В Светлый, пасхальный, понедельник мы ходили с парижанкой Аллой (паломницей, которая тоже останавливалась в монастыре на Елеоне) на службу в Свято-Троицкий собор.
Он - в ведении Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Московского Патриархата.
В Светлый, пасхальный, понедельник мы ходили с парижанкой Аллой (паломницей, которая тоже останавливалась в монастыре на Елеоне) на службу в Свято-Троицкий собор.
Он - в ведении Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Московского Патриархата.
В 7 часов утра в храме была Божественная литургия,
затем — Крестный ход вокруг собора.
Пел прекрасный хор Троице-Сергиевой Лавры, приехавший сюда.
Давно я не слышала такого чудесного пения!
Церковные службы Светлой седмицы — короткие.
Даже странно, ведь службы в Великий пост ( в монастырях) длились по 5 и более часов утром и по 2-3 часа — вечером. А тут — где-то около часа.
Нам с Аллой после монастырских длинных служб с частыми земными поклонами (Великий пост ведь шел!) было как-то непривычно. Но - все Слава Богу!
Свято — Троицкий собор.
Строительство этого храма было начато в 1860-м году к северо-западу от Старого города. Совсем недалеко от него. Пешком можно дойти.
В 18-м веке русские паломники остро нуждались в своем русском храме, где они могли молиться на родном языке.
В этом, 2017-м, году, кстати сказать, празднуется 145 лет со дня освящения Свято — Троицкого собора.
Вообще этот 2017-й год богат на наши юбилеи в Иерусалиме.
Помимо 145-летнего юбилея в Свято-Троицком соборе, будет празднование 135 — летия со дня основания Императорского Православного Палестинского общества.
А также празднование 200 — летия со дня рождения архимандрита Антонина Капустина, первого начальника Русской Духовной миссии, который так много сделал для физического русского присутствия на Святой земле.
Он покупал земельные участки по всей Палестине, строил паломнические дома для русских православных людей, храмы, приюты.
После утренней службы в Свято-Троицком соборе мы с Аллой пошли в Старый город к Яффским воротам и встретили там паломницу, москвичку Марину, с которой мы имели «хождение по мукам» в Старом граде Иерусалиме в ночь перед схождением Благодатного Огня (я об этом подробно рассказывала в моей 6-й части).
Марина приехала в Иерусалим в… 16 (!) раз!
Она убедила нас идти в монастырь Святого Креста (еще монастырь называют монастырем Животворящего Креста), который построен на месте, где росло Древо, из которого впоследствии был сделан Крест Христов, на котором Его распяли.
Этот монастырь расположен в красивой долине Креста в западной части Иерусалима. Монастырь Святого Креста — по дороге на Хадассу (медцентр), как ехать в Русский Горненский монастырь, в район Эйн-Керем.
Этот монастырь расположен недалеко от Кнессета (израильского парламента). Эта часть Иерусалима называется Новым городом. И мы шли туда пешком от Старого города.
Монастырь Святого Креста — один из древнейших монастырей Иерусалима.
Очень величественный и красивый. Напоминает монастыри Афона.
Жаль, не догадалась прогуляться по окрестностям и издалека сделать снимок монастыря и его крепостных стен.
Действительно, внушающе. Очень похож на крепость: стены — из крупных блоков, небольшие окна, единственный вход — узкие и низкие ворота.
Его древние пожелтевшие от времени стены манят к себе…
Он очень долгое время был закрыт для всех.
И только в 1985-м, по распоряжению Патриарха Иерусалимского открыл свои двери посетителям.
Но перед тем, как мы переступим порог этого чудо-монастыря, расскажу кратко, тезисно, его историю
КЕМ И КОГДА БЫЛ ОСНОВАН МОНАСТЫРь?
Тут несколько легенд на сей счет:
1. В 4-м веке императором Св. Константином и его матерью Св. Еленой.
2. 4-й век. Грузинским христианским царем Мирианом 3-м, который совершил паломничество на Святую землю.
3. Монастырь построен в 6-м веке византийским императором Ираклием. Он победил персов и отнял у них Крест Господень, на котором Он был распят.
4. Был построен в годы царствования византийского императора Юстиниана в 6-м веке. Именно 6-й век был «золотым веком» монашества на Святой земле.
Видите, как много легенд возникновения этого монастыря, какой он древний?
Без сомнения то, что монастырь Святого Креста был основан в Византийский период истории Иерусалима.
В одной из рукописей библиотеки Иерусалимской Православной церкви упоминается этот монастырь и его местоположениe в 6 — 7-м веках.
