Ещё на зимних каникулах, мечтая о лете, собирались в путешествие по Волге. Потом опять работа, дела, всё бегом-бегом… Не заметили как и лето наступило… Поэтому планировать июльский отпуск стали только в июне: строить маршрут, рассчитывать время и расстояние, бронировать квартиры, изучать достопримечательности, которые надо посетить. Кстати, все квартиры я забронировала на Booking.com по кэшбек ссылке — всё работает! И кэшбек я получила!
Наш маршрут: Краснодар — Волгоград — Самара — Уфа — Казань — Ульяновск — Саратов — Краснодар. По ходу путешествия добавились ещё Оренбург, Свияжск, Болгар, Сызрань и — в качестве финальной точки — Ейск.
Итак, день первый: 3 июля, 5 утра… Пустынные улицы спящего города… До Волгограда 740 км. Из Краснодара по трассе М4 Дон — ехать одно удувольствие! Первое затруднение под Ростовом-на Дону — утро понедельника, 8–30, все едут на работу. Да и я не включила вовремя навигатор, пропустила поворот на Аксай. Делать нечего — пришлось заезжать в Ростов, а там пробки, ремонт дорог… Потеяли час времени. Потом опять трасса М4, без особых затруднений даже на участках с ремонтом дороги. Пейзаж вокруг уже не кубанский — вроде бы те же поля, но выглядят совсем по другому. Попадаются первые терриконы. Сворачиваем на Белую Калитву — тут уже и трасса похуже, и пробки посерьёзней, везде ремонт дорог. Зато есть время посмотреть по сторонам — бескрайние поля пшеницы и цветущей гречихи, холмы, овраги и снова терриконы. Жарко… Хорошо, что в машине есть кондиционер)
В Волгоград приезжаем к 17 часам, минут 20 петляем по городу в поисках нужного адреса: квартира в самом центре города, окна выходят на проспект Ленина, до музея «Панорама Сталинградской битвы» минут 10 прогулочным шагом, до Мамаева кургана и до Аллеи Героев — по три трамвайных остановки. Разместились — и сразу на прогулку! Первые впечатление от встречи с Волгоградом — приятные, очень напоминает родной Краснодар. Чистый, уютный город, широкие улицы, все дома послевоенной постройки. Идем к знаменитому дому Павлова, который сохранён в том виде, в каком остался после обороны Сталинграда.
Волгоград, Мельница Гергардта.
Рядом — разрушенная мельница Гергардта, возле которой скульптура — дети, водящие хоровод — символ мирной жизни среди руин…
Тут же музей «Панорама Сталинградской битвы» и музей военной техники под открытым небом.
И Волга… Огромная, широкая, безбрежная…
Детям раздолье — облазили все танки, зенитки, военный эшелон. Единственный минус прогулки — духота и тучи мошки, которая лезет везде — в глаза, в рот — и не даёт спокойно гулять. Не смотря ни на что, спустились к Волге, помочили ноги, прошлись по набережной. Уже стемнело. Вызываем такси, общительный таксист согласился прокатить нас по ночному городу — Мамаев курган, набережная, речной вокзал, залитые светом фонарей проспекты и скверы… Первый день подошел к концу…
День второй: первым делом решил посетить Мамаев курган и Родину-мать. Едем туда на метротрамвае — уникальный вид транспорта — трамвай уходящий под землю. Есть участки наземные и подземные. Здорово!
Мамаев курган — мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» — потрясает своей величественностью. Главный монумент мемориала «Родина-мать зовет!»
Площадь Стоявших насмерть
Зал Воинской славы с Вечным огнем
Фигура Родины-матери видна на десятки километров, от подножья до вершины кургана — 200 ступеней, по количеству дней Сталинградской битвы. Можно на такси подъехать практически на вершину кургана и потом уже пешком спуститься вниз. Мы поднимались пешком. Всё-таки здорово воотчию увидеть то, о чем так много читала и слышала с детства!
Прошли через весь мемориальный комплекс: площадь Стоявших насмерть, стены-руины, площадь Героев, зал Воинской славы с Вечным огнем, площадь Скорби, Воинское мемориальное кладбище и Родина-мать. Градус впечатлений зашкаливает! Градус окружающей среды тоже — жара невыносимая! Порадовались, что начали прогулку именно отсюда — днём мы бы здесь «сгорели».
