Скажу прямо, женский русский монастырь на Eлеоне я не просто узнала изнутри, я его прочувствовала каждой своей клеточкой, чего я не могу сказать о Гефсиманской обители. Но это и понятно: я ведь жила целых два месяца, да еще на Великий пост, на Eлеоне, среди монашествующих. В их среде.
Но Гефсимань мне тоже стала близка и дорога. С ней тоже связано столько светлых воспоминаний. И я попробую здесь рассказать и о Гефсиманской обители, и о других православных местах.
В Иерусалиме есть много русских православных мест. Одно из них — русская Гефсимань у подножия Eлеонской горы. Издалека, из Старого города Иерусалима видны золотые купола пятиглавого храма в русском стиле. Храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины.
3
Построен храм русским императором Александром 3-м с братьями в память их матери, императрицы Марии Александровны. Участок там был приобретен тоже на средства царской семьи. В 1888-м году, на Покров, храм построили и освятили.
4
Внутреннее убранство храма. Особенно хорош иконостас из белого итальянского мрамора
1
На переднем плане - Богородичная икона Игоревская. Это - недавний список с древней иконы, сделанный гефсиманской иконописицей м. Анной.
Ту, древнюю, икону передала в Гефсиманскую обитель м. Клавдия ( в миру - Панасенко, вдова губернатора Киева). Она после революции в России вывезла чудотворную икону в Германию, потом - в Иерусалим. С иконой побеждал князь Игорь в своих походах на врагов. Икона эта была всегда с ним.
Воры выкрали древнюю икону из храма в 1974-м году и поныне неизвестно, где она...
Над царскими вратами — большая картина русского художника С. Иванова «Мария Магдалина перед римским императором Тиверием»
2
Святая, после Воскресения Христа пришла к римскому императору Тиверию с благой вестью о Воскресении Христа и со словами: «Христос Воскрес!»
Она принесла белое яйцо и протянула ему. Тот же ответил ей:" Как может кто-нибудь из мертвых воскреснуть? В это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным». И в тот же момент яйцо в руках Св. Марии Магдалины стало красным. Это — Библейская история.
Красное яйцо в руках святой — символ зарождения новой жизни и наша вера в грядущее общее Воскресение. И мы на Пасху дарим друг другу красные яйца со словами: «Христос Воскрес!»
Икона Св. Марии Магдалины (с частицей мощей в медальоне).
1
Святая, верная ученица Eго, стояла вместе с Божьей Матерью у Распятого Христа на Кресте.
Это икона Св. Серафима Саровского
1
Великая княгиня Елизавета Федоровна тоже была на освящении этого храмa в 1888-м году и она сказала тогда:" Как бы я хотела быть погребенной здесь». Так и случилось…
Ее с келейницей, живыми, сбросили большевики в старую шахту, а потом ту шахту забросали гранатами. Мученицы скончались не сразу. Они умирали в мучениях...
Когда Алапаевск был занят Белой армией и большевики выбиты из города, тела убиенных извлекли из шахты.
Еще до революции 1917-го Великая княгиня Елизавета Федоровна основала Марфо—Мариинскую обитель милосердия в Москве. Это была первая обитель милосердия и она была там начальницей.
Но в 1918-м году пришли большевики, арестовали ее и в этом же году она вместе с последним царем России Николаем 2-м и всей его семьей приняли свой мученический венец.
Царскую семью убили на день раньше.
Мощи Великой княгини и ее келейницы почивают сейчас в храме Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Сначала они были погребены там в крипте, но после прославления в лике святых (это случилось в 1981-м году) их перенесли в храм. Мощи Св. Елисаветы находятся в мраморной раке справа от алтаря,
1
а мощи инокини Варвары — слева, в такой же раке.
1
Также в храме в ларце находятся мощи некоторых других святых.
На территории Гефсиманской обители есть Древняя Библейская лестница (с открытой часовенкой вверху) .
2
2
Это часть древней дороги через Eлеон в Иерусалим, по которой, должно быть, ходил Сам Иисус Христос со своими учениками.
Также там есть еще одна святыня — это пещера, где отдыхали апостолы во время молитвы Спасителя: «Отче мой! если возможно, да минует Меня Чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Tы» (Мф. 26, 20–39).
3
Иисус Христос молился до кровавого пота в Гефсиманском саду. Он просил своих учеников не спать, бодрствовать и молиться о Нем, молиться вместе с Ним, но те спали…
На Страстную неделю, перед Пасхой, в этой пещере монашествующие много молятся.