Самым страшным для христиан было время арабского правления халифа аль-Хакима из династии Фатимидов. В 1009-м году по его приказу в Иерусалиме были разрушены большинство монастырей и церквей.
Были сильно разрушены и опустошены Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня - другое его название) и монастырь Святого Креста.
ВРЕМЕНА ГРУЗИНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МОНАСТЫРЕМ
Пришедший в упадок монастырь после времен халифа аль-Хакима был вновь отстроен на средства грузинского царя Баграта 3-го и большими стараниями и талантом грузинского монаха с Афона Прохорa.
Это было до вступления крестоносцев в Иерусалим (до 1099 г.).
Монахи, населившие монастырь после восстановления его, были греками и грузинами, многие из них пришли с Афона, из Греции.
Oчень помогал грузинский царь Давид 4-й Строитель (жил около 1073–1125)
В то время в монастыре жили около 100 монахов. Монастырское хозяйство было крепким. Монастырь покупал все новые и новые земли себе.
Правда, когда пришли крестоносцы, поотнимали они земли православных в пользу католиков.
Особенно расцвел монастырь Святого Креста после того, как крестоносцы оставили Иерусалим.
В 12-м веке, в правление Грузией царицы Тамар, расцветал монастырь.
В Иерусалим прибыл грузинский знаменитый поэт Шота Руставели, написавший эпическую поэму «Витязь в тигровой шкуре». Царский двор послал его с миссией реставрации монастыря, пострадавшего после крестоносцев.
Во время пребывания Шота Руставели там число монахов значительно выросло. Много было ученых монахов, писавших богословские трактаты, переписывающих древние манускрипты.
При Шота Руставели были обновлены настенные фрески. Они были выполнены в иконографическом стиле.
Интересно, что сам поэт тоже был изображен на первой церковной колонне справа.
И что вы думаете? Я так увлеклась там колодцами и добыванием воды из них (рассказ и показ ниже), что не осмотрела по — хорошему настенные фрески в церкви и знаменитые мозаичные полихромные полы (там виден, говорят, даже древний мозаичный пол 6-го века). И я, балда, прошла мимо всей этой красоты! Естественно, фот нет. К великому моему сожалению. Даст Бог, в следующий мой приезд в Иерусалим снова пойду в этот монастырь тщательно лицезреть его красоту.
Но вернемся к Шота Руставели.
Есть еще одно предание, что не посылал его царский двор с поручениями в Иерусалим. Он сам прибыл сюда за гробом горячо любимой им царицей Тамар, которая завещала быть погребенной на Святой земле. И здесь царедворец Шота Руставели принял монашеский постриг. А затем с братией монастыря тоже расписывал стены церкви монастыря.
Есть версия, что именно в этом монастыре поэт написал своего «Витязя в тигровой шкуре». Говорят, что в этом монастыре он умер и похоронен прямо за алтарем. Но точное место его захоронения неизвестно.
Как, впрочем, и неизвестно погребена ли царица Тамар в этом монастыре. По одному из преданий, - да, погребена. По другому преданию, - она упокоилась в Гелатском монастыре в Грузии.
В монастыре Святого Креста есть единственный "автопортрет" Шота Руставели.
Он изобразил себя маленькой фигуркой, преклоняющейся перед двумя святыми- Максимом Исповедником (слева) и Иоанном Дамаскиным (справа). Здесь же — надпись на грузинском: «Расписавшему сей храм Шоте Руставели да простит Бог грехи, аминь. Руставели».
Но пойдем дальше.
В 13-м веке пришли мамлюки, захватили монастырь, изгнали всех монахов из монастыря, церковь православную превратили в мечеть, а монастырь — в школу для дервишей.
Слава Богу, в этом же веке монастырь, церковь и его владения были возвращены православным вмешательством византийского императора Андроника 2-го.
Но монастырь был реорганизован. Монашеская грузинская община была устроена по образцу греческих православных общин Иерусалима того времени.
Монастырь процветал с начала 14-го и до начала 16-го веков. Потом Палестина перешла под власть турок.
До 16-го века в Иерусалиме было много грузинских монастырей. Не один только монастырь Святого Креста.
Но долг грузинской общины стал расти и достиг огромных размеров. Начали продавать земли, сдавать в аренду грузинские монастыри другим христианским общинам, которые стали со временем присваивать их себе.
В 17-м веке у грузинской общины в Иерусалиме оставался всего один монастырь — монастырь Святого Креста.