После Мамаева кургана едем в музей-панораму Сталинградской битвы. Берем аудиогид и вместе с ним обходим все залы, прослушивая информацию о заинтересовавших экспонатах. А итог экскурсии — сбственно панорама Сталинградской битвы. Глядя на неё теряешь ощущение реальности, стираются грани между нарисованным и реальными предметами, стоящими у картины. Всё воспринимается как единое целое. Маленький ньюанс — в музей нельзя проносить воду, её пришлось сдать в гардероб. Кстати, в цокольном помещении музея-панорамы имеется замечательное кафе, в котором мы и пообедали вчетвером всего на 1000 рублей.
Музей-панорама Сталинградской битвы
Из музея-панорамы наш пуь лежит на Аллею Героев и речной вокзал. Волга восхищает! Заключительно частью нашего дневного путешествия по городу становится прогулка по реке на теплоходе — снова видим музей-панораму, Родину-мать, стадион, строящийся к Чемпионату мира по футболу 2018 г., золотые пляжи на левом берегу Волги… Проплываем под Волгоградским мостом, тем самым «танцующим» (https://youtu.be/4qHmA0DyHzc) Рядом строят опоры для второй очереди моста. Час на воде пролетает быстро… От Волги решили прогуляться по городу, дойти до железнодорожного вокзала. И снова нас ждёт ночной город с его ярко сияющими огнями…
Панорама Сталинградской битвы. Вид с Волги.
Родина-мать. Вид с Волги.
День третий — мы едем в Самару через Камышин и Саратов. Расстояние 850 км. Выехали в 5–50. Очень долго ехали по Волгограду — длинющий город. Потом трасса на Камышин.
Камышин - родина Маресьева
Дорога двухполосная, всё время горки и овраги, трафик довольно плотный, много большегрузов, попадаются участки с ремонтом дороги. Удивили знаки и разметка — обгон запрещён на спуске, но при этом разрешён на подъёме… Да ещё и похолодало сильно после вчерашней жары, всю дорогу нас сопровождает дождь. Очень тяжелая траса — до Саратова 375 км, ехали 6,5 часов, а ощущения… Небольшой привал — заправка, кофе. Немного утеплились — расчитывали на жару, и народ в джинсах и куртках странно поглядывает на меня в сарафане, — и дальше в путь. Через города Энгельс, Маркс, Балаково и Пугачев. Расстояние 445 км. Но! После Маркса дорога закончилась и началась полоса препятствий. Дорога двухполосная, вся в латках, опять же большегрузы и плотный встречный поток — обогнать очень сложно, так и трясёмся 50 км/час. Да ещё и пейзаж вокруг унылый — невозделанные поля, обочины, поросшие камышом, ни заправок, ни кафе… Пасмурно, пустынно и грустно… Полнейшее ощущение осени… Наконец заправка — хочется горячего кофе, но его нет! Только холодные напитки, а из еды — шоколадные батончики. Перекусить не удалось. Хорошо что в дорогу делали бутерброды, а то было бы совсем печально. Едем дальше. За Пугачевым попадаем в самую настоящую пыльную бурю — серо-желтое облако пыли, нулевая видимость и ураганный ветер! А потом ливень! Дорога от Пугачева до границы с Самарской областью — совсем ужас, яма на яме, больше 40 км/ч не разгонишься. А потом резко начинается нормальный асфальт. Дальше ехать уже веселее, близость точки назначения придаёт сил. А вокруг непогода — ураган, деревья повалены, всё летит. К Самаре подъезжаем как по расписанию — в 19–00 по Московскому времени, но в Самаре то уже 20–00! На въезде через мост пробка, до квартиры добираемся только к 21–00 по Самарскому времени. Ставим машину подальше от деревьев, надеясь что на неё ничего не прилетит. Сегодня без прогулки — дорога была тяжелая, да и погода не располагает. Любуемся закатом с 11 этажа, за окном свищет ветер. Квартира в новостройке, чистая, светлая. Однокомнатная, но очень просторная.
День четвертый. Погода не радует — ветер всё такой же сильный, всё несёт, гнёт деревья. Но оделись потеплее и вперёд! Метро далековато, станций мало. Поэтому передвигаемся на такси. Решили начать с Бункера Сталина. Не попали, зато узнали расписание — придем завтра к 14–00. Решили ехать на набережную.
Самара. Набережная Волги.
Памятник Григорию Засекину
Волга совсем другая — чёрная и страшная, вся в волнах. Пляж шикарный, жаль с погодой не повезло! Набережная очень красивая, но пустынная — мало таких же отважных туристов как мы) Красивые фонари, лавочки, фонтаны… Здесь же — необычные памятники «Бурлаки на Волге» и товарищ Сухов из «Белого солнца пустыни». Гулять не получается — порывы ветра сносят с ног, тучи нависли, морось… Едем в музей «Самара космическая». Фасад здания украшает настоящая ракета «Союз» установленная вертикально. В музее представлены модели ракет и интерактивные экспонаты, которые рассказывают о том, как эта техника работает. Другой проект посвящен человеку в космосе и здесь можно узнать о том, как живут космонавты на орбитальной станции: как работают и отдыхают, что едят, как моются и тренируются, какие проводят эксперименты и что из этого получается. Эта информация выводится на экраны в виде «озвученных комиксов». Детям очень понравилось, да и взрослым было интересно!
