Немного нарушу порядок повествования, тем более, что в Тауэре и музее Мадам Тюссо все наверно и так были, и перейду сразу к своей поездке в Дублин. Ездил я туда уже не на выходные, а прямо в середине недели. Да, пришлось пропускать школу, но что делать, если я не успевал съездить везде, куда хотел ;)
28 МАРТА. ЛОНДОН — ХОЛИХЕД
Итак, после Тауэра у меня еще оставалось время до автобуса на Дублин, и я решил сходить в школу, хотя бы на последний урок, но тут вдруг вспомнил, что забыл паспорт. Как ни крути, а английскую границу без паспорта не пересечешь. Пришлось возвращаться домой, где Линда, узнав, что я уезжаю, накормила меня внеочередным диннером :)
Мой автобус был в 19:00 от автовокзала Victoria Coach Station. Около шести вечера я вышел из дома, ближайший поезд был в 18:13. И тут я понял, что этого МОЖЕТ НЕ ХВАТИТЬ! Всю дорогу считал оставшиеся минуты. В 18:44 выскочил на станции Blackfriars, бегом в метро, когда пришел поезд, было уже 18:46, а мне надо еще 5 остановок ехать, плюс потом полкилометра пешком. Когда приехал на вокзал Victoria Station, было 18:56. До вокзала добежал минуты за две, запыхался просто ужасно. Было наверно 59 минут, когда я выбежал к автобусам. Нужного было никак не найти, пришлось спрашивать у шофера, он указал в угол, где и стоял мой. Еле живой я вскочил в автобус, нашел свободное место рядом с одним ирландцем, музыкальным менеджером из Лимерика. Он оказался разговорчивым, так что всю дорогу с ним периодически говорили о том, о сем, в меру моих знаний, конечно.
Первая часть маршрута — дорога из Лондона в порт Холихед, откуда отходят паромы в Ирландию.
29 МАРТА. ИРЛАНДИЯ
Около 2 часов ночи приехали в Холихед, еще около часа ждали погрузки, там что-то было неисправно на пароме, как потом объяснил капитан. Наконец около 4:30 отправились.
Паром назывался Ulysses, в честь героя одноименной книги писателя-ирландца Джеймса Джойса. Был построен в 2000 году в Финляндии и только в этом месяце прибыл в Ирландию для регулярных рейсов. На тот момент считался самым большим в мире автомобильным паромом. Фото найдено в сети.
Паром огромный, машины заезжают на кучу палуб, наш автобус был на 5-й, а всего их 11, включая верхние две для пассажиров. На 9-й находятся все рестораны и диванчики, на 10-й каюты, на 11-й — открытая палуба для прогулок. Хотя, как вы думаете, много ли было желающих прогуляться по палубе парома, плывущего в марте, в страшный ветер, ночью, по Ирландскому морю :)
1. На пароме. Билеты.
В семь утра въехали в Ирландию. Объявили, что все сандвичи, молоко и прочие животные продукты следут потребить на месте, так как в Ирландию их ввозить запрещено во избежание вспышки foot & mouth desease, т. е. ящура. В автобус вошел ирландский immigration officer. Его весьма удивил мой эстонский паспорт.
— А где виза? — спросил он.
— А она мне не нужна, — ответил я.
Затем офицер спросил, зачем я еду в Ирландию, уж не работать ли нелегально? Я показал ему свой студенческий билет. Наконец он достал список стран, с кем у Ирландии безвизовый режим, нашел в нем Эстонию и успокоился. Так я въехал в Ирландию.
В Дублине я первым делом пошел искать, где купить карту. Магазинов было много, но проблема усложнялась тем, что у меня не было ирландских фунтов, а карточки большинство не принимали. Наконец я нашел сувенирный магазин на Уэстморленд стрит и купил там такую же карту, какую привез из Эдинбурга. Нашел на ней рекомендуемый маршрут и пошел по нему. Начал c Дублинского замка, состоящего из старинной круглой башни и примыкающего к нему более современного дворца. Однако вход туда был платный, а сам замок не показался мне очень интересным, так что я в него не пошел.
Затем прошел мимо Christchurch Cathedral к St. Patrick Cathedral. Оттуда прошел через парк в сторону правительственной резиденции и Trinity College. Далее вышел на набережную и прошел вдоль реки до Four Courts, величественного здания с характерным зеленым куполом. Ветер в Дублине был просто ужасный. Несколько раз собирался дождь, но быстро переставал, и опять выходило солнце.
2. Дублинский замок. Церковь Крайстчерч. Собор Св. Патрика. Парк Stephen’s Green
Собор Крайстчерч. Википедия
Самая известная достопримечательность Дублина — собор Св. Патрика, покровителя всех ирландцев. Построен в 1220–1254 годах на месте, где христиане собирались еще в V веке. Что интересно, оба главных собора, и Крайстчерч, и Св. Патрика, принадлежат ирландскому отделению англиканской церкви. Как утверждала карта, в Дублине нет ни одной римско-католической церкви, хотя все ирландцы — католики! Несправедливо — но право собственности важнее! Открытка.
Президентский дворец. Погрызенный шар ;) у входа в Тринити-колледж. Four Courts и Таможня
Про архитектурную доминанту Дублина — здание Four Courts — хотелось бы рассказать особо. Его массивная ротонда с зеленой крышей видна в центре Дублина почти отовсюду. Название Four Courts («Четыре суда») — происходит от того, что там размещались четыре высших судебных учреждения Ирландии, тогда еще бывшей частью Британской Империи.
Строительство здания началось в 1776 году под руководстом архитектора Томаса Кули, который, однако, спустя восемь лет умер. Для продолжения строительства был приглашен другой архитектор, обладатель неприличной фамилии — Джеймс, извините, Гандон ;) Ей богу, не вру — James Gandon. Именно он и стал считаться автором этого шедевра дублинского классицизма.
У здания оказалась сложная судьба. Как известно, Ирландия долгое время находилась в составе Британской Империи на положении жестоко угнетаемой колонии. Были там и геноциды, и депортации, и захват земель британскими колонистами, и подавление католической религии, был даже свой Голодомор. Ирландцы несколько раз восставали, но британцы каждый раз жестоко подавляли все выступления. Очередная попытка восстания была приурочена к Первой Мировой войне, когда британская армия была занята боями с немцами. Однако т.н. Пасхальное восстание в 1916 году снова потерпело поражение — восставшие были разбиты, а их руководители казнены. Во время боев в Дублине здание «Четырех судов» было занято повстанцами и пострадало, подвергнувшись обстрелу британской артиллерии. Фото из Википедии.
В 1919–1921 за Пасхальным восстанием последовала Война за независимость Ирландии. И на этот раз британцам пришлось пойти на уступки — они согласились предоставить Ирландии независимость, но только при условии, что она останется в составе Империи в качестве доминиона, примерно как тогдашняя Канада. Из-за этого вопроса победившие сторонники независимости разделились на тех, кто готов был удовлетвориться статусом доминиона и тех, кто хотел полной независимости. В результате в 1922 году в стране началась Гражданская война. И вот во время битвы за Дублин боевики Ирландской Республиканской Армии (та самая ИРА) захватили здание «Четырех судов», устроив там свой опорный пункт.
Правительственные войска Ирландии под руководством Майкла Коллинза, которых поддерживала Британия, пошли на штурм, обстреливая засевших боевиков из пушек. Здание загорелось, а затем в его западном крыле последовал мощный взрыв, уничтоживший находившийся там Национальный архив Ирландии, в котором хранились документы за тысячу лет. Судя по всему, взорвались сложенные там боеприпасы.
В 1932 году здание «Четырех судов» отстроили заново. Вот только внутренние интерьеры были утрачены — их чертежи хранились в том самом архиве, что сгорел в результате взрыва.
А неподалеку от Four Courts в Дублине можно увидеть еще одну монументальную постройку в схожем стиле и с ротондой такого же зеленого цвета, только поменьше. Это историческое здание Таможни. Фото — Википедия.
Постройку Таможни начали тогда же, когда строили и «Четыре суда», т. е. в конце XVIII века. Даже архитекторы были те же — сначал Томас Кули, а потом, после его смерти, все тот же Джеймс, извините, ну, пускай будет Гэндон ;) Причем там уже во время строительства возникали вопросы, зачем строить здание таможни так близко к центру города, ведь корабли с грузом вряд ли будут заходить так высоко вверх по реке. Впрочем, инициаторы строительства этим доводам не вняли, по-видимому, им просто хотелось построить за счет казны еще один шедевр поближе к центру. А порт некоторое время спустя и правда перенесли ближе к морю, поэтому таможня из построенного здания съехала и там разместилась штаб-квартира самоуправления Ирландии.
Дальше здание Таможни в точности повторило судьбу Четырех судов — в 1921 году в ходе Войны за независимость его сожгла Ирландская Республиканская Армия, причем сожгла конкретно — так что даже рухнул центральный купол, а в самом здании точно так же погибло множество исторических документов.
И так же, как и здание «Четырех судов», нынешняя Таможня — это, фактически, тоже новодел, восстановленный в 1930-х годах. Сейчас там размещается Министерство окружающей среды.
Как там было в «Залечь на дно в Брюгге» — «Я вырос в Дублине, мне нравится Дублин» :)
Меня же после Эдинбурга ирландская столица как-то не впечатлила. Ярко выраженного историчесого центра с пешеходной зоной там нет, разве что таковым можно считать забитый народом перекресток набережной и улиц Коннелли и Уэстморленд. Вот этот самый, что изображен на открытке.
Все указатели на улицах на двух языках, ирландском и английском. Хотя ирландский здесь практически как латынь, т. е. на нем никто не говорит.
Остаток дня я провел, сидя на автовокзале и читая найденную там газету. Вскоре у гейта, куда должен был придти мой автобус, стал собираться народ, и я пошел туда.
30 МАРТА
Полночь встретил на пароме, читая взятую у хозяев книжку Джона Гришэма The Partner. Еще около часа проспал. Обратная дорога была ужасно утомительной. Около 8:30 наконец въехали в Лондон. Увидев, что мы едем через район Cricklewood, я догадался выйти из автобуса, чтобы потом не пришлось тащиться обратно домой через весь город. Я предполагал, что одноименная ж/д станция должна быть неподалеку, и не ошибся.
Поспав по возвращении из Дублина несколько часов, я поехал в школу. Что интересно, как и после возвращения из Шотландии, спать не хотелось. Получил у директора диплом об окончании школы. Оказалось, что македонец Ристо попал в одну группу со мной, и они все вместе с Джоном и со всей группой пошли в паб. Позвали и меня. Оказалось, это просто форма урока. Однако урока не получилось, поскольку в пабе было слишком шумно.
Традиционного пятничного ужина сегодня нет, хозяева куда-то уехали, вместо этого Лиза — старшая дочка — привела толпу каких-то парней, и с третьего этажа допоздна раздавались пьяные крики.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► А вы когда-нибудь опаздывали на самолет?
Все части рассказа —
1. Как я учил английский в Англии и жил в английской семье
2. Как я учил английский в Англии и ходил по английским музеям
3. Как я учил английский в Англии и ездил в Шотландию
4. Как я учил английский в Англии и ездил в Уэльс
5. Как я учил английский в Англии и ездил в Ирландию
6. Как я учил английский в Англии и опоздал на самолет
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм