути, сохранилась сегодня единственная гончарная школа полихромной глазурованной керамики.

1 из 5
керамика Гиждувана

Из когда-то многочисленного цеха гиждуванских мастеров сегодня осталась лишь одна династия потомственных керамистов — Нарзуллаевых. Сыновья усто Ибудулло — Алишер и Абдулло Нарзуллаевы представляют шестое поколение потомственных керамистов Гиждувана. Они прилагают все усилия для восстановления и развития старинного промысла: воссоздают по сохранившимся от отца и деда рецептам и рисункам старинные технологии и орнаменты. Работы мастеров Гиждувана не уступают сегодня по своему качеству и красоте орнаментации работам отца и деда. Они вошли во многие престижные коллекции Узбекистана, России, Японии, Франции, США. В честь отца сыновья назвали свое керамическое объединение «Усто Ибодулло», создали домашний музей-мастерскую, куда легко попасть и где вам с радостью покажут и объяснят весь творческий процесс. Если гости имеют возможность задержаться — то можно остаться там на несколько дней, чтобы самому постичь все тонкости гончарного мастерства, с самого начала, — начиная с гончарного круга и заканчивая росписью и обжигом. Все собственноручно изготовленные шедевры можно забрать с собой. Гиждуванскую школу отличает то, что весь процесс работы производится, как и в старые времена, вручную, с использованием старинных приемов приготовления глин, красок, глазурей, формовки и обжига изделий. И все так же, как и много веков назад, верный друг и помощник узбека — ослик, крутит здесь жернова мельницы, перетирающие глазурь. К промыслу приобщается и новое поколение молодых мастеров, что дает надежду, что промысел и дальше будет жить.

Школа керамики в Гиждуване

традиционная керамика Узбекистана, Гиждуванская школа

Риштан. Самая звонкая по звучанию керамика и знаменитая школа Узбекистана находится в Риштане, Ферганская долина. Риштан является старейшим центром керамического искусства Центральной Азии. Здесь была разработана уникальная технология создания керамических изделий. Местная керамика отличается своими формами, орнаментами и цветовой гаммой. Экспозиции музеев Италии, Венгрии, Франции, Бельгии, России украшают современные произведения риштанских мастеров — живые воплощения традиций голубой керамики эпохи Темуридов.

1 из 7
керамика Риштана

Говорят, было время, когда практически все мужское население Риштана составляли только гончары. Глина там замечательная, пластами лежит по всему району. В неё практически не добавляют примесей. У каждого риштанского мастера свои секреты состава глазури и красок. Секрет стабильности риштанской школы — в непрерываемой связи нескольких поколений мастеров, когда работу отца разделяют сыновья. Наиболее известные мастера в Риштане сегодня это Алишер Назиров и Рустам Усманов.

Я попала в мастерскую Рустама Усманова. Найти ее очень легко, просто спросите у местных как пройти или попросите таксиста вас подвезти, город маленький и все знают мастера.

4
школа Рустама Усманова
школа Рустама Усманова



Уроженец Риштана, Рустам Усманов — один из самых талантливых риштанских мастеров-керамистов. Он единственный из риштанских мастеров, получивший профессиональное художественное образование — в 1980 году окончил Ташкентский театрально-художественный институт по отделению промышленной графики. После окончания института он вернулся в Риштан и вплотную занялся керамикой, учился у лучших мастеров Риштана — Хакимджона Саттарова и Ибрагима Камилова. Когда я к нему приехала, здесь стоял большой автобус, привезший толпу американцев на экскурсию. Рустам Ока очень приятный и простой в общении человек. Вообще, люди в Узбекистане все очень приветливые и доброжелательные, здесь легко общаться и находить дружескую поддержку.

школа керамики в Риштане

В отличие от Гиждуванской школы здесь уже вовсю применяются современные печи для обжига и электрические гончарные круги. Так же работает много молодежи, как правило, сыновья ступают на стезю отцов и у каждого уже есть свой фирменный, отличительный знак. Здесь вам также расскажут и покажут весь процесс и интересно сравнивать разные школы и подходы. Например, в Гиждуване керамику обжигают лишь один раз, а в Риштане двойной обжиг.