Еще одна святыня Гефсимани — это Камень, на который упал Пояс Пресвятой Богородицы в утешение Апостолу Фоме.
У одра Богородицы Божьим провидением собрались все Апостолы, которые до того были не на Святой земле, а ходили с проповедями Евангелий далеко от дома, в других концах земли.
И только Апостол Фома не был на погребении Божьей Матери. Он прибыл из Индии в Иерусалим только на 3-й день после ее Успения. Апостол Фома очень скорбел, что не попрощался с ней.
И вот, поднимаясь на Eлеонскую гору, проходя через Гефсиманский сад,
1
Aпостолы увидели Пресвятую Богородицу в небе. Она явилась Апостолам и апостолу Фоме, чтобы утешить скорбящего. Богородица оставила им в дар, как благословение, свой Пояс, который упал из ее рук на этот Камень.
Очень жаль, но я это фото Камня утратила и показать вам не могу его. Помню, что делала фото, но так и не нашла…
Надо сказать, святой Пояс Богородицы (часть его) оказался на Афоне, где он есть и поныне, — в Ватопедском монастыре. От него бывает много чудес.
6 лет назад, в 2011-м, часть Пояса Богородицы группа афонских монахов привозила в Россию. Он побывал в 14 городах и ему поклонились за 39 дней пребывания более 3 млн. верующих.
А еще в этом храме Св. Равноапостольной Марии Магдалины есть чудотворная икона Гефсиманская Одигитрия.
2
Ее еще называют Исцелительница, Скоропомощница, Смоленская Одигитрия, Неопалимая Kупина. Икона эта — очень древняя. Говорят, писана в 1554-м году. И имеет свою длинную историю.
В 1939-м икону подарил митрополит гор Ливанских Илия первой игуменье Гефсиманской женской обители м. Марии (я писала о ней в своей 4-й части материалов о Святой земле, где рассказывала о Вифании). Митрополит Илия объяснил тогда, что такова воля Божьей Матери. Она приснилась ему во сне и сказала разыскать матушку Марию и передать ей эту икону. Противиться воле Божьей Матери о. Илия не мог.
В Ливане икона прославилась многими чудесами и расставаться с ней митрополит Илия очень не хотел. Эта икона и из огня выходила невредимой, поэтому, видно, одно из ее названий — Неопалимая Kупина. Эта икона останавливала эпидемии чумы и холеры, когда святую икону С Крестным ходом обносили зараженные селения. С тех пор Неопалимая Kупина имеет огромную известность.
Святой образ прибыл в Гефсимань на Страстной седмице 1939-го года. Первый духовник Гефсиманской обители отец Серафим отслужил перед иконой молебен. Батюшка был смертельно болен раком и со дня на день ожидал своей кончины и молился часто перед этой иконой, чтобы Господь продлил его дни до Пасхи. О. Серафим всю душу вкладывал в свою молитву к Богу. И Господь дал ему еще целых 11 лет жизни. И это было первое чудо, явленное Богородичной иконой Гефсиманская Одигитрия в Гефсимани. Потом были другие чудеса.
Икона долгое время после пожара в церкви в палестинском селении Рехании, где находилась раньше, оставалась закоптелой, почти черной, а тут стала самообновляться, светлеть. И просветлел лик Богородицы! А затем икона стала и мироточить. Притекавшие к ней с верой и молитвой получали исцеление. Скольких исцелила эта чудотворная икона!
Праздник иконы Божьей Матери Гефсиманская Одигитрия отмечается 10 августа (по новому стилю). И тогда святую икону с Крестным ходом обносят по всей территории Гефсиманского монастыря.
Я рассказывала о храме монастыря, о его святынях, теперь расскажу немного о самом монастыре.
Он является общежительным, т. е. монашествующие вместе трудятся, вместе молятся, вместе отдыхают. У них — общая трапеза и все необходимое для жизни. Во главе монастыря — игуменья Елисавета. Этот монастырь еще называют ласково Гефсиманской обителью — интернациональный. Он всегда был интернациональным.
Например, в 70-е годы прошлого века сюда начали приезжать русские австралийцы, потомки русских эмигрантов, уехавших после революции в России сначала в Харбин, в Маньчжурию, а потом — в Австралию. Эта волна австралиек омолодила и пополнила состав обители. Несколько матушек игумений обители были австралийками. Теперешняя игуменья, м. Елисавета — из русских австралиек тоже.
В обители — 3 языка общения: русский, арабский, английский.
В общежительном монастыре насельница не может сама выбирать себе занятия. Послушания, работу распределяет игуменья. А послушаний здесь немало, впрочем, как и в любом другом монастыре.
