Про английский вертолетный музей я узнал, занимаясь своим сайтом по истории авиации. Находится этот музей на окраине городка с труднопроизносимым названием Уэстон-супер-Мэр, что неподалеку от Бристоля. И вот, оказавшись в Англии, я решил обязательно туда съездить. В субботу на автовокзале Виктория я купил билет на National Express до Бристоля и в воскресенье поехал.
Вставать пришлось зверски рано. Выходя в темноте из комнаты и направляясь в душ, чуть было не свалился с лестницы. Надо посоветовать хозяевам повесить табличку — MIND THE GAP. Кто жил в Лондоне, тот поймет:)
(А кто не жил — для тех поясню :) Этой фразой задалбывают пассажиров в лондонском метро, чтобы они не совали ноги в щель между вагоном и перроном :))
Со своей станции Mill Hill в сторону центра я выехал в 6:37. В очередной раз убедился, что в Лондоне выезжать куда-либо надо всегда с хорошим запасом, потому как поезд легко может придти вовсе не туда, куда ожидаешь, а на совершенно другой вокзал. А мне еще ехать на метро до Виктории, а потом идти пешком до автовокзала. В итоге чуть было не опоздал на свой автобус. Этот случай стал первым в череде моих чуть-было-не-опозданий, завершившейся в конце поездки тем, что я эпично профукал уже целый самолет :)
Маршрут Victoria Coach Station — Bristol — Weston-super-Mare
По приезду в Бристоль я тут же побежал в кассу спрашивать, где купить билет на Weston-super-Мэр, но мне сказали, что на местные автобусы билеты покупают прямо у водителя.
Вскоре подъехал большой желто-зеленый даблдекер. Но когда я забрался на второй этаж, то увидел, что лучшие места, наверху, у переднего стекла, уже заняла веселая компания из четырех старушенций:)
Дорога в Уэстон проходила сплошь по каким-то сельским улицам, в окружении маленьких домиков. Плотность населения в Англии просто поражает, незаселенного пространства, как у нас в Эстонии, здесь практически нет, дома идут сплошной чередой, один за другим.
1. Знаменитый мост Брюнеля в Бристоле, пирс в Уэстоне, желто-зеленый даблдекер и билеты
Уэстон-супер-Мэр, как видно из названия, находится на берегу моря, а значит здесь обязательно будет Grand Pier — пирс, на котором на английских морских курортах обычно сосредоточены все развлечения. Вот, на этой панораме можете посмотреть, как выглядит английская курортная жизнь летом. Но сейчас был март, а потому погода была довольно рваная, примерно как у нас:)
Как было написано на сайте музея, именно здесь, рядом с пирсом, должен был останавливаться автобус, идущий к музею. Но сколько я ни бегал вокруг, никакого автобуса и в помине не было. Стал спрашивать у местных, но все лишь разводили руками и отсылали меня в инфопункт, который по случаю воскресенья был закрыт. Не без труда удалось найти таксиста, который за 4 фунта довез прямо до музея, причем вез достаточно долго, так что пешком я бы вряд ли дошел.
Вот так сейчас выглядит вход в музей. Как написано на сайте, билет стоит 7.50 английских фунтов.
А тогда, 16 лет назад, за вход взяли всего 3.75. Музей оказался большущим ангаром, где стояли десятки вертолетов самых разных моделей, в основном английские, но также американские, французские и даже несколько советских.
Английский вертолет Westland WS-55 Whirlwind, лицензионная версия американского Sikorsky S-55, производившегося с 1950 года. Данный вертолет был построен в 1964 году для британской королевской семьи.
Английский транспортный вертолет Bristol Belvedere (1958). Как видим, в 1950-х годах не только в США строили вертолеты такой схемы. В Монино вот стоит советский Як-24, тоже с тандемным расположением винтов. Сейчас такие вертолеты остались только у США — знаменитые «Чинуки».