7
роспись до обжига
роспись до обжига

Система двойного обжига дает возможность отсортировать после первого обжига брак и уже не расписывать его. Глина так же у школ разная, если в Гиждуване это смесь двух разных сортов, плюс камышовый пух, то в Риштане глину сначала промывают, просеивают от мусора, после чего она год вылеживается, за это время оставшиеся микрочастицы в ней также сгнивают и она становится как пластилин. Отсюда и разное звучание керамики, Риштанскую посуду отличает как раз звонкость звучания. Большая разница и в том, как наносится рисунок. Гиждуванскую школу отличает богатство цветовой гаммы: золотисто -желтые, охристо-зеленые, кирпично-красные и синие тона по темно-коричневому или светлому, теплому фону изделий. Наложение цветных ангобных красителей в несколько слоев придает орнаменту некоторую рельефность, а добавка к красителям свинцовой глазури и толстый слой поливы, соединяясь при обжиге, создают причудливые живописные разливы ярких и сочных красок.

1
одолжила фото в Интернете
одолжила фото в Интернете

Для глиняных изделий Риштана в раскрашивании характерно использование бирюзового, темно синего и коричневого цветов на молочно-белом фоне, рисунок наносится тонкими кисточками. Посуда при обжиге так же загружается в печь по-разному, Гиждуванская переворачивается и ставится на небольшие триножки, результат такой закладки — фирменное отличие — чуть стекшая по краям глазурь и еле заметные три точки от триножки, которые можно лишь нащупать, но не увидеть.

1
одолжила фото в Интернете
одолжила фото в Интернете

Любую понравившуюся вещь можно приобрести тут же, цены несмотря на то, что это ручная, авторская работа очень даже доступные. Я не удержалась и купила себе вот этот ляган.

5
Знакомьтесь, национальные промыслы Узбекистана

Ну, а сейчас я предлагаю заглянуть в еще одну уникальную мастерскую по производству писчей бумаги, корни которой уходят далеко в древность.

«В июле 751 года на реке Тараз (Талас) китайские войска вторглись на территорию Средней Азии. Но cамаркандский правитель Абу Муслим направил против них свои войска, разбил чужеземцев и захватил в плен двадцать тысяч китайцев. Среди китайских воинов было много выходцев из семей ремесленников, в том числе и занимающихся производством бумаги. Видимо спасая свою жизнь, они раскрыли все секреты технологии местным ремесленникам. Именно с этого времени, т. е. начиная с VIII века, в Самарканде стали выделывать бумагу, а в начале IX века производство писчей бумаги считалось здесь важной отраслью ремесленничества.»

В 1995 году благодаря усилиям Зарифа Мухтарова была открыта небольшая мастерская «Мерос» в поселке Конигил, 10 минут езды на машине от Самарканда. Современным мастерам удалось раскрыть секрет столь высокого качества самаркандской бумаги, а именно, секрет используемого сырья и своеобразной технологии изготовления.

1 из 7
Знакомьтесь, национальные промыслы Узбекистана
 

Самаркандская бумага с момента появления и до конца Средневековья господствовала на восточном и западном рынках. Различные сорта этой продукции в течение тысячи лет, с VIII по XIX вв., славились не только в Средней Азии, но и на Ближнем Востоке и в Европе — Испании, Франции, Германии. Большинство персидских и арабских рукописей IX—X вв. выполнены именно на самаркандской бумаге.

Письменные источники того периода отмечают высокое качество производимой в Самарканде бумаги. По свидетельству арабского историка Х века Макдиси, хорезмийские луки, шашская посуда и самаркандская бумага не имели себе равных.

Высокая оценка средневековых мастеров дана и Захириддином Бабуром в знаменитой биографии «Бабурнаме»:

«…Лучшая бумага в мире получается из Самарканда, вся вода для бумажных мельниц приходит из Кони Гила. Конигил находится на берегах Сиях-Аба, этот ручей называют также Аб-и Рахмат…».

Много лет спустя отличное качество самаркандской бумаги отмечено А. Вамбери, известным учёным, востоковедом, путешественником, этнографом и лингвистом, посетившим Среднюю Азию в 1863 году.

«Бумага, изготовляемая в Бухаре и Самарканде, — писал он, — пользуется по всему Туркестану и в смежных с ним странах высокой славой».

