Повторюсь:
Понравилась мне когда-то тема у нас на Форуме — «Народная карта дорог…», да, увы, что-то она не получила развитие. Вот и решил поддержать ее делом и словом, конечно.
Вновь и вновь сразу же сильно извиняюсь за качество фото — делал их на ходу, через стекло машины, все-таки ездил по делам, времени всегда мало, чтобы остановиться, осмотреться, выбрать композицию, представить как будет выглядеть кадр.
И еще раз немного информации. В Белоруссии основные дороги между Минском и областными центрами и некоторые другие, являются платными для: — а) легковых автомобилей, кроме стран ЕАЭС (Россия, Казахстан, Киргизия, Армения и Беларусь); — б) всех транспортных средств массой более 3,5 т. Для оплаты проезда, необходимо приобрести бортовое устройство, которое продается практически на любой АЗС. Подробности здесь.
Ранее оплата топлива на АЗС у нас могла производится наличной иностранной валютой — долларами США, евро и российскими рублями, но в настоящее время, вот уже более 3 лет, это запрещено. Не представляю себе ныне заправку, где невозможно расплатиться банковской картой — это и есть самый простой и надежный способ не переживать за обмен.
В продолжение предыдущей темы о дорогах Могилевщины, хочу поделиться собственными впечатлениями о дорогах Гомельской области.
Даже мельком взглянув на карту автомобильных дорог, легко убедиться, что Гомель занимает особое место, как точка пересечения путей с запада на восток (это М10) и с севера на юг (это М8 или Е95). Есть еще очень хорошо сделанная, причем совсем недавно, трасса М5 (Е271) Минск-Гомель. Вот с нее и начну.
Это сейчас очень приличная дорога.
Надо прямо сказать, эти 150 км всегда требовали внимания за рулем: интенсивное движение и легковых машин, и фур, закрытые повороты, населенные пункты с ограничением скорости, ну и массовые «засады» ГАИ, особенно в 90-е. В снегопад, мороз — это вообще жесткое испытание.
Помню в начале 90-х был у меня «Опель-Кадет» с движком 1,2 и я как раз возвращался из Бобруйска. Перед носом фура, вроде чисто впереди, спокойно пошел на обгон. Вышел на встречку, прибавляю и замечаю, что это длинномер с прицепом. Ну, что поделаешь — надо прибавить. Прибавляю, потом еще прибавляю газу, да вот стрелка на спидометре будто прилипла к отметке 100. Ни миллиметра вверх, может «Опель» решил остаться дисциплинированным, что ли? Фура скорость не сбавляет, где-то 90 держит и идет себе уверенно. А чего ему переживать? Так медленно двигаюсь вдоль нее, сначала прицеп, вот уже основной борт. И вижу, что впереди начинается левый изгиб дороги, а главное, навстречу идут машины. Легковые. Обочина, как положено — немного щебенки, трава, грязь, дело было осенью, там влажно, соответственно скользко.
Уходить на нее на скорости нельзя, шансов никаких. Давлю на газ, что делать? Уже и тормозить, возвращаться за фуру поздновато, может занести ему под задние (или средние?) колеса…
Вот уже и кабина, водила скорость не снижает, а встречные легковые всё ближе и ближе, они похоже тоже тормозить не собираются…
В то время народ активно гонял еще советские «Жигули» из Прибалтики. Были варианты реэкспорта новых российских машин («восьмерок» — «девяток» в основном) из Европы, которые стоили там дешевле, думаю, многие помнят эти схемы. Часто перегонщики старались держаться группами, на дорогах было небезопасно, да и веселей, если ты не один, мало ли что случится в пути с непроверенной машиной.
Так вот, встречных машин было минимум три, все «девятки» на транзитных номерах. И передняя была уже совсем близко, а я еще только вышел на уровень кабины той долбанной уже по моему мнению фуры. Как-то четко (помню всё очень детально и поныне) осознал: «Ппц, приехали!». И вот тут время для меня будто замедлилось. Возможно фурщик всё-таки чуть сдал газу, у меня двигатель ревет как не в себя, но, зараза, ни черта не ускоряется, а встречная «девятка» уже буквально перед носом. Я успел разглядеть перегонщика, он был в очках и в костюме с галстуком, я, не поверите, даже рассмотрел заколку, гримасу на лице, открытый в крике рот. Можно легко представить, что он говорил в тот момент:))) Только для меня он и его машина будто застыли. Я нагнулся увидеть водилу в фуре, опять кинул взгляд в зеркало заднего вида, оценил еще раз возможность ухода на встречную обочину, посмотрел на уровень кабину фуры по отношению к моей машине и понял, что у меня есть зазор пусть и на считанные сантиметры перед ней, а потом резко взял вправо, с полной уверенностью, что я его не задену. Подрезал его конечно сурово, но куда деваться?
Понимаю, что я уже пусть медленно, но пересекаю траекторию движения фуры, выходя в свою полосу, вновь смотрю на ту «девятку», оцениваю расстояние до второй, потом до третьей. Без всякого сомнения, столкнись мы с первым, остальные добавят, будет славный «паровозик», причем боковой удар, даже по касательной, кинет меня под передок фуры…
Смотрю, мой «Ёпель» (а это был универсал, корма чуть длиннее, чем у хэтчбека) уже большей частью на своей полосе, вижу полуповернутое ко мне лицо того парня в костюме, его гримаса несколько изменилась и рот был открыт пошире, снова взгляд на зеркальце, что там сзади, вот уже мой хвост не торчит на встречке и… Все три «девятки» в секунду-другую пролетели мимо меня! Время вернулось в нормальный режим. Я был весь в поту, руки дрожали, очень хотелось пить и ругаться матом…
Как потом оказалось, у меня заедал тросик дроссельной заслонки карбюратора и она, как результат, просто не могла открыться шире, чтобы увеличить подачу топлива, ну и придать дополнительный импульс движения. После того «Опеля», с которым хватало проблем кроме этой, у меня больше не было немецких машин, вот уже 20 лет для себя один лозунг: да здравствует японский автопром!
Ну, продолжим дальше, после небольшого лирического отступления…
Вокруг Бобруйска тоже имеется объездная кольцевая автодорога, как и в Могилеве и она точно также как там не замыкается в полноценное кольцо. Налево пойдешь — на Гомель свернешь, направо пойдешь — в Мозырь попадешь!
Просто про дорогу на Гомель я практически всё сказал, добавить нечего. Да, будет там еще славный город Жлобин, где живут совсем не жлобы и где находится громадный Белорусский металлургический завод, БМЗ в просторечии, флагман индустрии и один из лидеров желанной валютной выручки страны. Будут еще городочки и деревеньки, но общее состояние трассы, виды вокруг весьма приличны, достойны и… не вызывают, как мне кажется глубокого интереса. Едь себе и едь, каких-то 150 км отличного шоссе. К хорошему быстро привыкаешь!
Мы в Бобруйске уйдем направо. Ага, к Мозырю, одному из самых старейших городов Белоруссии, ныне центру соледобычи, а главное — одной из столиц белорусской нефтянки, да к тому же крупнейшему в стране речному порту, городу когда-то зажиточному, с трамвайной линией длинной более 20 км, ведущей к НПЗ, главному предприятию не только города, но и гомельского региона.
Дорога от Бобруйска примерно вот такая
В нашей стране «Эхо Чернобыля» это не что-то виртуальное, а вполне себе реально-повседневное, к которому вроде как и привыкаешь, да вот когда теряешь друзей и близких из-за онкологии, да еще и узнаёшь статистику по динамике изменения количества таких заболеваний, то… Впрочем, что говорить, у нас и так штатных болтунов-пропагандистов хватает, вещают из каждого утюга как жить становится лучше и веселей, не будем о грустном…
Вернусь к дороге. На этом участке одна радость — интенсивность движения здесь резко падает и если ехать на разрешенной скорости 90+10 бесплатных у нас кмч, то можно даже рассмотреть окрестности!
Понятно, если не попадешь в туман
эти снимки были сделаны перед рассветом.
Я делал фотографии в разное время, в основном осенью, когда надо было несколько раз оказаться в том самом Мозыре.
Так вот, где-то через 25–30 км от Бобруйска, будет славная деревенька Паричи, в которой вы легко обнаружите кафе «Париж»
Это же легко понять — «Паричи» и «Париж» почти одинаково звучат!:)
А вот дальше, уже в 60 км от Бобруйска, справа по ходу движения, естественно, если скорость позволяет оглянуться по сторонам и окрестности не сливаются в одну непрерывную плавную или неплавную линию, можно увидеть мемориал, посвященный операции «Багратион» (52.673090, 29.360852).
Когда-то предмет «Военная история» был для одним из самых любимых, так вот еще с тех юных лет легла в душу именно эта, ярчайшая, на мой взгляд, операция Великой Отечественной войны, которую наш замечательный преподаватель небезосновательно называл верхом искусства планирования стратегической операции на большом пространстве, с привлечением тем не менее достаточно ограниченных сил и средств, понятно по отношению к тому самому пространству и конечно силам и средствам противника.
Будете ехать мимо, рекомендую, остановитесь, передохните и посмотрите. Даже ради того, чтобы просто отдать дани памяти нашим славным предкам…
Помню как-то участливо или может озабоченно сказал как-то своему товарищу из Костромы, планировавшему поездку в Вильнюс на машине, мол, ты смотри, тут практически 1000 км, если навыков мало, типа передохни где-то. Он, так на полном серьезе, да, ты прав, на 1000 км одноразово у меня навыков не много, всё больше на 1300 — 1500:))
Так что на этом фоне 330 км от Минска в Мозырь (или наоборот), тем более 150 км от Бобруйска — центра мировой цивилизации, это, конечно, мелочь, но весьма интересная, поверьте на слово. Молчу уже про то, что эти города, не сомневаюсь, будут очень интересны для любого туриста и рассказывать о них можно много и часто.
Правда, простите, я может к этим рассказам и вернусь, а сейчас уже вечер