"Самара космическая", памятник ракете "Союз"
Дальше идем в метро — в Самаре одна ветка, 10 станций. Прокатились, посмотрели все, потом уже вышли на своей и направились в сторону дома. По пути купили клубники — продлили себе весну, у нас её сезон уже прошёл. Пообедали, отдохнули и вечером предприняли ещё одну попытку погулять. На этот раз решили доехать до знаменитой Ладьи, но и здесь нас ждало разочарование — Ладья и вся набережная вокруг неё закрыты на ремонт. Спустились на набережную чуть дальше, прошлись от памятника основателю Самары Григорию Засекину до гостиницы «Волга». А оттуда поднялись вверх на площадь Славы к впечатляющему памятнику самарским авиастроителям, котрый часто называют памятником «Паниковскому с гусем». Немножко прогулялись по городу. Самара город старинный, в центре много старых домов — деревянных, бревенчатых, обшитых тесом, с красивыми резными наличниками. И тут же рядом современные здания. Старина и современноть рядом! Долго гулять не получается — холодно и сильный ветер, поэтому идем домой, Остальное — завтра!
День пятый. Погода улучшилась — уже солнце и ветра почти нет, Настроение улучшается! К Бункеру Сталина приехали часам к 11. Рановато — кроме экскурсоводов никого ещё нет, поэтому погуляли немного вокруг — рядом Самарский драмтеатр, похожее на пряничный домик, вокруг него — сквер имени Пушкина. Чуть правее — Иверский женский монастырь, через дорогу от него — знаменитый Жигулёвский пивоваренный завод. Перед зданием драмтеатра — памятник Чапаеву. Прошлись вперёд по улице Фрунзе — мимо Польского костела — Храма Пресвятого Сердца Иисуса — был построен в 1906 г., в советское время в нём располагался краеведческий музей, а в 90-е годы собор восстановили и ныне он является действующим католическим храмом. К сожалению, попасть в него не удалось — костел был на реставрации. По соседству с собором расположился музей-усадьба А. Н. Толстого, перед входом — бронзовый Буратино с золотым ключиком.
Колокольня Иверского женского монастыря
Самарский академический драматический театр им Горького
Музей-усадьба А.Н.Толстого
Идём обратно к Бункеру Сталина — неприметная дверь во дворе здания Академии культуры. Билет стоит 80 р. взрослый и 40 р. — школьники. Пришли чуть заранее обозначенного времени, но набралась группа 30 человек и нас пустили внутрь. На выходе мы поняли, как хорошо, что мы прошли первыми — последующие группы заходят через каждые 10 минут и ожидают, пока пройдет впереди идущая группа, организованные группы пускают без очереди. В итоге на входе — толпа народа! Музей Бункер Сталина — создавался в качестве резервного местонахожения ставки Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР И. В. Сталина. Расположен на глубине 37 м. Построен в 1942 году и представляет собой метротоннель, расположенный вертикально. Строили бункер московские метростроевцы, их было 600 человек и о дальнейшей судьбе их известно мало. Бункер имеет автономную систему регенерации воздуха и свою электростанцию. Внутри расположен личный кабинет Сталина и зал для заседаний правительства. В случае экстренной необходимости в бункере могли разместитьсч более 500 человек. В бункере два основных выхода и ещё несколько запасных, один из которых проходит под Волгой. Во время войны Куйбшев являлся резервной столицей СССР. Почему именно он? Во-первых, крупный железнодорожный узел, во-вторых, Волга является естественной преградой для врага, в-третьих, отдалённость от линии фронта — ни один самолёт того времени не мог долететь до Куйбышева, не хватало горючего. До 1990 года бункер был засекречен. Сейчас в бункере каждый четверг проходят учения по ГО, в остальное время с 14–00 по будним дням музей открыт для посетителей. Всё можно потрогать и везде сфотогафироаться. Особо хочется отметить экскурсоводов — досконально знают историю ВОВ, можно задавать вопросы — ответят на любой! Все громко, четко и понятно!
Зал заседаний в Бункере Сталина
В коридорах Бункера Сталина
Ну, вот и всё — мы прощаемся с Самарой… Дальше наш путь лежит в Оренбург, но об этом в следующей части…
Теги:
Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Круиз, Автопутешествия