В течении тысячи лет ремесленники Самарканда, «когозгары», выделывали лучшую в мире бумагу, обладавшую гладкой поверхностью, прочностью, а главное — поглощавшую мало чернил.

1 из 2

В чем отличие самаркандской бумаги от аналогичной продукции Китая и Японии? По мнению мастеров, сырьевой основой самаркандской бумаги служила кора шелковицы — тутового дерева, произраставшего в Средней Азии на всем протяжении Шелкового Пути. Этот сорт бумаги отличается характерной шелковистой поверхностью и приятным нежно-охристым оттенком, менее утомляющим глаза при чтении контрастной черно-белой вязи старинного каллиграфического письма. Опять же, самаркандская бумага проходит шлифовку агатом, чего нет у других производителей. Продукция мастерской из кишлака Конигил используется также в Японии при реставрации древних рукописей и в раритетных изданиях.

Производство бумаги древними методами, фабрика «Мерос»

Здесь я также просто смогла пообщаться с Зарифом Мухтаровым, который подарил мне на память небольшую открыточку из фирменной бумаги (гарантия на неё между прочим 2000 лет!!!) со своим автографом, а я в очередной раз отметила для себя, что узбекские мастера, несмотря на все свои достижения, остаются простыми и открытыми людьми, дарящие миру свое искусство, а с ним и частицу своей души. Вообще, я не раз ловила себя на мысли, что узбекский народ не богат, но щедр. В разговоре с одним мастером — резчиком по дереву, я обратила его внимание на то, что люди в Узбекистане просто мегадобрые, на что он мне ответил: «Конечно, ведь мы работаем, создаем ценности своими руками. Человек созидающий не может быть злым." И действительно, так просто и так мудро…

Кстати, уж коль скоро я вспомнила о резьбе по дереву, то предлагаю заглянуть в одну такую мастерскую Хивы, это не было запланированной экскурсией, я просто набрела на нее в конце своего первого дня пребывания на столь гостеприимной земле Узбекистана. С древнейших времен местные мастера любили и ценили дерево и искусно обрабатывали его резьбой. Когда вы будете гулять по улицам Бухары, Хивы, Самарканда вам непременно бросится в глаза большое количество деревянных дверей, ворот, столбов в мечетях и медресе и просто в частных домах, все они очень красиво исполнены. Но именно Хивинская резьба по дереву самая тонкая и растительный рисунок ее более сложный и витиеватый.

1 из 3

Для резных изделий узбекские мастера использовали древесину карагача — разновидности вяза. Деревья карагача достигают очень крупных размеров и имеют мелкую твердую структуру, допускающую тонкую отделку сложной резьбой. Но сейчас карагач уже не столь крупный и чаще всего мастера используют орех для изготовления дверей и колонн. Как мне объяснили, в Хорезме такое вырождение карагача связывают с большим количеством соли в почве.

резьба по дереву

В художественных салонах Ташкента, Самарканда, Бухары, Коканда и Хивы представлены самые разнообразные предметы, украшенные резьбой по дереву: традиционные хантахты и комплекты шестигранных декоративных столиков с табуретами, шкатулки и пеналы, пудреницы и коробочки для драгоценностей, портсигары и трости, футляры для книг и рамы для картин, резные декоративные настенные панно и блюда, исполненные так, словно это тончайшие кружева. Такая работа реально восхищает и завораживает.

1 из 2

Ну и конечно, в стране Великого Шелкого пути нельзя не вспомнить о шелке и его производстве. Технологию производства шелка, как и бумаги узбеки позаимствовали у китайцев, но и здесь они привнесли свои нововведения, например, в окрашивании ткани, которые свойственны именно узбекской культуре. Приглашаю вас на уникальную фабрику «Ёдгорлик», что в переводе означает «Дар». Заметили? Как символично, опять узбеки дарят миру свое мастерство и искусство. Это единственная фабрика, где удалось сохранить оригинальный ручной способ работы. Фабрика «Ёдгорлик» является действующим музеем, где можно своими глазами наблюдать весь процесс производства шёлка от коконов до уже готовой ткани. Здесь все можно потрогать руками. Самое удивительное то, что почти всё производство удалось сохранить в древних традициях. Здесь также занимаются производством шёлковых ковров ручного ткачества. Но как говорится лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, я записала нашу экскурсию по фабрике на видео, смотрите и удивляйтесь.