Советский вертолет Ми-4 и английский беспилотник Westland Wideye
О музее я оставил отдельный отзыв — Английский вертолетный музей
Пока ходил по музею, попытался поговорить с двумя мужиками, сотрудниками музея. Один, толстяк, бубнил и шамкал что-то совершенно невнятное, второй же, объяснявший туристам как работает управление вертолетом, специально проговаривал все слова, видя, что перед ним иностранцы. Ну вот неужели англичане не понимают, что их речь едва можно разобрать? :)
В целом музей мне очень понравился. Набрал в магазинчике кучу сувениров и там же спросил у продавщицы, как бы мне доехать обратно. Выручила пара англичан, предложившая подбросить до города на машине.
После музея еще некоторое время погулял по городу. Правда со всего города заснял только вот эту Emmanuel Church.
Обратно в Бристоль приехали уже затемно. До автобуса на Лондон оставалось еще часа два. Немного прогулялся по вечернему городу, поснимал на видео фонтаны и кафедральный собор.
2. В центре Бристоля
А перед автовокзалом какая-то тетка бомжеватого вида стала меня о чем-то спрашивать, я сначала ответил ей, что не местный, но она снова что-то спросила, и на этот раз я уловил два слова — «паунд» и «коуч». Другими словами, просила денег на автобус. Но это не ко мне, у нищих лишних денег нет :)
Кстати, обратите внимание, в Англии междугородный автобус обозначается словом coach. В то время как bus — это только городской автобус.
На автовокзал я пришел за полчаса до отправления, и мы сразу отъехали. Интересно, а если бы я точно к восьми пришел, они бы стали меня ждать?
Столько всяких странных «пиплов» встречаешь в Англии :) На автобусе по дороге в Уэстон сзади меня сидела девица — вся голова раскрашена как тигровая шкура, волосы как бы склеены в тонкие свисающие кисточки, раскрашенные в розовый и зеленый цвет. На каждом пальце по разноцветному кольцу. И вся-вся морда в каких-то железках! Еще одна японка поразила в школе — вроде бы ничего, симпатичная. Но! Из нижней губы торчат три металлические скобы! А сегодня в поезде видел еще одну гопницу — в широких джинсах, полностью закрывающих ботинки и волочащихся по земле. Это видимо так сейчас модно :)
12 МАРТА, ПОНЕДЕЛЬНИК
После вчерашних приключений вставать утром было тяжело. В итоге, поняв, что опоздаю, и намного, решил идти на второй урок, а до этого поехать на вокзал Сент-Панкрас, посмотреть расписание поездов. Оказалось, что на лондонских вокзалах расписания поездов отсутствуют, найти их я сумел только в интернете. А поезда с вокзала идут в Бирмингем и Шеффилд. Тут же подумал, а хочу ли я туда поехать? Нет, наверно не хочу :)
На первой паре уроков, что начинается в 13 часов, у нас новый преподаватель — 24-летний Джон из Манчестера. Говорит он быстро, и поначалу его никто не может понять, все только недоуменно переглядываются. Как оказалось, дело было не столько в скорости, с которой он говорил, сколько в его североанглийском акценте — он говорил «туу муч» вместо too much, и «руннинг» вместо running. Вообще странно, как человек с таким произношением может работать в школе, хотя, с другой стороны, это и полезно с точки зрения распознавания различных акцентов.
У нас в группе было три японки — Нацуми, Хикару и Мики. Они каждый раз садились по-новому, и Джон постоянно их путал, создавая на уроке great fun :)
А еще он любил ловить опоздавших и заставлять их, покуда они не опомнились, повторять пройденный урок :)
3. В школе и на набережной Темзы
После школы и диннера я поехал на вокзал Юстон, оттуда идут поезда на Манчестер, Ливерпуль, Эдинбург и Глазго. Пытался в интернете посмотреть цены, но ничего найти не удалось, какая-то у них бестолковая страница. Вот то ли дело сайт автобусной компании National Express — есть все расписания автобусов, по всей Британии, и цены тоже указаны.
13 МАРТА, ВТОРНИК
С утра до школы решил прогуляться. Вышел из метро у Монумента. Это огромная колонна, построенная Кристофером Реном в честь пожара 1666 года. Внутри лестница, и если подняться наверх, дают сертификат, что ты поднялся. Стоило это полтора фунта, но я почему-то не пошел.
Прогулялся по Сити — ничего особо интересного, обратно вернулся по набережной Темзы. Она, кстати, не везде доступна, в частности пришлось обходить автостоянку.
После школы и ужина в семье я снова поехал в город, на этот раз на вокзал Ватерлоо. Вот теперь смотрю и удивляюсь — что меня все на вокзалы тянуло? Страсть к путешествиям искала выход? Но в итоге опять чуть не заблудился — доехал на электричке до станции Elephant & Castle, что на южном берегу Темзы, думал, что если сделать пересадку там, то будет быстрее. Где там! Оказалось, что станция подземки вовсе не рядом с ж/д станцией, а до нее еще надо довольно прилично идти по улице. Вышел, огляделся — ветер гоняет по улицам мусор, кругом сплошь одни негры. Куда я опять попал? Это точно Лондон? Вообще, как я понял, к югу от Темзы ничего интересного нет, и туда лучше не соваться.
На вокзале Ватерлоо узнал, что билет в Париж и обратно по «евротоннелю» стоит 70 фунтов. Интересно было бы на один день съездить в Париж. И съездил бы, если бы уже не бывал там раньше.
14 МАРТА, СРЕДА. МУЗЕЙ НАУКИ
Сегодня встал пораньше и решил начать ходить по музеям. Для начала выбрал музей науки. Предъявив свой студенческий, я получил билет всего за 4.95.
(Да, это сейчас образовательные музеи в Англии стали бесплатными, а тогда было не так.)
В музее стоят действующие модели паровых двигателей в натуральную величину, всякие турбины, котлы, паровозы и т. д.
Целый этаж посвящен кораблям, на верхнем этаже оказались самолеты. В конце зашел в медицинскую секцию. Поразило то, как умудрялись лечить больных и делать операции, когда не было современных инструментов. Заснял на видео обстановку у зубного врача в 1890 и 1930 году. Брррр :)
Вобщем, музей очень большой и сюда надо приходить минимум на полдня, а не на пару часов. А то я вот, задержавшись здесь, в школу пришел только ко второму уроку.
Вечером после диннера немного поговорили с Линн, в очередной раз услышал, какой у меня хороший английский. Ну я-то знаю, какой он хороший :)
15 МАРТА, ЧЕТВЕРГ. СОБОР СВ. ПАВЛА
С утра перед школой решил сходить в собор Св. Павла. Билет со скидкой стоил 4 фунта. Ниже несколько открыток.
Первое, чем поражает собор — своими огромными размерами, как снаружи, так и изнутри.
Немного постояв внутри под огромным куполом, я пошел искать лестницу наверх. 530 ступенек, лестница винтовая, но очень широкая. Внизу предупреждение — если вы страдаете болезнями сердца, то вам лучше не подниматься. Но ступеньки довольно низкие, так что поднимаешься, не напрягаясь. Наверху, у самого основания купола — Галерея Шепотов. Можно обойти вокруг, полюбовавшись видом сверху, а можно отдохнуть на лавочке. Кругом тишина, поэтому говорить здесь, действительно, лучше шепотом.
Дальше открытая галерея. Но и это еще не все. Оказалось, можно подниматься и дальше. По узким винтовым лестницам я пробрался на верхушку купола и вылез наружу на самом верху.
Верхняя галерея настолько крошечная, что там для того, чтобы разойтись вдвоем, одному приходится вжиматься в стену. Зато какой вид на Лондон — с одной стороны Тауэрский мост, с другой — где-то вдалеке и в тумане виднеется колесо обозрения, с которого я смотрел на Лондон в прошлом году.
Вид на Лондон со смотровой площадки на куполе Св. Павла
В подвале собора находится так называемый Склеп. Тоже интересное место, правда я уже торопился в школу и у меня не было времени там задерживаться, посмотрел только на гробницу адмирала Нельсона. Снимать, к сожалению, нигде было нельзя, а входить в конфронтацию со служителями не хотелось.
Вечером смотрел дома телевизор. У хозяев стоит тарелка с кучей разных каналов с трехзначными номерами. Щелкая пультом залез на каналы с номерами 700 и больше, оказалось, что за них надо платить поминутно, так что на меня сразу зашикали. Еще нашел канал Discovery Wings. Вот бы дома такой, сплошная авиация и все на английском :) А то вечно попадаются рассказы про какие-нибудь мумии да черепа.
16 МАРТА, СУББОТА
С утра поехал искать магазин технической книги Ian Allen. Долго блуждал вокруг вокзала Ватерлоо — я знал, где магазин должен быть на карте, но поскольку вокзал огромный, все было никак не сориентироваться, с какой стороны я нахожусь. Сам магазин очень понравился, там было очень много книг по авиации, вот только стоили уж очень дорого.
На первый урок в школу я опять не пошел. На следующем уроке Лори устроила какую-то совершенно дурацкую игру, в которой я принимать участие не захотел. Джон тоже дурака валял, стал объяснять идиомы с частями тела.
Домой опять пришел поздно, хотя подозревал, что по пятницам у хозяев опять будет торжественный ужин. Мартин на этот раз сидел в белой кипе. У японки сегодня последний день учебы, в воскресенье она уезжает.
17 МАРТА. LONDON DUNGEON
Какое счастье, сегодня выходной и в школу идти не надо. Я решил поехать на вокзал London Bridge поискать музей London Dungeon, о котором много слышал. Найти его удалось не без труда, т. к. он находился где-то под железнодорожным мостом рядом с самим вокзалом. У входа стояла порядочная очередь, раскрашенный мужик в черном плаще веселил народ, пугал детей и задирал туристов, проезжавших мимо в открытых авобусах. По сравнению с тем, что я читал в рекламных буклетах, билеты подорожали на 1 фунт, так что я, даже получив фунт скидки как студент и 2 фунта как пассажир Thameslink, был вынужден заплатить 7.50. Однако музей оказался достаточно интересный, так что своих денег я не пожалел.
В залах музея царит полумрак. Повсюду выставлены всякие ужасы — пытки, казни, средневековые эпидемии, повсюду виселицы. Звуковое сопровождение соответствующее. Из одного зала доносятся чьи-то крики, в другом слышно, как кого-то беспрерывно рвёт.
4. Расчлененка, кишки, отрубленные головы, повешенные ведьмы :)
Дальше специальный интерактивный раздел — суд Old Bailey. Группу людей заводят в полутемное помещение, стучит молоток и откуда-то сверху появляется судья в парике. Она выбирает наугад кого-то из посетителей, заодно спрашивая, откуда они приехали, и начинает разыгрывать суд. К примеру, одна женщина обвинялась в том, что шла по Бонд-стрит совершенно голой, а следующий за ней мальчик — в том, что он карманный вор. Ему она предложила отрубить все пальцы на руке, кроме одного, чтобы он мог ковырять в носу.
-Откуда вы? — спросила судья одного мужика.
-United States, -ответил тот.
-Guilty!!! — закричала она, не задав ему больше ни одного вопроса, чем изрядно развеселила окружавших.
Как видно, американцев не любят даже в Англии :)
Еще есть такой прикол. Стоят люди в темноте перед закрытыми воротами, ждут, пока их пропустят дальше. Вдруг откуда-то сверху вываливается висельник. После этого ворота открываются и можно идти дальше.