Но только в этом монастыре есть такие послушания, как уход за Гефсиманским садом (он есть только здесь) и послушания на Русском подворье в Вифании, где находится школа для девочек и приют.
1
2
Работы там много. Богоугодное дело — служение ближнему.
Еще есть здесь такое послушание, как сбор маслин. Оливковых деревьев на территории этого монастыря не так много, как в Eлеонском монастыре, но несколько десятков деревьев будет. Работа по сбору маслин нелегкая.
Кстати, слово "Гефсимания" переводится с древнееврейского как давильный пресс для изготовления оливкового масла. Вот такое красивое слово...
Есть здесь иконописная мастерская и послушания в ней. Мне не пришлось встретиться с гефсиманскими иконописицами, но елеонских знаю.
Мать Мастридия, замечательная eлеонская иконописица, написала для меня две большие иконы — икону Св. Иоанна Предтечи
1
и Святой Анны с Божьей Матерью, ребенком, на руках.
1
Сбоку — иконkа-открытка. Я ее увидела там, на Eлеоне, и она так запала мне в душу!
Потом, как мне сказали, эту икону, оригинал, написала мать Мастридия для одного священника в Филадельфии, в США. И через несколько лет она замироточила. Посмотрите на открытке, внизу — кусочки ваты… Это уже фотографировали мироточущую икону и делали открытки-иконки.
Я пошла к м. Мастридии просить ее написать мне иконy. Подробная история — ниже. А здесь хочется сказать, моя икона Святой Анны, матери Богородицы, — тоже чудесная! Не мироточит, нет. Но, может, Бог даст…
Итак, я попросила м. Мастридию, игуменья Eлеонского монастыря Моисея благословила и мать Мастридия написала для меня эти иконы и выслала мне на мой адрес по почте.
Помню, приходит мне большая посылка, а я сразу и не поняла, от кого. Пошла с квитанцией на почту разбираться, думала, ошибка какая. Уже на почте внимательно посмотрела на посылку, а на ней… Из Иерусалима! С Eлеонской горы! Счастье-то какое! Радости не было конца. Два года ведь прошло… Не забыла мать игуменья Моисея и сестра Мастридия. Написала для меня иконы.
И ведь послали мне посылку, не зная, тот ли адрес у меня, и, главное, без денег, без оплаты. Я уже потом, получив драгоценную посылку, позвонила м. Мастридии, иконописице, в Иерусалим с благодарностью великой и узнать, сколько им денег высылать. А она — мне: «Не знаю, надо у матушки игуменьи спросить».
Спросила и говорит мне: «И она не знает. Ты уж смотри сама. Как сама знаешь».
Отправила я им деньги со знакомой паломницей, которая как раз ехала в Иерусалим.
По возвращении привезла мне моя знакомая от матушки игуменьи Моисеи подарок — пасхальное яйцо в бархате и бисере ручной работы, сделанное елеонскими мастерицами. Да еще в мешочке кругом с надписью «Eлеон.
И еще привезла мне она... квитанцию от матушки с печатью монастырской, что они получили мои деньги за иконы в таком - то размере. Все там - чин по чину, аккуратно.
2
Слава Богу за все!
Но вернусь к рассказу о Гефсиманской обители.
Обитель при храме Св. Равноапостольной Марии Магдалины образовалась в 30-х годах 20-го века. Ее основали сестры Вифанской женской общины во главе с игуменьей Марией (Робинсон), я рассказывала о ней в 4-й части своего материала о Святой земле. Сейчас в обители где-то три десятка насельниц.
В Гефсиманскую обитель часто приезжают паломники, русские православные, из Франции, Германии, Америки, Австралии. Здесь часто происходит одевание трудниц в послушницы, реже — иноческие и мантийные постриги.
На одном таком мантийном постриге в Гефсиманской обители я присутствовала. Постриг в монахини.
Я первый раз в жизни видела воочию монашеский постриг.
Люди вокруг много фотографировали в храме. Я же свой фотоаппарат не взяла. Думала, что постриг - это таинство и негоже при нем с фотокамерой сновать.
Таинство пострига началось.
Dве женщины с распущенными волосами до плеч в длинных холщовых рубахах с длинными рукавами. Oни легли на пол, руки - в стороны (в виде креста) и, отталкиваясь только босыми ногами, цепляясь руками за голый пол, ползли к алтарю, к батюшкам.
Постригал Владыка Марк, архиепископ Берлинский, Германский и Великобританский и еще один батюшка.
Перед алтарем инокини поднялись с пола. Матушка игуменья Елисавета скомандовала подняться.
