ДВ. Биробиджан: «Дальневосточный гектар» Иосифа Сталина (в поисках смысла)
Бира, река своенравная, протекая через Биробиджан, она еще сохраняет все признаки горной реки — изобилует перекатами и имеет достаточно быстрое течение. Её длина составляет около 261 км и берет она свое начало от слияния рек Сутары и Кульдура на западе ЕАО, в районе поселка Биракан. Являясь притоком реки Амур и частью его водосборного бассейна, она просто «вынуждена» иметь схожий с ним тип гидрологического режима, объединяемый в понятие «река Амурского типа». Это означает преимущественно дождевое питание, обязательный летний паводок с подъемом воды до 3–5 метров и межень в зимний период. Если быть более точным в переводе, то Бира переводится не просто как река, а как река большой воды. На Бире, даже жил когда то этнос, самоназвание которого было — бирары, что обозначает «люди большой воды». Бира вместе с Биджаном — две главные артерии ЕАО и это отражено на гербе области в виде двух голубых полос на зеленом фоне. Область целиком лежит в пределах бассейнов этих двух рек, за исключением крайней юго-западной и западной части.
Герб ЕАО. Источник: Интернет
Река Бира (вид со смотровой площадки)
Река Бира (вид с правого берега)
Бира вид от микрорайона им. Бумагина
Бира разливается часто и по пойме, как по весне, так и в конце лета — начале осени, когда идут муссонные дожди. Чтобы Бира из берегов не выходила, на заливаемых поймах строят дамбы. Например, по левобережью в Биробиджане такая дамба тянется на добрый десяток километров, защищая город от наводнений. Как правило, такие дамбы отсыпают грунтом, до высоты 4–5 метров, шириной до 3 м., а по её верху идет дорога. С точки зрения прогулок, это очень удобно. Набережная в центральной части, есть не что иное, как облагороженная дамба, с укрепленными берегами и замощенная тротуарной плиткой. Конечно, такой она была не всегда.
Мост через Биру и набережная, 1962 год. источник: http://riabir.ru/wp-content/uploads/2015/08/damba-na-beregu-Biryi-1962-1024x742.jpg
Затопленная пойма реки Биры
Затопленная пойма реки Биры с одиноким рыбаком
Река Бира и Сопка (вид с левого берега)
На мой взгляд, для того, чтобы продолжить нашу экскурсию по Набережной, необходимо прочувствовать вот что. Строительство дамб, наряду с осушением болот и строительством инфраструктуры являлось первоочередной задачей, стоящих перед переселенцами — евреями, пребывающими в Биробиджан. Хотя, наверное, в то время все задачи были первоочередные и строительство города на болоте, есть не что иное, как трудовой подвиг, подобный строительству Комсомольска-на-Амуре. Только вот строительство Комсомольска, было преподнесено как трудовой подвиг комсомольцев, а строительство Биробиджана, так и осталось трудовыми буднями евреев.
Я так и представляю Сталина, ухмыльнувшегося хитро, пыхнувшего трубкой и сказавшего: «Ну что, хотят евреи земли, так она у нас есть…». А подойдя к карте СССР, ткнул мундштуком в среднюю часть Амура: «…вот, сколько хочешь! Пусть берут и поднимают…».
Полная версия размышлений не вошедшая в формат рассказа здесь:https://pervuhinsergey1961.tourister.ru/blog/9466
Вид на набережную с дрона. Спасибо авторам, я бы так подняться не смог. Источник:http://static-0.podshipnik-servis.ru/sites/default/files/text-image/birobijan.jpg
Набережную Биробиджана условно можно разделить на обустроенную и не обустроенную часть. Обустроенная протянулась от первого моста связывающего Сопку и левобережье до филармонии на 750 метров, этот участок замощен плиткой, а берег укреплен бетонными блоками. Практически на всем протяжении набережную от реки Биры отделяет балюстрада с четырьмя сложными ротондами. В центральной части набережной колоннада, через которую можно попасть на вторую биробиджанскую площадь — площадь Ленина.
Памятник В.И. Ленину, работы Л. Кербеля
Памятник В.И. Ленину, работы Л. Кербеля, на фоне возводимой женской консультации
Площадь Ленина. Дом Правительства ЕАО
Там же с 1978 года стоит памятник вождю, работы Льва Кербеля. Вождь не оригинален, его клонированные копии есть еще в десятке городов, правая рука в кармане, левая сжимает кепку — высота 6,3 метра. Позади Владимира Ильича женская консультация, чуть правее морг — вот такое соседство уже оригинально и навевает размышления о бренности жизни, от момента рождения до смерти. Вся эта сложная композиция с консультацией и моргом на фоне Ленина отделена от широкого пространства площади, вымощенной бетонными плитами и выходящего на Биру, проспектом им. 60-летия СССР. Если стоять спиной к вождю слева будет находиться Правительство ЕАО, а справа, напротив его, Суд ЕАО. Согласитесь, тоже намек не из тонких. За судом находится мэрия Биробиджана. Таким образом, Правительство области и мэрию разделяет только суд. Сплошной фэн-шуй, я бы сказал, с намеками и параллелями.
Вообще Биробиджан по части символов, запрятанных в градостроительных планах, и в подсознании Ханнеса Майера, бывшего директора знаменитого Баухауса (школы европейского конструктивизма), который изначально планировал Биробиджан, наверное, не менее таинственен Санкт-Петербурга. С виду наивные и непримечательные малые архитектурные формы, на самом деле таят в себе не только подтексты, но и концептуальные смыслы.
Мы на минуту отвлечёмся от набережной и перенесемся на квартал к северу. Мы на третьей площади названной площадь Дружбы. Её спроектировали и построили под «ключ» китайцы в 2002 году, совершенно бесплатно, в знак теплой дружбы связывающей «Хитрый» город и его побратима — городской округ Хэган.
Мне, когда я первый раз её увидел, сначала показалось, что я детской площадке, самостоятельно возведенной родителями для своих детей, чтобы они не играли где попадя, ведь такие площадки в Биробиджане, не редкость. Они имеют вырубленные из ствола буратиноподобных крокодилов Ген, Чебурашек, лебедей вырезанных из автомобильных покрышек, грибочки, сделанных из отхожих тазиков и разрисованных под мухоморы и прочего мусора, который лень было тащить до помойной кучи. Но потом я пригляделся и понял, что это центр города, что это все по серьезному, и никак не по детски.
Центральная композиция на площади Дружбы
Сооружение в центре площади, замощённой тротуарной плиткой, представляет собой сваренные из листов железа руки, вознесенные к небу и держащие в кубических ладонях шар. По всей видимости, шар символизирует землю, вокруг которой видны орбиты из проволоки. Шар пророс несколькими прутьями, к которым прикреплены ромбические звезды. Второй вариант мелькнувшей догадки — модель атома, вокруг которого вращаются частицы. Руки живо напоминают иллюстрации роботов из первых детских книжек о будущем, а из подсознания всплывает имя — Железяка.
Морской-лев альбинос (он же динозавр)
Морские-львы альбиносы (они же динозавры)
белый медведь страдающий гепатитом и умеющий разговаривать с рыбами
белый медведь страдающий гепатитом и умеющий разговаривать с рыбами
панда, грызущая бамбук в компании с медвежонком - бультерьером
панда, грызущая бамбук в компании с медвежонком - бультерьером (фрагмент)
В четырех точках квадратной площади, в равном удалении от железных рук, четыре бетонных тумбы, облицованные коричневой плиткой, на них расположились забавные зверюшки китайского зоопарка. Они, судя по всему, тоже выполнены из бетона и покрашены сверху масляной краской. Зверье достаточно узнаваемое, это: панда, грызущая бамбук в компании с медвежонком — бультерьером, морские львы-альбиносы (больше похожие на динозавров), играющие с мячом, группа пингвинов в бело-оранжево-черной цветовой гамме и белый медведь страдающий гепатитом и умеющий разговаривать с рыбами. В чем тайный смысл этих форм я совершенно затрудняюсь ответить. Но детям нравится, мой Артем, например, с большим удовольствием позирует у этого зверья, и ему видимо все равно оранжевые пингвины или белые. А вот мне не все равно… Мне почему-то кажется, что такие вот произведения «китайского искусства», наоборот убивают у детей чувство прекрасного. Я конечно не специалист по части этнической психологии, но мне кажется, что те китайцы, которые это сотворили, были немного «не в себе», от того, что обкурились какой то гадости. Ну не может нормальный человек, такое вот придумать, а нормальный чиновник дать «добро» на то, чтобы вот это стояло в центре города. Рассматривая фотографии разных лет, я вдруг обнаружил, что и не стоИт, а двигается. Посмотрите на пингвинов…
группа пингвинов в бело-оранжево-черной цветовой гамме (первая версия)
группа пингвинов в бело-оранжево-черной цветовой гамме (вторая версия)
Я даже так живенько представил, как ночью, все эти фигуры оживают и начинают при свете луны жить своей жизнью — морские львы мячик подбрасывать, медведь о своем гепатите рыбам рассказывает, панда-мама с хрустом жует бетон. Тут я пошел еще дальше, и подумал о том, что может быть и руки эти не руки, а что-то вроде Троянского коня, из которого в судный день полезут зомбированные, обкуренные китайцы, ждущие своего часа и посматривающие в щели между металлическими пластинами…
А вообще в Биробиджане много скульптурных композиций посвященных животным. Например, в местном ГУ МЧС в скверике у прудика, заботливо смастеренным спасателями мирно пасется семейка оленей. У местного ЗАГСа, что совсем рядом с набережной, на клумбах два лебедя, по всему городу каменные китайские львы, а на набережной, на которую мы с вами возвращаемся, есть памятник семейной паре журавлей, тоже работы «китайских мастеров ручной ковки и ручного литья».
У журавлей любят фотографироваться семейные пары. Эта любовь биробиджанцев пошла еще дальше и они на гербе ЕАО между стилизованными линиями рек поместили тигра, видимо как символ возрождения области, ведь у тигров, как и у евреев, свой исход.
Монета достоинством 10 рублей. ЕАО
Раньше тигров в этих лесах было много, теперь днем с огнем не найдешь, последнего на территории ЕАО застрелили в 1989 году. С 2013 года в ЕАО живет тигрица Золушка. Ее охраняют очень бдительно, ведь это символ с герба. Но тигры животные свободолюбивые — захотел-ушел, захотел-остался. Вот как тигр Кузя, ведь ему даже Владимир Владимирович, который его выпустил не указ, переплыл Амур и ушел в Китай и сейчас, говорят, живет у китайцев в заповеднике, а по ночам глядит с того берега на Амурзет.
Ну да ладно, не будем о грустном, возвращаемся к нашим скульптурам. На набережной осталось еще две работы китайского Данилы-мастера, о которых я не рассказывал. Это Евгений Онегин и Художник, размещенных вполне симметрично, относительно центра набережной и стоящих так с 2009 года. Отлиты они из бронзы и в целом смотрятся достаточно неплохо, конечно, это не «Роденовский мыслитель» и не «писающий мальчик», но уже покушались…У Онегина пытались оторвать трость — китайцы ее слабо приварили к руке. А вот художнику наоборот постоянно несут монетки и кладут их на палитру.
Набережная скульптура из бронзы "Е. Онегин" (Поэт)
Набережная скульптура из бронзы "Художник"
С набережной во всей красе видна сопка с телебашней, которая изображена на гербе города. Это главный символ Биробиджана, всегда напоминавший евреям о Сионе. Она так и называлась в период освоения — красный Сион.
Герб Биробиджана. Источник: http://www.millionpodarkov.ru/incoming_img/profsuvenir.ru/4555223.jpg
На самой вершине, в 1972 году, была возведена телебашня высотой 225 метров, затем видимо подумали и нарастили еще 9 метров. На момент запуска в эксплуатацию, это была третья по высоте телебашня в СССР, после Останкинской и Санкт-петербургской. С учетом высоты Сопки, а это еще сотня метров, она по-прежнему третья, но с учетом новых телебашен появившихся после 1972 года, уже на 9-месте. Сопка — естественное украшение рельефа в городе, видимое практически отовсюду, больше глазу зацепиться не за что. Она красива в любую погоду и непогоду, а с недавнего времени ночью в субботу и воскресенье, на телебашне загорается иллюминация из трех ярусов ламп, последний из которых галогеновый.
Телебашня по праздникам и выходным ночью
На Сопку можно подняться по улице Антенной и в промежутках между дубами фотографировать город.
Подъем биробиджанских девушек на сопку в дубовом лесу
Конечно, если забраться на саму вышку, фотографии выйдут гораздо удачнее, но сами понимаете, туда вас никто не пустит по соображениям безопасности, в том числе и вашей. Мало ли что у вас на уме, были уже случаи суицида, да и флаги ЛДПР вешали.
Река Бира (вид со смотровой площадки)
Река Бира (вид со смотровой площадки)
Если стоять лицом к Сопке и Бире, то справа находится еще одна, меньшая сопка, больше похожая на утес, с обрывистыми склонами. Это обзорная площадка с высотой около 40 метров, над рекой Бира. Благодаря площадке, вид открывается изумительный, но, к сожалению, только на окраину города и спальный район «им. Бумагина», бывший некогда одним из рабочих поселков. Особенно красиво здесь по весне, когда все одевается в яркую весеннюю зелень, а на склонах цветут рододендроны. Можно сесть на край обрыва, свесить ноги в заросли цветов и долго, неторопливо думать о смыслах…
А они здесь на каждом шагу. Нужно только увидеть.
ДВ. Биробиджан: Портал в «Хитрый город»
ДВ. Биробиджан: «Дальневосточный гектар» Иосифа Сталина
ДВ. Биробиджан: «Дальневосточный гектар» Иосифа Сталина (в поисках смысла)
ДВ. Биробиджан: сезон весенней охоты на девушек (в поисках региональной идентичности)
ДВ. Биробиджан: три холма Сиона второй Земли Обетованной (в поисках ассоциаций)
ДВ. Биробиджан: замерзший Сион (в поисках Нового года)
Теги:
Самостоятельные путешествия