5. Висельники, суд Old Bailey, Великий Пожар
Особенно запомнилось стробоскопическое колесо в разделе Великого Пожара. Идешь как бы в дыму по дорожке сквозь вращающийся барабан со щелями. За счет этих щелей и света пропускаемого ими создается потрясающий эффект. Меня просто завалило в сторону, настолько сильно эта штука бьет по психике. Остальной народ тоже повис на перилах, чуть не падая.
На выходе, как обычно в музеях, шоп и ресторан. В ресторане видел нескольких имбецилов в инвалидных колясках, их тоже привезли в музей, хотя они больше бы смотрелись здесь в качестве экспонатов :)
(С тех пор, как я понял, музей мало того, что очень сильно расширил экспозицию, так еще и переехал. Если раньше он располагался у вокзала London Bridge, то теперь он значится на карте рядом с колесом обозрения, в том же здании, где и Лондонский Аквариум. Но вот на Туристере он по-прежнему обозначен на старом месте.)
Вобщем, музей мне очень понравился. День явно не пропал даром и поскольку у меня еще оставалось много времени, я решил съездить в музей авиации.
17 МАРТА. МУЗЕЙ RAF HENDON
К сожалению, карту Лондона я забыл дома, так что пришлось ехать наудачу до станции метро Colindale. Поезда там уже ходят по земле. Музей оказался совсем рядом, так что нашел я его быстро. В огромном ангаре стояли десятки самолетов. Честно говоря, на открытом воздухе они бы смотрелись лучше, а так для экономии места пришлось их очень плотно упаковывать, так что из-под крыла одного может торчать нос другого. Особенно поразил бомбардировщик Вулкан, уткнувшийся носом в угол. Ну и огромный же. Еще был ярко белый бомбардировщик Вэлиант, тоже очень красивый.
6. Зенитная ракета «Бладхаунд» у входа. МиГ-15 и Сейбр. Бомбардировщик «Веллингтон»
Английский реактивный истребитель «Метеор». Широко использовался Royal Air Force в послевоенные годы.
Немецкий реактивный истребитель Heinkel He-162. Пошел в производство в 1945 году, но на исход войны повлиять уже не смог.
Если МиГ-15 я уже видел до этого в Монино, то его противника по Корейской войне, F-86 «Сейбр», я видел впервые. Поразился, насколько он больше МиГа по размерам.
Рядом с ними встретил парочку американцев, которые никак не могли произнести «Микоян-Гуревич». Я им помог:) Потом поговорили с ними, женщина рассказала, что в начале 90-х она работала в Финляндии и несколько раз по делам была в Эстонии. Подарил ей пару открыток об Эстонии, а она мне — Сникерс, так как больше у нее ничего не оказалось:)
А музей оказался не так далеко от дома, где я жил. Вот только тогда я точного расстояния не знал и, кажется, поехал на метро обратно в центр. А еще до этого я пытался дойти туда пешком от дома, но побоялся, что будет слишком далеко. А ведь 1.2 мили - это же меньше 2 км, всего-то 20 минут пешком.
Вечером хозяева как всегда куда-то уехали, и у телевизора собрались я, две чешки и Рёко. Смотрели «Звездные войны», я обнаружил, что почти все понимаю, еще бы, по двадцатому разу уже наверно смотрел :) Показал чешкам только что купленную в магазине Ian Allen книжку о вертолетах, они немало удивились, т. к. она была на чешском языке :) Было очень жаль покидать их компанию, но в 22:30 у меня ночной автобус на Эдинбург.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► Как я учил английский в Англии и ездил в Шотландию
Все части рассказа —
1. Как я учил английский в Англии и жил в английской семье
2. Как я учил английский в Англии и ходил по английским музеям
3. Как я учил английский в Англии и ездил в Шотландию
4. Как я учил английский в Англии и ездил в Уэльс
5. Как я учил английский в Англии и ездил в Ирландию
6. Как я учил английский в Англии и опоздал на самолет
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм