Храм Гроба Господня принял меня и на схождение Благодатного Огня.
Храм Гроба Господня принял меня и на схождение Благодатного Огня.
И место мне Господь отвел на Голгофе.
Но все по порядку.
ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ
После вечерней службы в монастырской церкви на Елеоне с одной паломницей поехали в Старый город. Там мы решили с ней снять места на одну ночь в маленькой гостиничке недалеко от Храма Гроба Господня, чтобы легче было попасть в Храм на схождение Благодатного Огня.
Сняли, заплатили и пошли на Всенощную службу в Храм Гроба Господня.
Службу вел Патриарх Иерусалимский Феофил 3-й
В Храме я встретила свою знакомую, москвичку Марину, которая приезжает в Иерусалим уже (не поверите!) в ... 16-й раз. И из этих 16-ти 12 раз - на схождение Благодатного Огня. Паломницу Анну, с которой я приехала, потеряла в людской толпе. Марина потеряла своих, с кем пришла. И остались мы с ней вдвоем.
В 1час ночи, после службы, людей в Храме стали просить покинуть Храм. Внутри и снаружи Храма было много полицейских. Марина сказала, что раньше, в другие годы, когда она здесь была, просили покинуть Храм в 4 утра, а еще раньше вообще разрешали людям оставаться в Храме после Всенощной службы и ждать там дня и схождения Благодатного Огня.
Мы вышли с Мариной на улицу. Кругом в Старом городе шло перекрытие улиц и улочек. К Дамасским воротам нас не пропустили. Выход от площади у Храма Гроба Господня был сделан только в одну сторону - к Яффским воротам. Мы пошли туда. Решили пробраться на улицу Давида от Яффских ворот.
Но к моей гостиничке мы не пробрались: она была в другой стороне улицы и там было все перекрыто армейскими частями. Я показала свой шведский паспорт, сказала, что я остановилась в такой -то гостинице, что здесь - рукой подать до нее. Нет, не пропустил.
Тогда Марина начала искать выходы. Она знает Старый город как свои пять пальцев. Мы решили посмотреть, как там у греческой Патриархии. Прошли туда, в христианский квартал.
Народу - море и там. 3 часа утра. Люди спят прямо на уличных каменных мостовых, вповалку, монашествующие и мирские.
Посмотрев на все это, пошли к Дамасским воротам, выйдя за стены Старого города, т.к. внутри его не пройти практически нигде: кругом - железные перекрытия и солдаты.
Вошли в Старый город опять, через Дамасские ворота. Пошли все прямо и прямо по улице до Александровского подворья. Там - толпы людей не меньше. И все подходят и подходят новые группы, новые люди.
Посмотрев на все это, мы решили пробираться к моей гостиничке и там хоть немного отдохнуть, т.к. до гостиницы Марины идти было дальше. И - в другую сторону. Вышли снова на заграждения и военных. И тут один пропустил нас, когда я показала ему свой паспорт.
Пришли мы к моей гостиничке в 5 утра, поколесив изрядно по городу. Анны, другой паломницы, не было в номере. Было видно, она и не приходила. Я была без понятия, где она. Подремав с Мариной часа 3, привели себя немного в порядок и пошли на улицу смотреть обстановку.
В метрах 5-ти от моей гостинички - заграждение и военные, а перед нами - огромная толпа. Встали. Стоим. Другого выхода не было.
Вскоре в нашу толпу вклинилась группа евреев, идущая в свою синагогу на молитву. Шли они от Яффских ворот по улице Давида, где мы и были. Евреи вклинились, а толпа еще теснее сомкнулась. И они - ни туда-ни сюда. Стали звать на помощь военных, но не дозвались. Тогда евреи стали буквально протискиваться, продираться сквозь толпу, которая даванула на заграждения и снесла их.
И толпа понеслась вперед. Нас несло с ней. А там - другое заграждение через несколько десятков метров. Толпа остановилась.
Я потеряла из виду Марину и осталась одна. Но, наконец, увидела русских (до этого в толпе был кто угодно, но русских не видела). Я увидела батюшку-священника, матушку и 3-х женщин с ними. Они стояли и пели духовные песнопения. Я присоединилась к ним. Стояли и пели. И молились.
Мы стояли в том заграждении где-то, наверное, часа полтора-два. Затем стали открывать заграждение.
Толпа ринулась вперед. Передо мной упала одна незнакомая монахиня. Я остановилась как вкопаная. Израильский военный в считанные секунды поднял ее и поставил на ноги. И мы побежали дальше к Храму.
Когда оказалась в Храме Гроба Господня, поняла, что он - почти пуст. Было видно, мы прибежали одними из первых. Люди, радостные и воодушевленные, бежали в самые дальние углы Храма, думая, что они бегут прямо к Кувуклии. Кто-то добежал, кто-то оказался в другом конце от Кувуклии.
Кому как повезло.
Некоторые из моих знакомых паломниц, по рассказам, стояли прямо у Kувуклии (часовни), еe отверстий-окон. Марина и Анна (я о них говорила выше) стояли у Кувуклии. Вот так им Господь отвел.
Другие стояли на площади перед Xрамом. Они не смогли попасть внутрь Xрама, т.к. поздно подошли.
A я оказалась на Голгофе.
Внутри Храма процессом руководили тоже полицейские и военные. Они просили людей продвигаться вглубь Храма. Храм Гроба Господня вмещает около 10 тысяч людей.
ОЖИДАНИЕ ОГНЯ
Ждали где-то 2,5 часа.
Со мной был "Молитвослов". Я села на ступеньку голгофской лестницы и стала читать молитвы. Затем прочитала весь Канон Покаянный Иисусу Христу.
Слезы текли рекой. Никого не стеснялась. И, дочитав до конца, только успела осенить себя крестным знамением, как у Kувуклии радостно закричали.
И все поняли, что Благодатный Огонь сошел на Гроб Господень. Это Чудо случилось где-то в 14.10
Мне со своего места на Голгофе был виден вход в Xрам и Камень Помазания.
Сверху мне было видно многое.
Огонь стали быстро передавать друг другу, зажигая свои 33 свечи в пучке.
Почему 33? Столько земных лет прожил Христос.
Языки пламени плясали над свечами.
Весь Xрам, недавно еще погруженный в темноту (во всем Xраме свечи, лампады были потушены), источал теперь свет. Народ ликовал. Куда девалась усталость от бессонной ночи!
Дошел Благодатный Огонь и до Голгофы, до нас. До меня.
Вначале он холодный, он не обжигает. Люди водят огненным пучком по своему лицу, рукам, одежде. Ничего не воспламеняется и не обжигает.
Но это только первое время. Затем Огонь приобретает обычные физические свойства.
Благодатный Огонь, говорят, каждый год разного цвета. То желтый, то красный, то голубой. Местные жители по цвету Огня даже знают, какой год будет — урожайный, или нет.
Какие чувства были у меня там, на схождении Огня?
Я плакала. От переполнявшей меня радости. Старалась сдерживаться, но плохо получалось. Другие ликовали. Третьи относились свиду невозмутимо. Но все-таки там как-то больше смотришь в себя… Не на других.
Наверное, надо написать, как проходит ожидание схождения Благодатного Огня в Xраме.
А вначале, как рвутся люди в Xрам. Мне с Голгофы было видно все.
Вот идет Патриарх Иерусалимский Феофил 3-й (141-й Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона)
А это — монах, грек, архимандрит о. Евсевий.
Мы были у него в гостях в его келье после елеосвящения в Патриаршем соборе. Приглашал нас.
Теперь входит в Xрам группа православных арабов с бубнами и в белых футболках. Потом другая-в оранжевых и под оранжевым флагом.
Они кричат, бьют в бубны, резвятся. Прямо в Храме Гроба Господня! Я была потрясена… Я не знала раньше, что так бывает всегда в этот день.
Они проходят к Kувуклии с возгласами на арабском:
— Дай Огня!
— Дай Огня!
Куражисты проходят к Kувуклии и там куражатся и резвятся так, что дым коромыслом…
Одна моя знакомая монахиня, наблюдавшая за этим, сказала мне потом:
-Я думаю, что Христос, смотря на все это, радуется и улыбается …
Бубны, арабы — это традиция. И очень давняя.
Но знаете, о чем я тогда, видя их, подумала?..
Какие это смелые ребята! Не боятся открыто показать свои лица. Они ведь арабы - не мусульмане, а православные арабы. Им еще тяжелее нести свою Веру православную. Так думаю.
Потом начинается Крестный ход братии во главе Патриарха Иерусалимского Феофила 3-го вокруг Кувуклии с Гробом Господним. Там очень много народа и очень узкий проход между людьми, но Крестный ход всегда совершается.
