Южно-Сахалинск. Прогулки по городу: вверх по Пятой южной…
Если мы поднатужимся, то сможем вспомнить, как мы познавали окружающий нас мир. Это происходило постепенно, пошагово начиная с комнаты, дома, территории вокруг него, улицы, соседних с ней кварталов. Человечество по той же схеме расширяло свое представление о нашей планете, постепенно расширяя границы материков и океанов, и далее, изучая нашу Землю вглубь, ввысь, вширь в полном соответствии с тем, что сейчас называют 3D. Процесс исследования нашей планеты не прекращается ни на минуту и осуществляется на совершенно различных уровнях, всеми доступными методами.
И этот процесс происходит снова и снова сначала нами, потом нашими детьми, нашими внуками и так до бесконечности. А знаете, почему мы хотим показать ребенку, то, что мы когда-то открывали сами? Мне кажется, мы хотим увидеть на его лице радость открытия, которая когда-то была и нашей радостью…
Вообще тема самостоятельных исследований очень интересна, ведь это всегда открытия и находки. А как это интересно детям. Вспомните себя в 5, 6, 7 лет. А что может быть интереснее исследований? Наверное, только находки, сделанные во время этого процесса. Как можно показать ребенку большой мир, окружающий его? Наверное, показывая ему все многообразие этого мира. Не всегда имея возможность вывести ребенка на материк, я начал показывать Артёму различные уголки нашего острова. Я думаю, что этот процесс на уровне его ощущений сродни тому, что испытывал Робинзон Крузо, исследуя свой необитаемый остров. У Артёма появились любимые места, и он в голове вычертил свою карту, где они находятся, на уровне своих шестилетних представлений. Но вот потом мне подумалось о том, что, наверное, делать это надо постепенно, увеличивая и расширяя, то, что вокруг и я решил показать ему Южно-Сахалинск. Но показать целенаправленно, рассказав интересно про дома на улицах, про историю в деревьях, про жизнь города прошлую, настоящую и будущую.
Потом я подумал, что это будет интересно и для вас, мои читатели и решил эти материалы разместить. По назначению, эта публикация для тех, кто любит самостоятельно изучать города и страны и «случайно» оказался в Южно-Сахалинске (ЮС). Конечно я шучу, и случаи случайного посещения ЮС очень редки, так как «случайно» залететь сюда на самолете или доплыть на пароходе неправдоподобно и наверняка это произойдет целенаправленно. Ну, вот если уж вас угораздило, то все равно у вас возникнет желание пройти по улицам ЮС, чтобы получить представление о городе. Для этого необязательно тратить 5 тыс. рублей, а именно столько в среднем стоит индивидуальная экскурсия, или искать автобусные экскурсии по городу — они не регулярны, постоянно попадают в «пробки», по большей части скучны и наверняка не оправдают ваших ожиданий. Дерзайте сами. Это проще, тем более в ЮС невозможно заблудиться. Как видите по космическому снимку, улицы ориентированы с севера на юг и с запада на восток (почти). Нумерация домов с севера и востока. До 1946 года было еще проще, в японской Тойохаре (так назывался ЮС) улицы имели направления и номера. Например, 8-я западная, 7-я южная, 14-я северная… И лишь некоторые имели названия: Оо-дори, Маока-дори, Дзиндзя-дори.
Во всех городах есть «центральная улица». В Питере это Невский проспект, в Новосибирске — Красный проспект, в Оренбурге — Советская…
В Южно-Сахалинске роль центральной улицы выполняет Коммунистический проспект, протянувшийся на 2337 метров от Железнодорожного вокзала до площади Славы. Это одна из 838 улиц города, но, тем не менее, эта — самая главная.
Коммунистический проспект
Тойохара строился в первое десятилетие ХХ века, как город-символ мощи Японской империи, ее продвижения на сопредельные территории, поэтому должен был олицетворять все прогрессивное. В том числе и в градостроительстве. За основу была взята система американской планировки городов. Автором планировки Тойохара стал Рёсуке Секияма, исполняющий обязанности гражданского инженера администрации Карафуто. Он получил образование в Сельскохозяйственной школе Саппоро, где преподавали американцы, отсюда и идеи градостроительства на северных территориях — на Хоккайдо и Карафуто. Я так и представляю его с ножницами, высунув от напряжения язык, вырезающего центральную часть плана Чикаго и накладывающего ее на топографическую карту левого берега реки Сусуи.
План Тойохара (1922). Источник: личная коллекция С.М. Первухина
В городе учли все, что можно было учесть скрупулёзному японцу. В деловом центре Тойохара, а это квадрат ограниченный современными улицами Сахалинская, Поповича, Ленина и Мира, разместились структуры управления, полиции, связи, почты, торговли, банковского дела, суды. Здесь же находились объекты социальной структуры и развлечений — гимназии, школы, больницы, музей, гостиницы, бани, редакции газет, залы боевых искусств, общежития, клубы развлечений. Не учли лишь одного, что через сорок лет город станет советским. Вот через 40 лет и возникла проблема, куда поставить памятник Вождю мирового пролетариата, где проводить демонстрации и митинги?
Город Тойохара планировался емкостью 60–65 тыс. человек и имел довольно скромные размеры. Будущий Коммунистический проспект делил деловую часть города на почти ровные части и назывался, 5-я южная улица. Позже она стала Дзиндзя-дори, что означало дорога к храму, или храмовая дорога. Последние сотни метров улицы с высаженными по краям деревьями носили название «аллея Накагавы», в честь заместителя губернатора Карафуто Накагава Кондзюро. После 1946 года «дорога к храму» стала улицей Сталинской, затем проспектом Сталина, а в 1961 — Коммунистическим проспектом, да так и дожила с этим названием до наших дней. Менять название не торопятся, мало ли чего. Были варианты, например: проспект Свободы (отмели, так как на проспекте и областной, городской и арбитражный суды, а рядом военная прокуратура — до свободы ли…), Рябиновый проспект (специально рябин навысаживали и забыли), да так и оставили — лень, матушка! Одни попы выстояли, так как им «повезло» больше всех. Их храм стоит на пересечении Компроспекта и Комсомольской. Коммунисты и комсомольцы с ними всё историческое время боролись. Их и понесло. Они само переименовались в «Бульвар святого Иннокентия», на котором стоят собственно храм и церковно-приходская школа под номерами 1 и 2 соответственно.
Космический снимок нижней части Компроспекта с объектами
Ну не будем отвлекаться, а отправимся в путешествие. Артёму проще, он на своем любимым велосипеде, а это уже средство для познания мира, причем очень удобное.
На мой взгляд, все интересное в Южном, можно не торопясь посмотреть за один день (но только не в понедельник — музеи закрыты). Для этого нужно выбрать из всего что есть, то, что интересно вам. А что конкретно нужно вам — выбираете только вы.
Компроспект интересен тем, что он как дорога, через пространство-время. То там, то сям проступают, где из-под земли, где обозначаются энергетическим сиянием, где явно возвышаются, объекты разных исторических слоев.
Начинается проспект и наше самостоятельное путешествие с железнодорожного (и автовокзала — он там-же) вокзала. Здесь находится несколько объектов заслуживающих внимания.
Привокзальная площадь Тойохара. Источник: https://pastvu.com/_p/a/y/l/p/ylptoqxrgbuxl1ri56.jpeg
Конечно, в первую очередь это музей истории сахалинских железных дорог, который находится слева, если стать спиной к вокзалу, в соседнем здании ДК «Железнодорожник». Вход в музей находится справа от главного входа ДК, на крыльце второго крыла, по адресу ул. Вокзальная, 55. Музей работает в будние дни с 9.00 до 18.00. Перерыв на обед с 12.00 — 13.00. Суббота и воскресенье — выходные дни. Музей ведомственный, посещение — бесплатно. В штате музея один человек — директор, он же гид, он же все остальное. Это Андрей Николаевич Чиликин, знающий практически все про сахалинские железные дороги, так как сам на них всю жизнь проработал. В музее собраны уникальные экспонаты, касающиеся истории сахалинских железных дорог и паромной переправы «Холмск — Ванино». Очень много документов и фотографий, макетов, артефактов и открытая площадка с железнодорожной техникой, где размещены оригинальные японские, германские и советские снегоочистители, вагоны, подвижной состав, который использовался, начиная с 20-х годов ХХ века.
ДК "Железнодорожник" и Музей Сахалинской железной дороги"
Снегоочиститель "Вадзима" (1936)
Открытая площадка, только условно «открытая». Территория под замком, ключ у директора. Свободного доступа к экспонатам нет, после случая с безумной девочкой, которая при помощи безумных родителей залезла на паровоз и оттуда упала, повредив юное тельце, после чего безумные родители написали безумное письмо, где обвинили директора в том, что на территории открытой площадки не соблюдаются правила ТБ. Директор закрыл открытую площадку, и она теперь вне зоны открытого доступа.
В общем есть два варианта. Первый: сходить в музей в ДК «Железнодорожник», посмотреть экспозиции и с директором посетить открытую площадку. Второй: не ходить в музей в ДК «Железнодорожник», а сразу пройти на площадку и полюбоваться экспонатами через решётку.
Посмотреть есть чего.
Как говорят «каждый кулик свое болото хвалит», и мне кажется, самый крутой экспонат, это паровоз серии «159» Коломенского паровозостроительного завода, найденный мной в прошлой жизни, в сопровождении 8 членов моего турклуба (кстати, пятеро из членов — девушки) в 1997 году в сахалинской тайге на Александровском побережье.
Паровоз серии «159» Коломенского паровозостроительного завода
К сожалению, формат рассказа не позволяет более подробно описать этот экспонат, поэтому историю о скитаниях с юными девушками по тайге, мучимыми либидо и комарами, в поисках паровоза и его технических характеристиках, я расскажу позже. Он заслуживает этого, прежде всего потому, что таких паровозов «в живых» осталось только два экземпляра из 990, и оба они находятся на Сахалине.
На открытой площадке много и других интересных экспонатов сохранившихся в единственном экземпляре, истории о них более подробно будут мной размещены в рассказе под названием «Сахалин. Хосинсен: через Тойохара в Токио».
А мы с вами возвращаемся к ДК «Железнодорожник», так как здесь еще два памятных любому сахалинцу объекта. Напротив ДК находится раритетный паровоз серии «D-51», с порядковым номером «22». Этот монстр был построен в 1949 году для Южно-Сахалинской железной дороги в Японии по заказу Советского правительства. Вместе с 32 другими паровозами трудился на островных железных дорогах, до начала 1970-х годов. На вечную стоянку был поставлен в июле 1992 года.
Памятный знак посвященный «переустройству Сахалинской железной дороги на российскую колею» (2006)
Рядом с ним памятный знак посвященный «переустройству Сахалинской железной дороги на российскую колею». Поставлен он в 2006 году, так вот и переустраивают дорогу 11 лет и конца и края этому не видно. К слову сказать, на самом деле загубленная в 1994 году Хосинсен и есть «результат этого переустройства», так что не с 2006 года это тянется…
Что касается Артёма, то паровозы он обожает, как и все нормальные мальчишки любит по ним лазить. Вот и сейчас он забрался на «D-51» и осваивает его, не смотря на высоту монстра в 4 метра.
Паровоз "D-51". Паровоз D-51 серия японских узкоколейных (1067 мм) паровозов типа 1-4-1, строившихся с 1936 по 1951 гг. Всего было построено 1115 паровозов. «D» обозначает число движущих осей — 4, «51» - серия тендера. Длина паровоза – 19,73 м., высота 3,8 м., вес - 125.77 т, скорость - 85 км/ч. На ходу остается паровоз D51-4 который работает в депо Южно-Сахалинск. Большая часть сахалинских паровозов отреставрирована и находится в Японии на территориях музеев и станций.
А мы пересекаем проспект и по правой стороне попадаем в сквер на Привокзальной площади. Когда-то он состоял в реестре особо охраняемых территорий, как ботанический памятник природы (это ведь умудриться надо — сквер в городской черте сделать памятником природы!). В недавнем прошлом его переделали, облагородили фонтанами, ротондами, металлическими мостиками и гранитными конструкциями, поставили приличные скамейки и подобрали под них урны. Оказалось даже совсем ничего (по сахалинским понятиям).
Сквер на привокзальной площади
Сквер на привокзальной площади
Сквер на привокзальной площади
Сквер на привокзальной площади
Сквер на привокзальной площади
Практически в центре сквера находится памятник жертвам Нефтегорского землетрясения 28 мая 1995 года. Напомню тем, кто не знает, при землетрясении был полностью разрушен поселок Нефтегорск, Охинского района. Погибло 2040 жителей (из 3197 проживавших), выжили те, кто жил на верхних этажах, да устоял памятник В. И. Ленину. Потом, я где-то прочел, что все памятники Вождю имеют сейсмозащиту. Так вот и памятник на окраине сквера у Привокзальной площади, тоже сейсмоустойчив, ведь Южный находится в 9-бальной зоне, так что «тряхнуть» может в любой момент.
Памятник жертвам Нефтегорского землетрясения 28 мая 1995 года
Вождь появился здесь 6 ноября 1970 года. Это была работа лауреата пяти Сталинских премий Е. В. Вучетича, автора «Родина — Мать зовет!» и «Перекуем мечи на орала». «Сахалинский Ленин» имеет «рост» 9 метров, весит 17 тонн и стОит (по расценкам 1970 г.) 106 тыс. руб. С пьедесталом, а это еще 11 метров, облицованным гранитом Емельяновского месторождения Житомирской области его стоимость составляет 487 тыс. руб. Нужно заметить, что Ленина установили на месте сгоревшего кинотеатра «Совкино». Кинотеатр — не что иное, как переделанный под кинотеатр японский завод по производству сакэ. А завод сакэ, в свою очередь был поставлен на окраине сельского кладбища Владимировки. Такая вот интересная цепочка…
Памятник В.И. Ленину работы Вутетича (1970)
Что до Ленина, то стоящий в Южном Ильич точная копия В. И. Ленина перед входом на Волго-Донском канале, с той лишь разницей, что там он железобетонный, в три раза выше и его «рост» — 27 метров, постамент — 30 метров. «Волго-Донской Ленин» самый высокий Ленин в мире и он занимает 59 место среди высочайших статуй на планете. Но возвели этого Ленина только в 1973 году, поставив на постамент оставшийся от Сталина, которого демонтировали в 1969 году, а нашего, сахалинского поставили в 1970. Вот и думай, где оригинал, а где копия, выходит наш то, оригинальнее… Меня что еще заело, в рейтинге Вождей, наш Ленин должен занимать 11 место (по высоте скульптуры + пьедестал) или 9 место (только по высоте скульптуры), но его там нет (видимо не включили, потому как уже есть 1 место тому Волго-Донскому).
Лицом вождь смотрит в сторону администрации Южно-Сахалинска и Компроспекта, на его голове любят сидеть голуби и гадить Вождю на пальтишко и лысину. Пойдем и мы под его тяжелым и пытливым оком вверх по проспекту, мимо Главпочтамта и Управления Сахалинской железной дороги.
Гостиница "Дальневосточник"
Многое на Сахалине строилось на фундаменте сделанного японцами, вот и Главпочтамт стоит на фундаменте старого японского почтамта. Причем с почтой было не все в порядке, она горела в 1921, 1928 и последний раз в 1955 году. Я так думаю, это по тому, что до 1908 года находилось кладбище Владимировки. Несмотря на то, что японцы покойников с этого места убрали (гробы и покойных сожгли) «обида усопших» никуда не исчезла. А перед тем как почтамт стал снова почтамтом, был период, когда в нем находился обком КПСС и здесь в октябре 1954 года с речью, экспромтом, прямо с крыльца выступил Н. С. Хрущев, впервые за историю государства посетивший Сахалин как глава государства — секретарь КПСС (следующим был только Путин).
Визит на Сахалин, состоялось по завершении длительного визита Хрущева, Булганина и Микояна в Китай по случаю пятой годовщины провозглашения КНР и посещения советской базы в Порт-Артуре. Помимо Владивостока и Хабаровска Хрущев посетил Комсомольск-на-Амуре и на миноносце из Совгавани пришел на Сахалин. Последствия визита плачевны, Хрущев убрал 20% надбавку к зарплате и с Сахалина начался отток населения. Виной тому была прекрасная, солнечная погода и Хрущев посчитал, что не за что, при таких «погодах» надбавки делать. Ему ведь невдомёк было, что тут в мае снег лежит…
На пересечении Компроспекта с ул. Ленина (а это, по сути, и образует площадь Ленина), на противоположной стороне от Главпочтамта находится здание, занимаемое Управлением железной дороги. До 2010 года Сахалинская железная дорога существовала отдельно от всей галактики, сейчас локальный участок Дальневосточной ЖД, естественно в составе «РЖД». Следующее здание за Управлением ЖД, бывшая «Сахалинрыба», одно из первых зданий, построенных в советский период. Пространства тогда было больше, сейчас и киосками закрыто, да и рыба «закончилась», хозяин поменялся.
Здание "Главрыба" (бывшее)
Здание "Главрыба". Источник: Victoria H. Myhren Gallery, University of Denver Art Collections, Denver, Colo. Автор фото - Семен Фридлянд.
Двигаемся дальше. По правой стороне Компроспекта находится Киноконцертный зал «Октябрь», это один из старых кинотеатров, работающих в ЮС и доживших до нашего времени, ему в ноябре исполниться 50 лет. Здесь есть большой (550 мест) и малый зал (77 мест), кафе с настоящим кофе, мороженное и выпечка и самое главное — новые кинофильмы. В большом зале поставлена система Dolby Atmos, позволяющая расширить диапазон реального восприятия происходящего на экране. Недавно Южный облетела новость, что при просмотре новой серии «Пиратов Карибского моря» в кинотеатре «Октябрь» у впечатлительной девушки начались роды, вот как все реально… мне кажется, кинотеатр она запомнит на всю жизнь, а родившегося мальчика, кстати, собирается назвать Джонни (Депп).
Если вам вдруг захотелось сделать перерыв в самостоятельной экскурсии вам в «Октябрь». Если нет (не кино же смотреть на Сахалин приехали), тогда вверх по проспекту. Да, кстати «Октябрь» в окружении двух мозаичных панно, оставшихся от периода Советского Сахалина. О них, и о других произведениях этого искусства будет материал «Южно-Сахалинск. Настенный привет из эпохи социализма»
Мозаика в районе кинотеатра "Октябрь"
Кинотеатр "Октябрь". Версия 4.0 (1967)
Дальинформгеоцентр. В этом здании на третьем этаже находится хороший минералогический музей (ведомственный). Музей закрыт для посещений, но можно напроситься.
Проспект Коммунистический в районе кинотеатра "Октябрь"
Следующая достопримечательность здание мэрии города Тойохара, она по правой стороне, по адресу Компроспект, 41, на углу с улицей Чехова.
Здание двухэтажное, деревянное, простое и незамысловатое, украшений практически нет. Это говорит о скромности японских чиновников, ведь достаточно посмотреть на следующее здание по адресу Компроспект, 39, где размещается Правительство Сахалинской области, чтобы понять разницу. Рядом, в сквере они разместили бюсты почивших уже чиновников и назвали этот сквер «Сквером памяти». Скромненько так… Ну действительно…есть же памятники полицейским, пожарным, полему не сделать памятник чиновникам.
Правительство Сахалинской области (старое)
Сквер Памяти у Правительства Сахалинской области (старое здание)
В августе 1925 года в Тойохара с визитом прибыл наследный принц Хирохито, будущий Император Японии, по Дзиндзя дори он отправился вверх, в храм Карафуто дзиндзя, по пути посетив мэрию. Её и строили к приезду принца, взамен сгоревшей. Более подробно об объектах периода Карафуто, будет написано в материале «Южно-Сахалинск: осколки Тойохара». Посещение принцем административной столицы Карафуто не осталось без внимания, и в честь этой встречи в мэрии был поставлен памятный знак, постамент которого, до сих пор виднеется в старых тисах — ровесниках Тойохара.
Мэрия Тойохара (1925). Источник: https://pastvu.com/_p/a/o/7/k/o7kmh9r625pfhsl8fg.jpg
Здание мэрии Тойохара (1924)
Здание мэрии Тойохара (1924)
Основание памятного знака в честь посещения Карафуто наследным принцем Хирохито
Еще два объекта периода Карафуто рядом, немного выше, через проспект, на пересечении с улицей Дзержинского. Это здание конференц-зала Губернаторства Карафуто, спроектированного в 1934 году по проекту Ёшио Кайзука, того самого, который построил всем известное здание Краеведческого музея — визитную карточку Южно-Сахалинска, по адресу Компроспект, 29. Конференц-зал на Дзержинского, 30 построен из железобетона, в стиле постконструктивизм с пенхаусом, арочными оконными проемами и сплошным остеклением лестничной клетки. После 1945 года в нем разместились военные и покидать занятое помещение не собираются. В настоящее время здесь находятся 318 следственный отдел военной прокуратуры. Рядом, ближе к проспекту тоже японское здание, которое в советское время использовалось как гауптвахта.
Здание японской постройки (гауптвахта) у Конференц-зала торжественных приемов губернаторства Карафуто (1934)
Конференц-зал торжественных приемов губернаторства Карафуто (1934)
Ул. Дзержинского, здание компании "Сахалин Энерджи"
Я рассказал Артёму, что такое гауптвахта, и как трудна служба в армии. Он внимательно слушал, потом притянул меня за ухо, огляделся по сторонам и тихо сказал: «Папа я в туалет хочу»….
Вот ведь проблема, а их в городе и нет…
Пришлось идти в музей книги Чехова «Остров Сахалин». Благо находится рядом с Компроспектом по адресу пр. Мира, 104. Музей работает в будние дни: вторник-среда с 10.00 — 18.00, четверг-пятница с 10.00 — 19.00, суббота-воскресенье с 11.00 — 18.00. Выходной день понедельник. Вход платный от 50 до 100 руб. Любопытствующим — сайт музея: http://chekhov-book-museum.ru
Литературно-художественный музей книги А.П. Чехова "Остров Сахалин"
В музее собрано все что касается путешествия А. П. Чехова на Сахалин в 1890 году и его одноименных путевых заметок (более подробно в материале «Южно-Сахалинск. Хранилища памяти»). Между музеем и Компроспектом расположен сквер им. А. П. Чехова и Международный театральный центр им. А. П. Чехова.
Международный театральный центр им. А.П. Чехова
Международный театральный центр им. А.П. Чехова
В сквере расположились герои произведений писателя — человек в футляре, толстый и тонкий, дама с собачкой и клоун с Каштанкой. Сквер красивый и здесь приятно посидеть на лавочке и погулять вечером.
Сквер А.П. Чехова около "Чехов-центра"
Скульптурная композиция "Человек в футляре" около "Чехов-центра". Я бы назвал "Вспучило..."
Скульптурная композиция "Толстый и тонкий" около "Чехов-центра".
Напротив еще одно здание Правительства Сахалинской области. Им было тесно в старом, они плакали, что у них никаких условий для работы, что многочисленные структурные подразделения, министерства и ведомства разбросаны по всему городу и что им как воздух необходимо это большое и красивое здание, чтобы объединить всех чиновников под одной крышей. И как вы думаете, они смогли это сделать? Угадайте с трех раз…
Здание Правительства Сахалинской области (новое)