И тот вскоре попал в руки кредиторов.
Грузинских монахов оставалось очень мало в монастыре. Сам настоятель монастыря проживал в Грузии. Не в монастыре в Иерусалиме.
Монастырю в это тяжелое время помогла греческая Иерусалимская Православная Патриархия.
Долги монастыря ими были выплачены. И грузинский монастырь перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Монастырь стал принадлежать грекам.
Грузины владели монастырем 7 веков. Вы только вдумайтесь в эту цифру…
МОНАСТЫРь СВЯТОГО КРЕСТА С 18-ГО ВЕКА И ПО НАШИ ДНИ
В течение всего 18-го и до половины 19-го веков монастырь был действующим. Здесь проживало много монахов, несмотря на постоянные угрозы мусульман.
В 1848 году к Иерусалимскому Патриарху обратилась Русская Православная Церковь за разрешением об учреждении в монастыре Святого Креста Русской Dуховной миссии. Но у Иерусалимского Патриарха были свои виды на монастырь.
Здесь была образована богословская школа.
В 18-м веке было достроено 3 этажа, перестроена трапезная, переделаны монашеские кельи, создан музей.
Это был первый музей в Иерусалиме, где среди церковных экспонатов были выставлены многочисленные археологические находки.
В бывшем (теперь уже можно так сказать) монастыре была крупнейшая библиотека во всей Палестине.
Богословская школа для подготовки духовенства действовала более 50-ти лет, до 1908 года, когда ее закрыли из-за экономических трудностей.
Многие десятилетия здесь проживал только один настоятель, который был и сторожем.
За эти долгие годы безвестности здание монастыря (и снаружи, и изнутри) было повреждено временем. Полихромные мозаичные полы разрушались, замечательные настенные росписи исчезали. Значительная часть памятников и древностей монастыря оказалась утраченной.
В 70-х годах прошлого века проводилось полное восстановление здания, частичная консервация настенных фресок.
С 1985 года — это монастырь-музей.
Вот такая долгая история монастыря Святого Креста. По которой можно и политическую жизнь страны отслеживать. Не только жизнь монастыря.
А теперь зайдем в монастырь и исследуем его.
Монастырь стоит на том месте, где, по преданию, Лот вырастил дерево из трех пород (сосна, кипарис и кедр).
Эти три дерева срослись так, что стали одним древом. И именно из этого Древа был сделан Крест Христов для Его распятия.
А было так, как рассказывает нам Библия.
Лот с семейством покинули проклятый Богом Содом, убегая в Сигор.
Его жена по пути оглянулась (а это было запрещено Господом) и превратилась в соляной столб.
Лот остался с двумя дочерьми и поселился в сигорской пещере.
Эти дочери думали, что Всевышний истребил весь род людской за грехи его и что остались только они втроем.
И дочери Лота, чтобы продлить род свой, напоили отца своего вином и соблазнили его. (Бытие., гл. 19) И родили от него каждая по сыну. От которых пошли моавитяне и аммонитяне.
Лот был в отчаянии, когда узнал, что натворили его дочери. И вот здесь заканчивается Святое писание о Лоте и продолжается его история в преданиях церкви.
Господь хотел наказать Лота за такой грех. Но потом Он дал Лоту 3 ростка и повелел посадить их, поливать и растить.
Лот 40 лет носил воду аж из Иордана и поливал деревья.
Они срослись в одно. И выросло то Крестное дерево.
Что только ни хотели из него сделать. Но ни для чего не подходило оно, потому что изначально это Dрево предназначалось для Крестного распятия Христа.
В этом монастыре есть место, где, по преданию, и росло Dрево Лота.
Это круглое отверстие в земле.
А еще там есть колодцы.
Мы нашли два на территории монастыря.
Один из них — в монастырской трапезной.
Мы даже сумели зачерпнуть эту воду из колодца и взять водицу с собой.
Но очень авантюрно у нас происходило добывание воды.
Мы увидели неподалеку восточный кувшин. Связали свои 5 головных платков узлами, привязали к кувшину и опустили его в колодец.
И воду мы добыли!
Хороша водица! Мы налили ее в бутылочки, что принесли с собой, испили водицы и даже умылись ею.
Трапезная — место, где отчетливо чувствовалось прошлое.
Там — каменные столы. За ними сидела братия, ела простую, непритязательную пищу, пили воду из колодца (вот из которого мы сейчас пьем!).
Во время трапезы монах нес послушание — громко читал молитвы. Так было положено. Слышу голос этого монаха из глубины веков…
Мы с паломницами пьем воду. Молчим…
Что же будет с православными монастырями на Святой земле?
Когда-то в них жили и молились и 100, и 200 монахов. Только в одном монастыре. А теперь, в лучшем случае, — 10–20 монашествующих.
В этом монастыре сейчас, говорят, проживает 10 монахов-греков.
Зона их проживания закрыта. Но можно походить по монастырским залам, трапезной, кухне. Что мы и сделали.
Мы были все это долгое время в монастыре одни. Ни паломников, ни туристов. Никого больше не было. Только наше эхо с нами.
После трапезной снова зашли в монастырскую церковь.
И там ко мне подошел один грузин (турист? Паломник? Не знаю. Не спросила) с вопросом, знаю ли я, что этот монастырь — грузинский. И такая гордость в голосе была у него! Понимаю, конечно, его.
— Знаем, — ответила ему.
Немного помолчав, добавила с грустью в голосе:
— Знаем и то, что грузины передали свой монастырь грекам несколько веков назад. И еще знаем, что сейчас, в наши дни, у Грузии нет в Иерусалиме ни одного монастыря, ни одной церкви. Закончилось их присутствие на Святой земле. Обидно очень за грузин и Грузию…
А Марина, слыша наш разговор с ним, добавила с сожалением в голосе: «Грузинский негрузинский монастырь…»
* * *
Наш день на этом монастыре не закончился. Мы отправились пешком до церкви Св. Симеона Богоприимца. Нашли быстро. Она — в парке его имени: St. Simon’s park.
Туда мы шли пешком, как я уже сказала выше, но от Яффской улицы, что недалеко от Новых ворот, сюда идет автобус 13.
Православный греческий монастырь и храм расположены на вершине холма в северной части респектабельного района Катамон. Комплекс был построен в 1859-м году.
Напротив церкви Св. Симеона Богоприимца — дом престарелых.
Церковь оказалась закрыта. Говорят, редко приезжают сюда паломники и туристы и редко ее открывают.
Мы нажали кнопку звонка у ворот. Нам открыл их старый-престарый монах, грек, сам похожий на Св. Симеона. Видно было, он — один в церкви.
Церковь красивая. А какие церкви некрасивые? Нет таких.
Монастырь — в зелени парка и, к сожалению, не подступиться с фотокамерой.
Внутри церкви — старинные иконы,
на некоторых — следы от пуль автоматных очередей.
В 1948-м, во время Войны за независимость, у монастыря произошло крупное сражение.
Эта церковь стоит на месте, где был похоронен Св. Симеон Богоприимец.
Могила праведного Симеона пуста.
Мощи Святого в приснопамятные времена были сначала перенесены в Константинополь, сейчас они, говорят, почивают в г. Загорье, в Хорватии.
Симеон был переводчиком Библии с еврейского на греческий язык.
И вот, переводя предсказания пророков (пророка Исайи), он усомнился, как же Дева родит ребенка, и решил, что это описка. И хотел перевести слово «Дева» словом «Жена».
Но Господь дал ему знать через Ангела, что слово «Дева» — верное, правильное.
Но сомнения Симеона не покидали.
Тогда Господь порешил, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.
Есть предание, однажды Симеон, бросив свое кольцо в море, сказал, что он, скорее, получит это кольцо обратно, чем Дева сможет родить ребенка.
Как-то он ел рыбу, распорол ей брюхо и… увидел свое кольцо!
Господь дал Симеону 300 лет жизни и сказал, что Симеон встретится с Богомладенцем. И раньше этого события он не умрет.
Так и произошло.
Симеон увидел Иисуса, когда Мария и Иосиф пришли в иудейский храм, чтобы принести жертву за родившегося первенца мужского пола.
Симеон, взяв младенца Христа на руки,
понял все, произнес благословения Иисусу Христу и сказал, обращаясь ко Всевышнему: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».
Христианская традиция считает, что Св. Симеон скончался сразу после рождения Христа.
Есть церковный праздник — Сретение Господне — празднуется 15 февраля.
Русские паломники приезжают сюда в этот день.
Сретение — значит, — встреча. Св. Симеона Богоприимца и младенца Иисуса Христа.
(Продолжение следует)
Начало здесь:
Схождение Благодатного Огня (6-я часть)
Русские Гефсиманская обитель и Александровское подворье в Иерусалиме (5-я часть)
Библейская Вифания. На Лазареву субботу (4-я часть)
Крестным ходом по Иерусалиму. От Виффагии до Овечьих ворот (3-я часть)