1 из 11
фабрика Ёдгорлик
 
фабрика "Ёдгорлик"

Скажу лишь пару слов, что не вошли в ролик, из 20 граммов личинок тутового шелкопряда снимают до 76 килограммов коконов. В конце апреля — начале мая из специального запаса предыдущего сельскохозяйственного года узбекское правительство распределяет яйца тутового шелкопряда в количестве 20 граммов каждому фермеру, собирающемуся заняться их разведением. Фермеры готовят места, оборудованные большими коробами, имеющими специальный настил. Единственной пищей для тутового шелкопряда являются листья тутового дерева (тутовника), разрезаемые на маленькие кусочки. Обрезанные кроны тутового дерева восстанавливают свои ветви к следующему году. Вначале 20 граммов личинок тутового шелкопряда занимают площадь в 1 квадратный метр и ежедневно потребляют до 3 кг листьев. Но со временем начинают поглощать все больше и больше пищи.

К концу первого месяца каждый тутовый шелкопряд, который был настолько микроскопическим вначале, вырастает размером с мизинец; весь запас тутовых шелкопрядов занимает теперь 2–3 метра и потребляет до 300 килограммов листьев каждый день! Тогда тутовый шелкопряд внезапно прекращает есть, и приблизительно неделю наматывает вокруг себя шелковое волокно в кокон. Некоторые тутовые шелкопряды называются «оригинальными», они отделены, чтобы быть сохраненными в течение нескольких месяцев, во время которых они кладут яйца. Остальных убивают в коконах паром, иначе они выйдут и раскрутят шелковое волокно. Затем каждый кокон выпаривается и тщательно раскручивается.

Производство шелка в Маргилане, фабрика Ёдгорлик

Сайт фабрики

Честно говоря, посмотрев на весь процесс я конечно воздала должное уважение адскому терпению, вниманию и кропотливости, точности и в тоже время изобретательности мастериц и мастеров, создающих эти уникальные ткани. Я конечно на такое точно не способна.

Здесь же можно приобрести товары, производимые на фабрике: очень красивые, тончайшие батики, сотканные из нити с 9 коконов, шелковые ковры, палантины как из шелка так и из хлопка и проч.

5
в магазине фабрики
в магазине фабрики

Ну вот и все, думаю за 11 дней путешествия мне не так уж мало удалось посмотреть, конечно, мне бы еще хотелось поближе рассмотреть как делаются знаменитые Чустовские ножи, чеканка, посетить другие школы керамики и узнать их секреты мастерства, полюбопытствовать как делаются традиционные куклы и музыкальные инструменты, но это уже теперь в другой раз.

5
Знакомьтесь, национальные промыслы Узбекистана

По дорогам Великого шелкового пути, пролегавшим через территорию современного Узбекистана, на протяжении многих столетий караваны перевозили на Восток и на Запад товары, среди которых не последнее место занимали изделия ремесленников. В VII веке буддийский монах Сюань Цзянь в своих «Записках о путешествии по западным территориям» свидетельствовал, что «мастерство самаркандских ремесленников превосходит их мастерство в других странах». Хочется сказать, что и сегодня, в 21 веке узбекский народ бережно относящийся к своим истокам и традициям, продолжает славить свою землю, возрождая и сохраняя традиционные национальные промыслы, а мастерство узбекских ремесленников, как и в былые времена, восхищает современников во всем мире.

Надеюсь, вам понравился мой рассказ и вы как и я захотите побывать в этой прекрасной, теплой и радушной стране, где к русскому народу относятся с большим уважением и почтением, а мы к сожалению так мало и однобоко знаем и реально недооцениваем солнечный Узбекистан. А между тем, толпы американских, японских, европейских туристов заполонили эту страну. Очень часто придя в мастерскую, я присоединялась к иностранной группе. Надеюсь и русский турист протопчет туда широкую тропу. Я свою уже проложила. ;-)

8
Знакомьтесь, национальные промыслы Узбекистана

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии