Расскажу о давнишней поездке на остров Сааремаа. Ездили мы тогда вчетвером, на одной машине. Никогда мне еще не приходилось выезжать в путешествие в такую ужасную погоду — еще со вчерашнего дня дождь лил, не переставая, но откладывать поездку и дальше уже не хотелось.
Поскольку ночевать предполагалось в палатках, в спортклубе на работе я взял две палатки, а также спальники и коврики. Вдобавок для ночлега взял надувную кровать вместе с насосом с питанием от прикуривателя. Вот казалось бы, сколько места может занять все это барахло? Как оказалось, ни много ни мало, а весь багажник:) Из-за этого даже чуть не поругались, потому что остальные вещи было класть просто некуда:)
Маршрут был примерно вот такой. Вот казалось бы, можно ли проехать по Эстонии почти 500 км, не разворачиваясь? Как оказалось, вполне себе можно:)
Всю дорогу до моря дождь лил, не переставая. Но уже на подъезде к порту Виртсу он вдруг закончился и выглянуло солнце. Ура! На 9:00 у меня был забронирован паром, так что мы оказались одними из первых в очереди. Заехали на паром, вышли и пошли гулять по верхним палубам. Паром идет всего полчаса, поэтому даже кофе выпить толком не успеваешь:)
Заметьте, какую трубу везет вон тот грузовик:)
В 9:30 съехали на остров Муху и по отличному шоссе с ограничением скорости в 100 км/ч понеслись в сторону Курессааре. Между Муху и Сааремаа проехали по дамбе — как здорово, что не надо ехать на еще одном пароме.
Затем было решено свернуть и посетить одну из основных достопримечательностей Сааремаа — музей ветряных мельниц в Англа.
Обратите внимание на надпись углем на голове лошади:)
Ветряные мельницы в Англа
Ветряные мельницы в Англа
Схема мельницы-столбовки и голландской мельницы
А неподалеку от мельниц была обнаружена вот такая коллекция деревенских качелей
Из Англа направились в сторону Курессааре, но по дороге заехали в Каали — посмотреть на метеоритный кратер. По сравнению с 1982 годом, когда я был здесь последний раз, место довольно сильно облагородили, сделали барьеры, лесенки и т. п. Даже сам кратер не показался мне совсем уж той грязной лужей, что я запомнил из той поездки. Хотя запах канализации все же присутствовал.
Можно почитать, куда падали метеориты
Дети изучают схему окрестностей
Приехав в Курессааре, мы поставили машину и пошли гулять по старому городу, сразу направившись к Курессаарескому замку — главной достопримечательности острова. В детстве я там тоже был, но уже почти ничего не помнил.
Курессаареский замок отгорожен от остального города рвом
По мостику проходим в замок
Замок оказался небольшим, гораздо меньше Нарвского, но зато в отличие от него, там можно ходить почти везде. Внутри замка несколько музеев, включая зоологический с чучелами животных, обитающих на острове. Что меня поразило — на острове якобы встречаются даже фламинго, правда живут они там не постоянно, а бывают «проездом» в его западной части, где организован специальный заповедник для перелетных птиц. Вот только куда могут лететь фламинго в наших северных широтах? Не, не верю:)
На лужайке у замка оборудована певческая эстрада
Курессаареский замок. На крепостном валу
Вид с крепостного вала на замок
А вот такой вид на залив открывается с крепостной стены замка
Выехав из города, поехали в сторону полуострова Сырве искать место для ночлега. Как раз в том месте начинается песчаный пляж, но ставить палатки и жечь костры можно только в кемпингах. Самый известный и раскрученный из них — кемпинг Мяндъяла. Но и самый дорогой, пришлось заплатить кучу денег буквально за все — за каждую палатку, за каждого человека, за пользование душем, а также за право закатить машину. Зато народу было немного, так что мы встали с палатками в сосновом лесу совсем недалеко от моря. Потом уже увидели кемпинг через дорогу — там машин стояло столько, что негде было приткнуться.
Погода была хорошая, светило солнце, поэтому, установив палатки, было решено погулять еще, и я повез компанию дальше по полуострову Сырве. Последние километры пришлось преодолевать по грунтовке, но вот мы наконец на знаменитом мысе Церель, где в 1914 году стояла береговая батарея № 43, простреливавшая Ирбенский пролив. Та самая, из романа Пикуля «Моонзунд».
От самого кончика мыса можно еще пройти по мелководью на виднеющийся вдали островок. Камни на дне очень острые, поэтому все идут очень смешно, переваливаясь с боку на бок:)
А совсем недалеко от этого места в 1940 году, уже при советской власти, была построена новая артиллерийская батарея № 315, командовал которой капитан Александр Стебель.
Найти ее не составило труда, на дороге, ведущей вдоль южной оконечности полуострова, стояли два указателя — «STEBELI PATAREI» и «STEBELI KOMANDO PUNKT». От самой батареи осталась только бетонная яма, где и стояло орудие, да бункера в лесу вокруг. Вела туда узкая и извилистая дорожка, по которой я рискнул проехать на машине.
Командный пункт батареи Стебеля
А вот командный пункт сохранился гораздо лучше — сложенную из камней ветряную мельницу никто на металл разбирать не стал.
Рядом с мельницей под землей был вырыт здоровый бункер, наверху которого стоит памятник артиллеристам батареи. ВО всяком случае, стоял в 2004 году, как сейчас — не знаю.
Но самая главная достопримечательность полуострова Сырве — это конечно же вот этот маяк. Его высота — 52 метра.
Первый каменный маяк на этом месте был построен шведами в 1650 году. По другим данным, шведами был построен лишь деревянный маяк, а каменный появился лишь в 1770 году. В 1807 году он был реконструирован и надстроен. Тот маяк пережил сражения Первой Мировой войны, но вот в Великую Отечественную был полностью разрушен. В 1949 году на этом месте поставили временный деревянный маяк. Нынешний железобетонный маяк был возведен в 1960 году.
Нашел в сети две старые фотографии. Слева — исторический маяк, разрушенный в войну (1930). Справа — временный маяк, построенный после войны (1955).
Обратно ехали вдоль западного берега полуострова и чуть там не заблудились. Народу там не было вообще. Лишь на берегу обнаружили вот такие сложенные кем-то пирамидки.
Вернувшись в кемпинг, стали укладываться спать. Я попытался надуть кровать, но насос, работавший от прикуривателя, хоть и гудел довольно громко, но качал еле-еле. Тут обнаружилась еще одна проблема. Надутую кровать в палатку было не засунуть, а чтобы надувать ее, уже засунутую в палатку, у насоса не хватало провода. По-моему, пришлось палатку разбирать и подтаскивать к машине, а уже потом ставить ее заново, когда внутри уже была надута кровать:)
Вот с чем в этих местах плохо — это с купанием. Хоть мы и жили у самого моря, но толком искупаться не получилось. Сколько ни шли от берега — глубина всё была по колено. -Начался забег пловцов, -шутили некоторые:)
Последним местом, где мы побывали, стал монумент советским воинам в Техумарди. Монумент представляет собой огромный стилизованный меч высотой 21 метр. Рядом находится братское кладбище, где установлены 90 ромбовидных блоков с именами погибших солдат. Памятник был воздвигнут в 1966 году на месте жестоких боев осени 1944 года.
А вот на обратном пути в порту Куйвасту пришлось стоять в громадной очереди на паром. У меня конечно было забронировано время, но поскольку мы решили уехать пораньше, то пришлось ждать в общем порядке.
На паромной переправе Виртсу-Куйвасту летом всегда так. В пятницу — гигантские очереди на паром на Сааремаа, а вечером в воскресенье — такие же очереди, чтобы переправиться обратно.