Но не более.
Может потому, что это самый короткий путь в Белосток? И фуры, в большинстве своем польские и белорусские, бодро пыхтя моторами прут и прут в обоих направлениях? Живые деньги мимо проезжают! Нет других причин, как мне кажется.
Мы на протяжении многих лет, обычно в своих поездках в Польшу «на закупы» или куда дальше в Европу, в подавляющем большинстве случаев едем именно так.
Жизнь многих людей в приграничных Гродно и Бресте тесно связана с возможностью оказаться в Польше и по этой причине, близлежащие пункты пропуска через границу — «Брузги» в Гродно и «Варшавский мост» в Бресте, достаточно хорошо освоены местными жителями. Но есть еще минчане, а также борисовчане, солигорцы, могилевчане и многие другие, которые тоже регулярно-периодически мечтают приобщиться к радостям шопинга «за бугром». Если ехать через Гродно и Брест, то приходится создавать проблемы местным, а заодно и себе, толпиться, а порой даже злобно ругаться, задерживаясь в безразмерных очередях. Вот и стал пункт пропуска «Берестовица» родным в качестве ворот в Белосток для минчан и тех самых «многих других».
Есть еще те, кто по делам рулят в замечательные города Слоним и Волковыск, например, а также те, кто живут там. Поэтому в любое время суток дорога Р99 жива и полна машин. Хотя ситуацию тут совсем не сравнить с тем, что я наблюдаю по дороге из Москвы в Казань. Небо и земля, откровенно говоря.
Помню летом 1993 года я в Германии купил вскладчину со своим товарищем, Юрой, свой первый автомобиль. «Ладу»-четверку (или «Жигули» 2104, просто экспортный вариант именовался «Ладой»). Права я получил еще в училище, к тому же на первом курсе, ну и понятно, что за руль, пока служил, сам больше не садился. Но навык-то, вроде как есть! Вот и отправили меня куда более опытные друзья, из той Гремании домой на машине, а сами остались еще чего-то поискать. Я не мог тогда толком первую передачу включить и стартовать, куда там говорить про заднюю:)) Эти же изверги еще и поспорили между собой, доеду ли я до дома и где примерно разобью машину! Никогда им не прощу то пари.
Кое-как стартовал, выехал, никаких тебе тогда навигаторов — только карта и указатели, плюс ориентация по солнцу. В общем, голова была нужна! Мне объяснили, что доехав до Берлина надо повернуть направо, на восток. Всё понятно!
На трассе я ехал еще нормально, правда, шоком было, что по дороге в Берлин на скорости 140, до которой я, пусть и с дрожью в коленках, но разогнался, меня запросто обгоняли все подряд и даже фуры. Как пережил границу Польши с Германией, не передать, валил потом без остановки до Варшавы, по дурным дорогам, боялся остановиться даже нужду справить, а то ведь рэкет наедет, машину отберет! Как оправдаюсь тогда перед семьей, изъяв все денежки из дома до копеечки? Справедливости ради надо сказать, что у меня в салоне была попутчица, которую те друзья срочно отправляли на родину и отец, только, увы, он тоже навыки вождения имел уже слабые.
Доехал! Продали мы ту четверку дома, да так выгодно, что засобирался я уже за машиной себе. Так у меня и появился тот самый Опель-Кадет, с которым натерпелся я в приключении под Бобруйском (подробности по ссылке выше на «Могилевщину»).
Эх, «Кадет»! Ехали мы за машинами осенью уже того же 93-го года, втроем: — тот самый мой товарищ, Юра, спортсмен, перегнавший уже немало машин, я и тесть, уже человек в возрасте. Тесть быстро нашел себе «шестерку» «Жигули», я достаточно скоро того «Кадета», а он выбрал Ауди 100 на автомате с удивительно-удачно низкой ценой, которую явно надо было расценить как подозрительную. Мы ж просто обрадовались тогда. И зря, еще не подъезжая к польско-немецкой границе Ауди ушла в себя и не вернулась, не смотря на все старания. Искра в землю ушла! Вымучились ее толкая, ковыряясь во внутренностях, к тому же не очень представляя себе где искать ту самую искру. Куда деваться? Взяли ее тестю на веревочку, поскольку у меня навыки вождения были еще слабоваты, что скрывать. Прошли-таки границу, но осень на дворе, пошел дождь, а в Ауди дворники не работают, к тому же стеклоподъемники электрические, не то что у нас — «на веслах», короче, далеко наш опытный товарищ проехать не мог. Как назло стемнело-завечерело, пришлось встать на польской заправке. И знали же, что в пределах 50 км от границы вставать нельзя, приедут. Ну и приехали!
Задремал я уже в машине, вроде вот только что. Тут стук в окно. Уверенный голос — «Открывай. Выходи». Смотрю, человек 8. На двух машинах, одна из них на немецких номерах, бумер. Ко мне подошел один, трое немного в стороне, а еще один явно на стреме, возле выезда, остальные в машинах и не выходят.
— В курсе, что дорога платная? — ясен перец, в курсе, провалитесь вы пропадом.
— Кто такой, откуда? Дай паспорт.
И говор такой, вроде и смоленский, а может и белорусский, сразу не понял.
— Что, пограничный контроль? — спрашиваю, понимая прекрасно кто это такие.
И тут он подсветив паспорт спрашивает, не служил ли в Хороге? Мать честная. Это оказался солдат из нашего взвода прикрытия, куда отбирали крепких парней, активных и инициативных, готовых если что рискнуть. Вот и рискнул, похоже, после службы. Я его не признал, все-таки дело такое, а он меня помнил. Во ситуация, прям как у Шарапова… А главное, черт его знает с каким настроением он меня помнит, всяко бывает между офицером и солдатом.
— Вы только без причуд, у них есть стволы. Сразу перешел он на «вы» и на доверительную тональность.
— Как же ты так? — спрашиваю. — Меня вот в аэропорту Иванчук как раз встретил, он в милиции служит, в Смолевичах. А ты? Совсем с другой стороны теперь?
— Вот так бывает — сдержанно так отвечает.
Мой «Кадет универсал» был забит беушной, бесплатной у немцев резиной, которую у нас продать пусть и недорого, но вполне было возможно. Сумка еще, в ней майка-трусы-носки, пакет конфет детям. На случай подобной встречи обручальное кольцо осталось отдыхать дома, часы на руке пластмассовые, никаких тебе цепей на шее и всего такого, даже обувка какую не жалко:))
Деньги у меня оставались, тогда это была огромная сумма — 200–300 баксов, я их предусмотрительно завернул в отвороты рукавов джинсовки, когда их засучил. В кармане была жменя польской мелочи после заправки и чуть своих «зайцев».
Подошли те трое, бывший солдат примолк. Я тоже. Тестя они даже не побудили. «Шестерка», пожилой. Может такие благородные робингуды? Машинами тоже особо не заинтересовались, ну, куда там! Подняли Юру. Проверили карманы, кошельки, ощущения у меня от такого общения были явно не самые приятные. Как это унизительно дать безропотно выворачивать свои карманы и вещи.
У Юры тоже особо ничего не было. Просто грамотно спрятал! На виду в портмоне была купюра в 1000 итальянских лир, он пару месяцев назад был в Италии. Это примерно 1 доллар. Его спросили, что это, а он уверенно так отвечает, мол, австрийские шиллинги и на полном серьезе просит не забирать их, приличная, все-таки сумма, больше 100 американских. Ничего, говорит один из них, как раз за всех оплатить проезд хватит. Так та бумажка и осталась в руках тех уродов. Напоследок сказали пароль, чтобы нас их «коллеги» больше не трогали, да и уехали…
Поляки с АЗС к нам ни разу не подошли. И полиция польская тогда особо не интересовалась такими делами.
Памятен мне тот пункт пропуска Берестовица (правда с польской стороны, где он называется «Бобровники») еще и потому, что приехав с тем «Кадетом» туда, мы попали в гигантский хвост. Пришла колонна военных из ГСГВ, тогда уже Западной группы войск, машин 150 с женами, имуществом, детьми и мы явно застряли надолго. Веселье бьет ключом, одним словом! По голове, конечно…
Работала граница из рук вон плохо, прошло за первую ночь может только 40–50 машин, наш народ в очереди начал волноваться. Все ж военные, организованные, вот и выдвинули вперед, как положено в таких ситуациях, крикастых баб с малыми детьми в качестве оружия глубокого психологического воздействия. А сами, с видом пламенных революционеров, своими бренными телами перекрыли движение через шлагбаум в том и в другом направлении. Но без повторения подвигов времен ВОВ, слава богу! Восстание, одним словом. На худой конец, забастовка.
Тут как раз на польскую сторону заехала колонна французских машин, на проезжей части стоят люди, машут руками, француз выглядывает, спрашивает, и без знания языка легко понять — чего прете? А в ответ — «Страйк», забастовка значит. О! Это ж французы, где сильны профсоюзы, коммунисты, права рабочих и всё такое: «О-ля-ля!!! Страйк, значит страйк, это по-нашенски. Они и встали, окончательно парализовав пункт пропуска.
Поляки взволновались. Сначала пригрозили вызвать местный ОМОН (или что у них там?), потом наряды с собаками… Ага! Потом привезли наших пограничников во главе с целым майором. Ему не дали даже рта открыть — нефиг болтать, работайте веселей, а нет, мы здесь до победы стоять будем, обучены!
Дело пошло, но потом опять заглохло, вновь устроили демонстрацию, участвовали в том числе и те, кто подъехал позднее. Вот так за 3 суток как-то проехали. Где и чем питались, откуда брали воду и главное, где справляли естественные малые и большие надобности — не спрашивайте! Местным жителям было несладко. С тех пор дорогу к границе в Польше вывели за пределы населенных пунктов.
Ладно, хватит лирических отступлений, это я просто пока по той дороге ехал, нахлынули воспоминания. В общем был у меня не «Кадет», а какой-то «Адвенчер»:)))
Вернемся к дороге…
Выезд к Слониму лежит через леса, небольшие местечки, есть там и населенный пункт Альбертин, но эта табличка, замеченная около нечаянной остановки, как-то смутила