Затем в Kувуклию заходит разоблаченный Патриарх Иерусалимский (понятно, мы этого не видим). Только в рубахе (подризнике) с епитрахилью поверх подризника. С крестом на груди. И начинает молиться на Гробе Господнем, чтобы Господь ниспослал Благодатный Огонь и в этот год.
Патриарха Иерусалимского проверяют перед входом в Kувуклию на предмет спичек и т. д. Это тоже старая традиция. И проверяют его неправославные христиане.
Время схождения Огня разное в разные годы.
Но я не буду здесь много рассказывать, как там да что происходит вокруг Кувуклии, потому что каждый год, в день схождения Благодатного Огня, идет открытая, прямая трансляция TV из Храма Гроба Господня, где российские профессора - богословы за кадром рассказывают нам обо всем. Очень доступным языком, популярно и ярко рассказывают.
Меня спрашивали, как же сходит Огонь.
Никто не видел, что явно с неба. Хотя...
Марина (я о ней писала выше, что она была 12 раз на схождении Благодатного Огня) рассказывала мне, как она в 1998-м также стояла у Кувуклии, но тогда Огонь сходил с круглого отверстия в куполе Храма. Сначала это отверстие осветилось ярким, сильным светом, потом как бы пошел столб золотой вниз и пошел... золотой дождь.
Ее подруга, стоящая рядом с ней, впилась ногтями в ее руку и только шептала:" Ты видишь это? Ты видишь золотой дождь?.." Они стояли и плакали обе.
В другой какой-то год она стояла на Голгофе и до них шли многочисленные молнии, короткие, зигзагами и горизонтально. Эти молнии у некоторых людей играли сзади в волосах. Люди это видели.
Кто-то из людей видел многочисленные маленькие молнии зигзагом вокруг. Лампады и свечи в Xраме загорались самопроизвольно. До этого свет в Xраме был потушен.
Там же, на Гробе Господнем, стоит серебряная лампада, внесенная туда заранее. Но, говорят, не обязательно лампада загорается первой.
На Гробе Господнем, обложенном ватой поверху, начиналась игра искорок-огоньков. Голубоватых.
Ватой, пропитанной огнем, если можно так сказать, и зажигались пучки свечей. И так бывало, говорят.
Затем, через овальные отверстия в Kувуклии, передавались людям. И дальше — из рук в руки.
Где-то к 10 часам дня Великой субботы во всем Храме Гроба Господня тушатся все свечи и лампады. Начинается проверка Кувуклии на наличие источников огня. Затем только опечатывается вход в Кувуклию большой восковой печатью Патриархии. Ровно в 11.00.
И распечатывают дверь в Кувуклию-часовню только при подходе Патриарха Иерусалимского к ней, чтобы ему зайти туда, ко Гробу Господню, на молитву.
Мои знакомые, кому посчастливилось быть прямо у Kувуклии, у этих овальных отверстий, рассказывали мне, что они видели, как что-то вспыхнуло в Kувуклии. Былa как бы яркая вспышка. Все осветилось внутри ярким светом. И тут же начали подавать пучки зажженных свечей оттуда.
Пасха! Христос Воскресе!
Я верю во Христа. В Eго Крестный Путь. Был такой Богочеловек, который не нарушил Волю Своего Всевышнего Отца — смыть грехи людей через cвои Крестные страдания и Крестную смерть. Он не заглушил Волю Отца Небесного в себе, не свернул с Крестного Пути, не ослушался Господа, а проявил истинное Смирение, Терпение и Послушание Богу. И вознесся Cам.
А вот насчет совсем, совсем точных мест… Не знаю, что и думать. Ведь спорят православные и католики до сих пор о месте моления о Чаше. И место это у них разное. И о других святых местах спорят тоже. Но, наверное, это — не главное.
Главное — это Дух Святой земли.
Да, не та уже почва, земля под ногами. Не по ней ступали Иисус Христос, Его мать Богородица и Его Aпостолы. Сейчас многометровый слой покрыл их следы. Но Дух их — он здесь. Святые это места.
И каждому дается по Вере его.
(Продолжение следует)
Начало здесь:
Русские Гефсиманская обитель и Александровское подворье в Иерусалиме (5-я часть)
Библейская Вифания. На Лазареву субботу (4-я часть)
Крестным ходом по Иерусалиму. От Виффагии до Овечьих ворот (3-я часть)