Затем были ножницы. 3 раза Владыка Марк кидал их на пол с подноса и просил каждую поднять их и подать ему. Т.е. время еще немного было сказать "нет" постригу. Но будущие монахини твердо отвечали батюшке "да". Тем самым доказывая, что они не передумают и дают обеты Господу: безбрачия, послушания (настоятельнице монастыря и сестрам) и нестяжания.
Затем он снял в трех местах на голове у каждой немного волос и положил их на поднос. И ножницы - на поднос.
Потом Владыка Марк прочитал им их обеты.
А обеты перед Богом и людьми у монахинь строже, чем у инокинь. К примеру, инокиня (конечно, с благословения игуменьи) может поменять монастырь, переехать в другой, монахиня такого благословения не получит: она должна умереть в том монастыре, где была пострижена. Переезд куда-либо может быть только в крайнем случае.
С пострижением волос инокиням давали новые имена. Теперь они — монахини с новыми именами.
На наших глазах было и облачение в монашеские одежды.
Тут скажу, до пострижения в монахини, т. е. в статусе послушницы и даже инокини, человек может вернуться к мирской жизни, но монахине назад дороги нет. Она дает три обета и полностью отрекается от своей воли. Образно говоря, достигает последнего отрешения от светской, мирской жизни и исповедает верность Христу. Навсегда.
Итак - облачение.
Сначала они получили параманд (маленькая схима: маленький кусок белой материи - квадрат с черным крестом и надписями "созижди сердце твое чисто" (на тесемочках). Квадрат один - спереди, другой - сзади. Это - четырехугольный плат с изображением Креста Господня и орудий его страданий.
После параманда им дали их одежды: подрясник и пояс, затем постригаемых покрыли мантией - длинным плащом без рукавов с 33-мя складочками. На голову получили они клобуки - камилавки с длинными покрывалами - наметками. В руки получили четки ( для подсчета молитв и поклонов). После всего получили новопостриженные крест и свечу. Каждой.
Как напутствовал их Владыка Марк, молитва - это меч против дьявола, а четки - щит.
Затем он сказал им (и всем присутствующим тоже) такие напутственные слова:" Говорят, что это страшно стать монахиней. Да, страшно. Но для того, кто уповает, надеется на себя. А кто уповает в своей жизни на Бога, тому не страшно, а легко".
Еще в памяти о русской Гефсимани у меня осталось мое участие в елеосвящении. После каждого прочтенного Евангелия. Совершалось таинство елеосвящения несколькими священнослужителями. Владыка Марк, о котором я писала выше, тоже служил.
1
Надо сказать, что начало елеопомазания, как таинства, положено самим Иисусом Христом. Его ученики, врачуя души людей проповедью Евангелия, врачевали и тела больных помазанием елея.
Считается, что елеосвящение (соборование) нужно больным. Не здоровым. Но именно в Великий Четверток (и так называют этот день) совершают елеосвящение и над здоровыми людьми.
В храме было очень много народу. Все держали в руках свечи. Тушили их, когда пел хор и читались молитвы и зажигали вновь, когда начиналось чтение очередного Евангелия. Служба, понятно, была долгой.
Перед елеосвящением должна быть покаянная исповедь.
Елеосвящение называют еще соборованием, т. к. совершают его обычно 7 священнослужителей (соборно).
Почему именно 7? Т. к. при соборовании идет 7 чтений из Евангелий, 7 молитв и затем - 7 помазаний (молитвомаслие). Помазания - каждому страждущему.
Я, помню, к Владыке Марку подходила к помазанию елеем после 1-го и 7-го чтения Евангелий и молитв. К другим священникам - после чтения других Евангелий. Всего же помазаний у меня было 7.
Я знала уже весь чин елеосвящения и, не торопясь, подходила к священникам после каждого чтения Евангелия и чтения молитв.
А то в мое первое в жизни соборование, помню, получилось у меня за 2 чтения из Евангелий подойти к 4-м батюшкам на помазание! Прытко, однако. И неправильно.
Говорят, соборование снимает с человека даже те грехи, что он сделал давно и забыл про них.
В конце соборования Владыка Марк взял Святое Писание и письменами возложил на наши головы, впереди стоящих на коленях людей. Потом все смогли неспешно приложиться к Библии.
Елеосвящение - таинство церкви и состоит оно из 3-х частей: молебного пения, освящения елея (раствор чистого оливкового масла и вина) и, собственно, помазания этим елеем страждущих.
Обычно человек во время чтения молитв при елеосвящении повторяет многократно: "Господи, помилуй!" Что и я всегда делаю. И в конце соборования надо сказать:" Благословите, отцы святые, простите меня, грешного!"
А еще в моей памяти навсегда останется храмовая служба Великого Четверга на Страстной седмице в Гефсиманской обители.
Чтение 12 Евангелий сопровождалось колокольным звоном. Служба была торжественной и долгой. Но неутомительной. Душе хорошо в церкви на службе.
Поздним вечером после чтения 12 Евангелий все присутствующие в храме, монашествующие, паломники, пошли из Гефсиманского монастыря Крестным ходом с пением тропаря Великого Четверга, со свечами и фонарями к бывшей претории.
K тюрьме, где держали Иисуса Христа в заточении в каменном мешке (там — камень с двумя выдолбинами-отверстиями для ног).
1
1
1
1
1
Мы шли туда большой людской колонной с зажженными свечами от подножия Eлеонской горы, от Гефсиманского монастыря, через Львиные ворота прамо до бывшей претории Понтия Пилата.
1
В Великий Четверг Православная церковь вспоминает установление таинства Святого Причастия. Богослужение Великого Четверга посвящено Тайной Вечери. Вспоминается также предательство Иуды.
Святая церковь в своих песнопениях глубоко скорбит и сострадает Христу. И прославляет Его, пошедшего на вольные муки. За всех нас.
А теперь побываем на Александровском русском подворье в Иерусалиме
Оно располагается всего в нескольких десятках метров от храма Гроба Господня.
На территории подворья — археологический комплекс, храм Александра Невского и рабочие комнаты Императорского Православного Палестинского общества.
В 1871-м году чиновник Морского министерства В.Н. Хитрово стал инициатором создания Православного Палестинского общества. Российский император Александр 3-й поддержал его идею.
Первым председателем Православного Палестинского Императорского общества стал Великий князь Сергей Александрович Романов.
После его трагической гибели (убийства) руководство этим обществом приняла на себя Великая княгиня Елизавета Федоровна, которую потом зверски убили большевики в 1918-м.
Ее мощи почивают сейчас в Иерусалиме, в храме Равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманской обители. Об этом я подробно рассказывала здесь выше.
На месте Александровского подворья располагались приделы огромной базилики храма Воскресения, построенной царем Константином и его матерью, царицей Еленой.
Базилику разрушил в 10-м веке враг христиан, Xалиф аль-Хаким. Потом пришли крестоносцы и на этих руинах воздвигли свой монастырь (Santa Maria Latina).
На Александровском русском подворье есть свои святыни. Главная — Порог Судных врат.
1
Во времена Иисуса Христа в Иерусалиме существовали ворота под названием «Судные врата». Перед ними римляне выносили окончательный приговор осужденным на смерть.
Через этот Порог переступал и наш Христос. Эти врата были ближайшие к Голгофе.
С левой стороны от врат — так называемое «Игольное ушко» в части древней городской стены.
3
Когда на Иерусалим опускался вечер все врата города запирались (также и перед нападением врагов), оставалось только одно отверстие для тех, которые не успели вовремя возвратиться в город.
Помните из Библии, «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное»?
Здесь же — арка Адриана.
Она когда-то вела в храм Юпитера. Это — древнеримский памятник. Но тоже есть на Александровском подворье.
Чтобы сохранить все эти святыни, решено было возвести над ними крышу.
Архитектор Г. Франгиа спроектировал Русский дом. Построен он был в 1891-м году.
Порог Судных врат закрыли стеклом, он — в деревянной раме сейчас.
Рядом установили выкупленный за большие деньги из храма Гроба Господня отколовшийся после землетрясения Камень с Голгофы. Теперь две наши христианские святыни вместе.
1
1
На Александровском подворье есть царская парадная комната.
1
В 1917-м году турки, оставляя Иерусалим под натиском британцев, разграбили русское Александровское подворье. Из царской комнаты вынесли дорогую мебель из карельской березы и ореха, бронзовые люстры, посуду.
Оригинальные портреты последнего царя Николая 2-го и царицы в дорогих золоченых рамах уцелели.
1
Тяжелое было время. Революция в России, потом — 1-я и 2-я Мировые войны. Умирала старая эмиграция, скудели пожертвования. Поток паломников на Святую землю был надолго остановлен событиями в мире.
И вот, наконец, из избавившейся от безбожия России снова едут паломники на Святую землю. Как и в старые добрые времена.
А началось паломничество, говорят, уже в 1952-м.
Не потухают лампады над Порогом Судных Врат и Камнем с Голгофы — главными святынями Александровского подворья в Иерусалиме.